Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Мнение специалистов официальных органов. Товар приобретен головным предприятием, а продан филиалом: порядок отражения валовых расходов и валовых доходов

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2010/№ 20
Печать
Статья

Товар приобретен головным предприятием, а продан филиалом: порядок отражения валовых расходов и валовых доходов

 

Головное предприятие приобрело товар и передало его для продажи своему филиалу, который в дальнейшем продал этот товар. В каком порядке отражаются валовые доходы и валовые расходы от этих операций, если филиал является самостоятельным плательщиком налога на прибыль?

 

Согласно ст. 95 Гражданского кодекса Украины филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все или часть его функций. При этом филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденного им положения.

Согласно п.п. 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон) в состав валовых расходов включаются суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда, в том числе расходы на приобретение электрической энергии (включая реактивную), с учетом ограничений, установленных п. 5.3 — 5.7 этой статьи.

Согласно п.п. 11.2.1 п. 11.2 ст. 11 Закона датой увеличения валовых расходов производства (обращения) считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит какое-либо из событий, которое произошло раньше:

или дата списания средств с банковских счетов плательщика налога на оплату товаров (работ, услуг), а в случае их приобретения за наличные — день их выдачи из кассы плательщика налога;

или дата оприходования плательщиком налога товаров, а для работ (услуг) — дата фактического получения плательщиком налога результатов работ (услуг).

Особые случаи определения даты увеличения валовых расходов установлены в п.п. 11.2.3 п. 11.2 ст. 11 Закона.

Пунктом 5.9 ст. 5 Закона установлено, что плательщик налога ведет налоговый учет прироста (убыли) балансовой стоимости товаров (кроме подлежащих амортизации и ценных бумаг), сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, малоценных предметов на складах, в незавершенном производстве и остатках готовой продукции, расходы на приобретение и улучшение (преобразование, хранение) которых включаются в состав валовых расходов согласно этому Закону (за исключением полученных бесплатно).

Таким образом, приобретение товара в данном случае отражается согласно указанным нормам Закона в налоговом учете головного предприятия, поскольку именно оно понесло расходы на приобретение. По этой же причине стоимость этих товаров учитывается в перерасчете прироста (убыли) ТМЦ именно головного предприятия до момента их продажи филиалом.

В соответствии с п. 1.31 ст. 1 Закона продажа товаров — это любые операции, осуществляемые согласно договорам купли-продажи, мены, поставки и другим гражданско-правовым договорам, которые предусматривают передачу прав собственности на такие товары за плату или компенсацию, независимо от сроков ее предоставления, а также операции по бесплатному предоставлению товаров.

Подпунктом 4.1.6 п. 4.1 ст. 4 Закона установлено, что в валовые доходы включаются доходы из других источников, в том числе, но не исключительно, в виде сумм безвозвратной финансовой помощи, полученной плательщиком налога в отчетном периоде, стоимости товаров (работ, услуг), бесплатно предоставленных плательщику налога в отчетном периоде,

кроме их предоставления неприбыльным организациям согласно п. 7.11 ст. 7 данного Закона и в пределах таких операций между плательщиком налога и его обособленными подразделениями, не имеющими статуса юридического лица, кроме случаев, определенных в части четвертой ст. 3 Закона Украины «О списании стоимости неоплаченных объемов природного газа». Ввиду того что при передаче товара от головного предприятия к его филиалу право собственности остается за юридическим лицом, такая передача не является продажей товара и не приводит к увеличению валовых доходов или валовых расходов.

Что касается продажи товара филиалом, то согласно п.п. 4.1.1 п. 4.1 ст. 4 Закона валовой доход включает общие доходы от продажи товаров (работ, услуг), в том числе вспомогательных и обслуживающих производств, не имеющих статуса юридического лица.

Подпунктом 11.3.1 п. 11.3 ст. 11 Закона установлено, что датой увеличения валового дохода считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит какое-либо из событий, которое произошло раньше:

или дата зачисления средств от покупателя (заказчика) на банковский счет плательщика налога в оплату товаров (работ, услуг), подлежащих продаже, в случае продажи товаров (работ, услуг) за наличные — дата их оприходования в кассе плательщика налога, а при отсутствии таковой — дата инкассации наличных в банковском учреждении, обслуживающем плательщика налога;

или дата отгрузки товаров, а для работ (услуг) — дата фактического предоставления результатов работ (услуг) плательщиком налога.

Поскольку в данном случае филиал является самостоятельным плательщиком налога на прибыль, то валовые доходы отражаются в налоговом учете именно филиала.

 

Алексей Задорожный,
 заместитель директора Департамента налога на прибыль
 и других налогов и сборов (обязательных платежей) ГНА Украины

Валентин Завгороднев,
 начальник отдела методологии налога на прибыль
 и налоговых платежей Департамента налога на прибыль
 и других налогов и сборов (обязательных платежей) ГНА Украины

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше