Кабинет Министров Украины
Некоторые вопросы организации финансового мониторинга
Постановление от 25 августа 2010 г. № 747
В соответствии с частью третьей статьи 12, статьей 13 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» Кабинет Министров Украины постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Порядок взятия на учет субъектов первичного финансового мониторинга, регистрации ими финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, и подачи Государственному комитету финансового мониторинга информации об указанных и других финансовых операциях, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
Порядок
взятия на учет Государственным комитетом финансового мониторинга информации о финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу.2. Установить, что субъекты первичного финансового мониторинга, кроме специально определенных, а также тех, которые до вступления в силу настоящего постановления в установленном порядке стали на учет в Государственном комитете финансового мониторинга, обязаны
в течение двух месяцев после вступления в силу настоящего постановления стать на учет в Государственном комитете финансового мониторинга.3. Признать
утратившими силу постановления Кабинета Министров Украины согласно прилагаемому перечню.
Премьер-министр Украины Н. Азаров
Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 25 августа 2010 г. № 747
Порядок
взятия на учет субъектов первичного финансового мониторинга, регистрации ими финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, и подачи Государственному комитету финансового мониторинга информации об указанных и других финансовых операциях, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма
Общая часть
1.
Настоящий Порядок регулирует вопросы подачи субъектами первичного финансового мониторинга (далее — субъекты) информации, необходимой для взятия их на учет в Госфинмониторинге, регистрации ими финансовых операций, которые в соответствии с Законом Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» (далее — Закон) подлежат финансовому мониторингу, а также подачи ими Госфинмониторингу информации об указанных и других финансовых операциях, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.2.
Действие настоящего Порядка распространяется на всех субъектов (кроме банков), указанных в статье 5 Закона, в частности их обособленные подразделения.3. В настоящем Порядке термины употребляются в значении, приведенном в Законе.
4. Любая информация, которую субъект подает Госфинмониторингу, на
бумажных носителях направляется по почте с уведомлением о вручении почтового отправления или нарочным, в электронном виде — по защищенным каналам связи.Если субъект подает информацию Госфинмониторингу на бумажных носителях, подтверждением соблюдения им
сроков подачи такой информации, предусмотренных Законом, является наличие у субъекта документа, выданного оператором почтовой связи, который подтверждает факт направления соответствующей информации с уведомлением о вручении почтового отправления.Субъект подает информацию по адресам, определенным Госфинмониторингом.
Документы, подтверждающие факт подачи информации Госфинмониторингу, хранятся субъектом в течение
пяти лет.
Взятие субъектов на учет
5. Субъекты, кроме специально определенных, подают Госфинмониторингу информацию, необходимую для взятия их на учет, в течение трех рабочих дней с даты назначения работника, ответственного за проведение финансового мониторинга (далее — ответственный работник), но не позднее дня проведения первой финансовой операции.
6.
Специально определенные субъекты подают Госфинмониторингу информацию, необходимую для взятия их на учет, в следующем порядке:субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества, — не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты установления деловых отношений с клиентом, намеревающимся совершить сделку по купле-продаже недвижимости, на сумму, которая равняется либо превышает 400000 гривень или равняется либо превышает сумму, эквивалентную указанной, в иностранной валюте;
субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них за наличные, — не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты проведения финансовой операции с предметами высокой стоимости (в частности, с драгоценными металлами, драгоценными камнями, антикварными вещами, предметами искусства и т. п.) или при организации торговли такими предметами, в том числе аукционной, если сумма, на которую проводится операция, равняется либо превышает 150000 гривень или равняется либо превышает сумму, эквивалентную указанной, в иностранной валюте;
субъекты хозяйствования, проводящие лотереи и азартные игры, в том числе казино, электронное (виртуальное) казино, — не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты проведения финансовой операции, связанной с приемом или возвратом ставок или выплатой выигрышей;
адвокаты, аудиторы, аудиторские фирмы, нотариусы, лица, предоставляющие юридические услуги, физические лица — предприниматели, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, — не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты установления деловых отношений с клиентом, который намеревается совершить одну из сделок, определенных частью первой статьи 8 Закона;
физические лица — предприниматели и юридические лица, проводящие финансовые операции с товарами (выполняющие работы, предоставляющие услуги) за наличные, — не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты проведения финансовой операции на сумму, которая равняется либо превышает 150000 гривень или равняется либо превышает сумму, эквивалентную указанной, в иностранной валюте.
7. Информация, необходимая для взятия субъекта на учет, подается на бумажных носителях по форме, установленной Госфинмониторингом. Информация обязательно должна содержать сведения о регистрации субъекта; его местонахождении (местожительстве); ответственном работнике или лице, временно исполняющем его обязанности. Информация об обособленных подразделениях субъекта подается им в случае их наличия.
8. В случае подачи субъектом информации, необходимой для взятия его на учет, в неполном объеме или с ошибками Госфинмониторинг сообщает об этом субъекту. В таком случае субъект в течение трех рабочих дней с даты получения соответствующего сообщения обязан подать информацию в полном объеме и/или без ошибок.
9. На основании поданной субъектом информации, необходимой для взятия его на учет, Госфинмониторинг в течение пяти рабочих дней с даты ее поступления присваивает субъекту учетный идентификатор.
Учетный идентификатор
— комбинация из букв латинского алфавита и цифр, которую Госфинмониторинг присваивает субъекту при взятии его на учет и которая используется им во время выполнения обязанностей в соответствии с Законом, в том числе регистрации и подачи информации Госфинмониторингу, подачи запросов в государственные органы по поводу идентификации клиентов и в других определенных законодательством случаях.Порядок формирования и предоставления субъекту учетного идентификатора, а также форма сообщения о результатах обработки информации, поступившей от субъекта для взятия его на учет, определяются Госфинмониторингом.
10. В случае изменения информации, ставшей основанием для взятия субъекта на учет, субъект в течение трех рабочих дней с даты наступления таких изменений подает Госфинмониторингу соответствующую информацию. Такая информация может подаваться на бумажных носителях или в электронном виде.
11. В случае прекращения своей деятельности субъект должен уведомить об этом Госфинмониторинг с указанием причин.
Регистрация субъектами финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу
12. Регистрация субъектом финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, других финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, производится путем внесения соответствующей информации в реестр.
Реестр — форма регистрации субъектом информации о финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу, других финансовых операциях, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, и их участников, которая определяется Госфинмониторингом.
13.
В реестр вносится информация о проведении или попытке проведения финансовых операций:подлежащих обязательному финансовому мониторингу в соответствии со статьей 15 Закона;
подлежащих внутреннему финансовому мониторингу в соответствии со статьей 16 Закона;
в проведении которых субъект отказал в связи с тем, что они содержат признаки таких, которые согласно Закону подлежат финансовому мониторингу;
в проведении которых субъект отказал в связи с непредоставлением клиентом, с которым установлены деловые отношения, необходимой информации для идентификации и изучения его финансовой деятельности;
в отношении которых имеются достаточные основания подозревать, что они связаны, касаются или предназначены для финансирования террористической деятельности, террористических актов или террористических организаций и организаций или лиц, к которым применены международные санкции;
проведение которых субъект приостановил в связи с тем, что они содержат признаки, предусмотренные статьями 15 и 16 Закона;
проведение которых субъект приостановил в связи с тем, что их участниками или выгодополучателями являются лица, включенные в перечень лиц, которые связаны с осуществлением террористической деятельности или к которым применены международные санкции;
проведение которых было приостановлено по решению Госфинмониторинга, принятому с целью приостановления расходных операций;
проведение которых было приостановлено по поручению Госфинмониторинга, принятому с целью удовлетворения запроса уполномоченного органа иностранного государства;
в отношении которых субъект получил от Госфинмониторинга запрос о предоставлении информации, в частности по отслеживанию (мониторингу) финансовых операций.
14.
В реестр вносятся:порядковый номер и дата регистрации финансовой операции;
сведения, установленные в результате идентификации лица, проводящего финансовую операцию, лица, от имени или по поручению или в интересах которого проводится финансовая операция, или выгодополучателя;
сведения о других лицах — участниках финансовой операции;
вид финансовой операции;
сумма, на которую проводится финансовая операция или осуществляется попытка ее проведения;
валюта, в которой проводится финансовая операция;
основания для проведения финансовой операции;
сведения о финансовых операциях, связанных с зарегистрированной ранее финансовой операцией (в случае наличия);
признаки, по которым финансовая операция подлежит финансовому мониторингу;
информация о приостановлении финансовой операции;
дата и время проведения, попытки проведения или отказа от проведения финансовой операции;
дополнительная информация, необходимая для проведения Госфинмониторингом анализа финансовых операций;
фамилия, имя, отчество и должность работника, внесшего информацию в реестр.
15. Субъект обеспечивает выявление финансовых операций, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, до начала, в процессе, но не позднее следующего рабочего дня после их проведения, или в день возникновения подозрения, или во время попытки их проведения или после отказа клиента от их проведения.
В случае выявления финансовых операций, участниками или выгодополучателями которых являются лица, включенные в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или к которым применены международные санкции, субъект в тот же день вносит информацию о такой операции в реестр.
В случае приостановления финансовых операций по решению (поручению) Госфинмониторинга субъект в день поступления такого решения (поручения) вносит информацию о такой операции в реестр.
В случае выявления финансовых операций иных, чем указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта, субъект не позднее следующего рабочего дня после их выявления вносит информацию о них в реестр.
16. Регистрацию финансовых операций проводит субъект.
По решению субъекта его обособленные подразделения могут самостоятельно проводить регистрацию финансовых операции и подавать информацию о них Госфинмониторингу.
17. Информация о финансовой операции вносится в реестр, который ведется в электронном виде или на бумажных носителях.
Если реестр ведется в электронном виде, в конце каждого месяца все новые записи распечатываются. Распечатанные страницы удостоверяются подписью руководителя или ответственного работника. До 5 числа каждого месяца распечатанные страницы с информацией за прошлый месяц складываются в хронологическом порядке, прошнуровываются, удостоверяются подписью руководителя или ответственного работника, скрепленной печатью. На первой странице указываются количество страниц, первая и последняя дата внесения информации. Такие страницы хранятся в течение пяти лет.
18. В случае невозможности в установленные сроки внести информацию о финансовой операции в реестр, который ведется в электронном виде, информация вносится в реестр на бумажных носителях.
19. Каждой финансовой операции, внесенной в реестр, присваивается порядковый номер.
Исправление сведений, внесенных в реестр, не допускается. В случае допущения ошибки в реестре ошибочная запись аннулируется, а исправленная запись вносится в реестр под новым номером и новой датой регистрации.
20. Порядок ведения реестра устанавливается Госфинмониторингом.
Подача информации Госфинмониторингу
21. Субъект в определенных Законом случаях направляет Госфинмониторингу сообщение о финансовой операции, внесенной в реестр (далее — сообщение о финансовой операции), по форме и в порядке его заполнения, установленных Госфинмониторингом.
22. Сообщение о финансовой операции состоит из информации о субъекте (обособленном подразделении), который его направляет, и информации о финансовой операции, внесенной в реестр.
Сообщение о финансовой операции может содержать информацию о нескольких финансовых операциях.
23. В сообщении о финансовой операции, которое направляется субъектом — юридическим лицом на основании информации, поступившей от обособленного подразделения, должны содержаться реквизиты этого подразделения. Перечень обязательных реквизитов определяется Госфинмониторингом.
24. Сообщение о финансовой операции субъект направляет Госфинмониторингу в электронном виде, а в случае несистематического направления (в течение одного календарного года не более чем о четырех зарегистрированных финансовых операциях) — на бумажных носителях.
Если у субъекта возникает необходимость подать в течение одного календарного года сообщение о пятой и последующих финансовых операциях, субъект обеспечивает его направление в электронном виде.
Специально определенные субъекты имеют право направлять Госфинмониторингу сообщения о финансовых операциях на бумажных носителях независимо от их количества.
25. Если по каким-либо причинам субъект (обособленное подразделение) не получил от Госфинмониторинга в течение десяти рабочих дней с даты поступления сообщения о вручении почтового отправления или в течение двух рабочих дней с даты отправления сообщения о финансовой операции в электронном виде, сообщение о взятии (отказе во взятии) на учет направленной Госфинмониторингу информации, такой субъект (обособленное подразделение) обращается в Госфинмониторинг для выяснения причины неполучения соответствующего сообщения.
26. В случае невозможности в установленные Законом сроки направить Госфинмониторингу сообщение о финансовой операции в электронном виде, такое сообщение направляется на бумажных носителях.
27. В случае получения от Госфинмониторинга сообщения об отказе во взятии на учет субъект обязан в течение трех рабочих дней с даты его поступления подать Госфинмониторингу надлежащим образом оформленное сообщение о финансовой операции.
В случае подачи Госфинмониторингу трех ненадлежащим образом оформленных сообщений об одной и той же финансовой операции информация о такой финансовой операции считается неподанной.
28. Если субъект принял решение об отказе от установления деловых отношений с клиентом в связи с невозможностью осуществления его идентификации согласно требованиям законодательства, субъект обязан в течение одного рабочего дня с даты отказа, но не позднее следующего рабочего дня уведомить Госфинмониторинг о лице, которое намеревалось провести финансовую операцию.
Сообщение об отказе от установления деловых отношений с клиентом составляется субъектом в произвольной форме с изложением обстоятельств, при которых обратился клиент, и с указанием всей имеющейся информации о нем.
29. Информацию на запрос Госфинмониторинга субъект подает на бумажных носителях вместе с сопроводительным письмом, в котором указывается перечень подаваемых документов (копий документов). Копии документов должны быть заверены подписью руководителя субъекта, скрепленной печатью.
Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 25 августа 2010 г. № 747
Порядок
взятия на учет Государственным комитетом финансового мониторинга информации о финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу
1.
Настоящий Порядок регулирует вопросы взятия на учет Госфинмониторингом поданной субъектом первичного финансового мониторинга (его обособленным подразделением) (далее — субъект) информации о финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу, другой финансовой операции, которая может быть связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (далее — информация о финансовой операции).2. В настоящем Порядке термины употребляются в значении, приведенном в Законе Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма».
3. Информация о финансовой операции берется на учет путем ее внесения в Единую государственную информационную систему в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма (далее — Единая информационная система) в электронном виде.
4. Информация о финансовой операции берется на учет после подтверждения того, что сообщение о такой финансовой операции оформлено и подано надлежащим образом, но не позднее следующего рабочего дня после поступления такой информации в электронном виде, а в случае поступления информации на бумажных носителях — в день ее внесения в Единую информационную систему.
Госфинмониторинг обеспечивает внесение в Единую информационную систему информации о финансовой операции, поступившей от субъекта на бумажных носителях, не позднее чем в течение трех рабочих дней после поступления такой информации.
5. Каждой информации о финансовой операции, взятой на учет Госфинмониторингом, присваивается учетный номер в пределах текущего года. Если субъект подает информацию о внесении изменений в информацию, которая уже взята на учет Госфинмониторингом, такой информации новый учетный номер не присваивается.
6. В случае поступления ненадлежащим образом оформленной информации о финансовой операции Госфинмониторинг отказывает во взятии на учет такой информации и в течение трех рабочих дней уведомляет об этом субъекта, подавшего такую информацию.
7. После взятия на учет информации о финансовой операции Госфинмониторинг в течение трех рабочих дней уведомляет об этом субъекта, подавшего такую информацию.
8. Форма сообщения о взятии (отказе во взятии) на учет информации о финансовой операции на бумажных носителях, структура файлов информационного обмена в электронном виде и порядок их доведения до сведения субъекта определяются Госфинмониторингом.
Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 25 августа 2010 г. № 747
Перечень постановлений
Кабинета Министров Украины, утративших силу
1.
Постановление Кабинета Министров Украины от 26 апреля 2003 г. № 644 «Об утверждении Порядка регистрации финансовых операций субъектами первичного финансового мониторинга» (Офіційний вістник України, 2003 г., № 18 — 19, ст. 856).2. Постановление Кабинета Министров Украины
от 26 апреля 2003 г. № 646 «Об утверждении Порядка взятия на учет Государственным комитетом финансового мониторинга финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу» (Офіційний вістник України, 2003 г., № 18 — 19, ст. 858).3. Постановление Кабинета Министров Украины
от 20 ноября 2003 г. № 1800 «Об утверждении Порядка проведения внутреннего финансового мониторинга субъектами хозяйствования, осуществляющими хозяйственную деятельность по организации и содержанию казино, других игорных заведений, и ломбардами» (Офіційний вістник України, 2003 г., № 47, ст. 2441).4. Постановление Кабинета Министров Украины
от 10 августа 2004 г. № 1010 «О внесении изменения в пункт 4 Порядка регистрации финансовых операций субъектами первичного финансового мониторинга» (Офіційний вістник України, 2004 г., № 32, ст. 2138).5. Постановление Кабинета Министров Украины
от 17 ноября 2004 г. № 1548 «О внесении изменений в Порядок проведения внутреннего финансового мониторинга субъектами хозяйствования, осуществляющими хозяйственную деятельность по организации и содержанию казино, других игорных заведений, и ломбардами» (Офіційний вістник України, 2004 г., № 46, ст. 3034).6. Постановление Кабинета Министров Украины
от 12 июля 2005 г. № 572 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» (Офіційний вістник України, 2005 г., № 28, ст. 1644).7. Постановление Кабинета Министров Украины от 5 апреля 2006 г. № 458 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины по вопросам финансового мониторинга» (Офіційний вістник України, 2006 г., № 14, ст. 1014).