Темы статей
Выбрать темы

Школа правовых знаний. Опт или розница: как разграничить

Редакция НиБУ
Статья

Опт или розница: как разграничить

 

Чаще всего субъекту хозяйствования не приходится задумываться над тем, с каким видом торговой деятельности он имеет дело — оптовой или розничной. Более того, многие по привычке именуют себя оптовиками или, напротив, розничными продавцами, не задаваясь вопросом, какой при этом критерий для установления указанных статусов используется. И тем не менее, в ряде предусмотренных законодательством случаях он может сыграть немаловажную роль. Предлагаем вместе разобраться, как разграничить указанные виды деятельности.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Начнем с того,

для каких целей может быть важно разграничение оптовой и розничной торговли. Приведем лишь некоторые:

1.

Налоговый кодекс Украины в качестве одного из ограничений в применении ставки 0 % для плательщиков налога на прибыль предусматривает ее нераспространение на субъектов хозяйствования, осуществляющих оптовую торговлю и посредничество в оптовой торговле (п. 154.6 НКУ).

2. Для субъектов хозяйствования,

занимающихся торговлей алкогольными напитками и табачными изделиями, необходимо знать, какой вид торговли осуществляется, поскольку лицензия согласно ст. 15 Закона Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР (далее — Закон № 481) приобретается отдельно на оптовую и отдельно на розничную торговлю. Следовательно, осуществление оптовой торговли субъектом, получившим лицензию на розничную торговую деятельность, будет приравниваться к безлицензионной торговле с применением соответствующих штрафных санкций к субъекту хозяйствования и его должностным лицам.

3. Местные органы власти часто устанавливают

разные ставки сбора за осуществление розничной и оптовой торговли (см., например, решение Луцкого городского совета от 23.06.2011 г. № 11/9 «Об установлении новых ставок сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности»).

4.

Ставка единого налога может зависеть от того, какой вид торговой деятельности — оптовую торговлю или розничную — будет осуществлять предприниматель. Кроме того, в свете Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (в отношении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства)» (известный ранее как законопроект № 8521), который на данный момент находится на подписи у Президента Украины, в ряде случаев вид торговой деятельности также будет иметь значение. Например, ставкой налога в размере от 1 до 10 % от размера минимальной зарплаты могут воспользоваться только те физлица-предприниматели, которые осуществляют розничную продажу товаров с торговых мест на рынках либо предоставляют бытовые услуги.

 

Торговая деятельность: основные признаки

Прежде чем перейти к критериям разграничения опта и розницы, следует определиться с тем, любая ли продажа будет считаться торговлей:

1.

Субъект хозяйствования, реализующий продукцию собственного производства, торговцем — ни оптовым, ни розничным — не считается (см. определение ВАСУ от 21.09.2010 г. № К-4114/08).

Это первый тезис, который будет иметь значение. Исключение составляют те специально оговоренные случаи, когда законодатель прямо указывает, что продажа товара производителем приравнивается к торговой деятельности.

Тот факт, что производитель продукции, осуществляющий ее продажу, торговую деятельность, по общему правилу, не осуществляет, признают и сами налоговые органы. При этом они ссылаются на

Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III, согласно которому производство (изготовление) — это деятельность, связанная с выпуском продукции, которая включает все стадии технологического процесса, а также реализацию продукции собственного производства.

Этот тезис также будет иметь значение для следующего вывода:

субъект хозяйствования, реализующий продукцию собственного производства, не обязан применять РРО. С ним налоговые органы под влиянием сложившейся не в их пользу судебной практики также соглашаются.

2.

Единичного факта продажи недостаточно, чтобы деятельность считалась торговой (см. определение Киевского апелляционного административного суда от 29.10.2008 г. по делу № 22-а-7480/08).

Возвращаясь к

п. 154.6 НКУ, который устанавливает условия применения нулевой ставки по налогу на прибыль, то в нем, кроме оптовой торговли и посредничества в ней, в качестве запрещенного для нулевиков также названо осуществление оптовой продажи подакцизных товаров. Законодатель (смеем предположить, сознательно) использовал термин «продажа», а не «торговля», чтобы указать, что в данном случае может быть достаточно единичного факта продажи соответствующей продукции.

3. Субъект хозяйствования

не может считаться осуществляющим оптовую либо розничную торговлю только на основании того, что данный вид деятельности указан в статсправке либо учредительных документах юрлица.

Негативные последствия для субъекта хозяйствования в связи с занятием им тем или иным видом торговой деятельности (например, распространение общей ставки по налогу на прибыль вместо нулевой) могут наступать лишь в том случае, если контролирующий орган установит, что имело место фактическое осуществление торговой деятельности, то есть систематическое осуществление продажи продукции несобственного производства.

4.

Форма расчетов — наличная или безналичная — ни для определения того, является ли деятельность торговой, ни для установления ее вида значения не имеет.

 

Опт и розница: критерии разграничения

Несмотря на всю дискуссионность данного вопроса, попытаемся вывести основные критерии разграничения опта и розницы:

1. В первую очередь следует обратиться к специальному нормативно-правовому акту, регулирующему ту или иную сферу отношений: определение понятий может быть приведено прямо в нем.

В этом отношении повезло субъектам хозяйствования, занимающимся торговлей алкогольными напитками и табачными изделиями. В

ст. 1 Закона № 481 приведены такие определения:

оптовая торговля

— деятельность, направленная на приобретение и преобразование товаров для последующей их реализации предприятиям розничной торговли, другим субъектам предпринимательской деятельности;

розничная торговля

— деятельность, в которой товары продают непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах, других предприятиях общественного питания.

Впрочем, следует сказать, что налоговые органы готовы распространять приведенные определения и на отношения,

Законом № 481 не регулируемые (см. Единую базу налоговых знаний, подраздел «07. Порядок застосування реєстраторів розрахункових операцій — 07.01 визначення термінів»).

2. Если в нормативно-правовом акте определения оптовой и розничной торговли, которые в нем используются, отсутствуют (как например, в

НКУ), традиционно суды и другие государственные органы обращаются к ДСТУ 4303:2004 «Розничная и оптовая торговля. Термины и определения понятий». К этому же документу отсылает и Порядок осуществления торговой деятельности и правилами торгового обслуживания населения, утвержденный постановлением Кабмина от 15.06.2006 г. № 833. В нем приведены следующие определения:

оптовая торговля

— вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий куплю-продажу товаров по договорам поставки партиями для дальнейшей их продажи конечному потребителю через розничную торговлю или для производственного потребления и предоставления связанных с этим услуг;

розничная торговля

— вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий куплю-продажу товаров конечному потребителю и предоставление ему торговых услуг.

Не исключено, что со временем приведенные определения приобретут статус закрепленных на уровне закона (на сайте Минэкономики размещен

проект Закона Украины «О внутренней торговле» см. http://me.kmu.gov.ua, дублирующий их).

Подобные определения приводит и

Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности, одобренная Организацией Объединенных Наций (Нью-Йорк, 2009 г.) и являющаяся международной справочной классификацией видов производительной деятельности. Она исходит из таких определений:

оптовая торговля

— это перепродажа (продажа без видоизменения) новых или бывших в употреблении товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам, а также лицам, выступающим в качестве агентов или маклеров при покупке товаров от имени таких лиц или компаний или продаже им товаров;

розничная торговля

— это перепродажа (продажа без видоизменения) новых и бывших в употреблении товаров широкой публике для личного потребления или домашнего использования, осуществляемая магазинами, универмагами, палатками, фирмами, выполняющими заказы по почте, уличными торговцами или торговцами вразнос, потребительскими кооперативами, фирмами, организующими продажи с аукциона, и т.п.

3. Во всех приведенных определениях ключевой становится

цель осуществления торговой деятельности: при оптовой торговле осуществляется продажа товара для его последующей перепродажи либо иного использования в своей предпринимательской деятельности; при розничной — для использования товара в качестве конечного пользователя, личного потребления и домашнего использования.

Такое понимание идентично тем критериям, которые использовал законодатель для разграничения в

Гражданском кодексе Украины договора розничной купли-продажи (ст. 698 ГКУ) и договора поставки (ст. 712 ГКУ).

Так, согласно

ст. 698 ГКУ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товара, обязуется передать покупателю товар, обычно предназначающийся для личного, домашнего либо иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, а покупатель обязуется принять товар и оплатить его. Так, под целями, не связанными с личным использованием, традиционно понимают приобретение покупателем товаров для обеспечения деятельности предприятия либо физлица-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.).

По договору поставки продавец, напротив, передает товар для использования в предпринимательской деятельности либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним либо иным подобным использованием (

ст. 712 ГКУ).

При этом на продавца не возлагается обязанность отслеживать, действительно ли в последующем товар не используется в предпринимательской деятельности или же, наоборот, был ли он использован в личных некоммерческих целях.

Основным критерием становится направленность деятельности (см., например, определение ВАСУ от 28.04.2011 г. по делу № К-19373/08). Следовательно, можно говорить о том, что если лицо занимается предпринимательской деятельностью по продаже товаров в розницу (то есть товары продаются по договорам розничной купли-продажи, один из признаков которых — публичный характер: торговец обязуется продать товар каждому, кто к нему обратится, на заранее определенных условиях, одинаковых для каждого покупателя), то обстоятельство, что покупатель является юридическим или физическим лицом — предпринимателем, приобретающим товар для использования в своей хозяйственной деятельности, не должно иметь значения, поскольку на продавце не лежит обязанность отслеживать, какой статус имеет покупатель и с какой целью в последующем он будет использовать приобретенный товар.

На применимость данного критерия указывает и то, что в определении оптовой торговли, приведенном в

ДСТУ 4303:2004 «Розничная и оптовая торговля. Термины и определения понятий», также присутствует ссылка на то, что в рамках оптовой торговли заключаются именно договоры поставки товаров партиями.

Пример

. Субъект хозяйствования — юридическое лицо осуществляет через сеть магазинов реализацию потребителям продуктов питания. Физическим лицом — предпринимателем в одном из магазинов было приобретено 50 пачек чая и 20 пачек кофе с целью дальнейшей реализации на рынке. Для юридического лица — продавца такая операция не будет означать осуществление им оптовой торговли. Он сохранит статус розничного продавца.

А вот для того,

чтобы подтвердить статус оптового торговца, в ряде случаев потребуется обосновывать, что продажи осуществляются именно субъектам хозяйствования. Так, например, субъекту, получившему лицензию на оптовую торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями, важно убедиться, что покупателем по договору выступает именно субъект хозяйствования, а не простое физическое лицо. В противном случае продажа будет считаться розничной, а значит, совершенной без получения для этого специальной лицензии.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше