Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Методические рекомендации по централизованному приему и компьютерной обработке налоговой отчетности плательщиков налогов в ОГНС Украины

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2010/№ 88
Печать
Приказ от 31.12.2008 г. № 827

Приложение 1
к приказу ГНА Украины от 31 декабря 2008 г. № 827

Методические рекомендации по централизованному приему и компьютерной обработке налоговой отчетности плательщиков налогов в ОГНС Украины

(с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены приказом Государственной налоговой администрации Украины от 27 января 2010 года № 39*)

(извлечение)*

 

* Изменения, предусмотренные п.п. 3.2 п. 3 приказа ГНАУ от 27.01.20010 г. № 39 не внесены в связи с некорректностью указаний к изменениям. —

Примеч. ред.

 

1. Принятые сокращения

АО

— адресат отчетности

АИС

— автоматизированная информационная система

АИСОУ

— автоматизированная информационная система областного уровня

АРМ

— автоматизированное рабочее место

БД

— Базы данных

БДАО

— Базы данных адресата отчетности

ГНА

— государственная налоговая администрация

ГНИ

— государственная налоговая инспекция

ГНС

— государственная налоговая служба

ГРФЛ

— Государственный реестр физических лиц

ЭЦП

— электронная цифровая подпись

ВЭД

— внешнеэкономическая деятельность

КМУ

— Кабинет Министров Украины

КЛС

— карточка лицевого счета

КОАТУУ

— классификатор объектов административно-территориального устройства Украины

ОГНС

— органы государственной налоговой службы

НДС

— налог на добавленную стоимость

ПС

— программное средство

РРО

— Регистратор расчетных операций

СПД

— субъект предпринимательской деятельности

СПДФЛ

— субъект предпринимательской деятельности — физическое лицо

СПО

— специализированное программное обеспечение

ВРГНАУ

— временный реестр Государственной налоговой администрации Украины

ЦБД

— Центральная база данных

ЦОЭО

— центр обработки электронных отчетов

ЦСЭО

— централизованная система электронной отчетности

 

2. Термины и их определения

В Методических рекомендациях термины употребляются в следующем значении:

АДРЕСАТ ОТЧЕТНОСТИ

— органы государственной налоговой службы;

БАЗА ДАННЫХ АДРЕСАТА ОТЧЕТНОСТИ

— база данных в электронном виде, созданная у адресата отчетности на основании показателей отчетных документов плательщиков налогов и предназначенная для централизованного накопления и многоразового использования в информационных системах адресата отчетности;

ОТКРЫТЫЙ КЛЮЧ

— термин определен Законом Украины от 22.05.2003 г. № 852-IV «Об электронной цифровой подписи» (далее — Закон № 852);

«

ЕДИНОЕ ОКНО» — рабочее место для приема различных форм налоговой отчетности плательщиков налогов. Отчетные документы плательщиков принимаются на едином рабочем месте как в электронном, так и бумажном виде;

ОТЧЕТЫ, ОТЧЕТНОСТЬ

— документы, которые в соответствии с законодательством подаются плательщиками налогов адресату отчетности;

ОТЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ (электронный отчет, электронная форма

) — отчеты, информация в которых зафиксирована в виде электронных данных, включая обязательные реквизиты отчетов;

КВИТАНЦИЯ О ПОЛУЧЕНИИ ОТЧЕТА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

(далее — первая квитанция) — электронный документ, который формируется программным обеспечением центра обработки электронной отчетности или оператора и удостоверяет факт и время получения отчета в электронной форме;

КВИТАНЦИЯ О ПРИЕМЕ ОТЧЕТА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

(далее — вторая квитанция) — электронный документ, который формируется программным обеспечением ЦОЭО и удостоверяет факт и время приема (неприема) отчета в электронной форме и внесения его данных в БДАО;

КВИТАНЦИЯ О ДОСТАВКЕ ОТЧЕТА АДРЕСАТУ ОТЧЕТНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

(далее — третья квитанция) — электронный документ, который формируется программным обеспечением адресата отчетности, где зарегистрирован подписант, и удостоверяет факт доставки отчета в электронной форме и внесения данных в базу данных АО;

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАЛЕНИЕ

— удаление плательщика налога из электронной базы данных без физического удаления (можно только просмотреть ранее введенные отчеты, а создать новые отчеты у такого плательщика невозможно);

ОПЕРАТОР ЭЛЕКТРОННОЙ ОТЧЕТНОСТИ

(далее — оператор) — посредник (в соответствии с определениями, приведенными в Законе Украины «Об электронных документах и электронном документообороте»), предоставляющий услуги по обмену электронными отчетами и квитанциями в централизованной системе электронной отчетности;

ОПЕРАЦИОННЫЙ (БАНКОВСКИЙ) ДЕНЬ

— термин определен Законом Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», с изменениями и дополнениями (далее — Закон № 2181);

ЛИЧНЫЙ КЛЮЧ

— термин определен Законом № 852;

ПОДПИСант

— термин определен Законом № 852;

ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГОВ

— термин определен Законом № 2181;

ПОДАЧА ОТЧЕТНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

— подача налоговой отчетности в электронном виде по электронному адресу оператора или АО средствами телекоммуникационной связи с применением ЭЦП в формате, утвержденном приказом ГНА Украины от 03.05.2006 г. № 242 «Об утверждении формата (стандарта) электронного документа отчетности плательщиков налогов», с изменениями и дополнениями;

НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ, РАСЧЕТ

— термин определен Законом № 2181;

НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

— совокупность документов, подаваемых плательщиками налогов в органы государственной налоговой службы в сроки, установленные законодательством, на основании которых осуществляются начисление и/или уплата налогов, сборов (обязательных платежей);

НАЛОГОВЫЙ АГЕНТ

— термин определен Законом Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV «О налоге с доходов физических лиц»;

НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

— термин определен Законом № 2181;

ПРОГРАММНОЕ СРЕДСТВО

— программное обеспечение, предназначенное для создания плательщиком налогов электронных отчетов соответствующего формата (стандарта);

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

— программное обеспечение, предназначенное для формирования, наложения ЭЦП, шифровки и передачи налоговой отчетности соответствующего формата (стандарта) в электронном виде в АО, в том числе через оператора;

СУБЪЕКТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА

— АО, плательщик налогов, посредник (оператор), которые приобретают предусмотренные законом или договором права и обязанности в процессе электронного документооборота;

СЕРТИФИКАТ ОТКРЫТОГО КЛЮЧА

— термин определен Законом № 852;

ТРАНСПОРТНОЕ СООБЩЕНИЕ

— электронный документ, который содержит транспортный заголовок для оператора или АО и электронный отчет, подписанный ЭЦП, зашифрованный согласно требованиям действующего законодательства;

ТРАНСПОРТНЫЙ ЗАГОЛОВОК

— обязательные реквизиты транспортного сообщения согласно унифицированному формату, установленному адресатом, которые идентифицируют субъектов электронного документооборота при передаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи;

УНИФИЦИРОВАННЫЙ ФОРМАТ

— структура транспортного сообщения, утвержденная АО;

ФОРМАТ (СТАНДАРТ) ОТЧЕТА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

(далее — формат) — формализованное описание состава и структуры показателей отчета в электронной форме, утвержденное в установленном законодательством порядке;

ЦЕНТР ОБРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОТЧЕТОВ

— структурное подразделение адресата отчетности, выполняющее функции оператора и информационно-технического администратора централизованной системы электронной отчетности, которые включают получение, проверку целостности электронных отчетов, внесение их данных в базу данных АО, хранение в течение установленного срока, а также передачу структурным подразделениям адресата отчетности;

ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОЙ ОТЧЕТНОСТИ

— совокупность нормативно-правовых и организационных мероприятий; программных, программно-аппаратных и телекоммуникационных средств, обеспечивающих формирование, передачу, контроль прохождения, обработку данных, хранение электронных отчетов и квитанций подписантов, операторов и адресата отчетности;

ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ

— термин определен Законом № 852.

Другие термины в Методических рекомендациях употребляются в значении, приведенном в законах Украины от 22.05.2003 г. № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте», от 22.05.2003 г. № 852-IV «Об электронной цифровой подписи» и других нормативно-правовых актах.

 

3. Общие положения

3.1.

Методические рекомендации по ведению и защите налоговой отчетности, поданной плательщиками налогов в органы государственной налоговой службы (далее — Методические рекомендации) охватывают полный цикл ведения и защиты документов налоговой отчетности (далее — документы налоговой отчетности), которые подаются в органы государственной налоговой службы предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и физическими лицами — предпринимателями (далее — плательщики налогов).

3.2.

Методические рекомендации разработаны с целью внедрения в государственных налоговых органах единой методологии ведения и защиты документов налоговой отчетности плательщиков налогов с учетом разных способов поступления документов в ОГНС, в том числе средствами телекоммуникационной связи. Для обеспечения единой методологии ведения и защиты документов налоговой отчетности должны выполняться следующие процедуры:

прием и регистрация документов налоговой отчетности от плательщиков налогов;

перенесение информации из документов налоговой отчетности на бумажных носителях в электронные базы налоговой отчетности;

перенесение информации, предоставленной плательщиками налогов в электронном виде, в электронные базы налоговой отчетности;

проведение автоматизированных проверок документов налоговой отчетности, в частности сверка данных документов налоговой отчетности с информацией соответствующих реестров, перечней и т. п. согласно предоставленным техническим заданиям;

верификация данных налоговой отчетности, предоставленной на бумажных носителях, которые переносятся в КЛС плательщиков налогов;

перенесение показателей о начисленных суммах с электронных баз налоговой отчетности в КЛС плательщиков налогов;

контроль за данными при перенесении сумм из баз налоговой отчетности в КЛС плательщиков налогов;

обработка налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налогов, и сумм удержанного с них налога по ф. № 1ДФ;

обработка налоговой отчетности (в том числе поданной в электронном виде), данные из которой не заносятся в КЛС плательщиков налогов;

формирование и передача реестров на основании обработанной налоговой отчетности;

оформление и передача для хранения бумажных носителей налоговой отчетности;

администрирование системы приема и компьютерной обработки налоговой отчетности.

3.3.

Методические рекомендации определяют методологию обеспечения достоверности введенных данных, специфические требования для обработки отдельных групп документов и т. п.

3.4.

Методические рекомендации разработаны с учетом требований законов Украины от 21 декабря 2000 года № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», с изменениями и дополнениями, от 22 мая 2003 года № 889-IV «О налоге с доходов физических лиц», от 22 мая 2003 года № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте», с изменениями и дополнениями, от 22 мая 2003 года № 852-IV «Об электронной цифровой подписи», от 4 декабря 1990 года № 509-XII «О государственной налоговой службе в Украине», с изменениями и дополнениями, от 20 февраля 2003 года № 551-IV «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения», приказа ГНА Украины от 24.06.2005 г. № 228 «О введении в действие Регламента эксплуатации АИС ГНА Украины», с изменениями и дополнениями, Типовой инструкции по делопроизводству в органах государственной налоговой службы Украины, утвержденной приказом ГНА Украины от 01.07.98 г. № 315, с изменениями и дополнениями (далее — Типовая инструкция по делопроизводству) и других нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения, от 3 апреля 1997 года № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость», с изменениями; приказа ГНА Украины от 18.04.2008 № 266 «Об организации взаимодействия органов государственной налоговой службы при проведении проверок налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость с учетом информации расшифровок налоговых обязательств и налогового кредита по налогу на добавленную стоимость в разрезе контрагентов», с изменениями и дополнениями.

3.5.

Обработка «Деклараций о доходах физического лица» выполняется средствами АИС «Облік податків та платежів» подразделениями налогообложения физических лиц в отдельном порядке.

 

4. Прием и регистрация налоговой отчетности

Налоговая отчетность в органы налоговой службы предоставляется (направляется):

на бумажных носителях;

на бумажных носителях — почтовыми отправлениями;

на электронных носителях с приложением распечатанных оригиналов документов налоговой отчетности на бумажных носителях;

средствами телекоммуникационной связи с наложением электронной цифровой подписи — в ЦОЭО, в том числе через оператора.

4.1.

Для приема документов налоговой отчетности в ОГНС должно быть специально выделено и оборудовано по принципу операционного зала помещение с установленными рабочими станциями с системой приема и компьютерной обработки налоговой отчетности (по технологии «единого окна»).

4.2.

Налоговая отчетность принимается подразделением ведения и защиты налоговой отчетности (при необходимости, в последний день срока подачи отчетности с привлечением работников других подразделений) без предварительной проверки указанных показателей от плательщика налогов или другого лица, на которого возложены обязанности подачи органам ГНС налоговой отчетности.

Как указано в Законе № 2181, отказ служебного (должностного) лица ОГНС принять налоговую декларацию по каким-либо причинам или выдвижение ним каких-либо предусловий по такому приему (включая изменение показателей такой декларации, уменьшение или отмену отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконное увеличение налоговых обязательств и т. п.) запрещается и расценивается как превышение служебных полномочий таким лицом, что влечет за собой ее дисциплинарную и материальную ответственность в порядке, определенном законодательством.

Если служебное (должностное) лицо ОГНС нарушает нормы абзаца первого подпункта 4.1.2 пункта 4.1 статьи 4 Закона № 2181, плательщик налогов обязан до окончания предельного срока подачи декларации направить такую декларацию по почте с описью вложенного и уведомлением о вручении, к которой приобщается заявление на имя руководителя соответствующего ОГНС, составленное в произвольной форме, с указанием фамилии служебного (должностного) лица, которое отказалось принять декларацию, и/или с указанием даты отказа. При этом декларация считается поданной в момент ее вручения почте, а предельный десятидневный срок, установленный для почтовых отправлений подпунктом 4.1.7 пункта 4.1 статьи 4 Закона № 2181, не применяется.

Плательщик налогов может также обжаловать действия служебного (должностного) лица контролирующего органа по отказу в приеме налоговой декларации в судебном порядке.

4.3.

Налоговая отчетность должна быть:

предоставлена адресату отчетности по формам установленного образца, действующим на момент подачи документа, с обязательными приложениями;

полностью заполнена, а именно: имеются обязательные реквизиты и значения показателей, которые не заполняются из-за отсутствия информации, должны быть прочеркнуты;

документы налоговой отчетности, подаваемые на бумажных носителях, должны быть заполнены чернилами, пастой шариковых ручек, с помощью пишущих машинок, принтеров, средств механизации или других средств, обеспечивающих сохранность записей в течение установленного срока хранения отчетности;

без подчисток, помарок, малозаметных исправлений;

подписана соответствующими должностными лицами, скреплена печатью плательщика налогов.

В случае утери плательщиком налогов печати на момент подачи отчетности в налоговые органы такая отчетность предоставляется вместе с соответствующим документом, выданным органом внутренних дел, который удостоверяет утерю печати.

4.4.

Работники ОГНС при приеме налоговой отчетности на бумажных и электронных носителях с приложением распечатанных оригиналов контролируют наличие:

подписей должностных лиц;

печати плательщика налогов;

обязательных реквизитов;

обязательных приложений к налоговой отчетности, предусмотренных порядком заполнения соответствующей отчетности, которые являются неотъемлемой частью налоговой декларации или уточняющей отчетности и не могут быть самостоятельным документом;

прочерков в значениях показателей, которые не заполняются из-за отсутствия информации.

В этом контексте под обязательными реквизитами понимаются:

тип документа (отчетный, уточняющий, отчетный новый);

отчетный (налоговый) период;

название плательщика налогов;

код плательщика налогов согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 22 января 1996 года № 118 «О создании Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины» или регистрационный (учетный) номер из ВРГНАУ;

идентификационный номер согласно ГРФЛ или, в случае отказа от него, — серия и номер паспорта для физического лица;

местонахождение плательщика налогов;

название ОГНС, в который подается отчетность;

дата подачи отчета (или дата заполнения — в зависимости от формы);

подписи должностных лиц, удостоверенные печатью.

Для отчетов, в которых это предусмотрено формой:

уточняемый отчетный (налоговый) период в случае предоставления плательщиком налогов уточняющего расчета;

инициалы, фамилии и идентификационные номера должностных лиц;

код вида экономической деятельности (КВЭД);

код органа местного самоуправления по КОАТУУ;

индивидуальный налоговый номер и номер Свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость согласно данным Реестра плательщиков налога на добавленную стоимость за отчетный (налоговый) период.

4.5.

Если предоставленная органу ГНС плательщиком налогов налоговая отчетность заполнена им с нарушением правил, указанных в утвержденном порядке заполнения, то она может быть не признана таким органом ГНС как налоговая декларация, а именно:

1) в ней не указаны обязательные реквизиты или не проставлен прочерк в показателях, которые не заполняются;

2) она не подписана соответствующими должностными лицами (факсимиле не разрешается);

3) не скреплена печатью плательщика налогов;

4) отсутствуют обязательные приложения к налоговой отчетности, предусмотренные порядком заполнения соответствующей отчетности;

5) невозможно прочитать текст или цифры в результате повреждения (например, документы залиты чернилами или другой жидкостью, потерты);

6) имеются порванные листы, подчистки, помарки, исправления, дописки и зачеркивания;

7) подана ксерокопия отчетных документов;

8) отчетность по налогу на добавленную стоимость подана неплательщиком НДС.

В таких случаях работники структурного подразделения ОГНС, к функциям которого относится прием налоговой отчетности, в устной форме предупреждают плательщика налогов о выявленных недостатках и праве непризнания органом ГНС такой налоговой отчетности в соответствии с нормами Закона № 2181.

Если плательщик налогов настаивает на приеме отчетности, то отчетность принимается, регистрируется и вместе со служебной запиской передается в отраслевое подразделение для дальнейшего хранения в отчетной части личного дела плательщика налогов. На экземпляре, остающемся у плательщика налогов, проставляется штамп «ПОЛУЧЕНО, предупреждено о возможности непризнания» (образец штампа приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям).

Структурным подразделением ОГНС, к функциям которого относится прием налоговой отчетности, в трехдневный срок со дня получения отчетности (но не позднее следующего дня от предельного срока подачи), направляется плательщику налогов уведомление о непризнании ОГНС налоговой отчетности как налоговой декларации с указанием оснований неприема и предложением предоставить новую налоговую декларацию, оформленную надлежащим образом (п.п. 4.1.3 п. 4.1 ст. 4 Закона № 2181).

В БДАО эта налоговая отчетность только регистрируется (без внесения показателей) и получает статус «Не признана как налоговая декларация» с обязательным указанием оснований непризнания, а в комментариях проставляется регистрационный номер уведомления ОГНС (о непризнании налоговой отчетности как налоговой декларации) и дата его отправления.

Для информирования плательщиков налогов об ответственности и последствиях возврата налоговой отчетности на доске объявлений или других информационных стендах в операционных залах размещается извлечение из Закона № 2181 (п.п. 4.1.2 п. 4.1 ст. 4).

4.6. В случае определения подразделением налогообложения юридических или физических лиц неправомерности подачи налоговой отчетности плательщиком налогов на основаниях, не предусмотренных пунктом 4.5, а именно:

случаев подачи плательщиками налога на добавленную стоимость налоговой отчетности за период, не соответствующий отчетному периоду для каждого конкретного плательщика;

случаев подачи плательщиками налоговой отчетности, не соответствующей выбранному режиму налогообложения;

случаев удвоения поданной налоговой отчетности по вине субъекта хозяйствования;

работник этого подразделения в течение 3 рабочих дней с момента получения реестра принятой отчетности готовит и направляет:

за подписью руководителя органа ГНС — плательщику налогов уведомление о непризнании такой отчетности как налоговой декларации с указанием оснований неприема такой отчетности и предложением подать новую, оформленную надлежащим образом;

за подписью руководителя подразделения налогообложения юридических или физических лиц — подразделению ведения и защиты налоговой отчетности служебную записку с резолюцией руководителя ОГНС для присвоения такой отчетности (со всеми поданными приложениями) в электронных базах статуса «Не признана как налоговая декларация» и присвоения в комментариях регистрационных номеров уведомлений (о непризнании ОГНС декларации как налоговой) и дат их отправления;

за подписью руководителя подразделения налогообложения юридических или физических лиц — подразделению учета и отчетности служебную записку с резолюцией руководителя ОГНС для изъятия данных, занесенных в КЛС, датой служебной записки.

4.7.

Если по результатам судебного или административного обжалования действий служебного (должностного) лица по отказу в приеме налоговой отчетности удовлетворяются требования плательщика налогов, то:

на основании решения суда, вступившего в законную силу, или решения органа ГНС о результатах рассмотрения жалобы в электронных базах налоговой отчетности налоговая отчетность проводится датой поступления таких решений в подразделение ведения и защиты налоговой отчетности и проставляется основание с указанием регистрационных данных документа;

в информационной системе налоговое обязательство (уменьшение налоговых обязательств, суммы бюджетного возмещения) плательщика налогов проводится в порядке согласно разделу 7 Методических рекомендаций датой поступления соответствующих решений суда или органа государственной налоговой службы в подразделение ведения и защиты налоговой отчетности.

Решение суда или органа ГНС об обжаловании действий служебного (должностного) лица об отказе в приеме налоговой отчетности расписывается на подразделения налогообложения юридических или физических лиц, ведения и защиты налоговой отчетности, юридическое подразделение в день поступления таких решений в орган ГНС.

4.8.

При отсутствии замечаний к оформлению налоговой отчетности она регистрируется и считается принятой. Этот факт удостоверяют соответствующие отметки: штамп, дата регистрации документа и регистрационный номер.

Отметки проставляются на полях, определенных утвержденными формами налоговой отчетности, как основного документа, так и приложения к нему.

На экземпляре, подаваемом в государственную налоговую инспекцию, проставляется штамп «Конфиденциально» (образец штампа приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям).

На экземпляре, остающемся у плательщика, проставляется штамп «ПОЛУЧЕНО» (образец штампа приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям).

Данные налоговой отчетности вносятся в электронные базы районного уровня в соответствующие формы налоговой отчетности и периоды, соответствующие полям: тип периода, месяц и год отчетного периода эталонного справочника «Сроки подачи налоговых документов» и Временного реестра форм отчетных документов плательщиков налогов юридических и физических лиц — предпринимателей, с изменениями и дополнениями, в том числе доведенными письмами ГНА Украины.

Регистрационный номер формируется при автоматической нумерации отчетов в системе приема и компьютерной обработки налоговой отчетности, каждый документ или приложение к нему имеет собственный номер.

4.9.

Зарегистрированные документы налоговой отчетности не подлежат возврату плательщику налогов.

4.10.

Если после подачи декларации за отчетный период плательщик налогов подает новую декларацию с исправленными показателями до окончания предельного срока подачи декларации за такой же отчетный период, то штрафы, предусмотренные п. 17.2 ст. 17 Закона № 2181, не применяются.

Такая декларация заносится в БДАО с признаком «отчетная новая» (если это предусмотрено формой) и «отчетная» (если это не предусмотрено формой), а предоставленная раньше отчетность получает статус «К сведению».

4.11.

Как предусмотрено Законом № 2181, при подаче налоговой отчетности почтовыми отправлениями плательщики налогов принимают меры по:

оформлению почтовых отправлений в соответствии с Порядком оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28 июля 1997 года № 799 (далее — Порядок);

направлению не позднее чем за десять дней до окончания предельного срока подачи декларации (расчета) в адрес налогового органа по почте с уведомлением о вручении.

Налоговая отчетность принимается к отправлению письмами, посылками, бандеролями с объявленной ценностью с отметкой «Отчет» и с заказным уведомлением о вручении согласно п. 2 Порядка.

В случае утери или порчи почтового отправления или задержки его вручения налоговому органу ответственность за неподачу или несвоевременную подачу налоговой отчетности несет оператор почтовой связи в порядке, предусмотренном законодательством, при этом плательщик налогов освобождается от любой ответственности за неподачу или несвоевременную подачу такой налоговой декларации.

Плательщик налогов в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об утере или порче почтового отправления во исполнение требований подпункта 4.1.7 пункта 4.1 статьи 4 Закона № 2181 направляет по почте или предоставляет лично (по его выбору) налоговому органу второй экземпляр налоговой отчетности, пояснения и документ (копию документа), которым подтверждает факт почтового отправления первичного отчета.

Направленные письма принимаются общими отделами, регистрируются датой поступления в ГНИ и в день получения передаются в подразделения ведения и защиты налоговой отчетности для дальнейшей обработки (согласно п.п. 3.2.6 Типовой инструкции по делопроизводству). В БДАО эта налоговая отчетность регистрируется датой поступления в налоговый орган, в комментариях проставляются дата поступления и регистрационный номер общего отдела.

Документы, составляющие часть налоговой отчетности и имеющие статус, отличающийся от «Конфиденциально» (например, «Для служебного пользования»), обрабатываются согласно действующему законодательству для этой группы документов работниками, наделенными соответствующими полномочиями.

4.12. При приеме налоговой отчетности, которая подается на электронных носителях (магнитных дисках, флеш-картах, компакт-дисках) с приложением распечатанных оригиналов документов налоговой отчетности на бумажных носителях, инспектор, осуществляющий прием документов, дополнительно к требованиям пп. 4.3 — 4.10 Методических рекомендаций выполняет:

проверку носителя на отсутствие вирусов с помощью антивирусного программного обеспечения, определенного соответствующим приказом ГНА Украины;

проверку соответствия поданного электронного отчета формату, утвержденному приказом ГНА Украины;

импорт данных электронного отчета с электронного носителя в БДАО;

перенесение регистрационных номеров на бумажные носители осуществляется согласно п. 4.7 Методических рекомендаций после проверки на соответствие импортированным данным.

В случае несоответствия данных на электронном носителе оригиналам налоговой отчетности на бумажных носителях, такая импортированная налоговая отчетность получает статус «К сведению» в БДАО и преимущество предоставляется поданной на бумажном носителе отчетности.

При наличии вируса на носителе или несоответствии формата или версии программного средства инспектор, осуществляющий прием документов, регистрирует и обрабатывает отчетность на бумажных носителях.

4.13.

Плательщик налогов по добровольному решению подает налоговую отчетность в электронном виде с наложением ЭЦП средствами телекоммуникационной связи без приложения распечатанных оригиналов на бумажных носителях.

4.13.1.

Плательщик налогов подает электронные отчеты средствами телекоммуникационной связи в ЦОЭО АО, в том числе через оператора.

4.13.2.

Документ, подготовленный с помощью СПО или ПС с наложенной ЭЦП, зашифрованный и поданный в электронном виде в АО средствами телекоммуникационной связи, в том числе через оператора, считается оригиналом.

4.13.3.

Электронные отчеты от плательщиков налогов подаются за отчетные периоды в сроки, установленные соответственно для отчетов, подаваемых в бумажной форме.

4.13.4.

АО или оператор при получении отчетности в электронной форме от плательщика налогов формирует и направляет ему первую квитанцию, удостоверяющую факт и время получения отчетности.

4.13.5.

ЦОЭО АО осуществляет прием отчетов от плательщиков налогов, в том числе через оператора, после чего обрабатывает отчеты, формирует и направляет плательщику налогов вторую квитанцию, удостоверяющую факт и время приема отчетности, и третью, которой удостоверяется факт доставки отчета и внесения данных в базу данных АО, где плательщик зарегистрирован.

ЦОЭО работает ежедневно, кроме выходных, праздничных и нерабочих дней.

4.13.6.

Плательщик налогов для подачи отчетности в электронном виде средствами телекоммуникационной связи:

создает электронный отчет согласно утвержденному ГНА Украины формату (стандарту) с помощью СПО или ПС;

налагает ЭЦП должностных лиц в следующем порядке: первой — ЭЦП главного бухгалтера (бухгалтера), второй — ЭЦП руководителя (директора), третьей — ЭЦП, являющуюся аналогом оттиска печати плательщика налогов. При отсутствии у плательщика налогов должности бухгалтера ЭЦП должностных лиц налагаются в следующем порядке: первой — ЭЦП руководителя (директора), второй — ЭЦП, являющуюся аналогом оттиска печати. Плательщиком налогов — физическим лицом — субъектом предпринимательской деятельности ЭЦП налагаются в следующем порядке: первой — ЭЦП плательщика налогов — физического лица, второй — ЭЦП, являющуюся аналогом оттиска печати плательщика налогов (при наличии);

осуществляет шифровку электронного отчета на ЦОЭО;

формирует и направляет транспортное сообщение с подписанным и зашифрованным электронным отчетом на ЦОЭО, в том числе через оператора;

получает первую, вторую и третью квитанции и проверяет достоверность ЭЦП оператора или ЦОЭО на первой квитанции, ЭЦП ЦОЭО на второй и третьей квитанциях и хранит три квитанции и второй экземпляр электронного отчета в собственном архиве.

В случае непоступления первой квитанции и/или второй квитанции, невозможности ее расшифровки или проверки ЭЦП, а также в случае выявления ошибок и (или) предоставлении уточнений плательщик налогов направляет электронный отчет повторно или предоставляет отчет на бумажных носителях.

Если плательщик налогов получил вторую квитанцию, содержащую информацию о неприеме электронного отчета ЦОЭО, он повторно направляет электронный отчет, предварительно откорректировав его при необходимости.

Действующим считается последний электронный или бумажный отчет, поданный плательщиком налогов до окончания сроков подачи соответствующей отчетности, определенных законодательством.

4.13.7.

В случае подачи плательщиком налогов отчетности в электронном виде средствами телекоммуникационной связи непосредственно в ЦОЭО последний:

проверяет соответствие транспортного сообщения унифицированному формату и его целостность;

фиксирует дату получения как дату подачи плательщиком налогов электронного отчета, формирует первую квитанцию, в которой указывает дату и время получения, заверяет ее ЭЦП и направляет ее плательщику налогов;

расшифровывает электронный отчет;

проверяет действительность и достоверность наложенных на отчет ЭЦП;

проверяет соответствие формата (стандарта) электронного отчета;

проверяет заполнение обязательных реквизитов электронного отчета;

формирует вторую квитанцию, заверяет ее своей ЭЦП и направляет ее плательщику налогов. В указанной квитанции в текстовом формате указываются реквизиты полученного электронного отчета, соответствие формата электронного отчета, результаты проверки ЭЦП и арифметически-логической проверки, регистрационный номер, дата и время получения электронного отчета и данные об отправителе квитанции. Второй экземпляр квитанции хранится в ЦОЭО;

импортирует данные электронного отчета, по которым была направлена плательщику налогов вторая квитанция, в базу данных АО;

заверяет электронный отчет плательщика налогов собственной ЭЦП, шифрует и передает его в соответствующие органы АО, где подписант зарегистрирован;

заверяет собственной ЭЦП третью квитанцию, полученную от соответствующих органов адресата отчетности, где плательщик налогов зарегистрирован, шифрует и передает ее субъекту отчетности.

4.13.8.

Факт приема отчета в электронной форме адресатом отчетности от плательщика налогов подтверждается второй квитанцией, в которой определяются реквизиты принятого налогового документа в электронной форме, соответствие налогового документа в электронной форме формату (стандарту) электронного документа, результаты проверки ЭЦП, информация о плательщике налогов (название и код ЕГРПОУ предприятия), дата и время приема отчета, регистрационный номер, налоговый период, за который подается отчет, и данные об отправителе квитанции. На эту квитанцию налагается ЭЦП центром обработки электронных отчетов, осуществляется ее шифровка, после чего вторая квитанция направляется плательщику налогов средствами телекоммуникационной связи.

Датой и временем предоставления налогового документа в электронном виде в органы ГНС являются дата и время, зафиксированные в первой квитанции.

4.13.9.

Если плательщик налогов подает отчет в электронной форме в ЦОЭО АО через оператора, то ЦОЭО осуществляет все действия согласно подпункту 4.13.7 пункта 4.13 настоящих Методических рекомендаций, кроме формирования и передачи первой квитанции.

4.13.10.

Если плательщик налогов направил АО, в том числе через оператора, несколько экземпляров одного налогового документа (в случае уточнения, неполучения квитанций подтверждения и т. п.), то оригиналом считается электронный документ, полученный последним до окончания предельного срока подачи налоговой отчетности, установленного для подачи отчетности в бумажном виде.

В базе данных налоговой отчетности районного уровня проставляется статус «К сведению» документам, которые поступили не последними или выявленные с помощью сформированного реестра дважды поданных документов.

4.13.11.

В случае подачи плательщиком налогов отчетности в электронном виде средствами телекоммуникационной связи через оператора на основании заключенных договоров оператор частично выполняет функции ЦОЭО, в том числе:

проверяет соответствие транспортного сообщения, сформированного плательщиком налогов, унифицированному формату и его целостность;

фиксирует дату получения электронного отчета (как дату его подачи плательщиком налогов) и указывает дату и время в первой квитанции, которую формирует, заверяет собственной ЭЦП и направляет плательщику налогов и ЦОЭО;

хранит информацию обо всех полученных электронных отчетах и квитанциях, заверенных ЦОЭО и плательщиками налогов, и осуществляет ее периодическое (не больше одного раза в месяц) резервное копирование.

4.13.12.

Плательщик налогов, подающий отчетность средствами телекоммуникационной связи, в том числе через оператора, имеет возможность получить информацию о состоянии расчетов с бюджетом.

При поступлении запроса в электронном виде от плательщика налогов подразделением защиты и ведения налоговой отчетности автоматически проводятся его обработка, формирование и направление ответа по состоянию на момент приема запроса.

Ответ направляется в виде квитанции по форме согласно приложению 5 к приказу ГНА Украины «Об утверждении Методических рекомендаций по централизованному приему и компьютерной обработке налоговой отчетности плательщиков налогов в ОГНС Украины» по электронному адресу плательщика налогов средствами телекоммуникационной связи.

4.14.

Прием документов налоговой отчетности, поданных с нарушением сроков подачи.

При получении документов налоговой отчетности, подаваемой плательщиками налогов с нарушением сроков подачи, такие документы принимаются, регистрируются и для них осуществляется компьютерная обработка согласно общим правилам, указанным в Методических рекомендациях, как для документов налоговой отчетности, поданной своевременно.

Решения по применению финансовых санкций к нарушителям сроков подачи и форм документов налоговой отчетности принимаются руководителем ОГНС и оформляются подразделениями налогообложения юридических и физических лиц по данным реестров неподанной и несвоевременно поданной отчетности после их анализа (п. 6.2 Методических рекомендаций).

Предельные сроки подачи документов налоговой отчетности могут быть продлены согласно п. 15.4 ст. 15 Закона № 2181.

4.15.

Прием и обработка уточненных документов налоговой отчетности.

4.15.1.

Плательщик налогов имеет право подать уточняющий расчет, если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 15 Закона № 2181) самостоятельно выявляет ошибки в показателях ранее поданной налоговой декларации.

4.15.2.

Плательщик налогов имеет право не подавать такой расчет, если такие уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за любой следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены. Форма уточняющих расчетов определяется в порядках, установленных для налоговых деклараций.

Формы налоговых отчетов, утвержденные соответствующими порядками составления отчетов, не предусматривают форм уточненных расчетов для субъектов хозяйственной деятельности — физических лиц, находящихся на общей или упрощенной системе налогообложения; также не предусмотрены уточняющие формы для отчета об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций (расчетных книжек), отчета по форме № 1-ПП «О суммах льгот в налогообложении юридических лиц и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности», декларации о валютных ценностях, Расчета части чистой прибыли (дохода), подлежащей уплате в общий фонд Государственного бюджета Украины по результатам ежеквартальной финансово-хозяйственной деятельности.

Поэтому для указанных отчетов уточнения в рамках текущего года предоставляются нарастающим итогом в следующем отчетном периоде. Уточнения за предыдущие годы, если плательщик настаивает на подаче такого отчета, принимаются общими отделами с сопровождающим письмом с указанием мотивов его составления и передаются в подразделения администрирования налогов.

4.15.3.

Регистрация и обработка уточненных документов налоговой отчетности, в том числе поступивших почтовыми отправлениями, проводятся в общем порядке ведения и защиты документов налоговой отчетности, изложенном в настоящих Методических рекомендациях.

4.15.4.

Прием документов уточняющей отчетности осуществляется в порядке, определенном пп. 4.1 — 4.4 Методических рекомендаций.

Уточняющая отчетность, состоящая из уточняющего отчета и справки к нему, после регистрации заносится в электронную базу налоговой отчетности в период, показатели которого она уточняет. Справка, изменяющая суммы налогового обязательства, регистрируется и заносится в электронную базу налоговой отчетности в отчетный период текущего месяца, соответствующий дате подачи справки.

Уточняющий расчет к декларациям по налогу на прибыль предприятия (банка), по налогу на доходы (прибыль) страховщика, по налогу на добавленную стоимость и т. п. заносится в электронную базу налоговой отчетности в периоде аналогично справке.

Уточняющий расчет, который отличается от основной декларации только отметкой, включающей и новые показатели, и суммы налоговых обязательств, в результате самостоятельно исправленной ошибки заносится в период, который он уточняет (например, отчеты по рентным и ресурсным налогам, платежам).

Импорт уточняющих документов налоговой отчетности в КЛС проводится датой регистрации на следующий день после подачи такой отчетности до формирования ежедневного экспортного файла сводных показателей АИС «Галузь».

В случае принятия решения структурными подразделениями о непризнании уточняющей отчетности плательщика налогов согласно требованиям ст. 17 Закона № 2181 соответствующее подразделение в течение 3 рабочих дней с момента получения реестра принятой отчетности направляет плательщику налогов письмо с указанием оснований непризнания, служебные записки с резолюцией руководителя ГНИ в подразделения ведения и защиты налоговой отчетности и учета и отчетности. Занесенные в КЛС данные устраняются по служебной записке соответствующего подразделения, в электронных базах отчетность получает статус «Не признана как налоговая декларация», в комментариях к отчету проставляется признак «согласно служебной записке от «____________» № ___».

В информационной учетной системе занесенные данные налоговой отчетности удаляются датой поступления служебной записки.

4.16. Прием налоговой отчетности при переходе плательщика налогов в другой орган государственной налоговой службы

.

4.16.1.

При переходе плательщика налогов в другой ОГНС по сообщению подразделения учета плательщиков налогов о снятии с учета подразделением ведения и защиты налоговой отчетности формируются экспортные файлы с имеющейся отчетностью без «логического удаления» из электронной базы налоговой отчетности вместе с реестрами переданной отчетности (приложение 5 к Методическим рекомендациям) за текущий и два предыдущих года.

4.16.2.

Сформированные файлы отчетности вместе с реестром передаются в подразделение учета плательщиков налогов для передачи в другой ОГНС.

4.16.3.

При взятии на учет плательщиков налогов, перешедших из другого ОГНС, по сообщению подразделения учета плательщиков подразделение ведения и защиты налоговой отчетности осуществляет импорт отчетности плательщиков. Отчетности предоставляется статус «Переход» и в комментариях проставляется признак района, из которого перешел плательщик. После реализации в программном обеспечении указанный статус и комментарии заполняются автоматически процедурой импорта.

4.17.

При ликвидации субъекта хозяйствования плательщиком налогов подается последний пакет отчетности. Такой отчетности присваивается признак «ликвидационная». Импорт ликвидационных документов налоговой отчетности в КЛС проводится не позднее следующего дня подачи отчетности в ОГНС до формирования ежедневного экспортного файла сводных показателей АИС «Галузь» согласно реестру, с указанием даты регистрации налоговой отчетности.

4.18.

При предоставлении плательщиком налогов документов налоговой отчетности по другой форме, если он считает, что форма налоговой отчетности, определенная центральным налоговым органом, увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства вопреки нормам закона по такому налогу, сбору (обязательному платежу), такой отчет принимается вместе с объяснением мотивов его составления общим отделом. После анализа подразделением налогообложения юридических или физических лиц правомерности подачи такого отчета (в течение двух дней со дня получения такой отчетности) подразделения ведения и защиты налоговой отчетности регистрируют и переносят информацию отчетов в электронную базу в случае технической возможности (при отсутствии возможности информация о начисленных суммах вносится в КЛС подразделениями учета и отчетности согласно служебной записке подразделений налогообложения).

4.19.

Изменение статуса «Не признана как налоговая декларация» и «К сведению», присвоенного ошибочно, может проводиться только в течение 3 дней после предельного срока подачи документа налоговой отчетности.

 

5. Перенесение информации из налоговой отчетности в электронную базу

ОГНС

5.1. Обработка и занесение информации в электронные базы выполняется подразделением ведения и защиты налоговой отчетности, при отсутствии указанного подразделения — подразделениями, на которые возложена эта функция.

5.2.

За соответствие информации в базах налоговой отчетности данным налоговых документов, предоставленных плательщиком налогов, несут ответственность подразделения ведения и защиты налоговой отчетности.

 

6. Формирование сводной информации на основании данных налоговой отчетности плательщиков налогов. Схема взаимодействия подразделений ведения и защиты налоговой отчетности с другими структурными подразделениями

6.1.

После окончания обработки налоговой отчетности подразделения ведения и защиты налоговой отчетности:

сверяют суммы к начислению или возмещению с данными деклараций (расчетов), кроме отчетности, поданной в электронном виде с наложением ЭЦП, используя режим верификации начисленных сумм;

формируют и передают в подразделения учета и отчетности реестры начисленных сумм в разрезе форм отчетности по плательщикам налогов вместе с выгруженными из электронной базы отчетных документов данными, в частности данными отчетности по налогу на прибыль за текущий и предыдущие отчетные периоды;

формируют реестры поданной отчетности в разрезе форм с учетом разных способов подачи отчетности по плательщикам налогов и передают их вместе с бумажными документами налоговой отчетности (в случае их наличия) в подразделения налогообложения юридических и физических лиц.

 

7. Импорт начисленных сумм платежей из электронных баз государственных налоговых инспекций в карточки лицевых счетов (КЛС) плательщиков. Контроль занесенных в КЛС начисленных сумм налогов и платежей

7.1.

Ежедневно, начиная со следующего за предельным сроком подачи налоговой отчетности, но не позднее 1 дня до наступления предельного срока уплаты (кроме отчетности, для которой сроки уплаты установлены до предельного срока подачи или отдельным порядком), подразделения учета и отчетности средствами ПС АИС «Облік податків та платежів» импортируют выгруженные данные из электронной базы отчетных документов в КЛС плательщиков налогов отдельно для юридических и физических лиц.

Импорт в КЛС согласно реестрам уточняющей, несвоевременно поданной отчетности, реестров налоговой отчетности с задекларированными суммами бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, ликвидационной отчетности выполняется подразделением учета и отчетности не позднее следующего дня после подачи отчетности в налоговый орган до формирования ежедневного экспортного файла сводных показателей АИС «Галузь»» согласно установленному регламенту.

 

8. Специфические особенности приема, занесения и обработки налогового расчета ф. № 1ДФ средствами обособленного программного модуля

8.1.

При приеме налогового расчета руководствуются Порядком заполнения и подачи налоговыми агентами налогового расчета по форме № 1ДФ, утвержденным приказом ГНА Украины от 29.09.2003 г. № 451, с изменениями и дополнениями, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 22.10.2003 г. под № 960/8281, с учетом нормы Закона № 2181.

 

9. Обработка документов налоговой отчетности, автоматически не импортируемых в КЛС

По налогам, для которых не реализован алгоритм импорта данных в другие программные продукты, выполняются прием, регистрация и компьютерная обработка поданной отчетности на общих основаниях с передачей реестров принятой отчетности вместе с отчетными документами в подразделение учета и отчетности для проведения начисленных сумм в КЛС и в соответствующие структурные подразделения, использующие другие АРМ. По документам, поданным в электронном виде с наложением ЭЦП, где бумажные копии не предусмотрены действующим законодательством, передаются только реестры поданной отчетности. Для проведения начисленных сумм в КЛС работниками подразделения учета и отчетности и других структурных подразделений предоставлена возможность просмотреть или (в случае необходимости) распечатать соответствующий документ.

 

10. Оформление и хранение обработанных документов налоговой отчетности

10.1.

После обработки налоговой отчетности обработанные документы, кроме формы № 1ДФ и документов, поданных в электронном виде с наложением ЭЦП, где бумажные копии не предусмотрены действующим законодательством, вместе с реестрами поданной отчетности передаются в подразделения налогообложения юридических и физических лиц для проведения документальной невыездной проверки (камеральной) и формирования отчетной части личного дела плательщика.

 

11. Администрирование системы приема и компьютерной обработки налоговой отчетности

11.1.

Распределение прав доступа к электронным базам данных налоговой отчетности.

Для обслуживания системы приема и компьютерной обработки налоговой отчетности в каждом ОГНС в подразделении информатизации процессов налогообложения должен быть назначен администратор, в функциональные обязанности которого входит администрирование системы.

<…>

 

 

Приложение 4

к Методическим рекомендациям по централизованному приему
 и компьютерной обработке налоговой отчетности
 плательщиков налогов в ОГНС Украины

 

Технологическая схема приема и компьютерной обработки отчетных
документов плательщиков налогов на бумажных носителях

img 1

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше