Темы статей
Выбрать темы

При преобразовании выдается новое Свидетельство плательщика НДС без изменения даты регистрации таким плательщиком

Редакция НиБУ
Определение от 17.03.2009 г. №

При преобразовании выдается новое Свидетельство плательщика НДС без изменения даты регистрации таким плательщиком

Определение Высшего административного суда Украины от 17.03.2009 г. № К-10136/08

(извлечение)

 

Именем Украины Высший административный суд Украины в составе коллегии судей:

<…>

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «С» обратилось в суд с иском к Государственной налоговой инспекции <…>

о признании противоправными действий по аннулированию регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и повторной регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и обязательстве ответчика внести изменения в свидетельство <…> о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость от 21.08.2007 в части даты регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость, а именно датой регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость ООО «С» указать — 22.07.97.

Постановлением Донецкого окружного административного суда от 21.02.2008, оставленным без изменений определением Донецкого апелляционного административного суда от 13.05.2008 по делу № <…>, иск удовлетворен.

Не соглашаясь с указанными решениями, ответчик обратился в Высший административный суд Украины с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

Кассационная жалоба мотивируется тем, что судами при решении спора по данному делу нарушены нормы материального права.

Заслушав доклад судьи-докладчика, объяснения присутствующих в судебном заседании представителей сторон, рассмотрев и обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, коллегия судей пришла к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит исходя из следующего.

Статьей 108 Гражданского кодекса Украины установлено, что реорганизацией юридического лица путем преобразования является изменение его организационно-правовой формы. В случае преобразования к новому юридическому лицу переходят все имущество, все права и обязанности предыдущего юридического лица.

Соответственно понятие и порядок ликвидации юридического лица установлены статьями 110, 111 Гражданского кодекса Украины.

Порядок проведения ликвидации и реорганизации юридического лица также установлен Законом Украины № 755-IV от 15.05.2003 года «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (далее — Закон № 755), который является специальным для данного вида правоотношений. Статьей 37 указанного Закона установлен порядок государственной регистрации прекращения юридического лица, в частности, в результате преобразования. Статьей 36 Закона установлен порядок проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации.

Судами предыдущих инстанций установлено, что на основании указанных законодательных актов истцом

принято решение от 10.05.2007 об изменении организационной формы (преобразовании) и зарегистрировано в установленном Законом № 755 порядке государственным регистратором. Об указанных действиях и принятом решении истец сообщил ответчику письмом № 162 от 16.05.2007.

Судами также установлено, что истцом в порядке статьи 37 Закона № 755 сформирован пакет документов для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица путем преобразования (регистрационная карточка, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, устав, нотариально удостоверенная копия передаточного акта и решение учредителя об утверждении передаточного акта) и предоставлен государственному регистратору для проведения регистрационных действий 06.08.2007, что подтверждается подписями государственного регистратора на регистрационных карточках ЧП «С». 06.08.2007 года государственным регистратором внесены записи в Единый государственный реестр предприятий, организаций, учреждений о прекращении юридического лица ЧП «С» в результате преобразования, о чем на свидетельстве о государственной регистрации юридического лица была осуществлена соответствующая запись, и выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица ООО «С» от 06.08.2007 г.

Как следует из материалов дела, ЧП «С» было зарегистрировано как плательщик налога на добавленную стоимость с 22.07.97, что подтверждается свидетельствами № 08619310 от 22.07.97 и № 08631043 от 13.01.2005, и взято на учет как плательщик налогов 21.02.91.

ООО «С» 14.08.2007 обратилось к ответчику с заявлением об аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость, согласно которому причиной аннулирования указано: «ликвидационная комиссия плательщика налога, объявленного банкротом, заканчивает работу». Истец настаивает на ошибочности указанного заявления, поскольку оно не соответствовало фактическим обстоятельствам реорганизации ЧП «С» путем преобразования в общество с ограниченной ответственностью.

Случаи, при наступлении которых регистрация плательщика налога на добавленную стоимость аннулируется, установлены пунктом 9.8 статьи 9 Закона Украины № 168/97-ВР от 3 апреля 1997 года «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) и п. 25 приказа Государственной налоговой администрации № 79 от 1 марта 2000 года «Об утверждении Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость», а именно:

а) плательщик налога, который до месяца, в котором подается заявление об аннулировании регистрации, является зарегистрированным согласно положениям подпункта 2.3.1 пункта 2.3 статьи 2 этого Закона более двадцати четырех календарных месяцев, включая месяц регистрации, и имеет за последние двенадцать текущих календарных месяцев объемы налогооблагаемых операций меньше определенных указанным подпунктом;

б) ликвидационная комиссия плательщика налога, объявленного банкротом, заканчивает работу или плательщик налога ликвидируется по собственному желанию или по решению суда (физическое лицо лишается статуса субъекта хозяйствования);

в) лицо, зарегистрированное как плательщик налога, регистрируется как плательщик единого налога или становится субъектом других упрощенных систем налогообложения, которые определяют особый порядок начисления или уплаты налога на добавленную стоимость, отличающийся от установленных этим Законом, или освобождают такое лицо от уплаты этого налога по решению суда либо по каким-либо другим причинам;

г) зарегистрированное как плательщик налога лицо выбирает в соответствии с этим Законом специальный режим налогообложения по ставкам иным, чем указаны в статье 6 и статье 81 этого Закона;

ґ) лицо, зарегистрированное как плательщик налога, не подает налоговому органу декларации по этому налогу в течение двенадцати последовательных налоговых месяцев или подает такую декларацию (налоговый расчет), которая (который) свидетельствует об отсутствии налогооблагаемых поставок в течение такого периода, а также в случаях, определенных законодательством, в отношении порядка регистрации субъектов хозяйствования.

Ни одним из перечисленных случаев

не предусмотрено аннулирование регистрации плательщика налога на добавленную стоимость в результате проведения процедуры реорганизации путем преобразования, установленной ст. 108 Гражданского кодекса Украины и ст. 37 Закона № 755.

 

<…>

 

Доводы ответчика об отсутствия у ГНИ <…> оснований для отказа в аннулировании регистрации ЧП «С» как плательщика налога на добавленную стоимость также правильно не приняты во внимание судами, ввиду того что п. 13.5 статьи 13 Закона Украины № 2181-III от 21.12.2000 г. «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» установлено понятие реорганизации плательщика налогов и последствий ее проведения, которое распространяется на правоотношения, связанные с регистрацией, перерегистрацией и аннулированием регистрации плательщика налога на добавленную стоимость, а именно:

Реорганизацией плательщика налогов с целью налогообложения является изменение его правового статуса, предусматривающее изменение названия плательщика налогов, а для хозяйственных обществ — изменение организационно-правового статуса предприятия, влекущее за собой изменение их идентификационного и/или налогового номера.

Пунктом 21 приказа Государственной налоговой администрации № 79 от 1 марта 2000 года «Об утверждении Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость» установлен порядок перерегистрации плательщика налога на добавленную стоимость.

В соответствии с этим Положением перерегистрация плательщика налога на добавленную стоимость проводится и Свидетельство подлежит замене в случае возникновения изменений в данных плательщика налога на добавленную стоимость, касающихся идентификационного кода ЕГРПОУ, регистрационного (учетного) номера из ВРГНАУ и/или наименования (фамилии, имени, отчества), и/или местонахождения (местожительства) плательщика налога, и если в соответствии с Порядком учета такие изменения не предусматривают снятие с учета плательщика налога на добавленную стоимость в одном налоговом органе и взятие на учет в другом.

Налоговый орган выдает плательщику налога новое Свидетельство (под новым номером) вместо старого в том же порядке, что и при регистрации. При этом дата регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость не изменяется, а датой выдачи нового Свидетельства и датой аннулирования старого Свидетельства является дата внесения соответствующих изменений в Реестр

.

Следовательно, действия, проведенные ООО «С», которые направлены на прекращение юридического лица путем преобразования в общество с ограниченной ответственностью, полностью соответствуют обстоятельствам реорганизации плательщика налогов, установленным Законом Украины № 2181-III от 21.12.2000 и приказом ГНА Украины № 80, и четко указывают на существование оснований для перерегистрации ООО «С» как плательщика налога на добавленную стоимость в связи с изменением названия плательщика налога, что для хозяйственных обществ выражается в форме изменения организационно-правового статуса предприятия.

 

Согласно содержанию ч. 1 ст. 224 Кодекса административного судопроизводства Украины суд кассационной инстанции оставляет кассационную жалобу без удовлетворения, а судебные решения — без изменений, если признает, что суды не допустили нарушений норм материального и процессуального права при принятии судебных решений или совершении процессуальных действий.

Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности указанных выводов суда апелляционной инстанции, сделанных в соответствии с названными выше нормами материального права, в связи с чем оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного решения не установлено.

Учитывая вышеизложенное, Высший административный суд Украины пришел к выводу о том, что кассационная жалоба ГНИ <…> удовлетворению не подлежит  <…>.

Руководствуясь ст.ст. 210 — 232 Кодекса административного судопроизводства Украины, суд —

ОПРЕДЕЛИЛ:

Кассационную жалобу ГНИ

<…> оставить без удовлетворения.

<…>

Определение вступает в законную силу с момента провозглашения и обжалованию не подлежит, кроме случаев, установленных статьей 237 Кодекса административного судопроизводства Украины.

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше