Темы статей
Выбрать темы

Дата снятия импортной операции с валютного контроля — дата фактического пересечения товаром границы

Редакция НиБУ
Письмо от 20.07.2010 г. № 1112/11/13-10

Hачало

Предыдущий фрагмент

29. Особенности определения момента импорта товаров для целей применения штрафных санкций за нарушение правил расчетов во внешнеэкономической деятельности

Анализ судебной практики в этой категории споров удостоверяет, что судебными коллегиями Высшего административного суда Украины в целом одинаково применялись нормы Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» по определению даты импорта товаров на таможенную территорию Украины.

В большинстве проанализированных дел импорт товаров, ввозившихся в Украину на условиях отсрочки поставки, считался осуществленным с момента пересечения товарами таможенной границы Украины. Подтверждением пересечения товарами таможенной границы Украины судами признавалось наличие оттиска штампа «Под таможенным контролем» (импорт) на сопроводительных документах или провозной ведомости.

При этом суды преимущественно ссылались на нормы статьи 1 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», нормы Таможенного кодекса Украины, Инструкцию о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденную приказом Государственной таможенной службы Украины от 9 июля 1997 года № 307.

В то же время судами отбрасывались доводы органов государственной налоговой службы о том, что оформление грузовой таможенной декларации типа IМ-40 на импортированные товары является необходимым условием для определения момента импорта. В противовес указанным доводам налоговых органов судебные коллегии ссылались на статью 1 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», в соответствии с которой момент осуществления экспорта (импорта) — это момент пересечения товаром таможенной границы Украины или перехода права собственности на указанный экспортируемый или импортируемый товар от продавца к покупателю.

Вместе с тем исследование случаев отмены Высшим административным судом Украины судебных решений административных судов нижестоящего уровня и также единичные примеры практики Высшего административного суда Украины выявили иногда разные подходы этих судов к определению момента осуществления импортных операций во внешнеэкономической деятельности. В частности, некоторые административные суды связывали завершение импортных операций с моментом оформления грузовой таможенной декларации типа IМ-40. В соответствии с этим такие суды применяли штрафные санкции к резидентам Украины, если с момента осуществления оплаты импортированного товара до момента оформления грузовой таможенной декларации IМ-40 на такой товар проходило более установленных статьей 2 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» 90 (впоследствии 180) дней.

В 2009 году Судебная палата по административным делам Верховного Суда Украины определила свою правовую позицию в отношении момента импорта товаров на таможенную территорию Украины в связи с применением штрафных санкций за нарушение сроков осуществления валютных расчетов во внешнеэкономической деятельности.

В постановлении Верховного Суда Украины65 по делу по иску Частного предприятия «Э» к Государственной налоговой инспекции в Малиновском районе г. Одессы было указано следующее.

65

Постановление Верховного Суда Украины от 1 июля 2009 года, регистрационный номер судебного решения в ЕГРСР — 4308967.

Вывод апелляционного и кассационного судов об отсутствии в действиях истца состава правонарушения, установленного Законом № 185/94-ВР, корреспондирует с предписаниям этого Закона, которыми закреплена ответственность, в частности, за нарушение сроков поставки продукции, работ, услуг (товаров) на таможенную территорию Украины, а не за неввоз товара в режиме импорта в срок, предусмотренный статьей 1 этого же Закона.

Это суждение подтверждается положениями Таможенного кодекса Украины, в статьях 212 — 214 которого установлена возможность хранения поставленных резиденту Украины товаров на таможенном складе, в частности в течение трех лет с даты их помещения в указанном режиме.

Согласно содержанию части третьей статьи 214 этого Кодекса товары, ввезенные из-за пределов таможенной территории Украины, хранящиеся в режиме таможенного склада, до окончания сроков хранения, должны быть задекларированы собственником в другой таможенный режим, в частности в режим импорта.

В соответствии со статьей 212 Таможенного кодекса Украины таможенный склад — это таможенный режим, в соответствии с которым ввезенные из-за пределов таможенной территории Украины товары хранятся под таможенным контролем без взимания налогов и сборов и без применения к ним мер нетарифного регулирования и других ограничений в период хранения.

Суды установили, что поставка товаров в адрес истца осуществлена в пределах 90-дневного срока, потому ошибочная ссылка кассационного суда на недействительную на момент возникновения спорных правоотношений редакцию статьи 2 Закона № 185/94-ВР, которая предусматривала больший срок, не повлияла на правильность принятого решения.

С учетом приведенного в Высшем административном суде Украины сложилась устоявшаяся практика рассмотрения споров, связанных с начислением и взысканием штрафных санкций за несвоевременные поставки в Украину импортируемых товаров.

Моментом, с которого товары являются импортированными в Украину, судом обоснованно определен момент пересечения такими товарами таможенной границы Украины независимо от их дальнейшего таможенного оформления. Судебная практика Высшего административного суда Украины в рассматриваемой категории дел может считаться справедливой и соответствующей действующему законодательству Украины, в связи с чем оснований для ее изменения не усматривается.



комментарий редакции

Дата снятия импортной операции с валютного контроля
 — дата фактического пересечения товаром границы

От даты снятия импортной операции с валютного контроля, как все понимают, часто зависит, будут ли к субъекту хозяйствования применены санкции за нарушение валютного законодательства. Напомним: согласно ст. 2 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР отсрочка поставки в импортных операциях резидентов не должна превышать 180 календарных дней с момента осуществления авансового платежа. Нарушение указанного срока влечет за собой взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3 процента стоимости недопоставленного товара в иностранной валюте, пересчитанной в денежную единицу Украины по валютному курсу Нацбанка на день возникновения задолженности.

В судебной практике долгое время не было единого подхода к применению приведенных предписаний. В ряде дел суды поддерживали позицию налоговиков (см., например, письмо ГНАУ от 03.04.2009 г. № 6951/7/10-1017/1044) и связывали завершение импортной операции

с моментом оформления ГТД, что приводило к возникновению ситуации, когда соблюдение предусмотренных Законом № 185 сроков практически не зависело от субъекта хозяйствования, поскольку он не может повлиять на продолжительность прохождения таможенного оформления. В других делах импорт товаров, ввозимых в Украину на условиях отсрочки поставки, судьи считали завершенным для целей применения Закона № 185 с момента пересечения товарами таможенной границы Украины (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 68, с. 33). Именно эту позицию мы считаем наиболее обоснованной. К счастью, теперь она нашла поддержку ВСУ.

 

Елена Уварова

Окончание

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше