Некоторые актуальные вопросы совершенствования нормативно-правового регулирования аренды государственного имущества

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Март, 2011/№ 24
Разъяснение от 07.02.2011 г. № -

Некоторые актуальные вопросы совершенствования нормативно-правового регулирования аренды государственного имущества

Разъяснение от 07.02.2011 г.

(извлечение)

 

Министерство юстиции Украины непосредственно на практике не реализует государственную политику в сфере аренды государственного имущества, однако, как орган, на который возложены полномочия по осуществлению правовой экспертизы всех проектов законов и других актов законодательства на предмет их соответствия Конституции и законам Украины, а также требованиям нормопроектировочной техники, Минюст постоянно участвует в процессах совершенствования нормативного регулирования отношений в сфере аренды государственного имущества, поддерживает инициативы Фонда государственного имущества и совместно с Фондом изучает проблемные вопросы аренды государственного имущества.

<…>

 

2. Некоторые проблемные вопросы определения субъектов арендных отношений.

1) передача в аренду имущества, закрепленного за Национальной академией наук Украины, отраслевыми академиями наук, а также передача в аренду имущества научными и учебными заведениями в соответствии с законами Украины «О научных парках» и «О высшем образовании».

В соответствии с положениями действующих законов Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества», «Об особенностях правового режима имущественного комплекса Национальной академии наук Украины», «О научных парках», «О высшем образовании» таким субъектам, как Национальная академия наук, отраслевые академии наук, научные парки, национальные высшие учебные заведения, предоставлены полномочия самостоятельно выступать арендодателем принадлежащего им недвижимого имущества.

А именно в соответствии с частью второй статьи 1 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества»

отношения аренды движимого и недвижимого имущества, объектов имущественного комплекса Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук регулируются этим Законом с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины «Об особенностях правового режима имущественного комплекса Национальной академии наук Украины».

А статья 5 этого Закона определяет, что арендодателями госимущества являются, в частности, Фонд государственного имущества Украины, его региональные отделения и представительства — в отношении целостных имущественных комплексов предприятий, их структурных подразделений и недвижимого имущества, а также имущества, которое не вошло в уставные фонды хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации),

кроме имущества, принадлежащего к имущественному комплексу Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук, а также имущества, принадлежащего высшим учебным заведениям и/или научным учреждениям, которое предоставляется в аренду партнерам научных парков.

В соответствии со статьей 3 Закона Украины «Об особенностях правового режима деятельности Национальной академии наук Украины, отраслевых академий наук и статуса их имущественного комплекса»

Национальная академия наук Украины:

— выступает арендодателем целостных имущественных комплексов и недвижимого имущества, переданного государством в бессрочное пользование Национальной академии наук Украины;

— предоставляет разрешение организациям, отнесенным к ведению Национальной академии наук Украины, на заключение договоров аренды имущества, в том числе недвижимого, которое учитывается на балансах их организаций.

При этом данный Закон предусматривает, что средства, полученные от аренды объектов имущественного комплекса Национальной академии наук Украины, в полном объеме направляются на выполнение уставных задач Национальной академии наук Украины и организаций, отнесенных к ведению Национальной академии наук Украины.

В то же время согласно статье 4 этого Закона отраслевые академии наук:

— выступают арендодателями целостных имущественных комплексов и недвижимого имущества, переданного государством в бессрочное пользование отраслевым академиям наук;

— предоставляют разрешение организациям, отнесенным к ведению отраслевых академий наук, на заключение договоров аренды имущества, в том числе недвижимого, которое учитывается на балансах их организаций.

Статья 13 Закона Украины «О научных парках»

определяет особенности статуса высшего учебного заведения или научного учреждения — учредителя научного парка и, в частности, предусматривает, что высшее учебное заведение и/или научное учреждение могут быть учредителями юридических лиц и/или их объединений для организации и выполнения проектов научного парка. Высшее учебное заведение и/или научное учреждение имеют право быть арендодателем помещений и оборудования для партнеров научного парка на срок реализации проектов научного парка согласно статье 20 этого Закона. (Срок реализации проекта научного парка не может превышать семи лет со дня его государственной регистрации — статья 15.)

Статья 20 этого Закона устанавливает

, что по проектам научного парка, зарегистрированным согласно статье 15 этого Закона, реализация которых предусматривает использование помещений и оборудования высшего учебного заведения
и/или научного учреждения, по представлению исполнительного органа управления научного парка между высшим учебным заведением и/или научным учреждением и партнером научного парка заключается договор аренды на срок, предусмотренный условиями реализации проекта научного парка.

Кроме того, в соответствии со

статьей 26 Закона Украины «О высшем образовании» Национальному высшему учебному заведению по решению Кабинета Министров Украины может быть предоставлено полномочие выступать арендодателем недвижимого имущества, принадлежащего высшему учебному заведению.

Таким образом, указанными законами установлено исключение из общего правила по определению лица арендодателя государственного имущества, а именно — Национальная академия, отраслевые академии, высшие учебные заведения выступают самостоятельными арендодателями.

Такой подход не согласовывается и вступает в противоречие с общим подходом по определению единым арендодателем государственного имущества Фонда государственного имущества Украины, на который возложена реализация политики в сфере аренды государственного имущества и осуществления контроля за этими процессами.

Кроме того, указанными законодательными актами не предусмотрено ни одного ограничения по размеру (объему) имущества, которое может передаваться в аренду самостоятельно высшими учебными заведениями, а также не предусмотрено никаких полномочий Фонда государственного имущества Украины по согласованию или контролю заключения соответствующих договоров, что может привести к бесконтрольной передаче в аренду даже целостных имущественных комплексов этих государственных учреждений.

Учитывая, что одними из основных признаков законодательства являются его единство и целостность, считаем, что первоочередным должна быть согласованность между собой упомянутых выше законов Украины в направлении обеспечения единого подхода и единой политики в сфере регулирования вопросов аренды государственного имущества.

Шаги в этом направлении осуществляются, а именно Министерством экономики Украины подготовлен проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», направленный на урегулирование этих отношений.

<…>

 

3. К вопросу о возможности передачи в аренду имущества, закрепленного за органами государственной власти.

Законодательство по вопросам аренды содержит запрет на передачу в аренду имущества, закрепленного за органами государственной власти.

Так, в соответствии с частью второй статьи 4 Закона Украины «Об аренде государственного имущества»

не могут быть объектами аренды объекты государственной собственности, имеющие общегосударственное значение и не подлежащие приватизации согласно части второй статьи 5 Закона Украины «О приватизации государственного имущества» (кроме памятников культурного наследия), а также объекты, включенные в перечень объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации, утвержденный Законом Украины «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации», которые выпускают подакцизную продукцию, кроме целостных имущественных комплексов, выпускающих подакцизную продукцию, переданных в аренду до вступления в силу Закона Украины от 29 июня 2004 года «О внесении изменений в Закон Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества».

Частью второй статьи 5 Закона Украины «О приватизации государственного имущества»

имущество органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, имущество Вооруженных Сил Украины (кроме имущества, в отношении которого данным Законом установлены особенности приватизации), Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, правоохранительных и таможенных органов отнесено к объектам, обеспечивающим выполнение государством своих функций, обеспечивающим обороноспособность государства, его экономическую независимость, и объекты права собственности Украинского народа, имущество, которое составляет материальную основу суверенитета Украины и является в связи с этим объектом общегосударственного значения.

В то же время практика показала, что органы власти владеют определенным имуществом, непосредственно не используемым для обеспечения осуществления ими своих функций по реализации государственной политики. В связи с этим законодателем было принято решение разрешить в определенной части органам государственной власти передавать закрепленное за ними имущество в аренду.

Так, статьей 72 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» было установлено, что в 2010 году недвижимое имущество органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, правоохранительных и таможенных органов,

которое не используется указанными органами для осуществления своих функций, может быть передано в аренду сроком до 1 января 2011 года.

Эта мера была временной, но она показала, что вопрос о целесообразности предоставления такого права органам государственной власти является актуальным.

В связи с этим 23 декабря 2010 года Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины», пунктом 14 которого часть первая статьи 4 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» дополнена положением, согласно которому недвижимое имущество органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, правоохранительных и таможенных органов, которое не используется указанными органами для осуществления своих функций, может быть передано в аренду без права выкупа арендатором и передачи в субаренду.

Следует обратить внимание, что указанные изменения предусматривают только право передачи такого имущества в аренду и не определяют порядок его реализации и процедуры передачи такого имущества в аренду. Считаем, что с целью предупреждения злоупотреблений в этой сфере необходимо на законодательном уровне определить соответствующий порядок, а также установить критерии и порядок отнесения имущества органов власти к категории не используемого ими для осуществления своих функций, срок неиспользования, после которого возможной является передача их имущества.

Все приведенное выше свидетельствует, что законодательство в сфере арендных отношений постоянно совершенствуется и этот процесс должен быть непрерывным, учитывая стремительные изменения этого вида общественных отношений.

 

Заместитель начальника отдела законодательства по вопросам
 предпринимательства и приватизации И. Даценко



комментарий редакции

Аренда госимущества: минюст разъясняет актуальные вопросы

В данном разъяснении Минюст, как орган, на который возложены полномочия осуществлять правовую экспертизу всех проектов законов и других актов законодательства на предмет их соответствия Конституции Украины и законам Украины, обратил внимание на проблемные вопросы, касающиеся аренды государственного имущества.

 

О субъектах арендных операций

Как известно, Фонд государственного имущества (далее — ФГИ) является государственным органом, который осуществляет государственную политику в сфере приватизации государственного имущества, выступает арендодателем имущественных комплексов, являющихся общегосударственной собственностью.

И хотя именно ФГИ уполномочен разрабатывать проекты нормативных актов в сфере аренды государственного имущества, а также вносить соответствующие изменения и предложения в эти документы, следует учесть, что полномочия ФГИ не распространяются на некоторые виды имущества.

Так, согласно ст. 1 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.92 г. № 2269-XII (далее — Закон № 2269)

отношения аренды движимого и недвижимого имущества, объектов имущественного комплекса Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук регулируются с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины «Об особенностях правового режима деятельности Национальной академии наук Украины, отраслевых академий наук и статуса их имущественного комплекса» от 07.02.2002 г. № 3065-III (далее — Закон № 3065). Этот Закон определяет особенности правового режима деятельности Национальной академии наук Украины, отраслевых академий наук — Украинской академии аграрных наук, Академии медицинских наук Украины, Академии педагогических наук Украины, Академии правовых наук Украины, Академии искусств Украины, а также особенности управления государственным имуществом, которое закреплено за учреждениями, организациями и предприятиями, которые находятся в ведении Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук.

В этом случае Национальная академия наук Украины и отраслевые академии наук,

осуществляя полномочия по управлению объектами имущественного комплекса Национальной академии наук Украины/отраслевых академий наук, обеспечивают реализацию прав государства как собственника этих объектов, связанных с эффективным их использованием и распоряжением в пределах, определенных законодательством Украины, с целью удовлетворения государственных и общественных потребностей.

Как определено в ст. 5 Закона № 2269,

арендодателями госимущества, в частности, являются ФГИ, его региональные отделения и представительства — в отношении целостных имущественных комплексов предприятий, их структурных подразделений и недвижимого имущества, а также имущества, которое не вошло в уставные фонды хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации), которое является государственной собственностью, кроме имущества, относящегося к имущественному комплексу Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук, а также имущества, принадлежащего высшим учебным заведениям и/или научным учреждениям и предоставляемого в аренду партнерам научных парков.

В связи с этим Минюст в комментируемом разъяснении обращает внимание на то, что отдельными законами установлены исключения из общего порядка определения арендодателя государственного имущества. Для наглядности представим эти исключения в таблице:

 

Кто является арендодателем

Каким документом предусмотрено

Примечание

1

2

3

Национальная академия наук Украины

Ст. 3 Закона № 3065

Национальная академия наук Украины и отраслевые академии наук уполномочены, в частности:
— выступать арендодателями целостных имущественных комплексов и недвижимого имущества, которое передано государством в бессрочное пользование Национальной академии наук /отраслевым академиям наук;
— давать разрешение организациям, находящимся в ведении Национальной академии наук Украины/отраслевых академий наук, на заключение договоров аренды имущества, в том числе недвижимого, которое учитывается на балансах их организаций;
принимать решение о размещении организаций, находящихся в ведении Национальной академии наук Украины/отраслевых академий наук, в административных зданиях и нежилых помещениях организаций, которые находятся в ведении Национальной академии наук Украины/отраслевых академий наук, и определять размер платы за пользование этими зданиями и помещениями, который не может превышать фактических расходов на их содержание

Отраслевые академии наук

Ст. 4 Закона № 3065

Высшие учебные заведения и/или научные заведения — основатели научного парка

Ст. 13 Закона Украины «О научных парках» от 25.06.2009 г. № 1563-VI

Такие заведения имеют право быть арендодателями помещений и оборудования для партнеров научного парка на срок реализации проектов научного парка, который не может превышать семи лет со дня регистрации такого парка

Национальные высшие учебные заведения

Ст. 26 Закона Украины «О высшем образовании» от 17.01.2002 г. № 2984-III

Национальному высшему учебному заведению по решению КМУ могут быть предоставлены полномочия, в частности, выступать в качестве арендодателя недвижимого имущества, которое принадлежит высшему учебному заведению

 

Со своей стороны добавим, что действительно, в этом вопросе есть определенные нестыковки в законодательстве. Например, согласно ст. 287 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV к числу арендодателей государственного и коммунального имущества не отнесена ни одна из вышеуказанных категорий арендодателей, имеющих такой особый статус на основании специальных законов.

И поэтому абсолютно справедливы выводы Минюста о том, что такой подход к определению арендодателей государственного имущества вступает в противоречие с общим подходом к порядку определения единого арендодателя государственного имущества — ФГИ, на который возложены полномочия осуществлять реализацию политики в сфере аренды государственного имущества и осуществлять контроль за этими процессами. В этой связи стоит обратить внимание на п. 14 распоряжения КМУ «Вопросы укрепления финансово-бюджетной дисциплины» от 19.01.2011 г. № 148-р, в котором Национальной и отраслевым академиям наук до 1 июля 2011 года дано поручение подать Кабмину предложения о внесении изменений в Закон № 3065, касающиеся, в частности,

вопроса передачи в аренду государственного имущества, предоставленного Национальной и отраслевым академиям наук в бессрочное пользование, на общих основаниях. Так что, вероятно, в этом вопросе в ближайшее время ожидаются некоторые изменения.

Кроме того, действующим законодательством предусмотрены особые правила к

порядку использования средств, полученных от аренды объектов, принадлежащих Национальной академии наук. Напомним, что основные требования к порядку распределения средств, полученных от аренды государственного имущества, урегулированы Методикой расчета и порядком использования платы за аренду государственного имущества, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786 (далее — Методика № 786). Так, в п. 17 Методики определено, что средства, полученные от аренды объектов имущественного комплекса Национальной академии наук, в полном объеме направляются на выполнение уставных задач Национальной академии наук и предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении Национальной академии наук. Кстати, аналогичная норма о порядке использования арендной платы содержится не только в ст. 3 Закона № 3065, но и в ст. 4 этого Закона (эта статья касается управления объектами имущественного комплекса отраслевых академий наук).

Также Минюст отмечает, что вышеуказанными законодательными актами не предусмотрены какие-либо ограничения размера (объема) имущества, которое может передаваться в аренду самостоятельно высшими учебными заведениями, а также не предусмотрено никаких полномочий ФГИ по согласованию или контролю, за заключением соответствующих договоров. В результате такое положение вещей может привести к бесконтрольной передаче в аренду даже целостных имущественных комплексов этих государственных учреждений.

В результате Минюст приходит к выводу о том, что все еще существуют определенные упущения в законодательстве, которые необходимо срочно заполнить во избежание вольной трактовки норм в процессе их применения, так как язык любого закона должен быть четким и безальтернативным.

 

О возможности передачи в аренду имущества, закрепленного за органами государственной власти

Начиная с 2010 года недвижимое имущество органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, правоохранительных и таможенных органов,

которое не используется указанными органами для осуществления своих функций, разрешено передавать в аренду. Так, изначально эта норма была закреплена в ст. 72 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27.04.2010 г. № 2154-VI, которая предусматривала возможность заключения договора аренды сроком до 1 января 2011 года.

Однако целесообразность предоставления такого права органам государственной власти вызвала особый интерес в связи с актуальностью этого вопроса. И поэтому впоследствии соответствующие изменения были внесены в ст. 4 Закона № 2269, которая была дополнена ч. 4 следующего содержания: «Недвижимое имущество органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, правоохранительных и таможенных органов,

которое не используется указанными органами для осуществления своих функций, может быть передано в аренду без права выкупа арендатором и передачи в субаренду».

Акцентируя внимание на этой норме, Минюст в разъяснении обращает внимание на то, что речь идет только

о праве передачи такого имущества в аренду (т. е. исключительно о правомерности осуществления такой операции, ведь ранее законодательство по вопросам аренды содержало прямой запрет на осуществление таких операций), однако указанные изменения никоим образом не определяют порядок и процедуру передачи такого имущества в аренду. Это и понятно, ведь эти вопросы урегулированы отдельными нормативно-правовыми актами в сфере арендных операций.

Заметим, что на сегодняшний день отсутствуют какие-либо официальные разъяснения, трактующие указанную норму ст. 4 Закона № 2269. В связи с этим напомним, что перечень

субъектов управления объектами государственной собственности приведен в ст. 4 Закона Украины «Об управлении объектами государственной собственности» от 21.09.2006 г. № 185-V, к которым, в частности, относятся министерства и другие органы исполнительной власти (уполномоченные органы управления). К полномочиям органов, которые осуществляют управление государственным имуществом, относятся: предоставление арендодателям объектов государственной собственности согласия на аренду государственного имущества; организация контроля за использованием арендованного государственного имущества; ведение учета объектов государственной собственности, находящихся в их управлении; осуществление контроля за эффективным использованием и сохранностью таких объектов; выявление государственного имущества, которое временно не используется, и внесение предложений об условиях его дальнейшего использования и т. д. Поэтому те органы исполнительной власти, которые решили передать неиспользуемое имущество в аренду, для получения разрешения на осуществление такой операции обращаются к органам, уполномоченным осуществлять управление государственным имуществом (т. е. в свои профильные министерства).

Например, учреждения и организации, относящиеся к сфере управления Министерства топлива и энергетики, в этом вопросе руководствуются Порядком рассмотрения и принятия решений по вопросам передачи в аренду государственного имущества, относящегося к сфере управления Министерства топлива и энергетики Украины, утвержденным приказом Министерства топлива и энергетики от 21.06.2010 г. № 248.

Вместе с тем стоит обратить внимание на то, что Минюст, пытаясь предотвратить возможные злоупотребления в этой сфере, указывает на необходимость принятия соответствующего порядка, а также установления критериев и порядка отнесения имущества органов власти к категории такого, которое не используется ими для осуществления своих функций, а также определить срок неиспользования такого имущества, по истечении которого имущество может быть передано в аренду.

 

Виктория Матвеева

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить