Вам письмо, или Каков статус налоговых консультаций?
Налоговый кодекс поставил перед налогоплательщиками целый ряд вопросов, на которые дать однозначный и окончательный ответ сегодня вряд ли кто-нибудь решится. Многочисленные же консультации и разъяснения специалистов налоговых органов — на страницах периодических изданий, в виде писем, ответов на интернет-сайтах, веб-конференциях и в Единой базе налоговых знаний — подчас еще более усугубляют ситуацию, лишь усиливая неопределенность. Каков статус всех предоставляемых налоговыми органами разъяснений и стоит ли обращаться к налоговикам с запросом?
Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»
Начнем с того, что
Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ) по сравнению с действовавшим до 01.01.2011 г. Законом Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III (далее — Закон № 2181) несколько изменил статус налоговых консультаций (до 01.01.2011 г. они носили название налоговых разъяснений). Проведем сравнение:
По Закону № 2181 | По НКУ |
1 | 2 |
Возможность издания обобщающих налоговых разъяснений | |
Предоставлялась. | Не предусмотрена. |
* Сегодня предметом активного обсуждения стал вопрос о статусе писем ГНАУ, в частности о том, что некоторые из них, в том числе по мнению Минюста, содержат новые нормы права, что недопустимо (см. письма Минюста от 01.04.2011 г. № 3915-0-4-11/24, от 28.04.2011 г. № 3915-0-4-11/101). ** Как пример, письмом от 04.03.2011 г. № 6286/7/16-1517 ГНАУ обязала пересмотреть ранее выданные налоговые консультации по рассмотренному вопросу и отозвать те, содержание которых не соответствует разъяснениям, предоставленным самой ГНАУ по этому же вопросу. | |
Установление приоритетности разъяснения | |
Закон № 2181 закреплял приоритет за разъяснениями, предоставленными вышестоящим налоговым органом, перед разъяснениями нижестоящего органа. | Прямого установления приоритетности разъяснений нет. По большому счету, если налогоплательщик обратился с одинаковыми запросами как в налоговый орган по своему местонахождению, так и в вышестоящий налоговый орган, на которые получил разные разъяснения, то он может воспользоваться любым из разъяснений на свой выбор |
Срок предоставления ответа на запрос | |
Налоговые разъяснения на запрос налогоплательщика предоставляются в сроки, установленные законом для предоставления ответа на обращения граждан в органы государственной власти (п. 4.6 Порядка № 176), т. е. по общему правилу — один месяц (ст. 20 Закона Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. № 393/96-ВР) | Действует аналогичное правило — налоговая консультация предоставляется в течение одного месяца с возможностью для налогового органа при необходимости дополнительного изучения вопроса продлить срок рассмотрения запроса еще до 15 дней, о чем должно быть уведомлено лицо, обратившееся с таким запросом. Таким образом, общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать 45 дней. |
Освобождение от ответственности | |
Закон № 2181 закреплял правило, согласно которому не может быть привлечен к ответственности налогоплательщик, действовавший в соответствии с предоставленным ему налоговым разъяснением (при условии отсутствия налоговых разъяснений по этому вопросу, имеющих приоритет) либо обобщающим налоговым разъяснением, только на основании того, что в последующем такое налоговое разъяснение либо обобщающее налоговое разъяснение было изменено или отменено, или предоставлено новое налоговое разъяснение такому налогоплательщику либо обобщающее налоговое разъяснение, противоречащее предыдущему | Согласно п. 53.1 НКУ не может быть привлечен к ответственности налогоплательщик, действовавший в соответствии с налоговой консультацией, предоставленной в письменной форме, в частности на основании того, что в будущем такая налоговая консультация была изменена либо отменена. |
Право на обжалование | |
Было предусмотрено Законом № 2181. Согласно п. 4.7, если суд признавал налоговое разъяснение не соответствующим законодательству, налоговый орган был обязан в трехдневный срок со дня вступления в силу такого судебного решения привести налоговое разъяснение в соответствие с законодательством либо отменить его, либо предоставить копию такого решения налоговому органу, который издал налоговое разъяснение для приведения его в соответствие с законодательством либо для его отмены. | Согласно п. 53.3 НКУ налогоплательщик может обжаловать в суде как правовой акт индивидуального действия налоговую консультацию контролирующего органа, изложенную в письменной форме, которая, по мнению такого налогоплательщика, противоречит нормам либо содержанию соответствующего налога либо сбора. Смысл судебного обжалования заключается в том, что если суд отменит предоставленную налоговую консультацию как противоречащую законодательству, такое судебное решение является основанием для предоставления налогоплательщику новой консультации уже с учетом позиции суда |
Итак, о чем следует помнить налогоплательщикам:
1. Письма ГНАУ либо иных налоговых органов, в каких бы средствах массовой информации они не публиковались, а также ответы, размещенные в Единой базе налоговых знаний, предоставляемые в ходе веб-конференций и т. п., не имеют какого-либо юридического значения и с формально юридической точки зрения выполняют исключительно информационную роль*, однако при этом все понимают, какой фактический статус имеют подобные разъяснения. Поэтому, ознакомившись с таким письмом либо ответом налогового органа, предоставленным в другой форме, налогоплательщик может быть практически полностью уверен, что на свой запрос, направленный в налоговый орган, он получит аналогичный ответ. Кроме того, не сможет налогоплательщик сослаться для защиты своих интересов на налоговую консультацию, предоставленную по электронной почте либо факсом.
Роль письменной налоговой консультации может выполнять только ответ, адресованный данному налогоплательщику и подписанный руководителем (либо его заместителем) налогового органа с проставлением печати такого органа.* Признают это и сами налоговики — см., например, письмо ГНА в г. Киеве от 25.02.2011 г. № 3265/10/31-606.
2. Налогоплательщик может обратиться с запросом в налоговый орган, в котором состоит на налоговом учете, либо в вышестоящий по отношению к нему налоговый орган, вплоть до ГНАУ. При этом
НКУ не выдвигает в качестве условия для обращения в вышестоящий налоговый орган предварительное получение ответа от нижестоящего.3.
Запрос составляется в произвольной форме. В нем должны быть указаны реквизиты налогоплательщика, направляющего запрос, приведена норма (либо несколько норм), в разъяснении которых возникла необходимость, может быть предложен свой вариант ее надлежащего толкования, проставлены дата и подпись с ее заверением печатью такого налогоплательщика.4. Налогоплательщик, который действует, руководствуясь предоставленной ему индивидуальной налоговой консультацией, не привлекается к налоговой ответственности. Воспользоваться для этих целей налоговой консультацией, предоставленной другому налогоплательщику, пускай даже по абсолютно идентичному вопросу, нельзя.
5. Налоговые органы настаивают на том, что воспользоваться для освобождения от налоговой ответственности налоговыми разъяснениями, предоставленными до 01.01.2011 г., к налоговым периодам после этой даты, даже если в правовом регулировании вопроса ничего не изменилось, также нельзя. Формально они правы — разъяснение утрачивает силу вместе с нормой, для толкования которой оно предоставлялось, и может применяться только по отношению к тем операциям, которые совершались в период действия такой нормы.
6. Несмотря на то что
Методрекомендации допускают возможность самостоятельной отмены налоговых консультаций налоговым органом по собственной инициативе, Минюст обоснованно занял позицию, согласно которой налоговая консультация может быть отменена только судом по инициативе налогоплательщика (см. письмо от 22.04.2011 г. № 6785-0-26-11-8.2 на с. 15) либо она утрачивает силу в связи с отменой либо изменением нормы, с целью разъяснения которой предоставлялась. Иначе возможность налогового органа отменить предоставленную им налоговую консультацию приводила бы к правовой неопределенности для налогоплательщика.