Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об утверждении Изменений к Обобщающему налоговому разъяснению по плате за землю с юридических лиц

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2010/№ 43
В избранном В избранное
Печать
Приказ от 19.05.2010 г. № 355

Об утверждении Изменений к Обобщающему налоговому разъяснению по плате за землю с юридических лиц

Приказ от 19.05.2010 г. № 355

(извлечение)

 

Руководствуясь законами Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», «О государственной налоговой службе в Украине» и приказом ГНА Украины от 12.04.2003 г. № 176 «Об утверждении Порядка предоставления разъяснений отдельных положений налогового законодательства»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.

Утвердить Изменения к Обобщающему налоговому разъяснению по плате за землю с юридических лиц, утвержденному приказом ГНА Украины от 25.03.2010 г. № 186 (прилагаются) .

<…>

5. Приказ вступает в силу

со дня обнародования.

<…>

 

Председатель А. Папаика

 

 

Утверждены приказом ГНА Украины от 19.05.2010 г. № 355

Изменения к Обобщающему налоговому разъяснению по плате за землю с юридических лиц, утвержденному приказом ГНА Украины от 25.03.2010 г. № 186

 

1.

Раздел 4 «О налогообложении земельных участков, предназначенных для садоводства» изложить в следующей редакции:

«

4. Об уплате земельного налога садоводческими товариществами (юридическими лицами).

Основным документом, регулирующим земельные отношения в Украине, является Кодекс, а взимание платы за землю осуществляется в соответствии с Законом № 2535.

Согласно статье 19 Кодекса земли Украины по основному целевому назначению делятся на категории. Отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления согласно полномочиям.

Как определено статьей 22 Кодекса, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, или предназначенные для этих целей.

К землям сельскохозяйственного назначения относятся: сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и залежи); несельскохозяйственные угодья (хозяйственные дороги и проезды, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме отнесенных к землям лесохозяйственного назначения, земли под хозяйственными строениями и дворами, земли под инфраструктурой оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, земли временной консервации и т. п.).

Юридические лица, в частности, могут иметь земельные участки для ведения индивидуального или коллективного садоводства на условиях аренды (ст. 35 Кодекса).

Земли общего пользования садоводческого товарищества являются его собственностью. К землям общего пользования садоводческого товарищества относятся земельные участки, занятые защитными полосами, дорогами, проездами, строениями и сооружениями и другими объектами общего пользования.

В соответствии со статьей 5 Закона № 2535 объектом платы за землю являются земельный участок, а также земельная доля (пай), находящиеся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды, субъектом (плательщиком) — собственник земельного участка, земельной доли (пая) и землепользователь, в том числе арендатор.

Статьей 13 Закона № 2535 установлено, что основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра, который в соответствии со статьями 193 и 204 Кодекса содержит совокупность сведений и документов о месторасположении земельных участков и правовом режиме, их оценке, классификации земель, количественной и качественной характеристиках, распределении среди собственников земли и землепользователей и ведется уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.

Законом № 2535 установлены ставки земельного налога для сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ, многолетних насаждений), земель в пределах населенных пунктов в зависимости от того, проведена или нет их нормативная денежная оценка, и земель, находящихся за пределами населенных пунктов.

В соответствии с частью первой статьи 6 Закона № 2535 ставки земельного налога с одного гектара сельскохозяйственных угодий устанавливаются в процентах к денежной оценке в следующих размерах: для пашни, сенокосов и пастбищ — 0,1; многолетних насаждений — 0,03.

Ставки земельного налога за земельные участки в пределах населенных пунктов (кроме сельскохозяйственных угодий) определены статьей 7 Закона № 2535, а за пределами населенных пунктов — статьями 8 — 11 этого Закона (в процентах к нормативной денежной оценке единицы площади пашни по области).

Таким образом,

садоводческое товарищество как юридическое лицо является плательщиком земельного налога за предоставленные земельные участки по ставкам, установленным Законом № 2535 для соответствующих категорий земель на основании данных государственного земельного кадастра

 

Директор Департамента администрирования налога на прибыль
и других налогов и сборов (обязательных платежей)
Н. Хоцяновская



комментарий редакции

Плата за землю: сначала обобщают, потом уточняют Обобщающее…

Комментируемый приказ ГНАУ направлен, в первую очередь,

на приведение в соответствие названия Обобщающего налогового разъяснения по плате за землю для юридических лиц, утвержденного приказом того же ведомства от 25.03.2010 г. № 186 (далее — Разъяснение № 186) («Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 29), его внутреннему содержанию .

Дело в том, что значительная часть п. 4 первоначальной редакции Разъяснения № 186 посвящалась нюансам налогообложения земельных участков, предназначенных для садоводства, которые приватизированы гражданами — членами садоводческого товарищества в соответствии со ст. 35 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768 (далее — ЗКУ). В частности, ранее в упомянутом документе указывалось на то, что за такие земельные участки земельный налог уплачивается каждым гражданином — членом товарищества, причем с учетом имеющихся у него льгот, но при условии наличия государственного акта на земельный участок для ведения садоводства.

Очевидно, что эта часть, хотя и не противоречила действующему законодательству, но резко контрастировала с остальными частями Разъяснения № 186, призванного по идее разъяснить порядок налогообложения земли, находящейся в собственности либо пользовании юридических лиц. В связи с этим изложение комментируемым приказом в новой редакции именно п. 4 представляется нам не как отзыв ГНАУ своего прежнего мнения по этому вопросу, а как вынужденная мера по приведению формы и содержания документа к общему знаменателю.

Заметим, что никакой революции сегодняшние изменения, внесенные в Разъяснение № 186, не делают. ГНАУ по-прежнему акцентирует внимание на том, что в соответствии со ст. 22

ЗКУ земли садоводческих товариществ считаются землями сельхозназначения, и, следовательно, при их налогообложении следует применять ставки, установленные ст. 6 Закона Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII, а именно: в процентах от денежной оценки определенного вида сельскохозяйственных угодий.

При этом не подвергается сомнению еще один вывод, звучавший и ранее (см. п. 6 обзорного письма ГНАУ от 10.07.2009 г. № 14447/7/15-0617, которое, между прочим, на сегодняшний день не отозвано // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 85):

за земельные участки общего пользования , находящиеся в собственности садоводческого товарищества, земельный налог должен уплачиваться таким товариществом.

И еще один момент. Тезис, сформулированный в последнем предложении комментируемых изменений, до такой степени верен, что с ним и спорить-то невозможно. Действительно, садоводческое товарищество как юридическое лицо (да и вообще любое юрлицо) является плательщиком земельного налога за предоставленные земельные участки

на основании данных государственного земельного кадастра. Между тем имеются определенные опасения, что эти данные не всегда в полной мере соответствуют реальному положению вещей (о том, в каких случаях такое соответствие нарушается, говорилось в статье «Земельный налог-2009: все о нем», опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 8).

Кстати, определенные предпосылки к улучшению ситуации в земельно-кадастровой сфере мы связываем с недавним принятием Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» и другие законодательные акты Украины» от 11.02.2010 г. № 1878-VI. Но это уже тема для отдельного разговора…

 

Игорь Хмелевский

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц