О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты ГНА Украины

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Июнь, 2011/№ 51
Приказ от 31.03.2011 г. № 185

Министерства и ведомства Украины

 

О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты ГНА Украины

Приказ от 31.03.2011 г. № 185

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 7 июня 2011 г. под № 686/19424

(извлечение)

 

В соответствии с Законом Украины от 02.12.2010 № 2756-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» и Указом Президента Украины от 09.12.2010 № 1085 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти», с целью усовершенствования нормативно-правовых актов, связанных с регистрацией, опломбированием и применением регистраторов расчетных операций

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.

Внести изменения в Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.12.2000 № 614, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 05.02.2001 под № 107/5298 (с изменениями), изложив его в новой редакции (прилагается)*.

2.

Внести изменения в форму № ЗВР-1 «Отчет об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций (расчетных книжек)», утвержденную приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.12.2000 № 614, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 05.02.2001 под № 105/5296 (с изменениями), изложив ее в новой редакции (прилагается)*.

<…>

5. Настоящий приказ вступает в силу

через 10 дней после официального опубликования.

<…>

 

Председатель Комиссии по проведению реорганизации ГНА Украины,
 председатель ГНС Украины В. Захарченко

 

* Изменения не публикуются, поскольку указанные Порядок и форма приводятся в номере с учетом внесенных изменений. —

Примеч. ред.

 

 

 

Утвержден приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.12.2000 № 614

Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги)

(

в редакции приказа Государственной налоговой администрации Украины от 31.03.2011 № 185)

 

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 7 июня 2011 г. под № 686/19424

 

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан во исполнение Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг». Настоящий Порядок не распространяется на регистраторы расчетных операций, применяемые для регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты.

1.2. В настоящем Порядке приведенные ниже термины употребляются в следующем значении:

автор электронного документа

— субъект хозяйствования (физическое или юридическое лицо) (далее — СХ), который использует регистратор расчетных операций, зарегистрированный им в установленном порядке;

встроенный модем

— модем, размещенный под кожухом регистратора расчетных операций (далее — РРО) как отдельное устройство или блок;

верификатор

— техническое средство контроля соответствия программного обеспечения РРО эталонному образцу путем последовательного сравнения единиц измерения информации;

электронный отчет

— электронный документ, содержащий копии напечатанных X-отчетов и Z-отчетов регистратора;

средство контроля, расчетная квитанция

— согласно Порядку регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденному приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.12.2000 № 614, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 05.02.2001 под № 106/5297 (с изменениями);

защищенный процессор (процессоры) регистратора

— устройство, которое предназначено для создания электронных документов в виде, обеспечивающем их целостность и неопровержимость, криптографическую защиту программного обеспечения РРО или модема от несанкционированного изменения, идентификацию РРО или модема и проверку на возможную подмену или удаление отдельных электронных документов, имеет сертификат соответствия или положительное экспертное заключение для применения в РРО или модемах по результатам государственной экспертизы в сфере криптографической защиты информации;

внешний модем

— модем, подключаемый к внешнему порту РРО;

каналы передачи информации

— GSM/GPRS и другие проводные или беспроводные каналы, используемые для передачи информации;

Книга регистраторов расчетных операций

— установленной формы книга (приложение 1*), пронумерованная, прошнурованная, скрепленная печатью органа государственной налоговой службы (далее — орган ГНС) и заверенная подписью руководителя органа ГНС (или его заместителя), где осуществляются записи о регистрации и учете РРО, справок об опломбировании, или накопленная с помощью программного обеспечения компьютера информация о регистрации и учете регистраторов расчетных операций, справок об опломбировании, которая ежедневно переносится на бумажные носители в форме, предусмотренной для указанной книги, скрепляется печатью органа ГНС и заверяется подписью уполномоченного должностного лица;

* Приложения к Порядку не публикуются. —

Примеч. ред.

контрольная лента в электронной форме

(далее — КЛЭФ) — в значении согласно Закону Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг»;

копия напечатанного расчетного документа и фискального отчетного чека

— электронный документ, правовой статус которого определяется Законом Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» и государственным стандартом ДСТУ CWA 14365-1:2008;

место нахождения (место проживания) СХ, название СХ, хозяйственная единица, название хозяйственной единицы, адрес хозяйственной единицы, наименование товара (услуги), буквенное обозначение ставки налога на добавленную стоимость (далее — НДС), фискальный номер, сумма расчета

— согласно Положению о форме и содержании расчетных документов, утвержденному приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.12.2000 № 614, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 05.02.2001 под № 105/5296 (с изменениями);

неисправный РРО

— РРО, не обеспечивающий:

надлежащей печати чеков (подкладных документов), контрольной ленты, любого из отчетов (Z-отчет, X-отчет, периодический или товарный отчет и т. п.) или создание контрольной ленты и отчетов в электронной форме;

соответствия данных по суммам расчетов, отраженным на кассовых чеках, данным по суммам расчетов, которые печатаются или создаются в электронной форме на контрольной ленте;

соответствия суммарных данных по кассовым чекам, напечатанным в течение рабочего дня, общим суммам выручек, отраженным в Z-отчетах;

блокировку РРО в случаях, предусмотренных документацией производителя;

сохранность данных в фискальной памяти РРО;

носитель электронных документов

— функциональная часть РРО с КЛЭФ, предназначенная для хранения созданных электронных документов;

обязательный реквизит электронного документа

— электронная цифровая подпись (далее — ЭЦП), наложенная в автоматическом режиме регистратором расчетных операций или модемом, соединенным с регистратором (для РРО, создающих контрольную ленту в бумажном виде), на данные каждого расчетного документа, X-отчета и Z-отчета регистратора расчетных операций;

оперативная память

— запоминающее устройство в составе фискального блока РРО, где хранятся текущие данные, исчисленные или занесенные под управлением программного обеспечения этого регистратора;

операция «сторно»

— регистрация через РРО отрицательных сумм, уменьшающих сумму выручки, которые заносятся в фискальную память при выполнении Z-отчета;

периодический отчет

— напечатанный на печатающем устройстве регистратора отчет, который содержит итог данных фискальной информации за любой период, полученный из фискальной памяти этого регистратора;

устройство накопления и защиты информации

(далее — УНЗИ) — устройство, которое предназначено для создания электронных документов, их накопления и хранения в виде, обеспечивающем неопровержимость и целостность, идентификацию устройства, сформировавшего такой электронный документ, исключает возможность подмены или сокрытие отдельных электронных документов и который имеет сертификат соответствия или положительное экспертное заключение по результатам государственной экспертизы в сфере криптографической защиты информации;

расчетный документ, расчетная операция, регистратор расчетных операций, расчетная книжка, книга учета расчетных операций, место проведения расчетов, фискальный отчетный чек, фискальная память, производитель, поставщик, центр сервисного обслуживания, фискальный режим работы

— согласно статье 2 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг»;

сервер обработки информации

— внешний сервер, в который модем передает фискальную информацию;

сервисное обслуживание

— комплекс услуг по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию, гарантийному и послегарантийному ремонту РРО;

служебная информация

— любая информация, которая поступает в модем из РРО и дополнительно может передаваться с помощью модема;

фискальный блок

— неотъемлемая составная часть регистратора, с помощью которой обеспечивается регистрация оборота, определение размера налога на добавленную стоимость (далее — НДС), управление механизмом печатания чеков и отчетов, выведение информации на индикаторы этого регистратора.

Термин «

данные» употребляется в значении, определенном Законом Украины «Об электронных документах и электронном документообороте».

Термины «

данные наложения подписи», «данные верификации подписи», «неопровержимость» употребляются в значении, определенном государственным стандартом ДСТУ CWA 14365-1:2008.

Термин «

модем» употребляется в значении, определенном Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг».

Термины «

Z-отчет», «X-отчет» употребляются в значениях, приведенных в Требованиях по реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для различных сфер применения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 18.02.2002 № 199.

Термин «

фискальная информация» употребляется в значении, определенном постановлением Кабинета Министров Украины от 18.02.2002 № 199 «Об утверждении требований по реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для различных сфер применения», а также сформированные регистратором расчетных операций расчетные документы и фискальные отчетные чеки в электронной форме.

 

II. Порядок регистрации регистраторов расчетных операций

2.1. К регистрации принимаются РРО, модификации которых включены в Государственный реестр РРО, с учетом сфер их применения и при условии, что срок службы, установленный в технической документации на РРО, не исчерпан, а также с учетом сроков регистрации, установленных Государственным реестром РРО.

2.2. Регистрация РРО осуществляется в органе ГНС по месту нахождения (месту проживания) СХ, если СХ обслуживается в органе ГНС по работе с крупными плательщиками налогов — по месту налогового учета. В случае использования РРО на территории другой административно-территориальной единицы его необходимо до начала использования взять на учет в органе ГНС по месту использования, кроме РРО, применяемых на объектах выездной торговли (предоставления услуг), и резервных РРО. Регистрация и взятие на учет осуществляются бесплатно, регистрация — не позднее двух рабочих дней с момента подачи, взятия на учет — в день подачи СХ всех необходимых документов.

СХ, имеющие сеть обособленных филиалов (представительств), которые взяты на налоговый учет в местных органах ГНС и в соответствии с действующим законодательством самостоятельно уплачивают налог на прибыль, могут регистрировать РРО по месту нахождения этих филиалов.

Украинское государственное предприятие почтовой связи «Укрпошта» может регистрировать РРО по месту расположения обособленных безбалансовых производственных подразделений, имеющих отдельные текущие счета в местных отделениях банков, как для собственных нужд этих подразделений, так и для подчиненных им отделений почтовой связи. Указанное распространяется также на Государственное предприятие специальной связи и государственные территориально-отраслевые объединения (предприятия) железнодорожного транспорта, а также на открытое акционерное общество «Укртелеком».

2.3.

Регистрация РРО осуществляется на основании письменного заявления СХ произвольной формы, в котором указаны область применения и реквизиты РРО (модификация, заводской номер, версия программного обеспечения, производитель или поставщик, дата изготовления), а также предоставления СХ следующих документов и их копий, заверенных подписью руководителя и печатью СХ, — юридического лица или личной подписью СХ — физического лица:

копии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц (если СХ имеет зарегистрированные в органе ГНС РРО или книги учета расчетных операций, копия выписки не предоставляется);

документа, подтверждающего факт покупки или бесплатного получения РРО в собственность, другого документа, подтверждающего право собственности или пользования РРО;

паспорта (формуляра) на РРО;

документа, подтверждающего право собственности (аренды) на хозяйственную единицу; для регистрации резервного РРО необходимо предоставить такие документы на каждую хозяйственную единицу, где будет использоваться РРО;

для СХ, предоставляющих услуги по перевозкам пассажиров и багажа, — лицензию на право осуществления указанного вида деятельности;

в случае регистрации РРО, который был ранее зарегистрирован другим СХ, — справку об отмене регистрации.

Оригиналы документов возвращаются СХ, копии остаются в органе ГНС.

2.4. На основании изучения предоставленных СХ документов ответственное должностное лицо органа ГНС не позднее двух дней со дня подачи СХ документов принимает решение о возможности регистрации РРО. В случае положительного решения выписывается справка о резервировании фискального номера РРО в двух экземплярах; один экземпляр справки предоставляется СХ, второй остается в органе ГНС. Форма справки о резервировании фискального номера РРО приведена в

приложении 2 к настоящему Порядку. Данные об РРО (модификация — дата изготовления) заносятся согласно данным паспорта (формуляра) на РРО.

2.5. Фискальный номер РРО состоит из кода области (две цифры), кода района или города (две цифры) согласно местонахождению СХ (для крупных плательщиков налогов — кода города, где они обслуживаются) и порядкового номера записи (шесть цифр) в Книге регистраторов расчетных операций. В течение пяти рабочих дней со дня получения справки о резервировании фискального номера РРО СХ должен обеспечить перевод РРО в фискальный режим работы, занесение фискального номера РРО в фискальную память, опломбирование РРО в центре сервисного обслуживания согласно настоящему разделу.

При оформлении справки об опломбировании РРО заполняются все ее реквизиты, кроме данных о распломбировании РРО.

РРО, создающие контрольные ленты в электронной форме, или модемы для передачи данных в сочетании с РРО дополнительно во время процедуры фискализации должны создавать данные подписи и данные верификации подписи СХ, печатать данные верификации подписи для удостоверения их действия СХ. Напечатанные РРО данные верификации подписи заносятся (наклеиваются) в справку об опломбировании РРО, заверяются СХ и центром сервисного обслуживания.

Заверенную копию справки об опломбировании РРО и один экземпляр акта ввода в эксплуатацию РРО, выданного центром сервисного обслуживания (далее — ЦСО) (для РРО, создающих контрольные ленты в электронной форме, или для модемов для передачи данных в сочетании с РРО — удостоверенные СХ и ЦСО данные верификации подписи), СХ должен подать в течение срока действия справки о резервировании фискального номера в орган ГНС по месту ее выдачи. В случае невыполнения или несвоевременного выполнения действий, предусмотренных настоящим пунктом, справка о резервировании фискального номера РРО считается недействительной.

2.6. После получения указанных документов должностное лицо органа ГНС осуществляет запись в соответствующем разделе Книги регистраторов расчетных операций и выписывает регистрационное удостоверение (

приложение 3) в двух экземплярах; один экземпляр удостоверения предоставляется СХ, второй остается в органе ГНС. Номер удостоверения совпадает с фискальным номером РРО. Данные об РРО заносятся согласно записям в справке о резервировании фискального номера РРО.

2.7. При регистрации резервного РРО в правом верхнем углу регистрационного удостоверения делается надпись «Резервный», в первой строке соответствующей таблицы в удостоверении указываются название и адрес хозяйственной единицы, где будет храниться резервный РРО, в других строках — названия и адреса всех хозяйственных единиц, где он будет использоваться.

2.8.

Взятие РРО на учет в органе ГНС по адресу хозяйственной единицы осуществляется при подаче СХ регистрационного удостоверения на РРО. Должностное лицо органа ГНС осуществляет запись в соответствующем разделе Книги регистраторов расчетных операций, а также делает отметку в регистрационном удостоверении.

2.9.

Для перерегистрации РРО с целью использования его в другой хозяйственной единице СХ подает в орган ГНС по месту регистрации РРО заявление произвольной формы, в котором указана область применения РРО, регистрационное удостоверение с отметкой, при необходимости, о снятии РРО с учета, а также определенные пунктом 2.3 настоящего раздела документы на хозяйственную единицу. Должностное лицо органа ГНС вносит изменения в соответствующую запись в Книге регистраторов расчетных операций и регистрационное удостоверение. В случае использования РРО на территории другой административно-территориальной единицы его необходимо до начала использования взять на учет в органе ГНС по месту осуществления предпринимательской деятельности.

2.10.

РРО считается зарегистрированным после выполнения всех действий, предусмотренных пунктами 2.3 — 2.7 настоящего раздела, при осуществлении предпринимательской деятельности не по месту регистрации РРО после выполнения всех действий, предусмотренных пунктами 2.3 — 2.8 настоящего раздела, в случае перерегистрации — после выполнения действий в соответствии с пунктом 2.9 настоящего раздела.

2.11.

Отмена регистрации РРО осуществляется на основании подачи СХ заявления произвольной формы в орган ГНС, где зарегистрирован РРО. Перед отменой регистрации РРО его необходимо снять с учета, о чем делается отметка в регистрационном удостоверении, и распломбировать в ЦСО (кроме случаев установления несоответствия конструкции и программного обеспечения регистратора документации производителя). При отмене регистрации должностное лицо органа ГНС изымает регистрационное удостоверение, справку об опломбировании, делает соответствующую запись в Книге регистраторов расчетных операций и выписывает справку об отмене регистрации регистратора расчетных операций по установленной форме (приложение 4), которая предоставляется СХ.

В случае хищения РРО для отмены регистрации СХ должен предоставить органу ГНС копию соответствующего документа органов внутренних дел.

2.12.

Принудительная отмена регистрации РРО осуществляется в следующих случаях:

после окончания срока службы, установленного в технической документации на РРО;

после окончания определенных действующим законодательством сроков вывода из эксплуатации РРО;

в случае отмены государственной регистрации СХ, принятия судебного решения о ликвидации или о признании его банкротом, на основании документов об отсутствии СХ по месту нахождения (месту проживания) свыше 3 месяцев;

при применении РРО не в сфере применения, определенной Государственным реестром регистраторов расчетных операций;

при выявлении несоответствия конструкции и (или) программного обеспечения РРО модификации, включенной в Государственный реестр регистраторов расчетных операций.

2.13. В случаях, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 2.12 настоящего раздела, орган ГНС по месту регистрации РРО должен предупредить СХ за месяц до наступления срока о необходимости отмены регистрации РРО. Если СХ не выполняет действий, предусмотренных пунктом 2.11 настоящего раздела, или его нет по месту нахождения (месту проживания), через месяц после возникновения обстоятельств, определенных пунктом 2.12 настоящего раздела, в Книге регистраторов расчетных операций осуществляется соответствующая запись, после чего регистрация РРО считается отмененной.

2.14. В случае принятия органом ГНС решения об отказе в регистрации (перерегистрации) РРО необходимо уведомить об этом СХ не позднее чем в течение двух рабочих дней со дня подачи им необходимых документов. Основанием для отказа в регистрации (перерегистрации) могут быть отсутствие модификации РРО в Государственном реестре регистраторов расчетных операций или его несоответствие области применения, указанной в заявлении СХ, окончание срока службы РРО или невыполнение требований настоящего раздела по подаче необходимых документов.

 

III. Порядок опломбирования регистраторов расчетных операций и модемов, соединенных с такими регистраторами

3.1.

Опломбирование регистратора и модема, соединенного с регистратором (далее — модем), осуществляется ЦСО:

перед регистрацией РРО;

после его ремонта;

при замене средства контроля;

при принятии на сервисное обслуживание РРО, который ранее обслуживался в другом ЦСО;

по решению органа ГНС.

После проверки соответствия конструкции и программного обеспечения РРО и модема документации производителя (далее — проверка соответствия РРО) опломбирование может осуществляться уполномоченным представителем органа ГНС.

ЦСО имеет право опломбировывать только те модели (модификации) РРО и модемов, с поставщиками которых им заключены соответствующие договоры.

3.2. При опломбировании РРО и модема составляется (или дополняется) в двух экземплярах справка об опломбировании регистратора расчетных операций (

приложение 5) с соблюдением требований пункта 2.5 раздела II настоящего Порядка. Один из экземпляров предоставляется СХ, другой хранится в ЦСО (в органе ГНС), осуществившем опломбирование. В справке обязательно отражаются данные о соответствии конструкции и программного обеспечения РРО и модема документации производителя, а также о переводе РРО в фискальный режим работы. Данные о СХ заносятся из справки о резервировании фискального номера РРО или из Книги учета расчетных операций, данные об РРО и модеме — из паспорта (формуляра) на РРО и модем.

При выявлении ЦСО несоответствия конструкции и (или) программного обеспечения РРО или модема документации производителя справка об опломбировании составляется в трех экземплярах, один из которых ЦСО предоставляет СХ, второй передает в местный орган ГНС, третий оставляет у себя.

3.3. Опломбирование корпуса РРО или кожуха каждого из блоков РРО блочной конструкции, модемов осуществляется путем установки двух средств контроля в местах стыка корпуса РРО (кожуха блока) с верхней крышкой на ее противоположных сторонах с целью сделать невозможным доступ к внутренним узлам РРО без снятия или нарушения целостности средства контроля и модема в местах, предусмотренных производителем. В РРО блочной конструкции средства контроля устанавливаются также на места подключения соединительных кабелей. Целостность и подлинность средств контроля определяются по методике, утвержденной их производителем.

В документации производителя РРО и модемов должны определяться конкретные места установки средств контроля. При опломбировании РРО и модемов необходимо руководствоваться этой документацией с учетом требований абзаца первого этого пункта. ЦСО запрещается использовать средства контроля не по назначению, а также передавать или продавать их без осуществления операции опломбирования.

3.4.

Распломбирование РРО и модема с изъятием предыдущей справки об опломбировании и составлением новой справки осуществляется:

ЦСО — при необходимости доступа к внутренним узлам РРО, модема, для проведения его ремонта, если такое предусмотрено документацией производителя, по решению органа ГНС, перед отменой регистрации РРО и модема (кроме случаев выявления несоответствия конструкции и (или) программного обеспечения РРО документации производителя), при окончании срока использования средства контроля, а также в случае прекращения действия договора о сервисном обслуживании этого РРО и модема;

представителем органа ГНС — для проведения проверки соответствия РРО и модема и перед отменой регистрации РРО в случае выявления несоответствия конструкции и (или) программного обеспечения РРО и модема документации производителя.

3.5. При распломбировании РРО и модема в ЦСО перед отменой регистрации РРО в справке об опломбировании указываются все данные, кроме данных об опломбировании. Если после проведения такого распломбирования ЦСО выявил несоответствие конструкции и (или) программного обеспечения документации производителя, РРО или модем пломбируется и справка об опломбировании составляется согласно требованиям абзаца второго пункта 3.2 настоящего раздела.

3.6. Копию каждой справки об опломбировании РРО и модема, выданной ЦСО, СХ должен подать в орган ГНС по месту учета РРО не позднее наступления ближайшего срока подачи отчетности, связанной с применением РРО и модема либо использованием расчетных книжек.

3.7. В случае нарушения целостности средства контроля, установленного на РРО, модеме, СХ обязан прекратить его применение, уведомить об этом орган ГНС, где РРО находится на учете, и ЦСО, осуществивший опломбирование.

3.8.

Проверка соответствия РРО и модема, в том числе проверка программного обеспечения с помощью верификатора, должна проводиться по решению руководителя органа ГНС или его заместителя в следующих случаях:

нарушения целостности средства контроля, установленного на РРО или модеме;

выявления факта опломбирования РРО или модема поддельным средством контроля или таким, серия и номер которого не совпадают с серией и номером, указанными в справке об опломбировании;

применения СХ при расчетах ненадлежащим образом опломбированного или неисправного РРО или модема;

отсутствия отдельных блоков РРО блочной конструкции (или их отсоединение от РРО);

подключения к РРО дополнительных устройств (блоков), когда такое подключение не предусмотрено документацией производителя;

письменного обращения потребителя или СХ, применяющего РРО и модем.

Проверку проводят уполномоченные должностные лица органа ГНС, после чего РРО, модем пломбируются согласно требованиям настоящего раздела. Если опломбирование осуществило уполномоченное должностное лицо органа ГНС, СХ должен обеспечить переопломбирование РРО или модема в ЦСО не позднее следующего рабочего дня после проверки (кроме случаев выявления несоответствия конструкции и (или) программного обеспечения РРО документации производителя).

3.9. Ежеквартальную до 25 числа следующего за отчетным кварталом месяца ЦСО подают в органы ГНС по своему местонахождению отчет об использовании средств контроля по форме, определенной в

приложении 6 к настоящему Порядку. В случае прекращения деятельности ЦСО или прекращения действия договора с поставщиком отдельной модели (модификации) РРО, модема отчет об использовании средств контроля должен подаваться в срок не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения указанных обстоятельств.

 

IV. Порядок применения регистраторов расчетных операций

4.1. Порядок применения регистраторов расчетных операций распространяется на РРО, зарегистрированные в установленном порядке.

4.2. РРО может применяться только в хозяйственной единице, название и адрес которой указаны в регистрационном удостоверении, и в сфере применения, определенной Государственным реестром регистраторов расчетных операций.

4.3. Контрольная лента должна печататься в едином рабочем цикле с кассовыми чеками или подкладными документами без повторного ее использования. При применении портативных РРО разрешается печатать контрольную ленту перед печатанием фискального отчетного чека, если это предусмотрено техническими возможностями РРО.

4.4. Регистрация продажи товара (оплаты услуги) через РРО осуществляется одновременно с расчетной операцией. Расчетный документ должен выдаваться покупателю не позднее завершения расчетной операции. Расчетная операция считается проведенной через РРО, если данные о ее объеме введены в режиме регистрации.

4.5. Внесение или выдача наличных с места проведения расчетов должны регистрироваться через РРО с использованием операций «служебное внесение» и «служебная выдача», если такие внесение или выдача не связаны с проведением расчетных операций. Кроме того, операция «служебное внесение» используется для регистрации суммы наличных, хранящихся на месте проведения расчетов на момент регистрации первой расчетной операции, которая проводится после выполнения Z-отчета.

Не проводится через РРО выдача наличных, не связанная с проведением расчетов, если такая выдача осуществляется после выполнения Z-отчета до регистрации первой расчетной операции и (или) до выполнения операции «служебное внесение».

4.6.

СХ должен обеспечить:

ведение в установленном порядке текущей, а также хранение в хозяйственной единице последней использованной Книги учета расчетных операций, зарегистрированной на РРО, и использованных контрольных лент за последние три рабочих дня, за исключением объектов выездной торговли и передвижной торговой сети;

хранение в хозяйственной единице последней использованной и текущей расчетной книжки, используемой в период ремонта РРО или отключения электроэнергии;

печатание X-отчетов, Z-отчетов и других документов (кроме расчетных), предусмотренных эксплуатационной документацией на РРО, подсчет наличных на месте проведения расчетов при осуществлении проверки хозяйственной единицы по требованию представителя контролирующего органа;

хранение на месте проведения расчетов регистрационного удостоверения и последней справки об опломбировании регистратора расчетных операций или их копий.

4.7. Регистрация выдачи средств в случае возврата товара (отказа от услуги, принятия ценностей под залог, выплаты выигрышей в государственные лотереи и в других случаях) или отмены ошибочно проведенной через РРО суммы расчета осуществляется путем регистрации отрицательной суммы только в случае обеспечения алгоритмом работы РРО отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов. Если РРО не обеспечивает такого накопления, разрешается регистрировать выдачу средств (отмену ошибочной суммы) с помощью операции «служебная выдача». Запрещается регистрировать через РРО отрицательные суммы с использованием операции «сторно».

4.8. Если сумма средств, выданных при возврате товара или рекомпенсации ранее оплаченной услуги, превышает 100 гривень, материально ответственное лицо хозяйственной единицы или лицо, непосредственно осуществляющее расчеты, должно составить акт о выдаче средств. В акте необходимо отметить:

данные документа, устанавливающего личность покупателя, который возвращает товар (отказывается от услуги);

сведения о товаре (услуге);

сумму выданных средств;

номер, дату и время выдачи расчетного документа, подтверждающего покупку товара (получение услуги).

Аналогичный акт составляется при отмене ошибочно проведенной через РРО суммы расчета, где указываются данные об ошибочной сумме и реквизиты расчетного документа. Акты о выдаче средств и акты об отмене ошибочно проведенной через РРО суммы расчета передаются в бухгалтерию СХ и хранятся в течение трех лет. В случае отсутствия в СХ бухгалтерии указанные акты подклеиваются на последней странице соответствующей Книги учета расчетных операций.

4.9. Если на период выхода из строя РРО или в случае отключения электроэнергии расчетные операции проводятся с использованием Книги учета расчетных операций и расчетной книжки, после установления отремонтированного (резервного) РРО или восстановления поставки электроэнергии необходимо провести через РРО суммы расчетов за время работы с использованием расчетной книжки, а также в соответствии с контрольной лентой (в случае обнуления оперативной памяти) — за время работы, предшествовавшее выходу РРО из строя или отключению электроэнергии, отдельно по каждой ставке НДС, после чего следует выполнить Z-отчет. При необходимости выполняется операция «служебное внесение» на сумму наличных, хранящихся на месте проведения расчетов.

4.10. После установки отремонтированного (резервного) специализированного РРО, который используется при продаже билетов на железнодорожном транспорте, или после восстановления поставки электроэнергии регистрируются через РРО оформленные ручным способом проездные и перевозочные документы путем внесения по каждой позиции (маршруту) количества оформленных документов, названий станций отправления и станций назначения. При необходимости вводятся названия промежуточных и транзитных станций (если существуют разные маршруты проезда между станциями отправления и назначения).

После ввода информации печатается чек, подтверждающий факт ввода данных. В конце процедуры ввода данных кассир печатает контрольную ленту, X-отчет, Z-отчет, которые должны храниться в установленном порядке с соблюдением определенных законодательством сроков. Печатание всех документов осуществляется на обычной (небилетной) ленте, после окончания печати в конце ленты кассир делает отметку «код 101», указывает фамилию, инициалы и подписывает ленту.

4.11. При замене защищенного процессора или устройства накопления и защиты информации в РРО или в модеме для передачи данных в сочетании с РРО в случае выхода их из строя СХ должен создать новые данные ЭЦП и данные верификации подписи, напечатать данные верификации подписи. Напечатанные РРО данные верификации подписи заносятся (наклеиваются) в справку об опломбировании РРО, удостоверяются СХ и центром сервисного обслуживания и подаются СХ в орган ГНС по месту регистрации РРО.

 

V. Требования по созданию контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций к модемам для передачи данных

5.1. В настоящем разделе устанавливаются дополнительные требования по реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для различных сфер применения с возможностью создания контрольной ленты в электронной форме (далее — РРО с КЛЭФ), а также требования к модемам, предназначенным для передачи копий сформированных РРО расчетных документов и фискальных отчетных чеков в электронной форме по проводным или беспроводным каналам связи.

5.2. РРО с КЛЭФ должны соответствовать этим требованиям, а также Требованиям по реализации фискальных функций РРО для различных сфер применения, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 18.02.2002 № 199, и другим требованиям по реализации фискальных функций специализированными РРО для конкретных сфер применения, утвержденным в установленном порядке.

5.3. Защищенный процессор фискального блока РРО должен обеспечить управление носителем электронных документов или УНЗИ.

5.4. Носитель электронных документов или УНЗИ должен содержаться в РРО. В случае применения носителя электронных документов должен использоваться защищенный процессор фискального блока РРО.

5.5. В состав защищенного процессора фискального блока РРО, который управляет механизмом печатания чеков и отчетов, индикаторами регистратора, денежным ящиком, клавиатурой, другим оборудованием, включенным в состав регистратора, а также выполняет операции по формированию отчетов регистратора и расчетных документов, занесению фискальной информации в фискальную память, должны входить следующие функциональные узлы фискального блока: процессор, программная память, оперативная память или ее часть, где хранится информация, подлежащая защите, часы-календарь.

5.6. Формирование электронного документа (расчетного документа и фискального отчетного чека) должно происходить в едином цикле с печатью такого документа и завершаться созданием электронного документа с наложением ЭЦП (как обязательного реквизита электронного документа) перед печатью строки с надписью «фискальный чек» и логотипом производителя РРО.

5.7.

РРО с КЛЭФ должен:

создавать во время процедуры фискализации РРО данные подписи и данные верификации подписи СХ, на которого регистрируется РРО, печатание данных верификации подписи для удостоверения их действия СХ;

применять только одно устройство для печати;

обеспечивать надежное энергонезависимое хранение сформированных электронных документов в носителе электронных документов или в устройстве накопления и защиты информации с возможностью их дальнейшей передачи на внешние устройства хранения (персональный компьютер, внешний накопитель и т. п.);

обеспечивать передачу контрольной ленты в электронной форме на внешние устройства хранения в формате, аналогичном формату передачи копий сформированных РРО расчетных документов и фискальных отчетных чеков в электронной форме, согласно установленному порядку их подачи;

обеспечивать (по требованию или в других случаях) распечатку на механизме печати РРО, фискальных отчетных чеков и контрольной ленты, хранящейся в электронном виде;

обеспечивать передачу данных в контролирующий орган;

делать невозможным удаление электронных расчетных документов с носителя электронных документов, если срок хранения этих документов согласно действующему законодательству не был исчерпан;

обеспечивать реализацию криптографической защиты информации класса Б2 согласно требованиям Положения о порядке разработки, производства и эксплуатации средств криптографической защиты информации, утвержденного приказом Администрации Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины от 20.07.2007 № 141, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 30.07.2007 под № 862/14129 (с изменениями).

5.8. Напечатанные расчетные документы и фискальные отчетные чеки, включая их копии в электронном виде, должны иметь сквозной порядковый номер.

5.9.

РРО с КЛЭФ и модем должны блокировать возможность проведения расчетных операций в следующих случаях:

неисправности или отсутствия модема;

невозможности формирования (получения) ЭЦП документа, которая должна быть сохранена в контрольной ленте в электронной форме;

переполнения, неисправности или нарушения целостности информации в носителе электронных документов;

несоответствия установленного УНЗИ номеру, занесенному в фискальную память, если используется УНЗИ;

несоответствия ключа данных верификации подписи УНЗИ серийному номеру РРО, если используется УНЗИ;

отсутствия связи для передачи данных в контролирующий орган более 24 часов.

5.10. При распечатке копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков, находящихся в носителе электронных документов, с помощью механизма печати РРО должна быть обеспечена возможность выбора документа по дате создания или номеру документа, а также выполняться проверка ЭЦП.

5.11. Форма и содержание расчетных документов, печатаемых РРО, должны соответствовать Положению о форме и содержании расчетных документов, утвержденному приказом ГНА Украины от 01.12.2000 № 614, зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 05.02.2001 под № 105/5296 (с изменениями).

5.12. Перед печатью строки «ФИСКАЛЬНЫЙ ЧЕК» на расчетном документе и фискальном отчетном чеке должны быть напечатаны: ЭЦП, наложенная на общую стоимость приобретенных товаров (полученных услуг) по чеку, буквенное обозначение ставки НДС, ставка НДС в процентах, сумма НДС, сквозной порядковый номер, номер чека, дата, время проведения расчета, фискальный и заводской номера регистратора, создающего КЛЭФ, или модема, соединенного с РРО.

5.13. Модем должен обеспечивать автоматическую и по запросу сервера обработки информации передачу накопленной фискальной информации с предварительно запрограммированной периодичностью (в том числе и передачу информации о каждом напечатанном расчетном документе в едином цикле с печатью) в сервер обработки информации по беспроводным технологиям и/или технологиям передачи данных по проводным линиям. Разрешается использовать модем для передачи служебной информации.

5.14. При условии создания и временного хранения КЛЭФ в РРО должен применяться модем общего назначения или встроенный, или внешний.

5.15. При условии применения РРО, позволяющего печатать контрольную ленту, в сочетании с таким регистратором должен применяться или модем со встроенным защищенным процессором и носителем электронных документов, или модем со встроенным устройством накопления и защиты информации, которые имеют сертификат соответствия или положительное экспертное заключение для применения в РРО или модемах по результатам государственной экспертизы в сфере криптографической защиты информации. В этом случае контрольная лента печатается по требованию контролирующего органа, а в РРО не обязательно применяется двухстанционный механизм печати.

5.16. Составные части модема должны размещаться в едином корпусе. Корпус модема должен иметь места для пломбирования и делать невозможным несанкционированный доступ к составным частям без нарушения пломб.

5.17. При условии применения регистратора, печатающего контрольную ленту, накопление фискальной информации модемом должно осуществляться непрерывно в едином цикле с выполнением РРО расчетных операций.

5.18. Программирование, инициализация модема должны осуществляться через интерфейс связи модема с РРО (фискальным блоком).

5.19. В случае применения модема со встроенным защищенным процессором и носителем электронных документов или модема со встроенным УНЗИ в сочетании с РРО необходимо обеспечивать создание во время процедуры фискализации регистратора из данных подписи и данных верификации подписи СХ, на которого регистрируется регистратор в сочетании с модемом, печатание регистратором данных верификации подписи для удостоверения их действия СХ.

5.20. В случае возникновения технической неисправности, которая делает невозможной передачу данных по каналам связи, модем должен накапливать данные и автоматически передавать их на сервер обработки информации при устранении неисправности.

5.21. Взаимодействие модема с сервером обработки информации должно осуществляться по программному обеспечению, разработанному ГНС Украины, которое оформляется протоколом связи.

5.22. Модем должен иметь средства контроля исправности. В модеме должна быть предусмотрена индикация исправного и неисправного состояния модема и каналов передачи информации. Модем должен иметь средства тестирования каналов связи с сервером обработки информации.

 

VI. Порядок представления субъектами хозяйствования в органы государственной налоговой службы копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте, созданной в электронной форме в регистраторах расчетных операций

6.1. Копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте в памяти РРО с КЛЭФ, а для РРО, создающего контрольную ленту в печатном виде, — в его памяти или в памяти модема, который к нему присоединен, подаются СХ в органы ГНС с 01.01.2012 по проводным или беспроводным каналам связи с использованием модема, соединенного с регистратором, или модема в составе регистратора.

6.2. СХ — физические лица, имеющие три или менее трех РРО в одном пункте продажи товаров (услуг), могут не подавать в органы ГНС копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте РРО, по проводным или беспроводным каналами связи.

6.3. Информация, предусмотренная в пункте 6.1 настоящего раздела, передается автоматически и по запросу сервера обработки информации по проводным или беспроводным каналам с предварительно запрограммированной периодичностью (в том числе с возможностью передачи информации о каждом напечатанном расчетном документе в едином цикле с печатью) в сервер обработки информации.

6.4. Информация в электронном виде, связанная с применением РРО, передается на сервер обработки информации с применением программного обеспечения, разработанного ГНС Украины и оформленного протоколом связи.

6.5. При возникновении технической неисправности РРО, создающего контрольную ленту в электронной форме, модема, соединенного с РРО, или в случае отсутствия канала связи, что делает невозможной передачу информации, копии напечатанных этим регистратором расчетных документов должны накапливаться в РРО или модеме, который к нему присоединен, и автоматически передаваться на сервер обработки информации после устранения неисправности.

 

Директор Департамента налогового контроля юридических лиц В. Андрухив

 

 

 

 



комментарий редакции

Подача электронных документов РРО: ГНАУ разработала новые порядки

Сам приказ вступает

в силу с 01.07.2011 г. (опубликован 20.06.2011 г. // «Офіційний вісник України», 2011, № 44), однако основные новшества документа касаются теперь уже недалекого будущего.

Дело в том, что данный документ принят во исполнение Закона № 2756 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 101, с. 5), которым был внесен ряд изменений в Закон об РРО. Причем одно из них касалось перспективного внедрения новых электронных форм для РРО, которые по сути своей являются

копиями расчетных документов и фискальных отчетных чеков. Подача таких документов по проводным или беспроводным каналам связи станет необходимостью для пользователей РРО начиная с 2012 года (разд. II Закона № 2756). Исключение сделано только для физлиц-предпринимателей, которые имеют 3 и менее РРО в одном пункте продажи.

Закон № 2756 обязал ГНАУ для реализации требования о подаче копий документов в электронном виде издать соответствующие порядки, что благополучно и сделано главным налоговым ведомством через изменение Порядка регистрации опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги). Теперь пользователи РРО могут ознакомиться с:

— требованиями по созданию контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций и к модемам для передачи данных (разд. V Порядка № 185, ст. 13 Закона об РРО);

— порядком подачи субъектами хозяйствования в органы государственной налоговой службы копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте, созданной в электронной форме в регистраторах расчетных операций (разд. VI Порядка № 185, п. 7 ст. 3 Закона об РРО — в редакции после 01.01.2012 г.).

Кроме того, пользователям РРО следует ожидать требований к протоколу связи с сервером обработки информации по передаче электронных документов, которые должны быть утверждены департаментом информационно-аналитического обеспечения процессов налогообложения до 01.07.2011 г. (п. 4 приказа № 185).

Передача электронных

копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков будет осуществляться с использованием модема, соединенного с РРО или в составе РРО (ст. 2 Закона об РРО, п. 6.1 VI Порядка № 185)*. Поэтому до нового года все пользователи РРО должны позаботиться о соответствующем оборудовании. А вот если субъект хозяйствования будет использовать РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, то первичная регистрация таких РРО будет проводиться начиная с 01.12.2011 г. (п. 8 разд. II «Заключительные положения» Закона об РРО).

* И хотя еще совсем рано говорить о санкциях, но не исключено, что вопросы возникнут. Поэтому напомним, что неподача электронных документов грозит штрафом в размере 170 грн., при этом за первое нарушение в течение 2012 года санкция применяться не будет (п. 9 ст. 17 Закона об РРО — в редакции после 01.01.2012 г.).

Однако, еще раз повторим, что это «прекрасное далеко» (точнее, недалеко), а пока

за июнь пользователи РРО должны подать бумажный отчет по РРО по обновленной форме № ЗВР-1 (новый бланк вложен в середину номера), которая утверждена комментируемым приказом № 185. Единственное изменение формы заключается в изменении статуса лица, которое вместе с главбухом подписывает форму: было «Директор», стало «Уповноважена особа суб'єкта господарювання». Казалось бы, благодаря этому нововведению можно было обойтись и без директора, а например, уполномочить кассира (оператора РРО). Однако мы бы так не советовали делать, ведь в саму Инструкцию по заполнению ф. № ЗВР-1 (приказ ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614) изменения не внесены, а в п. 7 этого документа написано, что отчет подписывают директор и главбух.

 

Наталия Яновская

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить