Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения по отдельным вопросам применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами
Приказ от 7 апреля 2010 года № 224
(извлечение)
Руководствуясь законами Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», «О государственной налоговой службе в Украине», приказом Государственной налоговой администрации Украины от 12.04.2003 № 176 «Об утверждении Порядка предоставления разъяснений отдельных положений налогового законодательства», с целью выполнения постановления Кабинета Министров Украины от 27 января 2010 года № 86 «О предоставлении налоговых и других разъяснений» и распоряжения Государственной налоговой администрации Украины от 02.03.2010 № 39-р «О разработке налоговых разъяснений»
приказываю:1.
Утвердить Обобщающее налоговое разъяснение по отдельным вопросам применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами (прилагается).<…>
5. Приказ вступает
в силу со дня обнародования.<…>
Председатель А. Папаика
Утверждено приказом Государственной налоговой администрации Украины от 07.04.2010 № 224
Обобщающее налоговое разъяснение по отдельным вопросам применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами
В настоящем Разъяснении установлены следующие сокращения:
Закон Украины от 28 декабря 1994 года № 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» (в редакции Закона Украины от 22 мая 1997 года № 283/97-ВР) —
Закон № 334;Закон Украины от 25 июня 1991 года № 1251-XII «О системе налогообложения», с изменениями и дополнениями, —
Закон № 1251;Закон Украины от 21 декабря 2000 года № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», с изменениями и дополнениями, —
Закон № 2181;Закон Украины от 3 апреля 1997 года № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость», с изменениями и дополнениями, —
Закон № 168;Закон Украины от 6 июля 1995 года № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», с изменениями и дополнениями, —
Закон № 265;Закон Украины от 18 сентября 2008 года № 523-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам регулирования предпринимательской деятельности» —
Закон № 523 ;Закон Украины от 19 октября 2000 года № 2063-III «О государственной поддержке малого предпринимательства», с изменениями и дополнениями, —
Закон № 2063;Указ Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (в редакции Указа Президента Украины от 28 июня 1999 года № 746/99) —
Указ;постановление Кабинета Министров Украины от 16 марта 2000 года № 507 «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727», с изменениями и дополнениями, —
постановление № 507;приказ ГНА Украины от 01.03.2000 № 79 «Об утверждении Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость», зарегистрированный в Минюсте 03.04.2000 под № 208/4429, с изменениями и дополнениями, —
Положение № 79;приказ ГНА Украины от 23.06.2006 № 352 «Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения по применению положений Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» —
приказ № 352;приказ ГНА Украины от 28.02.2003 № 98 «Об утверждении формы Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом и Порядка его составления», зарегистрированный в Минюсте 19.03.2003 под № 221/7542, —
приказ № 98;приказ ГНА Украины от 12.10.99 № 554 «О внесении изменений в форму Книги учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства — юридического лица и Порядок ее ведения», зарегистрированный в Минюсте 19.10.99 под № 713/4006, —
приказ № 554;приказ ГНА Украины от 12.10.99 № 555 «О внесении изменений в форму и Порядок выдачи Свидетельства о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом», зарегистрированный в Минюсте 18.10.99 под № 709/4002, —
приказ № 555;Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 № 92, зарегистрированное в Минюсте 18.05.2000 под № 288/4509, —
П(С)БУ 7;Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденная постановлением Правления Национального банка Украины от 12.11.2003 № 492, с изменениями и дополнениями, зарегистрированная в Минюсте 17.12.2003 под № 1172/8493, —
Инструкция № 492.С целью правильности администрирования единого налога и обеспечения полноты и своевременности уплаты в бюджет этого налога сообщаем следующее.
1. О порядке перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства — юридических лиц
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства может применяться субъектом предпринимательской деятельности по его желанию на условиях, определенных Указом.
Упрощенная система вводится для субъектов малого предпринимательства, в частности, юридических лиц — субъектов предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн гривень.
Что касается применения термина «год»
в понимании Указа, то постановлением № 507 определено, что под термином «год» употребляется термин «календарный год», который начинается 1 января и продолжается по 31 декабря включительно.Субъект малого предпринимательства — юридическое лицо при переходе на упрощенную систему налогообложения должен учитывать условия, указанные в ст. 7 Указа и других законодательных актах.
Плательщиками единого налога не могут быть:
доверительные общества, страховые компании, банки, ломбарды, другие финансово-кредитные и небанковские финансовые учреждения;
субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие обмен иностранной валюты;
субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют деятельность в сфере игорного бизнеса (в том числе деятельность, связанную с устройством казино, других игорных мест (домов), игровых автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведением лотерей (в том числе государственных) и розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме), осуществляют обмен иностранной валюты;
субъекты предпринимательской деятельности, которые являются производителями подакцизных товаров, осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с экспортом, импортом и оптовой продажей подакцизных товаров, оптовой и розничной продажей подакцизных горюче-смазочных материалов;
субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие: добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования; оптовую, розничную торговлю промышленными изделиями из драгоценных металлов, подлежащими лицензированию в соответствии с Законом № 1775;
субъекты хозяйствования, в уставном фонде которых доли, принадлежащие юридическим лицам — участникам и учредителям данных субъектов, не являющихся субъектами малого предпринимательства, превышают 25 процентов;
совместная деятельность, определенная пунктом 7.7 ст. 7 Закона № 334.
Законом № 523 внесены изменения в ст. 63 Хозяйственного кодекса и в ст. 1 Закона № 2063 в части определения субъектов малого предпринимательства. В соответствии с внесенными изменениями субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами являются субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и объем годового валового дохода не превышает 70 млн гривень.
Однако, несмотря на внесенные Законом № 523 изменения, упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога имеют право применять только те субъекты малого предпринимательства, которые отвечают требованиям Указа, т. е. у которых в соответствии со ст. 1 Указа объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн гривень.
Следовательно,
принятие Закона № 523 не привело к изменению критериев по определению права на применение упрощенной системы налогообложения, установленных Указом. При этом увеличение предельной границы объемов годового валового дохода (с 500 тыс. евро до 70 млн грн.) для субъектов малого предпринимательства дало право на расширение учредительного круга юридических лиц — субъектов малого предпринимательства, изъявляющих желание перехода на упрощенную систему налогообложения.При подаче заявлений на переход на упрощенную систему налогообложения субъекты малого предпринимательства должны принять во внимание внесенные изменения и при этом соблюдать требования Указа. В частности, в случае перехода субъектами малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения следует обращать внимание на недопущение превышения 25 процентов доли в уставном фонде, принадлежащей юридическим лицам — участникам и учредителям данного субъекта, не являющимся субъектами малого предпринимательства.
Что касается распространения действия Указа на предприятия, основанные на государственной и коммунальной формах собственности
, у которых не сформирован (отсутствует) уставный фонд, то приказом № 352 предоставлено разъяснение о запрете применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства с государственной и коммунальной формами собственности.Решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъект хозяйствования может принять не более одного раза в календарный год, самостоятельно выбрав одну из следующих ставок единого налога:
6 процентов
суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора в случае уплаты НДС;10 процентов
суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), за исключением акцизного сбора, в случае включения НДС в состав единого налога.Плательщики единого налога — юридические лица обязательно должны выполнять требование по соблюдению объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не более 1 млн гривень. В ином случае они со следующего отчетного периода (квартала) переходят на общую систему налогообложения.
Если в Уставе субъекта малого предпринимательства указаны виды деятельности, на которые не распространяется действие Указа, а на момент подачи заявления о выдаче указанного Свидетельства он не осуществляет указанную деятельность и не получил соответствующую лицензию, о чем он в письменном виде уведомляет орган ГНС, такой субъект может получить Свидетельство о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом.
Одним из условий перехода на упрощенную систему налогообложения является
отсутствие задолженности по уплате установленных налогов и обязательных платежей, срок уплаты которых наступил на дату подачи заявления.Рассрочка налоговых обязательств, предоставленная в соответствии со статьей 14 Закона № 2181, не дает права перехода на упрощенную систему налогообложения, поскольку такая рассрочка не ликвидирует задолженности плательщика налогов.
По поводу применения норм Закона № 168 при переходе на упрощенную систему налогообложения необходимо отметить следующее
.Если плательщик перешел на уплату единого налога по ставке 10 процентов, то он должен аннулировать Свидетельство о регистрации плательщика НДС, и соответственно утрачивается право на начисление налога при осуществлении операций по продаже товаров (работ, услуг), выписку налоговых накладных, получение налогового кредита при осуществлении операций по приобретению товаров (работ, услуг), получение бюджетного (экспортного) возмещения.
Процедура снятия с учета плательщика НДС при переходе на упрощенную систему налогообложения регламентируется Положением № 79. При этом указанные плательщики обязаны возвратить в налоговый орган по месту регистрации оригинал Свидетельства плательщика НДС и все заверенные налоговым органом его копии, а также подать в налоговый орган налоговую декларацию по НДС, в которую должны быть включены все операции за последний отчетный период, по которым возникали налоговые обязательства (в том числе с условной продажей товарных остатков и основных фондов), и внести в бюджет суммы НДС, подлежащие уплате согласно указанной декларации.
В соответствии с п. 12.2 Положения № 79 не зарегистрированное плательщиком налога на добавленную стоимость юридическое лицо, которое согласно Указу переходит на упрощенную систему налогообложения и выбрало ставку единого налога 6 процентов, подлежит обязательной регистрации как плательщик налога на добавленную стоимость, начиная с первого числа того отчетного периода (квартала), с которого осуществлен переход на упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога 6 процентов.
То есть
применение плательщиком единого налога ставки 6 процентов возможно только при условии обязательной регистрации такого субъекта хозяйствования плательщиком налога на добавленную стоимость на общих основаниях и обеспечения им уплаты налога на добавленную стоимость.В то же время п. 14.1 Положения № 79 определено, что налоговый орган вправе отказывать в регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость и выдаче Свидетельства, если заявитель не подпадает под определение плательщика налога или возникают основания для аннулирования регистрации такого плательщика.
В случае исключения субъекта хозяйствования из категории плательщиков налога на добавленную стоимость, такой плательщик единого налога утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения по ставке 6 процентов и должен перейти на общую систему налогообложения или изменить ставку единого налога на 10 процентов.
Свидетельство действует только до конца календарного года
, выписывается на бланке строгой отчетности и подлежит возврату в орган налоговой службы, который его выдал.В случае изменения плательщиком места пребывания в середине года
, следует учитывать, что действующее законодательство обязывает плательщиков налогов до конца бюджетного года уплачивать налоги в бюджет по предыдущему месту регистрации, поэтому для перехода на упрощенную систему налогообложения на следующий календарный год субъект предпринимательства — юридическое лицо в установленные сроки подает заявление в налоговый орган по предыдущему месту регистрации. В этой же налоговой инспекции в установленном порядке выдается свидетельство. Это свидетельство предоставляет право на применение упрощенной системы налогообложения и действует по новому месту пребывания, но после окончания срока его действия возвращается в налоговый орган, который его выдал.О праве перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъекта малого предпринимательства — юридического лица, имеющего учредителя (одного из учредителей) — нерезидента (юридическое или физическое лицо) независимо от доли в уставном фонде предприятия, необходимо отметить следующее.
В соответствии со ст. 7 Указа его действие не распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, в уставном фонде которых доли, принадлежащие юридическим лицам — участникам и учредителям данных субъектов, не являющимся субъектами малого предпринимательства, превышают 25 процентов.
Если субъект предпринимательства имеет учредителя нерезидента — юридическое лицо, которое не является субъектом малого предпринимательства и которому принадлежит более 25 процентов уставного фонда предприятия, то он не может перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога.
Что касается вопроса перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъекта малого предпринимательства — юридического лица, которое имеет учредителя — физическое лицо
и доля взносов которого в уставный фонд предприятия превышает 25 процентов, то ограничения в отношении учредителей — физических лиц Указом не предусмотрены.Таким образом, если учредителем предприятия выступает физическое лицо, то независимо от его доли в уставном фонде предприятия и в случае соответствия требованиям Указа по объему выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и среднеучетной численности работающих, а также при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей за предыдущий отчетный (налоговый) период, предприятие может перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога.
Актуальным является вопрос перехода на упрощенную систему налогообложения субъектов хозяйствования, имеющих филиалы.
Необходимо учесть, что плательщиком единого налога может быть только субъект предпринимательской деятельности со статусом юридического лица, поэтому филиалы без статуса юридического лица не могут перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности отдельно от юридического лица.Если предприятие переходит на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности вместе с филиалами, то при подаче заявления о выдаче Свидетельства о праве уплаты единого налога в орган ГНС указывается также идентичная информация, касающаяся филиалов. Перечень филиалов указывается в Свидетельстве о праве уплаты единого налога.
Неприбыльные учреждения и организации также не могут перейти на упрощенную систему налогообложения, поскольку не являются субъектами предпринимательства.
2. О порядке ведения налогового учета для субъектов малого предпринимательства — юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения и порядок обложения единым налогом
Порядок предусматривает необходимость отражения в доходной части Книги, кроме выручки, поступившей на текущий счет или (и) в кассу, также внереализационных доходов и выручки от других операций (графа 5 Книги).
Применение упрощенной системы налогообложения не позволяет субъектам предпринимательской деятельности — юридическим лицам применять другой способ расчетов за отгруженную продукцию, кроме наличного и безналичного расчетов средствами.
В этом контексте требует разъяснения вопрос
о правомерности применения плательщиками единого налога вексельной и бартерной форм расчетов.Проведение расчетов с применением векселей отражается в соответствующем договоре, который заключается в письменном виде. В случае выдачи (передачи) в соответствии с договором векселя прекращаются денежные обязательства, касающиеся платежа по этому договору, и возникают денежные обязательства по платежу по векселю. То есть после получения векселя обязательства по договору поставки продукции погашаются в
неденежной форме.Указом также установлен запрет на осуществление плательщиками единого налога расчетов путем бартерных операций, которые в соответствии с Законом № 334 предусматривают проведение расчетов за товары (работы, услуги) в любой форме, отличной от денежной, включая любые виды зачета и погашения взаимной задолженности, в результате которых не предусматривается зачисление средств на счета продавца для компенсации стоимости таких товаров (работ, услуг).
Учитывая указанное,
плательщики единого налога — юридические лица не имеют права осуществлять вексельные и бартерные расчеты за отгруженную продукцию.При этом согласно статье 5 Указа в случае нарушения указанных требований плательщик единого налога должен перейти на общую систему налогообложения начиная со следующего отчетного периода (квартала).
Если за реализованную продукцию получена выручка в валюте, следует обратить внимание на следующие особенности
.В соответствии с требованиями подпункта 5.3 пункта 5 Инструкции № 492 на текущие счета в иностранной валюте юридических лиц зачисляются средства, перечисленные из-за границы нерезидентами по внешнеэкономическим контрактам (договорам, соглашениям) через распределительные счета.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета банков Украины распределительные счета субъектов хозяйствования открываются банком для учета поступлений, подлежащих распределению или дополнительному предварительному контролю. Валютные средства могут находиться на распределительном счете предприятия до момента зачисления на текущий счет до пяти дней.
Поскольку распределительные счета выполняют сугубо техническую функцию,
расчет базы обложения единого налога происходит исходя из суммы валютной выручки, зачисленной на текущий счет субъекта хозяйствования.Следует обратить внимание, что банковский термин «расчетный счет» заменен на «текущий счет».
Порядком ведения Книги учета доходов и расходов предусмотрено, что в доходной части Книги отражаются все поступления, полученные на текущий счет и в кассу субъекта малого предпринимательства от продажи продукции (товаров, работ, услуг), имущества, включая основные фонды, которые принадлежат субъекту малого предпринимательства и реализованы в отчетном (налоговом) периоде, внереализационные доходы и выручка от другой реализации.
На основании ежеквартальных итогов этой Книги заполняется Расчет, который подается в государственную налоговую инспекцию по месту регистрации.
Базой для исчисления единого налога согласно статье 3 Указа для юридических лиц является сумма выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Плательщики единого налога с целью определения выручки применяют кассовый метод, при котором налоговые обязательства отражаются не по первому событию, а только во время поступления средств на текущий счет или (и) в кассу в связи с осуществлением операций по продаже.
Предприятия, применяющие ставку единого налога в размере 6 процентов, должны включать в сумму выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и суммы НДС. Это связано с тем, что на основании ст. 3 Указа единым налогом по этой ставке облагается выручка без учета только акцизного сбора. На это указывают также положения п. 6 Порядка ведения Книги учета доходов и расходов (приказ № 554).
Следовательно,
суммы НДС входят в состав выручки и включаются в базу обложения единым налогом.Необходимо обратить внимание на налогообложение операций особого вида.
2.1. Налогообложение дотаций и субсидий, полученных из бюджета и использованных для частичного финансирования фонда заработной платы и платы за энергоносители
С целью государственного регулирования цен в бюджете могут предусматриваться ассигнования для компенсации расходов предприятий и организаций определенных отраслей, связанных с подорожанием сырья, материалов, оборудования, увеличением других производственных расходов и т. п., в виде субсидий, текущих трансфертных выплат и капитальных трансфертов.
Доход плательщика налога, полученный из бюджета в виде дотаций, субсидий в целях государственного регулирования цен, считается доходом от внереализационных операций и включается в базу налогообложения.
Учитывая приведенное, субъект хозяйствования — юридическое лицо для обложения единым налогом должен учитывать
все поступления средств, полученные на текущий счет и в кассу от продажи продукции (товаров, работ, услуг), суммы внереализационных доходов, включая средства, полученные из бюджета и использованные для частичного финансирования фонда заработной платы и платы за энергоносители, выручку от другой реализации.2.2. Обложение единым налогом возвратной тары
Согласно Порядку составления Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом, утвержденному приказом № 98, в строке 4 Расчета отражается общая сумма средств, полученная на текущий счет или (и) в кассу субъекта малого предпринимательства, с учетом средств, полученных от реализации основных фондов.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 5 Закона № 2181, если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных статьей 15 данного Закона) плательщик налогов самостоятельно выявляет ошибки в показателях ранее поданной налоговой декларации, такой плательщик налогов имеет право предоставить уточняющий расчет или отразить уточненные показатели в составе налоговой декларации за любой последующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены.
То есть согласно приказу № 98 плательщик единого налога — продавец в строке 7 Расчета сможет отразить возвращенные средства покупателю за возвращенную ему тару или подать уточняющий расчет в соответствии с приложением.
Таким образом, поскольку применяется кассовый метод исчисления выручки, то предприятие для обложения единым налогом должно учитывать все поступления средств на текущий счет или (и) в кассу от продажи продукции (товаров, работ, услуг), суммы внереализационных доходов, выручки от другой реализации, включая средства, поступившие на текущий счет или (и) в кассу предприятия за тару.
2.3. Налогообложение операций от реализации основных фондов и некоторых других доходов
В соответствии со статьей 1 Указа в случае осуществления операций по продаже основных фондов выручкой от реализации считается разница между суммой, полученной от реализации этих фондов, и их остаточной стоимостью на момент продажи.
То есть субъект малого предпринимательства, осуществляющий операции по продаже основных фондов, для обложения единым налогом должен учитывать все средства, полученные на текущий счет и в кассу от реализации основных фондов, которые принадлежат субъекту малого предпринимательства и реализованы в отчетном (налоговом) периоде, уменьшенные на сумму остаточной стоимости на момент продажи, которая рассчитывается в соответствии с П(С)БУ 7.
Также для обложения единым налогом субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, включают возвратную и безвозвратную финансовую помощь, проценты банка, суммы штрафов, пеню и суммы полученного страхового возмещения.
Средства, перечисленные учредителем в уставный фонд плательщика единого налога, являются источником формирования имущества субъекта малого предпринимательства — юридического лица в обмен на корпоративные права, не считаются выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и для обложения единым налогом
не учитываются.
3. О сроках уплаты единого налога и порядке заполнения Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом
На основании ежеквартальных итогов Книги учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства — юридического лица заполняется Расчет, который подается в государственную налоговую инспекцию по месту регистрации.
Поскольку на основании Расчета осуществляются начисление и уплата единого налога, то такой Расчет в понимании Закона № 2181
является налоговой декларацией, и на него распространяются все без исключения нормы Закона № 2181.Срок подачи Расчета отличается от установленных Законом № 2181 сроков для квартального отчетного периода. Однако Закон № 2181 предусматривает следующие особенности для отдельных платежей.
Так, пунктом 1.11 статьи 1 Закона № 2181 предусмотрено, что налоговая декларация, расчет (далее — налоговая декларация) подается плательщиком налогов в контролирующий орган в сроки, установленные законодательством, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа).
Статьей 4 Указа установлено, что по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами в соответствующий орган государственной налоговой службы подается
расчет об уплате единого налога с подачей платежных поручений на уплату единого налога за отчетный период с отметкой банка о зачислении этих средств в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом.Следует отметить, что в случае неподачи или несвоевременной подачи Расчета Законом № 2181 предусмотрена ответственность в виде штрафа (десять не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или 170 гривень) в соответствии с подпунктом 17.1.7 пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181).
Если последний день срока подачи налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается следующий за выходным или праздничным операционный (банковский) день.
Поданная в контролирующий орган налоговая отчетность (Расчет), заполненная плательщиком налогов вопреки правилам, установленным Порядком ее заполнения (приказ № 98), может быть не признана контролирующим органом как налоговая декларация.
В этом случае контролирующий орган обращается к плательщику налогов с письменным предложением предоставить новую налоговую декларацию с исправленными показателями (с указанием оснований непринятия предыдущей).
В случае нарушения требований, установленных статьей 1 Указа, если объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год превышает 1 млн грн. для юридических лиц — субъектов хозяйствования, такие плательщики единого налога должны перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности со следующего отчетного периода (квартала).
Субъект малого предпринимательства — плательщик единого налога может самостоятельно принять решение об отказе от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и возвратиться к общей системе налогообложения с начала следующего отчетного (налогового) периода (квартала) в случае подачи соответствующего
заявления в орган государственной налоговой службы не позднее чем за 15 дней до окончания предыдущего отчетного (налогового) периода (квартала).
Директор Департамента администрирования налога на прибыль
и других налогов и сборов (обязательных платежей)
Н. Хоцяновская