Об установлении ненормированного рабочего дня*
Письмо Министерства труда и социальной политики Украины от 26.08.2010 г. № 265/13/116-10
В Департаменте по вопросам государственного регулирования заработной платы и условий труда рассмотрено <…> обращение и сообщается.
Рабочее время и время отдыха водителей автотранспортных средств регулируется Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автотранспортных средств, утвержденным приказом Минтранса от 17.01.2002 г. № 18 и зарегистрированным в Минюсте 04.02.2002 г. под № 97/6385.
Согласно пункту 2.7 этого Положения водителям легковых автомобилей в случае необходимости может устанавливаться ненормированный рабочий день, т. е. сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Эта работа не считается сверхурочной, и за нее не осуществляется дополнительная оплата переработанного времени.
Водителям с ненормированным рабочим днем предоставляется в форме компенсации ежегодный дополнительный отпуск и в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется соответствующая оплата за выполненный объем работ, степень напряженности, сложность и самостоятельность в работе, необходимость выполнения служебных задач сверх установленной продолжительности рабочего времени.
Рабочее время водителей с ненормированным рабочим днем учитывается в рабочих днях, кроме работы в праздничные дни, которая исчисляется в часах (пункт 4.4 Положения).
В соответствии с пунктом 1 Рекомендаций по порядку предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда, утвержденных приказом Минтруда и социальной политики Украины от 10.10.97 г. № 7, ненормированный рабочий день — это особый режим рабочего времени, который устанавливается для определенной категории работников при невозможности нормирования времени трудового процесса. В случае необходимости эта категория работников выполняет работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени (эта работа не считается сверхурочной). Мера труда в данном случае определяется не только продолжительностью рабочего времени, но и кругом обязанностей и объемом выполненных работ (нагрузкой).
На работников, работающих на условиях ненормированного рабочего дня, распространяется установленный на предприятии, в учреждении, организации режим рабочего времени. В связи с этим работодатель не имеет права систематически привлекать работников, работающих в таком режиме, к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени.
Пунктом 2.7 указанного выше Положения предусмотрено, что количество часов переработанного времени при работе водителя на условиях ненормированного рабочего дня может определяться в коллективном договоре.
Учитывая указанное и то, что в случае, приведенном в письме, водитель поликлиники работает на 1,5 ставки (по основному месту работы и на 0,5 ставки по совместительству) с 8 до 19 часов, для установления ему ненормированного рабочего дня по основному месту работы не усматривается оснований, поскольку у него нет возможности выполнять работу сверх установленной продолжительности рабочего времени (после окончания работы по основной должности он приступает к работе по совместительству).
Соответственно он не имеет права и на получение доплаты за ненормированный рабочий день и дополнительный отпуск.
Директор Департамента А. Товстенко
* См. также материал на с. 29.—
Примеч. ред.