Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Обращаться в суд с требованием о ликвидации юридического лица госрегистратор не уполномочен

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2010/№ 18
Печать
Письмо от 31.12.2008 г. № 11210

Обращаться в суд с требованием о ликвидации юридического лица госрегистратор не уполномочен

Письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 31.12.2008 г. № 11210

 

Учитывая многочисленные обращения государственных регистраторов и субъектов хозяйственной деятельности о предоставлении разъяснений по некоторым проблемным вопросам нормативно-правовых принципов деятельности обществ с ограниченной ответственностью, количество участников которых превысило установленный законом предел, Госкомпредпринимательства в рамках компетенции разъясняет следующее.

20 июня 2007 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины в связи с принятием Гражданского кодекса Украины» от 27.04.2007 № 997-V (далее — Закон № 997-V).

Пунктом шестым этого Закона статья 50 Закона Украины «О хозяйственных обществах» дополнена новой частью второй, которой установлено, что максимальное количество участников общества с ограниченной ответственностью может достигать 10 лиц.

Одновременно обращаем внимание на то, что статьей 141 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ) установлено, что максимальное количество участников общества с ограниченной ответственностью устанавливается законом. При превышении этого количества общество с ограниченной ответственностью подлежит преобразованию в акционерное общество в течение одного года, а после окончания этого срока — ликвидации в судебном порядке, если количество участников не уменьшится до установленного предела.

Кроме того, частью второй статьи 150 ГКУ установлено, что общество с ограниченной ответственностью может быть преобразовано в акционерное общество или в производственный кооператив.

Разделом третьим «Заключительные положения» Закона № 997-V установлено, что юридические лица, созданные до вступления в силу этого Закона, обязаны в течение года со дня вступления в силу данного Закона привести свои уставы в соответствие с этим Законом.

До приведения уставов в соответствие с этим Законом юридические лица руководствуются положениями действующих уставов в части, не противоречащей данному Закону.

В то же время частью первой статьи 91 Хозяйственного кодекса Украины (далее — ХКУ) определено, что прекращение деятельности хозяйственного общества происходит путем его ликвидации или реорганизации в соответствии со статьей 59 этого Кодекса.

Общей нормой статьи 59 ХКУ, в свою очередь, ограничений, касающихся прав на преобразование одних субъектов хозяйствования в другие, не установлено. Кроме того, при таком преобразовании к вновь созданному субъекту хозяйствования переходят все имущественные права и обязанности предыдущего субъекта хозяйствования.

В то же время частью первой статьи 19 Конституции Украины установлено, что правовой порядок в Украине основывается на принципах, согласно которым никого нельзя заставить делать то, что не предусмотрено законодательством.

Следовательно, поскольку прямого запрета на преобразование общества с ограниченной ответственностью в другие, не определенные частью второй статьи 150 ГКУ, организационно-правовые формы хозяйствования, действующее законодательство Украины не содержит, Госкомпредпринимательства считает, что общество с ограниченной ответственностью, количество участников которого превысило установленный законом предел, по решению учредителей может быть преобразовано в любые другие, предусмотренные законом, организационно-правовые формы хозяйствования.

Однако обращаем внимание на то, что предусмотренное абзацем третьим пункта 2 Раздела третьего «Заключительные положения» Закона № 997-V освобождение от взыскания регистрационного сбора за проведение государственной регистрации изменений, которые вносятся в уставы юридических лиц в связи с приведением в соответствие с этим Законом, не распространяется на юридических лиц, проходящих процесс преобразования в другие организационно-правовые формы хозяйствования, кроме определенной в части первой статьи 141 ГКУ, т. е. не во исполнение указанных выше требований Закона № 997-V.

Кроме того, считаем необходимым обратить внимание на то, что теперь законодательно не урегулирован и порядок ликвидации в судебном порядке общества с ограниченной ответственностью, количество участников которого превысило установленый законом предел. В частности, частью второй статьи 110 ГКУ установлен только орган, который может обращаться в суд с требованием о ликвидации юридического лица на основаниях, указанных в пункте 2 части первой этой статьи. В то время как согласно статье 5 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (далее — Закон о регистрации) государственная регистрация юридических лиц и физических лиц — предпринимателей проводится государственным регистратором исключительно в исполнительном комитете городского совета города областного значения или в районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации по местонахождению юридического лица или по местожительству физического лица — предпринимателя.

Государственный регистратор в соответствии с абзацем третьим части первой статьи 1 Закона о регистрации — это должностное лицо, которое в соответствии с этим Законом от имени государства осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

Исключительные полномочия государственного регистратора определены частью первой статьи 6 Закона о регистрации. Обращаем внимание,

что в этом перечне отсутствуют полномочия по предъявлению в суд требования о ликвидации юридического лица на основаниях, указанных в пункте 2 части первой статьи 110 ГКУ.

Обращаем внимание на то, что одновременно с принятием Закона № 997-V в Закон о регистрации не были внесены соответствующие изменения. В частности, не претерпели никаких изменений положения этого Закона, которыми установлены основания для отказа в проведении государственной регистрации изменений к учредительным документам юридического лица.

Напоминаем, что согласно статье 30 Закона о регистрации исчерпывающий перечень для отказа в проведении государственной регистрации изменений к учредительным документам юридического лица установлен частью первой статьи 27 Закона о регистрации. Отказ в проведении государственной регистрации изменений к учредительным документам юридического лица по другим основаниям, учитывая абзац десятый части первой этой статьи, не допускается.

<…>

 

Предоставленные настоящим письмом разъяснения просим срочно довести до сведения государственных регистраторов для учета в работе.

 

Заместитель председателя Г. Билоус

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц