О налоговой отчетности по НДС по новым формам

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Март, 2011/№ 25
Письмо от 16.03.2011 г. № 7273/7/16-1517

О налоговой отчетности по НДС по новым формам

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 16.03.2011 г. № 7273/7/16-1517

 

Государственная налоговая администрация Украины сообщает, что с целью обеспечения применения пункта 201.15 статьи 201 раздела V Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) приказом ГНА Украины от 25.01.2011 № 41 «Об утверждении форм и Порядка заполнения и подачи налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 16.02.2011 под № 197/18935 (далее — приказ № 41), утверждены формы налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость и Порядок заполнения и подачи налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость (далее — Порядок № 41).

Кроме того, признаны утратившими силу приказ Государственной налоговой администрации Украины от 30.05.97 № 166 «О Порядке заполнения и подачи налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 09.07.97 под № 250/2054 (далее — приказ № 166), и приказы, которыми в него вносились изменения или дополнения.

Согласно приказу № 41 налоговой отчетностью по налогу на добавленную стоимость являются:

налоговая декларация

по налогу на добавленную стоимость (далее — декларация);

налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (сокращенная) (далее —

декларация (сокращенная));

налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (специальная) (далее —

декларация (специальная));

налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (перерабатывающего предприятия) (далее —

декларация (перерабатывающего предприятия));

уточняющий расчет

налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (к декларации);

уточняющий расчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (по деятельности в соответствии со статьей 209 Кодекса)

(к декларации (сокращенной));

уточняющий расчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (по деятельности в соответствии с пунктом 209.18 статьи 209 Кодекса)

(к декларации (специальной));

уточняющий расчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (по деятельности в соответствии с пунктом 1 подраздела 2 Раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса)

(к декларации (перерабатывающего предприятия));

копии записей в реестрах

выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде;

расчет

налоговых обязательств, начисленных получателем услуг, не зарегистрированным как плательщик налога на добавленную стоимость, которые поставляются нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными плательщиками налогов, на таможенной территории Украины.

Приказ № 41 вступил в силу 4 марта 2011 года

(опубликован в «Офіційному віснику України» № 14).

Таким образом,

начиная с 1 апреля 2011 года налоговая отчетность по налогу на добавленную стоимость подается в органы государственной налоговой службы по новым формам, утвержденным приказом № 41.

Форма декларации содержит три листа, состоит из четырех разделов и имеет 8 приложений из которых

3 приложения новые:

— Справка (

Д6) (приложение 6);

— Расчет (перерасчет) доли использования уплаченного (начисленного) налога по приобретенным (ввезенным) товарам/услугам, необоротным активам между облагаемыми налогом и не облагаемыми налогом операциями (

Д7) (приложение 7);

— Заявление об отказе поставщика предоставить налоговую накладную (нарушении им порядка заполнения и/или порядка регистрации в Едином реестре налоговых накладных) (

Д8) (приложение 8).

Плательщики, осуществляющие операции, не являющиеся объектом налогообложения, и/или операции по поставке услуг за пределами таможенной территории Украины и услуг, место поставки которых определено в соответствии с пунктами за пределами таможенной территории Украины, и/или операции, освобожденные от налогообложения, заполняют и подают

приложение Д6 (заполняют Таблицу 1, Таблицу 2, Таблицу 3 соответственно).

Кроме того,

приложение Д6 подают ежемесячно предприятия (организации) инвалидов, которые в Таблице 4 осуществляют расчеты:

— процента инвалидов, имеющие на предприятии (в организации), учрежденном общественными организациями инвалидов, основное место работы, в течение предыдущего отчетного (налогового) периода от среднеучетной численности штатных работников учетного состава такого предприятия (организации);

— процента фонда оплаты труда инвалидов в течение отчетного периода от суммы общих расходов по оплате труды, входящих в состав расходов;

— процента суммы расходов по переработке (обработке, другим видам преобразования) сырья, комплектующих изделий, составных частей, других покупных товаров/услуг, используемых при изготовлении таких товаров/услуг, в отношении которых применяется освобождение от налогообложения предприятием (организацией), учрежденным общественными организациями инвалидов, от цены поставки таких изготовленных товаров/услуг.

Приложение Д7

заполняется плательщиками, которые приобретенные и/или изготовленные товары/услуги используют частично в облагаемых налогом операциях, а частично в не облагаемых налогом.

В случае отказа поставщика предоставить налоговую накладную

или нарушения им порядка заполнения и/или порядка регистрации в Едином реестре налоговых накладных для получения права на формирование налогового кредита плательщик к декларации может приложить Заявление с жалобой об отказе поставщика предоставить налоговую накладную (нарушении им порядка заполнения и/или порядка регистрации в Едином реестре налоговых накладных) по форме согласно приложению (Д8), о чем сделать соответствующую отметку в определенном поле декларации. К Заявлению прилагаются копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», которые подтверждают факт получения таких товаров/услуг.

Плательщики, подающие налоговую отчетность в электронном виде

, копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», которые подтверждают факт получения таких товаров/услуг, подают отдельно в порядке, определенном для подачи налоговой отчетности в бумажном виде.

Утвержденная приказом № 41 форма декларации не претерпела существенных изменений по сравнению с формой, утвержденной приказом Государственной налоговой администрации Украины от 30.05.97 № 166 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 09.07.99 под № 250/2054) (с учетом изменений и дополнений).

Нововведением является

поле для новой категории плательщиков «договор об управлении имуществом», а также колонка декларации «Код приложения». В случае заполнения плательщиком соответствующей строки декларации, в колонке «Код приложения» которого определен код приложения, обязательной является подача такого приложения.

Кроме того, форма декларации

дополнена новыми полями для отметки о признаке поставки в рамках соглашений о разделе продукции и о признаке предприятия (организации) инвалидов.

Обращаем внимание, что

в отличие от предыдущей формы декларации в строке 8 и строке 16 предусмотрена возможность корректировки налоговых обязательств и налогового кредита только по четко определенному в таких строках перечню оснований, а корректировки в результате самостоятельно выявленных ошибок или по другим основаниям могут быть отражены только в соответствующих строках уточняющих расчетов.

В утвержденной налоговой отчетности

изменен порядок отражения в налоговой отчетности самостоятельно выявленных плательщиком ошибок, который предусматривает обязательность декларирования числовых значений уточняемых показателей, уточненных показателей и разницы (сумма ошибки).

В соответствии со статьей 50 Кодекса, если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных статьей 102 раздела II Кодекса) плательщик налогов самостоятельно выявляет ошибки, содержащиеся в ранее поданной им декларации, он обязан направить уточняющий расчет к такой декларации по форме, установленной на дату подачи уточняющего расчета. Плательщик налогов имеет право не подавать такой расчет, если соответствующие уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за любой следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены.

При этом плательщик налогов, который до начала его проверки контролирующим органом самостоятельно выявляет факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, обязан:

а) или направить уточняющий расчет и уплатить сумму недоплаты и штраф в размере трех процентов от такой суммы до подачи такого уточняющего расчета;

б) или отразить сумму недоплаты в составе декларации по этому налогу, которая подается за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства, увеличенную на сумму штрафа в размере пяти процентов от такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по этому налогу.

Учитывая указанные нормы, приказом № 41 утверждена форма

уточняющего расчета, который может подаваться как отдельным документом, так и приложением к декларации.

Если плательщик отражает самостоятельно выявленные ошибки в уточняющем расчете

как отдельном документе, он заполняет такой расчет, делает отметку в специальном поле «2 — самостоятельный документ» и погашает сумму недоплаты и штрафа в размере трех процентов суммы недоплаты.

Если плательщик отражает самостоятельно выявленные ошибки

в составе декларации за любой последующий налоговый период, он заполняет уточняющий расчет, делает отметку в специальном поле «1 — приложение к декларации» и погашает сумму недоплаты и штрафа в размере пяти процентов суммы недоплаты, а также делает отметку в декларации об одновременной подаче с декларацией уточняющего расчета.

В таком же порядке отражаются самостоятельно выявленные плательщиками ошибки задекларированных данных в декларации

(сокращенной), декларации (специальной), декларации (перерабатывающего предприятия), для которых тоже введены соответствующие формы уточняющих расчетов.

Уточняющие расчеты независимо от выбранной формы (как отдельный документ или как приложение к декларации) отражаются в учете органом государственной налоговой службы как отдельный документ. При этом значение графы 6 по строкам 20.1, 23.1 23.2, 25 и 26 уточняющих расчетов заносится в лицевую карточку плательщика независимо от результатов расчетов с бюджетом, определенных в декларации за отчетный (налоговый) период.

В случае исправления значения строки 24

декларации, которое в будущих отчетных периодах не повлияло на значение строки 25 или 23 (23.1 или 23.2), подается один уточняющий расчет за тот отчетный период, в котором допущена ошибка. На значение колонки 6 строки 24 уточняющего расчета уменьшается значение строки 24 декларации за отчетный (налоговый) период, в котором подан такой уточняющий расчет.

В случае исправления значения строки 24 декларации, которое в будущих отчетных периодах

повлияло на значение строки 25 или строки 23, уточняющий расчет подается за каждый отчетный (налоговый) период, в котором значение строки 24 декларации повлияло на значение строки 25 или строки 23.

Значения строк 8.5 и 8.6 Уточняющих расчетов налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок по форме, утвержденной приказом № 166, которые были поданы в феврале или марте 2011 года, и не включались в строку 23.3 декларации за февраль 2011 года, со знаком плюс или минус, соответственно,

учитываются при заполнении строки 24 декларации за март 2011 года.

Значения строки 22.2 и строки 26 декларации за февраль 2011 года

включаются в строку 21.1 и строку 21.2 соответственно декларации за март 2011 года.

В случае исправления самостоятельно выявленных ошибок

в строках декларации по форме, утвержденной приказом № 166, уточняющий расчет подается по форме, утвержденной приказом № 41. При этом соответствующие строки уточняющего расчета заполняются с учетом содержания (названия) соответствующей строки декларации. Например, при исправлении самостоятельно выявленной ошибки при заполнении строки 22.2 декларации по форме, утвержденной приказом № 166, в уточняющем расчете по форме, утвержденной приказом № 41, заполняются колонки по строке 20.2.

Особенности заполнения приложения Д7.

Расчет доли использования уплаченного (начисленного) налога

по приобретенным (ввезенным) товарам/услугам и/или необоротным активам между облагаемыми налогом и не облагаемыми налогом операциями (далее — доля использования) осуществляется согласно Таблице 1 Приложения Д7.

Такой расчет доли использования осуществляется плательщиками по объемам поставки за предыдущий календарный год

, а плательщики налога, у которых в течение предыдущего календарного года отсутствовали необлагаемые операции, а такие необлагаемые операции начали осуществляться в отчетном периоде, а также вновь созданные плательщики налога расчет доли использования осуществляют по объемам поставки первого отчетного налогового периода, в котором задекларированы облагаемые налогом и необлагаемые операции.

При расчете объема поставки за предыдущий календарный год учитывается общий объем поставки как сумма значений строки 6 (строки 5 декларации по форме, утвержденной приказом № 166) и строки 8 колонки А декларации за предыдущий календарный год и всех уточняющих расчетов, которыми осуществлено исправление плательщиком самостоятельно выявленных ошибок за отчетные (налоговые периоды) предыдущего календарного года.

При расчете налогооблагаемых операций за предыдущий календарный год учитывается сумма значений строк 1, 2.1, 2.2, 8.1, 8.2 колонки А деклараций за предыдущий календарный год и всех уточняющих расчетов, которыми осуществлено исправление плательщиком самостоятельно выявленных ошибок за предыдущий календарный год.

Расчет доли

использования по объемам поставки за предыдущий год (заполнение Таблицы 1 приложения Д7) осуществляется один раз в год и подается вместе с декларацией за последний отчетный период такого предыдущего года (в 2011 году — за март 2011 года (1 квартал 2011 года)).

Если у плательщика налога в течение предыдущего календарного года отсутствовали не облагаемые налогом операции, а такие не облагаемые налогом операции начали осуществляться в отчетном периоде, Расчет доли использования (заполнение Таблицы 1 приложения Д7) осуществляется по объемам поставки

первого отчетного налогового периода, в котором задекларированы облагаемые налогом и не облагаемые налогом операции, и подается вместе с декларацией за такой первый отчетный период.

Определенная доля использования (колонка 5 таблицы 1 приложения Д7) отражается плательщиком в специальном поле строки 15.1 декларации и

применяется им в течение следующего календарного года для определения налогового кредита при заполнении строки 15.1 декларации.

 

15

Д5, Д7

Придбання (виготовлення, будівництво, спорудження, створення, ввезення) з податком на додану вартість товарів/послуг та необоротних активів, які частково використовуються в оподатковуваних операціях, а частково — в операціях, які не є об'єктом оподаткування (стаття 196 розділу V Кодексу), та/або звільнені від оподаткування (стаття 197 розділу V Кодексу, підрозділ 2 розділу XX Кодексу, міжнародні договори (угоди)), та/або не оподатковуються (постачання послуг за межами митної території України та послуг, місце постачання яких визначено відповідно до пунктів 186.2, 186.3 статті 186 розділу V Кодексу за межами митної території України):

200

х

15.1

 

частина*, що включається до складу податкового кредиту

ЧВ — значення колонки 5 таблиці 1 Д7

71

142

28

15.2

 

частина*, що не включається до складу податкового кредиту

58

х

 

По итогам календарного года плательщиками осуществляется перерасчет доли

исходя из фактических объемов проведенных в течение года облагаемых налогом и не облагаемых налогом операций (в случае снятия с учета плательщика налога, в том числе по решению суда, перерасчет доли осуществляется исходя из фактических объемов облагаемых налогом и не облагаемых налогом операций, проведенных с начала текущего года до даты снятия с учета).

Такие результаты перерасчета сумм налогового кредита отражаются в налоговой декларации за последний отчетный (налоговый) период года (в случае снятия с учета плательщика налога, в том числе по решению суда, корректировка отражается плательщиком налога в налоговой декларации последнего налогового периода, когда произошло снятие с учета).

При этом перерасчет доли исходя из фактических объемов проведенных в течение года облагаемых налогом и не облагаемых налогом операций осуществляется в порядке и по форме согласно таблице 2 «Перерасчет доли использования уплаченного (начисленного) налога по приобретенным (ввезенным) товарам/услугам между облагаемыми налогом и не облагаемыми налогом операциями» приложения Д7.

По необоротным активам

перерасчет доли осуществляется по результатам 12, 24 и 36 месяцев их использования в порядке и по форме в соответствии с таблицей 3 «Перерасчет доли использования уплаченного (начисленного) налога по приобретенным (ввезенным) необоротным активам между облагаемыми налогом и не облагаемыми налогом операциями» приложения Д7.

В случае применения плательщиками кассового метода

определения налоговых обязательств и налогового кредита в соответствии с пунктом 187.10 статьи 187 раздела V Кодекса такие плательщики осуществляют распределение сумм налога на добавленную стоимость, начисленного (уплаченного) в связи с получением товаров/услуг, при поставке которых применяются одновременно и кассовый метод, и общие правила определения налоговых обязательств и налогового кредита пропорционально объему поставки в отчетном периоде товаров/услуг по кассовому методу к общему объему поставки товаров/услуг и по форме в соответствии с таблицей 4 «Расчет распределения сумм налога на добавленную стоимость, начисленного (уплаченного) в связи с получением товаров/услуг, при поставке которых применяются одновременно кассовый метод определения налоговых обязательств и налогового кредита и общие правила определения налоговых обязательств и налогового кредита» (Д7) (приложение 7).

Обращаем внимание, что приказом № 41 утверждена новая форма отчета по налогу на добавленную стоимость —

Расчет налоговых обязательств, начисленных получателем услуг, не зарегистрированным как плательщик налога на добавленную стоимость, которые поставляются нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными плательщиками налогов, на таможенной территории Украины (далее — Расчет).

Расчет подается получателем услуг, не зарегистрированным как плательщик налога на добавленную стоимость, при наличии таких операций, как отдельный документ без подачи декларации.

Значение строки 8 Расчета отражается в учете по этому налогу органом государственной налоговой службы.

Копии записей в реестрах выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде, являющихся неотъемлемой частью декларации, подаются плательщиком в орган государственной налоговой службы ежемесячно вместе с декларацией.

Плательщики, применяющие квартальный отчетный (налоговый) период

, копии записей в реестрах выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде подают без декларации, однако ежемесячно в сроки, предусмотренные для подачи налоговой отчетности (календарный месяц).

Приказом № 41 утверждены

три приложения к Порядку № 41:

— Заявление о выборе квартального отчетного (налогового) периода (

приложение 1);

— Уведомление о делегировании филиалам (структурным подразделениям) права выписки налоговых накладных и ведения части реестра полученных и выданных налоговых накладных (

приложение 2);

— Акт о результатах камеральной проверки данных, задекларированных в налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость (

приложение 3).

Уведомление о делегировании филиалам (структурным подразделениям) права выписки налоговых накладных и ведения части реестра полученных и выданных налоговых накладных

подается плательщиками в случае наличия у них филиалов (структурных подразделений) и при условии делегирования им права выписки налоговых накладных и ведения части реестра полученных и выданных налоговых накладных вместе с декларацией за первый отчетный (налоговый) период года и в дальнейшем вместе с декларацией за тот отчетный (налоговый) период, в котором произошли изменения в перечне филиалов (структурных подразделений) или в делегировании им права выписки налоговых накладных и ведении части реестра полученных и выданных налоговых накладных.

Учитывая особенности подачи отчетности по налогу на добавленную стоимость по новым формам в 2011 году

первая подача указанного уведомления в 2011 году происходит вместе с декларацией за март 2011 года (I квартал 2011 года).

Что касается новой формы

Акта о результатах камеральной проверки данных, задекларированных в налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость (далее — Акт), то его составление предусмотрено в случаях неподачи (несвоевременной подачи) налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость или выявления ошибок (нарушений) в поданной плательщиком отчетности по налогу на добавленную стоимость.

При этом следует учитывать, что в соответствии с подпунктом 75.1.1 пункта 75.1 статьи 75 Кодекса

камеральной считается проверка , которая проводится в помещении органа государственной налоговой службы исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) плательщика налогов.

Если по результатам проверки налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость не установлено нарушений, делается соответствующая запись в разделе IV декларации и Акт не составляется.

Государственная налоговая администрация Украины обязывает довести настоящее письмо до сведения органов государственной налоговой службы и плательщиков налога и обеспечить контроль за правильным его применением.

 

Заместитель председателя Комиссии
 по проведению реорганизации ГНА Украины,
 заместитель председателя А. Любченко



комментарий редакции

Декларация по НДС: ГНАУ спешит разъяснить

Близится к завершению первый отчетный период (март / I квартал), за который плательщикам НДС (месячникам/квартальщикам) следует подавать

декларацию по НДС по новой форме, утвержденной приказом ГНАУ от 25.01.2011 г. № 41 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 19.

Редакция к этому знаменательному событию готовит отдельный номер газеты

№ 28 за 2011 год. А пока ознакомимся с теми моментами, на которые обращает внимание плательщиков непосредственный автор этого документа — ГНАУ в комментируемом письме.

1. Новые приложения

:

Д 6

— подается плательщиками, которые заполнили строки 3, 4, 5 декларации (поставки — необъект обложения, поставка услуг за пределами Украины, льготируемые поставки) и предприятиями (организациями) инвалидов;

Д 7

— подается плательщиками, которые осуществляют распределение «входящего» НДС:

— между налогооблагаемыми и необлагаемыми операциями

;

применяют кассовый метод учета НДС согласно п. 187.10 НКУ (заметим, что такое распределение не предусмотрено ст. 199 НКУ, но ГНАУ всегда настаивала на этом, даже в период действия Закона об НДС, см. письмо ГНАУ от 29.02.2008 г. № 4081/7/16-1515-05 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 44).

В этом приложении рассчитывается

коэффициент распределения (К) один раз на год, и соответственно приложение подается один раз: по итогам декабря/IV квартала. Особенность текущего года: такое приложение следует подать с декларацией за март/I квартал за 2011 год.

Обращаем внимание, что ГНАУ для расчета К требует брать обороты

прошлого, 2010 года (мы так же советовали делать, см. газету «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 11, с. 30), и даже указывает, из каких строк старой формы декларации их брать. Непонятным в позиции ГНАУ выглядит следующее: почему в расчете общего объема поставок не участвует показатель стр. 91 старой декларации (поставки услуг за пределами территории Украины)? Тем более что участие аналогичной строки новой формы декларации (строка 4) предусмотрено формулой расчета К в приложении Д7. Похоже, что налоговики просто упустили эту строку, мы считаем, что ее надо учитывать.

Не надо подавать приложение тем, у кого нет необлагаемых операций (кассового метода). Если же необлагаемая деятельность начинается впервые в середине года, то приложение Д7 подается вместе с декларацией за период, в котором начались такие операции, К рассчитывается по показателям этого периода и применяется до конца года.

По итогам последнего периода

в году — декабря/IV квартала или последнего периода перед аннулированием плательщика НДС в этом же приложении осуществляется перерасчет К и проводятся соответствующие корректировки НК. Не участвуют в годовом перерасчете ОФ: для них предусмотрены свои периоды (12, 24, 36 месяцев с начала их использования).

Это далеко не все нюансы, связанные с приложением Д7, подробнее о нем с примером заполнения мы расскажем в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 28.

Д 8

жалоба на поставщика, который не выдал НН или выдал НН с нарушением порядка ее заполнения или регистрации в ЕРНН. Теперь форма жалобы установлена, а если плательщик подает декларацию электронным способом, то прилагаемая к жалобе доказательная первичка (точнее, ее копии) должна быть предоставлена плательщиком в бумажном виде.

2. Отсутствие строк для исправления ошибок и прочих корректировок

Сюрпризом для плательщиков стало отсутствие аналогов таких строк старой декларации, как:

а)

стр. 8.1 и стр. 16.1, где отражались корректировки НО и НК, связанные с ошибками прошлых периодов. Сегодня ГНАУ предложила совершенно новый подход: ошибки исправляются только путем предоставления уточняющего расчета (УР). Причем, чтобы обеспечить требования НКУ (п. 50.1) реализовать возможность исправления ошибок в текущей декларации, ГНАУ поступила следующим образом. В шапке УР предусмотрены спецполя, которые идентифицируют УР: либо как приложение к декларации (поле 1 УР, в этом случае ставится отметка и в самой декларации: в начале — поле 03, в конце — поле «Відмітка про одночасне подання до деклараці: уточнюючого розрахунку), либо как самостоятельный документ (поле 2 УР).

Обратите внимание, что от способа исправления зависит сумма штрафа (в % от суммы недоплаты):

— 3 %, если исправляется ошибка в УР как самостоятельном документе;

— 5 %, если исправляется ошибка в УР, прилагаемом к декларации.

В письме уточнено, что ошибки старых деклараций исправляются в новом УР исходя из содержания соответствующих строк декларации. Например, строке 22.2 старой декларации соответствует строка 20.2 новой декларации.

В письме прямо указано, что налоговая отчетность по НДС (куда входит и УР) подается по новым формам

с 01.04.2011 г. , следовательно, если необходимость подачи УР возникла в течение марта, то это надо делать по старой форме УР, утвержденной приказом № 166;

б)

стр. 8.4 и стр. 16.4, где отражались корректировки НО и НК, связанные с прочими ситуациями (которые не являются возвратами, пересмотром цены, ошибками). И что интересно, в письме налоговики говорят, что такие прочие ситуации могут быть отражены в УР. И все бы было ничего, если бы точно знать, что налоговики не будут классифицировать такую корректировку как недоплату с обязательным начислением самоштрафа (3 или 5 %), которых и в помине не должно быть при прочих корректировках, не являющихся ошибками. Так, например, ситуация с порчей товара. В периоде поступления по такому товару был отражен НК, и сделано это было правомерно, теперь в периоде порчи НК надо отсторнировать. И сделать это ГНАУ предлагает через УР. Однако штрафы в данной ситуации начислять несправедливо, оснований нет.

Возможно, налоговики предложат иной способ решения проблемы: отразить условную продажу, как это предусмотрено в п. 198.5 НКУ в случае недостачи или кражи. Подождем их разъяснений.

3. Перенос строк из старого УР в новую декларацию

.

Надо отдать должное ГНАУ, что она прояснила ситуацию с показателями староформенных УР (приложение 5 к порядку № 166), поданных в феврале и/или в марте 2011 года, именно:

строки 8.5 «збільшення суми, що підлягала зарахуванню до складу податкового кредиту наступного податкового періоду (значення цього рядка переноситься до рядка 23.3 податкової декларації наступного звітного періоду)»;

— строки 8.6

«зменшення суми, що підлягала зарахуванню до складу податкового кредиту наступного податкового періоду (значення цього рядка переноситься до рядка 23.3 податкової декларації наступного звітного періоду)».

Как видно из названий строк, они исправляли показатели отрицательного значения, которые не проводятся по лицевому счету, а должны были быть отражены в текущей декларации следующего периода. Следовательно, если по результатам такого исправления у плательщика увеличение отрицательного значения, то оно прибавляется к показателю

стр. 24 новой декларации за март, а если уменьшение, то вычитается из него.

На этом фоне выглядит странным тот факт, что и в самом порядке № 41, и в письме говорится только об одном варианте исправления ошибки, связанной с отрицательным значением, и обнаруженной уже в условиях действия новой формы отчетности по НДС: когда ошибка привела к уменьшению отрицательного значения (и не повлияла ни на бюджетное возмещение, ни на сумму к уплате). А как же быть, если ошибка привела к увеличению отрицательного значения? Надеемся, налоговики ее также позволят отразить в стр. 24 со знаком плюс.

4. Перенос НК/отрицательного значения из старой декларации в новую.

Если по итогам февраля заполнены строки 22.2, 26, то их показатели будут включены в новую декларацию за март следующим образом:

 

Строка старой декларации (приказ № 166)

Строка новой декларации (приказ № 41)

22.2 Зарахування від'ємного значення різниці поточного звітного (податкового) періоду:
до складу податкового кредиту наступного звітного (податкового) періоду (рядок 21 - рядок 22.1)
(значення цього рядка переноситься до рядка 23.1 податкової декларації наступного звітного періоду)

21.1 Залишок від'ємного значення попереднього звітного (податкового) періоду, що включається до складу податкового кредиту поточного звітного (податкового) періоду (рядок 21.1 + рядок 21.2 + рядок 21.3): значення рядка 20.2 декларації попереднього звітного (податкового) періоду

26 Залишок від'ємного значення, який після бюджетного відшкодування включається до складу податкового кредиту наступного податкового періоду (рядок 24 - рядок 25)
(значення цього рядка переноситься до рядка 23.2 податкової декларації наступного звітного періоду)

21.2 Залишок від'ємного значення попереднього звітного (податкового) періоду, що включається до складу податкового кредиту поточного звітного (податкового) періоду (рядок 21.1 + рядок 21.2 + рядок 21.3): значення рядка 24 декларації попереднього звітного (податкового) періоду

 

5. Отчетность по НДС для неплательщиков — получателей импортных услуг.

Теперь неплательщики НДС, которые получают от нерезидента услуги с местом их поставки на территории Украины, должны уплатить НДС и отчитаться, как это предусмотрено п. 180.2, ст. 208 НКУ. Форма расчета утверждена приказом № 41, причем она расширяет требования п. 208.1 НКУ, согласно которому такой отчет должны подавать только юрлица-неплательщики (подробнее см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет» № 14 за 2011 год, с. 41, и в будущем номере № 28 за 2011 год), а из шапки формы следует, что расчет касается и физлиц — неплательщиков НДС, которые получают услуги от нерезидентов.

6. Вниманию предприятий с филиалами/обособленными подразделениями

.

Обращаем внимание тех плательщиков НДС, которые имеют в своем составе филиалы или другие обособленные подразделения, которым было делегировано право выписки НН и ведения части реестра, о чем, конечно, они в свое время уже сообщили в ГНИ.

Причем сообщать ГНИ требовало и старое законодательство по НДС, хотя не было установленной формы уведомления. Приказ № 41 такую форму ввел — это приложение 2 к порядку № 41. И что интересно, ГНАУ в письме требует

подать это уведомление вместе с декларацией за март/I квартал 2011 года всем плательщикам, которые уже имеют уполномоченные филиалы/обособленные подразделения.

 

Наталия Яновская

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить