При изменении нормативной денежной оценки земли необходимо пересчитать сумму платы за землю и подать соответствующую справку с налоговой отчетностью

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Ноябрь, 2011/№ 89
Письмо от 27.04.2011 г. № 5189/5/15-0716

При изменении нормативной денежной оценки земли необходимо пересчитать сумму платы за землю и подать соответствующую справку с налоговой отчетностью*

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 27.04.2011 г. № 5189/5/15-0716

 

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела обращение <…> по вопросам взимания арендной платы за землю и сообщает.

Вопросы по налогообложению регулируются Налоговым кодексом Украины (далее — НКУ) и не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов, содержащих исключительно положения по внесению изменений в этот Кодекс и/или положения, устанавливающие ответственность за нарушение норм налогового законодательства.

Положения НКУ регулируют отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности определяют исчерпывающий перечень налогов и сборов, которые взимаются в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц при осуществлении налогового контроля, а также ответственность за нарушение налогового законодательства.

В соответствии с подпунктом 14.1.147 пункта 14.1 статьи 14 НКУ

плата за землю — это общегосударственный налог, взимаемый в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Как установлено подпунктом 14.1.136 пункта 14.1 статьи 14 НКУ, арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности — обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком. При этом указано, что далее в разделе XIII слова «арендная платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности» определяются как «арендная плата».

Взимание платы за землю осуществляется согласно положениям раздела XIII НКУ.

Пунктом 288.1 статьи 288 НКУ определено, что основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка.

Плательщиком арендной платы является арендатор земельного участка, объектом налогообложения — земельный участок, предоставленный в аренду (пункт 288.2 статьи 288 НКУ).

В соответствии с пунктом 288.5 статьи 288 НКУ размер арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности устанавливается в договоре аренды, однако годовая сумма платежа не может быть меньше:

— для земель сельскохозяйственного назначения — размера земельного налога, устанавливаемого разделом XIII Кодекса;

— для других категорий земель — трехкратного размера земельного налога, устанавливаемого разделом XIII Кодекса.

Вместе с тем статьей 271 НКУ определено, что

базой налогообложения платы за землю является нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного согласно порядку, установленному разделом XIII НКУ, а если нормативная денежная оценка не проведена — площадь земельных участков.

Согласно подпункту 14.1.125 пункта 14.1 статьи 14 НКУ

нормативная денежная оценка земельных участков для целей раздела XIII НКУ — капитализированный рентный доход с земельного участка, определенный в соответствии с законодательством центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.

Правовые принципы проведения оценки земель в Украине определены Законом Украины от 11.12.2003 г. № 1378-IV «Об оценке земель» (с изменениями и дополнениями, далее — Закон № 1378-IV).

В соответствии с абзацем 5 статьи 5 Закона № 1378-IV

нормативная денежная оценка земельных участков используется для определения размера земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Субъектами оценочной деятельности в сфере оценки земель являются органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере оценки земель, а также юридические и физические лица, заинтересованные в проведении оценки земельных участков (статья 7 Закона № 1378-IV).

Основанием для проведения оценки земель является решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления (статья 15 Закона № 1378-IV).

Согласно статье 18 Закона № 1378-IV нормативная денежная оценка земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, проводится не реже одного раза в 5 — 7 лет.

В соответствии со статьей 23 Закона № 1378-IV техническая документация по нормативной денежной оценке земельных участков в пределах населенных пунктов утверждается соответствующим сельским, поселковым и городским советом. Извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка выдается соответствующим органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.

Решения совета нормативно-правового характера согласно пункту 5 статьи 59 Закона Украины от 21 мая 1997 года № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (с изменениями и дополнениями) вступают в силу со дня их официального обнародования, если советом не установлен более поздний срок введения этих решений в действие.

Отношения, связанные с арендой земли, регулируются Земельным кодексом Украины, Гражданским кодексом Украины, Законом Украины от 6 октября 1998 года № 161-XIV «Об аренде земли» (с изменениями и дополнениями, далее — Закон № 161), другими законами Украины и нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с ними, а также договором аренды.

Право аренды земельного участка возникает с момента государственной регистрации этих прав. Право аренды земельного участка удостоверяется договором аренды земли, зарегистрированным согласно закону (ст. 125, 126 Земельного кодекса).

Договор аренды земли

— это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок согласно условиям договора и требованиям земельного законодательства (статья 13 Закона № 161).

В соответствии со статьей 14 Закона № 161 договор аренды земли заключается в письменной форме и по желанию одной из сторон может быть удостоверен нотариально.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 25 декабря 1998 года № 2073 утвержден Порядок государственной регистрации договоров аренды земли (далее — Постановление КМУ № 2073), согласно пункту 2 которого государственная регистрация договоров аренды проводится исполнительным комитетом сельского, поселкового и городского совета, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями по месту расположения земельного участка.

Обеспечение регистрации договоров аренды возлагается на соответствующие государственные органы земельных ресурсов: районные отделы земельных ресурсов; управления (отделы) земельных ресурсов в городах областного и районного подчинения; Киевское и Севастопольское городские управления земельных ресурсов (пункт 3 Постановления КМУ № 2073).

Статьей 654 Гражданского кодекса Украины установлено, что изменение или расторжение договора совершается в той же форме, что и изменяемый или расторгаемый договор, если иное не установлено договором либо законом или не следует из обычаев делового оборота.

Существенные условия договора аренды земли

определены статьей 15 Закона № 161, одним из которых является арендная плата с указанием ее размера, индексации, форм платежа, сроков, порядка ее внесения и пересмотра и ответственности за ее неуплату.

Порядок изменения арендной платы установлен статьей 23 Закона № 161, согласно которой с согласия сторон арендная плата пересматривается за земельные участки, находящиеся в собственности физических и юридических лиц.

Типовой договор аренды земли утвержден постановлением КМУ от 03.03.2004 г. № 220 (с изменениями и дополнениями).

Формы расчета размера арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности, денежная оценка которых не проведена, и за земельные участки государственной или коммунальной собственности, денежная оценка которых проведена, утверждены постановлением КМУ от 13.12.2006 г. № 1724.

Пунктом 9 Типового договора аренды земли установлено, что размер арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности вносится в денежной форме и указывается в процентах нормативной денежной оценки земельного участка или размера земельного налога.

Размер арендной платы за землю пересматривается в случае

изменения условий хозяйствования, предусмотренных договором, изменения размеров земельного налога, повышения цен и тарифов, изменения коэффициентов индексации, определенных законодательством, ухудшения состояния арендованного земельного участка не по вине арендатора, что подтверждено документами, в других случаях, предусмотренных законом (пункт 13 Типового договора аренды).

Пунктом 286.2 статьи 286 НКУ определено, что плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года подают соответствующему органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной в порядке, предусмотренном статьей 46 НКУ, с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам.

При подаче первой декларации (фактического начала деятельности как плательщика платы за землю) вместе с ней подается справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка подается в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.

Таким образом,

в случае изменения нормативной денежной оценки земли, являющейся базой налогообложения для платы за землю, изменяется годовая сумма налогового обязательства по земельному налогу и арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Поэтому, если в населенном пункте решением совета введена новая нормативная денежная оценка земли и в установленном порядке она обнародована, плательщики самостоятельно должны обратиться в соответствующий орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов для получения справки (извлечения) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, пересчитать сумму налогового обязательства по земельному налогу и арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности и подать указанную справку с налоговой отчетностью в налоговый орган государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка

.

В то же время обращаем внимание на то, что согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 19 марта 2008 года № 224 задачи по осуществлению государственного регулировании в сфере оценки земель, выдаче извлечений из технической документации о нормативной денежной оценке земельных участков и подготовке предложений по совершенствованию методики и порядка выполнения работ по денежной оценке земель возложены на Государственный комитет Украины по земельным ресурсам, который осуществляет свои полномочия непосредственно и через созданные в установленном порядке территориальные органы в Автономной Республике Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе, районах, городах, а также через горрайонные, междугородные, межрайонные территориальные органы.

 

Заместитель председателя комиссии по проведению реорганизации ГНА Украины,
 заместитель председателя ГНА Украины
 А. Любченко

 

5 Подробнее о плате за землю см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 88. —

Примеч. ред.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить