Темы статей
Выбрать темы

О взимании туристического сбора

Редакция НиБУ
Письмо от 29.04.2011 г. № 12291/7/15-0717

О взимании туристического сбора

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 29.04.2011 г. № 12291/7/15-0717

 

Государственная налоговая администрация Украины (далее — ГНА Украины) в связи с многочисленными запросами, поступающими от плательщиков налогов и сборов, касающимися взимания туристического сбора, сообщает.

Статьей 10 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) определено, что к местным налогам и сборам относится, в частности, туристический сбор (далее — сбор).

В соответствии с пунктом 10.4 статьи 10 НКУ местные советы в рамках полномочий, определенных НКУ, решают вопросы по введению сбора.

Согласно подпункту 12.3.2 пункта 12.3 статьи 12 НКУ при принятии решения об установлении сбора обязательно определяются объект налогообложения, плательщики сбора, размер ставки, налоговый период и другие обязательные элементы, определенные статьей 7 НКУ, с соблюдением критериев, установленных статьей 268 раздела XII НКУ. При установлении сбора могут предусматриваться налоговые льготы и порядок их применения (пункт 7.2. статьи 7 НКУ).

Следует отметить, что не разрешается сельским, поселковым, городским советам устанавливать индивидуальные льготные ставки местных налогов и сборов для отдельных юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и физических лиц или освобождать их от уплаты таких налогов и сборов (подпункт 12.3.7 пункта 12.3 статьи 12 НКУ).

Статьей 268 НКУ определено, что плательщиками сбора являются граждане Украины, иностранцы, а также лица без гражданства, прибывающие на территорию административно-территориальной единицы, на которой действует решение сельского, поселкового и городского совета об установлении сбора, и получающие (потребляющие) услуги по временному проживанию (ночевке) с обязательством оставить место пребывания в указанный срок.

Взимание сбора может осуществляться согласно решению сельского, поселкового или городского совета, налоговыми агентами:

а) администрациями гостиниц, кемпингов, мотелей, общежитий для приезжих и другими заведениями гостиничного типа, санаторно-курортными заведениями;

б) квартирно-посредническими организациями, направляющими неорганизованных лиц на поселение в дома (квартиры), принадлежащие физическим лицам на праве собственности или на праве пользования по договору найма;

в) юридическими лицами или физическими лицами — предпринимателями, которые уполномочиваются сельским, поселковым или городским советом взимать сбор на условиях договора, заключенного с соответствующим советом.

Особенностью взимания сбора является

указание налоговыми агентами суммы уплаченного сбора отдельной строкой в счете (квитанции) на проживание при предоставлении услуг, связанных с временным проживанием (ночевкой).

Плательщиками сбора не могут быть:

а) лица, постоянно проживающие, в том числе на условиях договоров найма, в селе, поселке или городе, советами которых установлен такой сбор;

б) лица, прибывшие в командировку;

в) инвалиды, дети-инвалиды и лица, сопровождающие инвалидов I группы или детей-инвалидов (не более одного сопровождающего);

г) ветераны войны;

ґ) участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

д) лица, прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории и пансионаты.

В соответствии со статьей 1 раздела I Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 № 959-ХII

постоянное местожительство это место проживания на территории какого-либо государства не менее одного года физического лица, которое не имеет постоянного места проживания на территории других государств и намеревается проживать на территории этого государства в течение неограниченного срока, не ограничивая такое проживание определенной целью, и при условии, что такое проживание не является следствием выполнения этим лицом служебных обязанностей или обязательств по договору (контракту).

Статьей 759 параграфа 1 главы 58 Гражданского кодекса Украины определено, что по договору найма (аренды) жилья одна сторона — собственник жилья (наймодатель) передает или обязуется передать другой стороне (нанимателю) жилье для проживания в нем на определенный срок за плату.

Подпунктом 1.1 пункта 1 раздела I Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу (с изменениями и дополнениями), утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 13 марта 1998 года № 59, установлено, что направление работника предприятия в командировку осуществляется руководителем этого предприятия или его заместителем и оформляется приказом (распоряжением) с указанием: пункта назначения, названия предприятия, куда командирован работник, срока и цели командировки.

Приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 16 ноября 2007 года № 612 утвержден Порядок учета, хранения, оформления и выдачи удостоверений лицам, получающим государственную социальную помощь в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам» (далее — Порядок) и утверждены приложением 1 к пункту 1.1 Порядка форма и содержание такого удостоверения.

Статьей 4 раздела II Закона Украины от 22 октября 1993 года № 3551 «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (далее — Закон № 3551) определено, что ветеранами войны являются лица, участвовавшие в защите Родины или в боевых действиях на территории других государств. К ветеранам войны относятся: участники боевых действий, инвалиды войны, участники войны.

Ветеранам войны вручаются удостоверения и нагрудные знаки. Порядок изготовления и выдачи удостоверений и знаков устанавливается Кабинетом Министров Украины и международными договорами, в которых принимает участие Украина (статья 18 Закона № 3551). Образцы удостоверений, выдаваемых ветеранам войны, утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 12 мая 1994 года № 302 «О порядке выдачи удостоверений и нагрудных знаков ветеранов».

Статьей 9 раздела II Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-XII «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» (с изменениями и дополнениями) определены лица — участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — это граждане, принимавшие непосредственное участие в ликвидации аварии и ее последствий.

Статус участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС подтверждается удостоверением участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС установленного образца, который утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 20 января 1997 года № 51 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы» (с изменениями и дополнениями).

Путевка

— это денежный документ, гарантирующий его собственнику получение услуг в санаторно-курортных заведениях, пансионатах, которые реализовали эту путевку. Форма путевки утверждена постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 25 февраля 2009 года № 16.

Курсовка

— это денежный документ, гарантирующий его владельцу амбулаторно-курортное лечение непосредственно на курорте, который является разновидностью путевок, дающих право на прохождение амбулаторно-курортного лечения и лечебное питание.

Согласно приказу Министерства здравоохранения Украины от 28 октября 2002 года № 385 «Об утверждении перечней заведений здравоохранения, врачебных, провизорных должностей и должностей младших специалистов с фармацевтическим образованием в заведениях здравоохранения» санатории отнесены к перечню видов санаторно-курортных заведений.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 11 июля 2001 года № 805 утверждено Общее положение о санаторно-курортном заведении, в котором пунктом 1 определено, что

санаторно-курортное заведение — это заведение здравоохранения, обеспечивающее предоставление гражданам услуг лечебного, профилактического и реабилитационного характера с использованием природных лечебных ресурсов курортов (лечебных грязей и озокерита, минеральных и термальных вод, рапы лиманов и озер, природных комплексов с благоприятными для лечения условиями и т. п.) и с применением физиотерапевтических методов, диетотерапии, лечебной физкультуры и других методов санаторно-курортного лечения.

Письмом Государственного Комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 20 ноября 2009 года № 14264 определено, что пансионаты отнесены к другим субъектам хозяйственной деятельности, которые предоставляют услуги по временному размещению (или проживанию), питанию, экскурсионных, развлекательных и других туристических услуг.

Следовательно, постоянное место проживания может быть подтверждено паспортом гражданина Украины или паспортным документом, выданным уполномоченными государственными органами Украины или другого государства либо уставными организациями ООН, документом, который подтверждает гражданство, удостоверяет личность предъявителя, дает право на въезд или выезд из государства и признан Украиной. А проживание на условиях договора найма — договором найма (аренды) жилья.

Пребывание лица в командировке подтверждается приказом или распоряжением предприятия о направлении работника в командировку.

Лица, относящиеся к категории инвалидов, детей-инвалидов, ветеранов войны, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, подтверждают свой статус соответствующим удостоверением, а лица, сопровождающие инвалидов I группы или детей-инвалидов (не более одного сопровождающего) — документом, удостоверяющим такую личность.

Наличие путевки или курсовки является основанием для предоставления льготы по уплате сбора.

С целью подтверждения правомерности предоставления льготы налоговый агент должен иметь копии соответствующих документов, подтверждающих принадлежность лица к льготной категории (путевки или курсовки могут быть в оригинале).

Лица, не предоставившие соответствующие документы, которые удостоверяют их принадлежность к льготной категории, являются плательщиками сбора

.

Просим указанное довести до плательщиков налогов и подчиненных органов государственной налоговой службы для руководства в работе.

 

Заместитель председателя Комиссии по проведению реорганизации ГНА Украины,
 заместитель председателя ГНА Украины А. Любченко



комментарий редакции

Турсбор: кто освобожден от уплаты

Налоговым кодексом Украины предусмотрена возможность введения на территории административно-территориальных единиц по решению местных органов власти обязанности по уплате

туристического сбора. Плательщиком такого сбора становится любое физическое лицо, прибывшее на территорию административно-территориальной единицы и использующее услуги временного проживания. Однако для ряда лиц сделано исключение. Фактически речь идет о тех категориях субъектов, которые либо постоянно проживают на территории административно-территориальной единицы, либо прибывают на территорию административно-хозяйственной единицы не с туристической целью, а в рамках командировки или же с целью лечения. Также льгота в виде освобождения от уплаты турсбора предусмотрена для инвалидов, детей-инвалидов и лиц, сопровождающих инвалидов I группы либо детей-инвалидов (не более одного сопровождающего), ветеранов войны, участников ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.

В комментируемом письме названы те

документы, предъявление которых позволит субъектам, на которых возложены функции налоговых агентов, заключающиеся во взимании турсбора и перечислении его в бюджет, не взыскивать его с налогоплательщика.

Наиболее спорный, на наш взгляд, вопрос: какие должны использоваться критерии для установления того, что лицо постоянно проживает на территории административно-территориальной единицы. В комментируемом письме ГНАУ в поиске таких критериев почему-то решила обратиться к Закону Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г. № 959-XII. Из приведенных в письме цитат можно сделать вывод, что налоговые органы документом, подтверждающим постоянное проживание, будут считать либо паспорт с отметкой о регистрации, либо договор аренды жилья сроком более чем на год.

Однако более логичным представляется использование в качестве ориентира Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» от 11.12.2003 г. № 1382-IV (далее — Закон № 1382). Им разграничиваются понятия «

место проживания» (административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком более шести месяцев в год; как видим, не обязательно проживать шесть месяцев подряд, достаточно совокупно находиться в определенной административно-территориальной единице в течение шести месяцев в году) и «место пребывания» (соответственно, административно-территориальная единица, на территории которой лицо находится менее шести месяцев в год). При этом Закон № 1382 называет единственный способ подтверждения своего места проживания: его регистрация в установленном законодательством порядке с занесением соответствующей отметки в паспорт. Зарегистрировать свое место проживания — обязанность физлица. Поэтому, на наш взгляд, обосновать факт постоянного проживания на территории административно-территориальной единицы каким-либо иным способом, кроме отметки в паспорте, в рамках действующего законодательства вряд ли возможно, даже при наличии договора аренды жилья на длительный срок.

После отмены обязательности использования командировочных удостоверений (см. «Служебная командировка: новые правила» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 29) актуальность приобрел вопрос о том, каким документом командированные сотрудники смогут подтвердить свое нахождение в командировке с целью невзимания с них турсбора. В комментируемом письме ГНАУ высказывает логичную и взвешенную позицию: таким документом может выступать

копия приказа либо распоряжения о направлении сотрудника в командировку (см. также материал на с. 44 этого номера).

 

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше