Темы статей
Выбрать темы

Об ответственности за несвоевременную подачу или неподачу отчетности в службу занятости

Редакция НиБУ
Письмо от 23.09.2011 г. №

Об ответственности за несвоевременную подачу или неподачу отчетности в службу занятости

Письмо Государственного центра занятости от 23.09.2011 г. № ДЦ-04-6691/0/6-11

 

Государственный центр занятости — исполнительная дирекция Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы рассмотрел <…> письмо <…> об административной ответственности за несвоевременную подачу или неподачу в службу занятости административной отчетности, предусмотренной Законом Украины «О занятости населения», а также способе подачи этих сведений и в рамках компетенции сообщает следующее.

Государственная служба занятости согласно статье 20 Закона Украины «О занятости населения» получает от предприятий, учреждений и организаций, независимо от формы собственности, информацию о:

— наличии вакансий (форма отчетности № 3-ПН «Отчет о наличии вакансий»);

— высвобожденных работниках (форма отчетности № 4-ПН (план) «Отчет о запланированном высвобождении работников» (за 2 месяца до высвобождения работников) и форме отчетности № 4-ПН (факт) «Отчет о фактическом высвобождении работников» (в 10-дневный срок после высвобождения работников)).

Формы отчетности утверждены приказом Минтруда от 19.12.2005 № 420 «Об утверждении форм отчетности и инструкций по их заполнению» и зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины 21 декабря 2005 г. под № 1534/11814.

Кроме того, согласно указанной выше статье, а также с целью реализации подпункта второго части 2 статьи 35 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» служба занятости получает информацию по форме отчетности № 5-ПН «Отчет о принятых работниках», утвержденной приказом Министерства социальной политики от 14 июля 2011 года № 279 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 03.08.2011 г. под № 946/19684.

Что касается административной ответственности

за несвоевременную подачу или неподачу в службу занятости указанной выше отчетности, сообщаем, что такая ответственность установлена статьей 1653 Кодекса Украины об административных правонарушениях в отношении работодателей, виновных в несвоевременной подаче или неподаче сведений о приеме на работу работников, т. е. только по форме отчетности № 5-ПН «Отчет о принятых работниках».

В то же время частью пятой статьи 20 Закона Украины «О занятости населения» регламентирована подача работодателями информации в государственную службу занятости о запланированном и фактическом высвобождении работников на основании пункта 1 статьи 40 КЗоТ и предусмотрена ответственность работодателей за неподачу или несвоевременную подачу этой информации.

Так, согласно абзацу первому части пятой этой статьи

при высвобождении работников предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, уведомляют об этом не позднее чем за два месяца в письменной форме государственную службу занятости, указывая основания и сроки высвобождения, наименования профессий, специальностей, квалификации, размер оплаты труда (№ 4-ПН (план) запланированное высвобождение работников), а в десятидневный срок после высвобождения направляют списки фактически высвобожденных работников, указывая в них инвалидов (№ 4-ПН (факт) фактическое высвобождение работников).

В случае неподачи или нарушения сроков подачи этих данных с работодателей взыскивается штраф в размере годовой заработной платы за каждого высвобожденного работника.

Эти средства зачисляются в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и используются для финансирования мероприятий по трудоустройству и социальной защите высвобождаемых работников.

Указанная норма Закона Украины «О занятости населения» является обязательной во всех случаях, когда увольнение работников происходит на основании пункта 1 статьи 40 КЗоТ. Исключения из этого правила законодательством не предусмотрены.

Административная или финансовая ответственность

за неподачу данных в полном объеме о наличии свободных рабочих мест (вакансий), в том числе предназначенных для трудоустройства инвалидов, и о работниках, работающих неполный рабочий день (неделю), если это не предусмотрено трудовым договором, или не работающих в связи с простоем производства по не зависящим от них причинам (№ 3-ПН наличие вакансий), законодательством не предусмотрена.

Ограничения в способе подачи работодателями указанных выше форм отчетности (по почте или нарочно) законодательством не предусмотрены.

 

Заместитель директора Государственного центра занятости
— заместитель руководителя исполнительной дирекции Фонда
 общеобязательного государственного социального страхования
 Украины на случай безработицы
М. Аглоткова



комментарий редакции

Отчетность, которую работодатели должны подавать
в центр занятости

В комментируемом письме Государственный центр занятости (далее — ГЦЗ) предоставил разъяснения относительно видов отчетов, которые работодатели обязаны подавать в центры занятости в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III и Законом Украины «О занятости населения» от 01.03.91 г. № 803-XII, способов их подачи и ответственности за непредоставление или несвоевременное предоставление таких отчетов.

Для наглядности информацию об отчетности, которая предоставляется в центры занятости, представим в таблице.

 

Сокращения, принятые в таблице:

КоАП — Кодекс об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

КЗоТ — Кодекс законов о труде от 10.12.71 г.

 

Вид отчета

Кто предоставляет

Сроки (случаи) предоставления

Ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление

административно-хозяйственная

административная (должностных лиц предприятий и физлиц)

Отчет о принятых работниках (форма № 5-ПН)*

Предприятия, учреждения, организации и физические лица, использующие труд наемных работников

Не позднее 10 дней со дня принятия работника на работу (первого рабочего дня работника)**

Не предусмотрена

Штраф от 8 до 15 нмдг (от 136 до 255 грн.), при повторном нарушении в течение года — от 10 до 20 нмдг*** (от 170 до 340 грн.)
(ст. 1653 КоАП)

Отчет о наличии вакансий (форма № 3-ПН)****

Предприятия, учреждения, организации*****

Ежемесячно при наличии вакансий

Не предусмотрена

Отчет о запланированном высвобождении работников (форма № 4-ПН (план))****

Предприятия, учреждения, организации и физические лица — предприниматели, использующие труд наемных работников

За два месяца до увольнения работников на основании п. 1 ст. 40 КЗоТ)

Штраф в размере годовой заработной платы за каждого высвобожденного работника
(см. также письмо ГЦЗ от 08.05.2008 г. № ДЦ-09-2782/0/6-08)

Не предусмотрено

Отчет о фактическом высвобождении работников (форма № 4-ПН (факт))****

В течение 10 дней после высвобождения работников на основании п. 1 ст. 40 КЗоТ

*Форма отчета и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минсоцполитики от 14.07.2011 г. № 279 (вступил в силу с 22.08.2011 г.) («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 67).

**Если последний день срока приходится на выходной, праздничный или другой нерабочий день, днем окончания срока подачи отчета является первый за ним рабочий день. Отметим, что специалисты ГЦЗ указывают на необходимость учитывать день принятия на работу работника при исчислении 10-дневного срока. Хотя по общим правилам исчисления сроков (принятых, в том числе в сфере трудовых отношений) день, установленный для отсчета, не учитывается (ч. 5 ст. 2411 КЗоТ).

***Необлагаемых минимумов доходов граждан.

**** Формы отчетности утверждены приказом Минтруда от 19.12.2005 г. № 420.

*****Предприниматели могут подавать при необходимости подбора работников при содействии центров занятости. Кроме того, предприниматели могут подавать данный отчет с целью выполнения требований ст. 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII. Суды рассматривают факт предоставления сведений о наличии свободных мест в центры занятости как доказательство того, что работодатель выполнил свои обязательства по трудоустройству инвалидов (см. постановление Киевского окружного административного суда от 03.03.2010 г. по делу № 2-а-817/10/1070, определение ВАСУ от 23.12.2010 г. по делу № К-29130/10, определение Киевского апелляционного админсуда от 15.07.2009 г. по делу № 22-а-23903/08, постановление ВСУ от 25.06.2011 г. по делу № 21-56а11).

 

Как указывает ГЦЗ в своем письме, вышеприведенные отчеты могут предоставляться как лично, так и по почте. Отметим, что вопрос относительно способа предоставления отчетов возник в связи с отсутствием в инструкциях по их заполнению специальных норм. Мы и ранее указывали на то, что оснований препятствовать предоставлению отчетов по почте нет (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 53.

 

Екатерина Скрипкина

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше