Темы статей
Выбрать темы

Об администрировании сбора за загрязнение окружающей природной среды в 2010 году

Редакция НиБУ
Письмо от 11.02.2010 г. № 2723/7/15-0817

Об администрировании сбора за загрязнение окружающей природной среды в 2010 году

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 11.02.2010 г. № 2723/7/15-0817

 

Государственная налоговая администрация Украины сообщает, что в связи с непринятием Верховной Радой Украины Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год», в соответствии со статьей 46 Бюджетного кодекса Украины и с целью обеспечения стабильного функционирования бюджетной системы Украины в 2010 году Кабинет Министров Украины подпунктом 1 пункта 4 постановления от 29 декабря 2009 года № 1414 «О мерах по организации бюджетного процесса в 2010 году» поручил Государственному казначейству Украины до вступления в силу Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» зачислять налоги, сборы (обязательные платежи) и другие поступления в государственный и местные бюджеты согласно Закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» и другим нормативно-правовым актам.

Так, в соответствии с частью четвертой статьи 46 Закона Украины от 25 июня 1991 года № 1264-XII «Об охране окружающей природной среды», с изменениями и дополнениями (далее — Закон № 1264-XII), средства от сбора за загрязнение окружающей природной среды (далее — сбор) распределяются между местными (сельскими, поселковыми, городскими), областными и республиканским Автономной Республики Крым, а также Государственным фондами охраны окружающей природной среды в соотношении соответственно 20, 50 и 30 процентов, а между Киевским, Севастопольским городскими и Государственным фондами охраны окружающей природной среды — в соотношении 70 и 30 процентов.

Законом Украины от 26 декабря 2008 года № 835-VI «О Государственном бюджете Украины на 2009 год», с изменениями и дополнениями (далее — Закон № 835-VI), установлен порядок распределения поступлений сбора между специальным фондом Государственного бюджета Украины и специальным фондом соответствующих местных бюджетов, как определено частью четвертой статьи 46 Закона № 1264-XII, кроме поступлений от сбора, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и временное хранение радиоактивных отходов их производителями.

Статьей 4 Закона Украины от 30 июня 1995 года № 255/95-ВР «Об обращении с радиоактивными отходами» предусмотрено, что средства от сбора, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и временное хранение радиоактивных отходов их производителями, направляются в Государственный фонд обращения с радиоактивными отходами, являющийся составной частью Государственного бюджета Украины, и имеют постоянное (многолетнее) бюджетное назначение.

Так, к источникам формирования специального фонда Государственного бюджета Украины на 2009 год в части доходов (п. 20 статьи 6 Закона № 835-VI) отнесены 30 процентов сбора, а 70 процентов сбора являются источником формирования специального фонда соответствующих местных бюджетов согласно законодательству (п. 5 статьи 48 Закона № 835-VI). Также источником формирования специального фонда Государственного бюджета Украины на 2009 год в части доходов от сбора за загрязнение окружающей природной среды, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и временное хранение радиоактивных отходов их производителями, являются 100 процентов этого сбора. В соответствии с пунктом 11 Порядка установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 1 марта 1999 года № 303, с изменениями и дополнениями (далее — Порядок № 303), плательщики перечисляют суммы сбора одним платежным поручением на счета, открытые в территориальных органах Государственного казначейства, которые осуществляют распределение этих средств в соотношении, определенном законом. Плательщики сбора, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и временное хранение радиоактивных отходов их производителями, перечисляют суммы сбора в размере одной третьей планового объема за квартал с перерасчетом по результатам базового налогового (отчетного) периода на специальный счет, открываемый в Государственном казначействе для учета средств, которые поступают для формирования Государственного фонда обращения с радиоактивными отходами и имеют постоянное (многолетнее) бюджетное назначение. Указанный специальный счет предназначен для осуществления расчетно-кассовых операций, связанных с финансированием мероприятий Общегосударственной целевой экологической программы обращения с радиоактивными отходами.

Что касается порядка определения налоговых обязательств по сбору за квартал, полугодие, девять месяцев и 2010 год, то он остается неизменным и осуществляется согласно Порядку № 303, в частности, плательщики сбора при исчислении налоговых обязательств по сбору должны применять механизм индексации нормативов сбора путем произведения значений проиндексированных нормативов сбора в предыдущем году на коэффициент индекса потребительских цен (индекс инфляции) за предыдущий год.

В соответствии с письмом Государственного комитета статистики Украины от 20.01.10 № 11/1-5/17 величина индекса потребительских цен (индекса инфляции) в 2009 году (декабрь к декабрю предыдущего года) составляет

112,3 процента.

Порядок определения значений проиндексированных нормативов сбора в 2007 году остается неизменным (письмо ГНА Украины от 17.01.07 № 620/7/15-0817), а именно эти нормативы исчисляются путем произведения базовых нормативов сбора, утвержденных приложением 1 к Порядку № 303 (с учетом коэффициента 2,373), и коэффициента индекса потребительских цен (индекса инфляции) за 2006 год — 1,116.

Вместе с этим, с введением с 1 января 2008 года нового механизма индексации нормативов сбора предоставлялись разъяснения по вопросу определения значений проиндексированных нормативов сбора в 2008 — 2009 годах, которые остаются действующими (письма ГНА Украины от 28.01.08 № 1425/7/15-0817, от 09.04.08 № 7377/7/15-0817, от 24.01.09 № 1246/7/15-0817, от 14.04.09 № 7787/7/15-0817), а именно, начиная с 2008 года для определения проиндексированных нормативов сбора

в текущем году применяются значения проиндексированных нормативов сбора в предыдущем году, а не базовых нормативов сбора , как это было в 2007 году. Значения проиндексированных нормативов сбора в 2007 году индексируются на коэффициент индекса потребительских цен (индекс инфляции) за 2007 год — 1,166 для определения проиндексированных нормативов сбора в 2008 году. Значения проиндексированных нормативов сбора в 2008 году индексируются на коэффициент индекса потребительских цен (индекс инфляции) за 2008 год — 1,223 для определения проиндексированных нормативов сбора в 2009 году.

Учитывая, что введенный в 2008 году порядок индексации нормативов сбора в 2009 году не изменялся, поэтому при исчислении налоговых обязательств по сбору за квартал, полугодие, девять месяцев и 2010 год плательщики сбора должны значение проиндексированных нормативов сбора в 2009 году индексировать на коэффициент индекса потребительских цен (индекс инфляции)

за 2009 год — 1,123 для определения проиндексированных нормативов сбора в 2010 году.

Форма налогового расчета сбора и Инструкция по его составлению, утвержденная приказом ГНА Украины от 17.03.2005 № 111

, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 01.04.2005 под № 357/10637, с изменениями и дополнениями (далее — приказ ГНА Украины № 111), применяются всеми плательщиками сбора. Налоговый расчет сбора составляется по правилам, установленным этой Инструкцией.

До внесения изменений в форму

налогового расчета сбора обязываем предложить плательщикам сбора, взимаемого за выбросы (передвижными и стационарными источниками загрязнения), сбросы и размещение отходов, составлять и подавать отчетные (новые отчетные, уточняющие) налоговые расчеты сбора в 2010 году по форме налогового расчета, утвержденной приказом ГНА Украины № 111, и в случае необходимости, приложения к нему, с учетом предложенных плательщикам сбора рекомендаций, изложенных в письме ГНА Украины от 14.04.09 № 7787/7/15-0817, и с учетом требований действующего законодательства.

Вместе с тем,

проект новой формы налогового расчета сбора (приложения к нему) приведен в приложении к проекту приказа ГНА Украины «Об утверждении форм налоговых расчетов сбора за загрязнение окружающей природной среды, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и временное хранение радиоактивных отходов их производителями, и внесении изменений в приказ ГНА Украины от 17.03.2005 № 111», размещенного 17.07.2009 г. в подразделе «Проекты регуляторных актов» раздела «Регуляторная политика» на WEB-сайте ГНА Украины (www.sta.gov.ua).

До утверждения налоговых расчетов сбора

, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и временное хранение радиоактивных отходов их производителями, предлагаем рекомендовать плательщикам при определении налоговых обязательств по сбору за 2010 год применять формы налоговых расчетов, которые прилагаются к письму ГНА Украины от 22.07.09 № 15383/7/15-0617.

Что касается предельных сроков подачи налогового расчета сбора, то за I квартал 2010 года им является 11 мая 2010 года, а предельным сроком уплаты сбора — 20 мая 2010 года; за полугодие т. г. соответственно — 9 августа 2010 года и 19 августа 2010 года; за 9 месяцев — 9 ноября 2010 года и 19 ноября 2010 года; за 2010 год — 9 февраля 2011 года и 19 февраля 2011 года

.

Обязываем довести это письмо для ознакомления и использования в работе подчиненным органам государственной налоговой службы и провести массово-разъяснительную работу с плательщиками сбора по применению норм налогового законодательства при исчислении налоговых обязательств по сбору в 2010 году.

 

Заместитель председателя А. Любченко



комментарий редакции

Нормативы экосбора индексируются,
форма отчетности остается прежней

Перед нами очередное разъяснение ГНАУ из того же ряда, что и письмо по спецводосбору на с. 13 сегодняшнего номера. Оба документа понадобятся плательщикам не раньше отчетной кампании

за I квартал 2010 года, предельный срок подачи отчетности за который истекает в этом году 11 мая, но изучить их лучше заблаговременно.

Общей проблемой, затронутой в этих письмах, является

проблема индексации нормативов сбора за загрязнение окружающей среды и сбора за спецводопользование соответственно. Однако в первом случае эта проблема решена в пользу проведения такой индексации, а во втором — в пользу отсутствия необходимости в ней (см. редакционный комментарий к письму ГНАУ от 11.02.2010 г. № 2689/7/15-0817).

Сразу скажем, что у нас нет возражений против вывода главного налогового ведомства в отношении индексации нормативов экосбора, приведенного в комментируемом письме, как нет возражений и против указанного в нем

коэффициента индексации (1,123, если индексируются прошлогодние нормативы, или произведение коэффициентов 2,373 хх 1,116 х 1,166 х 1,223 х 1,123, если индексируются базовые нормативы, которые взяты из Порядка установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора, утвержденного постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303).

Правда, определенные возражения вызывает демонтаж налоговиками той единой методологии индексации нормативов ресурсных налогов, сборов и платежей, об отчетливых тенденциях к формированию которой мы говорили три года назад (см. редакционный комментарий к письму ГНАУ от 17.01.2007 г. № 620/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 12, с. 49).

Казалось бы, куда проще для плательщика рассчитать тот или иной «ресурсный» налог (сбор, платеж) и составить по нему отчет, если индексация нормативов каждого из них подчиняется одним и тем же правилам, например, тем, которые в свое время были изложены в постановлении КМУ «О проведении индексации нормативов платы (сбора) за использование природных ресурсов» от 06.11.2003 г. № 1735. К сожалению, за три года от этой идеи не осталось практически и следа, и вот уже на сегодня «лесной» сбор индексируется по-своему (см. письмо ГНАУ от 28.01.2010 г. № 1377/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 11), экосбор — по-своему, а спецводосбор не индексируется вовсе. То ли еще будет…

А на сегодня для плательщиков экосбора новостей больше нет. Как нет и давно обещанной ГНАУ новой отчетной формы по этому сбору, в которой учитывались бы прошлогодние изменения законодательства по уплате сбора за образование и временное хранение радиоактивных отходов. В связи с этим «радиоактивщикам» рекомендовано применять свою форму налогового расчета, доведенную письмом ГНАУ от 22.07.2009 г. № 15383/7/15-0617, а остальным «загрязнителям» — ту же, что и в прошлом году, самостоятельно вписывая в нее недостающие фрагменты (подробности можно узнать из статьи «Ресурсные сборы и платежи: отчитываемся за I квартал» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 34).

 

Игорь Хмелевский

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше