Темы статей
Выбрать темы

Налоговые последствия при непроизводственном использовании основных средств и товаров

Редакция НиБУ
Статья

Налоговые последствия при непроизводственном использовании основных средств и товаров

 

Не всегда материальные активы, приобретенные предприятием для хозяйственных целей, используются по своему первоначальному назначению. По определенным причинам характер их использования может измениться. О налоговых нюансах, сопровождающих передачу ТМЦ в качестве благотворительности, мы рассказывали в статье «Благотворительная помощь неприбыльным организациям» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 63, с. 15). В данной же статье поговорим о том, какие корректировки в налоговом учете должны быть проведены плательщиком при передаче основных средств и ТМЦ в рамках баланса для непроизводственных целей, а также в случае потерь ТМЦ в связи с порчей или недостачей.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

НКУ —

Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 3609

— Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 г. № 3609-VI (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 64).

Порядок № 969

— Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 21.12.2010 г. № 969.

Порядок № 1002

— Порядок ведения Реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденный приказом ГНАУ от 24.10.2010 г. № 1002.

П(С)БУ 7

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

 

Перевод основных средств в непроизводственные

Напомним, что к непроизводственным основным средствам

относятся необоротные материальные активы, не используемые налогоплательщиком в своей хозяйственной деятельности (см. п. 144.3 НКУ).

Налог на добавленную стоимость

. Как некогда в Законе об НДС, так и сейчас в НКУ содержится условие: перевод основных производственных средств в состав непроизводственных должен сопровождаться начислением налоговых обязательств по НДС.

До 06.08.2011 г. (т. е. до вступления в силу изменений, внесенных в

НКУ Законом № 3609) определению базы обложения НДС при таком переводе посвящались сразу три разных пункта: п. 188.1, п. 189.9 и п. 198.5 НКУ. Такая тройственность порождала вопросы и вносила неоднозначность. Ведь в качестве базы обложения НДС при «переквалификации» основных средств рассматривалась:

— в

п. 188.1 НКУ — их балансовая стоимость на момент перевода;

— в

п. 189.9 НКУ — их обычная цена на момент перевода;

— в

п. 198.5 НКУ — их обычная цена, но не ниже цены их приобретения (изготовления, строительства, сооружения).

При этом из

п. 198.5 НКУ следовало, что необходимость начисления налоговых обязательств при ОС-переводе возникала не во всех случаях, а лишь в отношении тех объектов основных средств, по которым ранее был отражен налоговый кредит в связи с их приобретением. Корректировать ранее отраженный налоговый кредит в сторону уменьшения не нужно было.

Если условие об отнесении «входного» НДС к налоговому кредиту

не выполнялось (например, объект основных средств приобретался у неплательщика НДС), то при переводе этого объекта для дальнейшего использования в непроизводственных целях нормы п. 188.1, п. 189.9 и п. 198.5 НКУ не работали, и налоговые обязательства по такой операции не начислялись.

В настоящее время налоговые последствия перевода основных средств для дальнейшего использования в целях, не связанных с хозяйственной деятельностью налогоплательщика,

регламентируются одним пунктом — п. 189.1 НКУ. Согласно ему база обложения НДС при таком переводе определяется исходя из балансовой стоимости таких основных средств на момент такого перевода.

Напомним, что под балансовой стоимостью основных средств

п. 14.1.9 НКУ понимает сумму их остаточной стоимости, которая определяется как разница между их первоначальной стоимостью с учетом переоценки и суммой накопленной амортизации, т. е. сумму, не уменьшенную на ликвидационную стоимость.

Таким образом, при переводе основных средств для дальнейшего использования в непроизводственных целях налоговые обязательства по НДС по ставке 20 % начисляются исходя из их

остаточной стоимости. Корректировка ранее отраженного налогового кредита по таким объектам не производится.

Перевод основных средств в состав непроизводственных требует, чтобы налогоплательщик

выписал сам себе налоговую накладную в двух экземплярах и оба их оставил у себя. При этом в левой верхней части оригинала такой налоговой накладной проставляется пометка «Х» и указывается тип причины «06 — Переведення основних фондів до складу невиробничих». В этой налоговой накладной налогоплательщик в строках «Індивідуальний податковий номер покупця» и «Номер свідоцтва про реєстрацію платника податку на додану вартість (покупця)» проставляет ноль («0») (см. п. 8.3 Порядка № 969). Что касается граф «Особа (платник податку) — покупець» и «Місцезнаходження (податкова адреса) покупця», то налоговики предлагают два варианта их заполнения: либо указывать здесь свои реквизиты, либо вообще не заполнять. В строках «Вид цивільно-правового договору» и «Форма проведення розрахунків» в данном случае проставляются прочерки (см. по этому поводу консультации сотрудников налогового ведомства, размещенные в разделе 130.21 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua). Остальные строки налоговой накладной заполняются в обычном порядке.

Эта налоговая накладная

в день возникновения налоговых обязательств заносится в раздел I Реестра выданных и полученных налоговых накладных (п. 8.1 Порядка № 1002) с заполнением граф 1 — 9 с учетом следующих особенностей:

— в графе 4 Реестра указывается вид документа —

«ПН06»;

— в графе 5 налогоплательщик проставляет свое наименование (это следует из консультации налоговиков, размещенной в разделе 130.23 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua);

— в графе 6 проставляется «0»;

— в графах 7 — 9 указывается информация об операции с ТМЦ (общая сумма, включая НДС; база налогообложения; сумма НДС).

Показатели граф 8 и 9 раздела I Реестра переносятся в строку 1 (соответственно в колонки А и Б) декларации по НДС за отчетный налоговый период.

Расшифровки этих сумм приводятся в строке «Інші» раздела I

«Налоговые обязательства» приложения 5 «Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов (Д5)» к декларации по НДС.

При

обратном переводе объекта из непроизводственных основных средств в состав производственных основных средств никаких НДС-действий не происходит.

У налогоплательщиков может возникнуть вопрос: в связи с исключением из налогово-кредитного

п. 198.5 НКУ упоминания об операции по переводу основных средств в непроизводственные должны ли начисляться налоговые обязательства по НДС при изменении характера использования тех основных средств, по которым «входной» НДС не отражался в составе налогового кредита? На наш взгляд, не должны. Дело в том, что такая передача не соответствует определению поставки товаров, приведенному в п.п. 14.1.191 НКУ. Ведь согласно абзацу «в» данного подпункта к поставке товаров приравнивается любое действие налогоплательщика в отношении материальных активов (бесплатная передача имущества другому лицу; передача имущества в пределах баланса налогоплательщика, используемого в хоздеятельности для его дальнейшего использования в целях, не связанных с хоздеятельностью; передача в пределах баланса налогоплательщика имущества, которое предназначалось для использования в налогооблагаемых операциях, для его использования в операциях, освобожденных от налогообложения или не подлежащих налогообложению), если налогоплательщик имел право на отнесение сумм НДС в налоговый кредит при приобретении такого имущества или его части.

А раз «входной» НДС при приобретении основных средств (товаров) в составе налогового кредита не отражался, то передача таких основных средств (товаров) для их нехозяйственного использования

не является объектом обложения НДС.

То, что начисление налоговых обязательств по НДС при передаче товаров хозяйственного назначения для непроизводственного использования (в частности, при списании товаров, утративших товарный вид, сверх норм естественной убыли) является своеобразной компенсацией ранее отраженного налогового кредита по таким товарам, подтверждают и налоговики в консультации, размещенной в разделе 130.18 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua).

Налог на прибыль

. Согласно п. 144.1 НКУ расходы на приобретение и самостоятельное изготовление основных средств с целью использования их в хозяйственной деятельности предприятия подлежат амортизации.

Учет амортизируемой стоимости ведется

по каждому объекту, входящему в состав отдельной группы основных средств (п. 146.1 НКУ). Амортизация начисляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта, установленного плательщиком налога, но не менее минимально допустимого срока, установленного п. 145.1 НКУ. На это указывает п. 146.2 НКУ.

Перевод объекта основных средств в состав непроизводственных материальных активов по решению налогоплательщика влечет за собой необходимость

прекращения его амортизации
(см. п. 146.15 НКУ). Начисление амортизации прекращают с месяца, следующего за месяцем, в котором изменился характер использования объекта с производственного на непроизводственный.

При

обратном переводе такого объекта в состав производственных основных средств, для целей амортизации принимается стоимость, которая амортизировалась на момент его вывода из состава производственных основных средств, и увеличивается на сумму расходов, связанных с ремонтом, модернизацией, модификацией, достройкой, дооборудованием, реконструкцией во время нахождения такого объекта в составе непроизводственных основных средств (п. 146.15 НКУ).

Бухгалтерский учет.

Налоговая «трансформация» основных средств в непроизводственные не вызывает никаких изменений в бухгалтерском учете. Связано это с тем, что по правилам бухучета к основным средствам относятся материальные активы со сроком службы более одного года независимо от того, в каких целях они используются — для хозяйственной (производственной) деятельности предприятия или в непроизводственных целях (см. п. 4 П(С)БУ 7). В бухучете указанные объекты продолжают амортизироваться в течение срока полезного использования, как это предусмотрено п. 23 П(С)БУ 7. Единственное, что может измениться — направленность расходов (например, были расходы на сбыт, а стали прочие расходы операционной деятельности).

Пример 1.

Предприятие решило переоборудовать отдельно расположенное здание склада в столовую для своих работников. Первоначальная стоимость здания — 100000 грн. Сумма амортизации, начисленной в налоговом учете до момента перевода объекта в категорию непроизводственных основных средств, составила 16000 грн. Соответственно остаточная стоимость здания на момент перевода — 84000 грн. (предположим, что ликвидационная стоимость объекта равна нулю).

Кроме того, решено передать для использования в столовой климатический комплекс, находившийся ранее в кабинете начальника службы сбыта предприятия. Первоначальная стоимость объекта — 2464 грн. Сумма амортизации, начисленной в налоговом учете до момента перевода объекта в категорию непроизводственных основных средств, составила 154 грн. Соответственно остаточная стоимость объекта на момент перевода — 2310 грн. (предположим, что ликвидационная стоимость объекта равна нулю).

«Входной» НДС по обоим объектам ранее был отражен в составе налогового кредита.

В бухгалтерском и налоговом учете предприятия данные операции отражаются следующими записями:

 

Таблица 1

Учет перевода основных средств в непроизводственные

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма,
грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Переведено здание склада в состав непроизводственных основных средств

100000

103/НОС

103/ПОС

С месяца, следующего за месяцем перевода объекта в состав непроизводственных основных средств, прекращено начисление его амортизации

2

Переведен климатический комплекс в состав непроизводственных основных средств

2464

106/НОС

106/ПОС

С месяца, следующего за месяцем перевода объекта в состав непроизводственных основных средств, прекращено начисление его амортизации

3

Начислены налоговые обязательства по НДС исходя из остаточной стоимости здания склада при его переводе в состав непроизводственных основных средств

(84000 грн. х 20 % : 100 %)

16800

949

641/НДС

4

Начислены налоговые обязательства по НДС исходя из остаточной стоимости климатического комплекса при его переводе в состав непроизводственных основных средств

(2310 грн. х 20 % : 100 %)

462

949

641/НДС

 

Использование ТМЦ, приобретенных для хоздеятельности, в непроизводственных целях

В ходе своей деятельности предприятия часто сталкиваются с ситуацией, когда приобретенные товар, сырье или материалы (далее — ТМЦ), изначально предназначенные для использования в хозяйственной деятельности, по каким-либо причинам используются в непроизводственных целях.

Такое изменение характера использования ТМЦ вызывает необходимость проведения определенных корректировок в учете.

Налог на добавленную стоимость

. По условию п. 198.3 НКУ налогоплательщик вправе включить в налоговый кредит суммы «входного» НДС по приобретенным ТМЦ, если они предназначены для использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности.

При изменении в дальнейшем характера использования ТМЦ (в частности, при передаче их для использования в нехозяйственных целях) такая передача расценивается

п. 189.1 НКУ как налогооблагаемая операция, требующая от налогоплательщика начисления налоговых обязательств по НДС по ставке 20 %. При этом база налогообложения определяется исходя из цены не ниже цены приобретения таких ТМЦ. Причем, учитывая нормы п. 188.1 НКУ, эта цена должна быть не ниже обычной цены.

Отраженный же в составе налогового кредита «входной» НДС по таким ТМЦ, использованным в нехозяйственной деятельности,

корректироваться (сторнироваться) не должен. Такой вывод следует из консультации налоговиков, размещенной в разделе 130.18 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua, где говорится об НДС-последствиях списания товаров сверх норм естественной убыли, которое тоже фактически рассматривается как использование ТМЦ не в хозяйственных целях.

Осуществление указанных операций должно сопровождаться выпиской налогоплательщиком самому себе

налоговой накладной в двух экземплярах (оба они остаются у него). В левой верхней части оригинала такой налоговой накладной проставляется пометка «Х» и указывается тип причины «04 — Постачання у межах балансу для невиробничого використання».

Как и в вышеописанной ситуации, в строках «Індивідуальний податковий номер покупця» и «Номер свідоцтва про реєстрацію платника податку на додану вартість (покупця)» этой налоговой накладной проставляется

ноль («0») (см. п. 8.3 Порядка № 969). В графах «Особа (платник податку) — покупець» и «Місцезнаходження (податкова адреса) покупця» предприятие либо указывает свои реквизиты, либо вообще не заполняет их. В строках «Вид цивільно-правового договору» и «Форма проведення розрахунків» проставляются прочерки. Остальные строки налоговой накладной заполняются в обычном порядке.

Выписанная налоговая накладная

в день возникновения налоговых обязательств заносится в раздел I Реестра выданных и полученных налоговых накладных (п. 8.1 Порядка № 1002), как было описано в части основных средств. При этом вид документа, который фиксируется в графе 4 Реестра, обозначается так: «ПН04».

Показатели граф 8 и 9 раздела I Реестра переносятся в строку 1 декларации по НДС за отчетный период.

Расшифровки этих сумм приводятся в строке «Інші» раздела І приложения 5 к декларации по НДС.

Налог на прибыль

. Вы помните, что в период действия Закона о налоге на прибыль отраженная в составе валовых расходов стоимость ТМЦ, приобретенных для хоздеятельности, но использованных на нехозяйственные цели, должна была исключаться из валовых расходов посредством перерасчета по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль, а именно: путем отражения ее в графе 4 «Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности» таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль.

В

НКУ заложен совершенно иной принцип отражения затрат на приобретение ТМЦ в составе расходов. Так, согласно п. 138.4 НКУ затраты, формирующие себестоимость товаров, включаются в состав расходов предприятия с целью определения объекта налогообложения одновременно с признанием дохода от их реализации. Это же касается и товаров, приобретенных до 01.04.2011 г. и числящихся на балансе предприятия.

То есть стоимость приобретенных ТМЦ, независимо от цели их дальнейшего использования (для хоздеятельности или для непроизводственных целей), ни в момент перечисления предоплаты поставщику, ни в момент оприходования

в расходы не включается. И только в момент реализации товара (в момент перехода к покупателю права собственности на товар) затраты на его приобретение отражаются в составе расходов налогоплательщика. Разумеется, сюда попадают исключительно затраты хозяйственной направленности.

Расходы же по товарам, использованным не в хозяйственной деятельности, в налоговом учете

вообще не возникают. Поэтому никакие корректировки в связи с изменением характера использования приобретенных ТМЦ в учете налога на прибыль проводить не нужно.

Не проводятся какие-либо корректировки и в

бухгалтерском учете.

Пример 2.

Предприятие, основным видом деятельности которого является оптовая торговля, в июне 2011 года приобрело с целью продажи партию сервизов столовых Luminarc в количестве 30 штук по цене 810 грн. (без НДС — 675 грн.; НДС 20 % — 135 грн.) за один сервиз. Цена реализации одного сервиза — 930 грн. (без НДС — 775 грн.; НДС 20 % — 155 грн.).

В августе 2011 года принято решение передать три сервиза для столовой, обслуживающей работников предприятия.

В бухгалтерском и налоговом учете предприятия данные операции отражаются следующими записями:

 

Таблица 2

Учет использования ТМЦ, приобретенных для хоздеятельности, в непроизводственных целях

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма,
грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Перечислена поставщику предоплата за партию сервизов столовых Luminarc (30 шт. х 810 грн.)

24300

371

311

— *

* Расходы не отражаются. Согласно п.п. 139.1.3 НКУ суммы предварительной (авансовой) оплаты товаров не включаются в состав расходов.

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе предоплаты за партию сервизов столовых Luminarc

4050

641/НДС

644

3

Получена от поставщика партия сервизов столовых Luminarc

20250

281

631

— *

* Расходы не отражаются. Согласно п. 138.4 НКУ затраты в форме себестоимости полученного товара попадут в расходы предприятия одновременно с признанием дохода от его реализации, т. е. на дату перехода права собственности на товар к покупателю.

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при оприходовании партии сервизов столовых Luminarc

4050

644

631

5

Произведен зачет задолженности

24300

631

371

6

Переданы три сервиза столовых Luminarc для целей, не связанных с хозяйственной деятельностью предприятия

2025

22

281

7

Переданы в эксплуатацию сервизы столовые Luminarc

2025

949

22

8

Начислены налоговые обязательства по НДС при передаче сервизов столовых Luminarc для целей, не связанных с хозяйственной деятельностью предприятия (775 грн. х 20 % : 100 % х 3)

465*

949**

641/НДС

* Предприятиям торговли при определении размера налоговых обязательств по НДС, начисляемых при передаче товаров для непроизводственного использования, следует ориентироваться на цену реализации такого товара, поскольку именно она для них будет обычной ценой.

** По мнению Министерства финансов Украины, изложенному в письме от 02.03.2011 г. № 31-34020-07-25/5805 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 40, с. 47), начисляемый при условной продаже НДС нужно относить на увеличение первоначальной стоимости запасов. Считаем такой вывод спорным. Дело в том, что согласно п. 15 П(С)БУ 9 сформированная при поступлении запасов первоначальная стоимость в дальнейшем изменяться не может. Поэтому в данном случае правильнее включать начисляемый НДС в состав расходов (тем более что экономический смысл его для предприятия в рассматриваемой ситуации именно таков).

 

Потери ТМЦ: порча, недостача

Часто выявленные недостачи или потери ТМЦ являются следствием естественных процессов, обусловленных особенностями их химического состава или физического состояния. Допустимые размеры таких потерь установлены соответствующими

нормами естественной убыли.

Предприятия в своей работе могут использовать довольно обширный перечень нормативно-правовых актов относительно норм естественной убыли, утвержденных еще до обретения Украиной независимости и не утративших силу на настоящий момент (см.

письмо Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 19.09.2003 г. № 83-22/605).

Если приобретенные для использования в хозяйственной деятельности предприятия ТМЦ утратили материальную ценность в результате естественных процессов, при транспортировке* или хранении (летучесть, усушка, утруска) и предприятие уже не может применять их по назначению, такие ТМЦ больше не являются активом и подлежат списанию с баланса. Списание осуществляется по результатам проведенной инвентаризации

с учетом норм естественной убыли.

* Подробнее см. статью «Учет потерь товара при транспортировке» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 61.

Что касается потерь ТМЦ в сумме,

превышающей нормы естественной убыли, то такие потери расцениваются как использование, не связанное с хозяйственной деятельностью предприятия.

Налог на добавленную стоимость

. В ситуации, когда предприятие списывает с баланса в пределах норм естественной убыли утратившие товарный вид ТМЦ, при приобретении которых был отражен налоговый кредит по НДС, осуществлять какие-либо НДС-действия (корректировать налоговый кредит или начислять налоговые обязательства) не нужно.

Другое дело, если стоимость испорченных или недостающих ТМЦ

превышает нормы естественной убыли.

Напомним, что в период действия

Закона об НДС недостача товаров (сверх норм естественной убыли) расценивалась как использование товара не в хозяйственной деятельности, в связи с чем ранее отраженный налоговый кредит по недостающим товарам подлежал корректировке.

С 01.01.2011 г. на смену прежней корректировке налогового кредита по

недостающим товарам п. 198.5 НКУ ввел условную продажу с начислением НДС-обязательств без уменьшения соответственно при этом ранее отраженного налогового кредита по НДС. Это же касалось и испорченных товаров (см. консультацию сотрудников налогового ведомства, опубликованную в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 35, с. 45).

Однако с 06.08.2011 г.

Законом № 3609 в НКУ были внесены определенные изменения, которые коснулись в том числе и порядка НДС-учета недостач (потерь) товара: упоминание о них исключено из п. 198.5 НКУ, в связи с чем при установлении фактов недостач и потерь ТМЦ налогоплательщикам надлежит руководствоваться нормами п. 189.1 НКУ. Это означает, что недостачи и потери ТМЦ (сверх норм естественной убыли) предприятие приравнивает к их нехозяйственному использованию и в периоде выявления этого факта начисляет налоговые обязательства по НДС по ставке 20 % исходя из цены не ниже цены приобретения таких ТМЦ без корректировки ранее отраженного «входного» НДС по таким ТМЦ (см. консультацию налоговиков, размещенную в разделе 130.18 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua).

Как и в вышеописанных ситуациях, при установлении фактов недостач и потерь ТМЦ налогоплательщиком должна быть выписана самому себе

налоговая накладная в двух экземплярах (оба из которых остаются у него). В левой верхней части оригинала такой налоговой накладной проставляется пометка «Х» и указывается тип причины «04 — Постачання у межах балансу для невиробничого використання». В строках «Індивідуальний податковий номер покупця» и «Номер свідоцтва про реєстрацію платника податку на додану вартість (покупця)» проставляется ноль «0» (см. п. 8.3 Порядка № 969). В графах «Особа (платник податку) — покупець» и «Місцезнаходження (податкова адреса) покупця» предприятие либо указывает свои реквизиты, либо вообще не заполняет их. В строках «Вид цивільно-правового договору» и «Форма проведення розрахунків» проставляются прочерки. Остальные строки налоговой накладной заполняются в обычном порядке.

Эта налоговая накладная

в день возникновения налоговых обязательств заносится в раздел I Реестра выданных и полученных налоговых накладных (п. 8.1 Порядка № 1002) с заполнением граф 1 — 9 с учетом следующих особенностей:

— в графе 4 Реестра указывается вид документа —

«ПН04»;

— в графе 5 налогоплательщик проставляет свое наименование (что подтверждают налоговики);

— в графе 6 проставляется «0»;

— в графах 7 — 9 указывается информация об операции с ТМЦ (общая сумма, включая НДС; база налогообложения; сумма НДС).

Показатели граф 8 и 9 раздела I Реестра переносятся в строку 1 (соответственно в колонки А и Б) декларации по НДС за отчетный налоговый период.

Расшифровки этих сумм приводятся в строке «Інші» раздела I

«Налоговые обязательства» приложения 5 «Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов (Д5)» к декларации по НДС.

Налог на прибыль.

Согласно п. 140.3 НКУ сумма фактических потерь товаров в пределах норм естественной убыли, не превышающих размер, установленный КМУ или уполномоченным им центральным органом исполнительной власти, или другим органом, определенным законодательством Украины, учитывается в составе «налоговых» расходов.

Аналогичное

правило установлено и абзацем «и» п.п. 138.8.5 НКУ в отношении недостач и потерь от порчи материальных ценностей в цехах. Их стоимость в пределах норм естественной убыли (согласно нормативам, утвержденным центральным органом исполнительной власти и согласованным Минфином) включается в состав общепроизводственных расходов предприятия.

А вот

сверхнормативные недостачи и потери от порчи ТМЦ в состав «налоговых» расходов не включаются.

Пример 3.

Из-за подтопления здания склада в результате сильных дождей была испорчена часть сырья на сумму 2400 грн. (без НДС — 2000 грн.; НДС 20 % — 400 грн.).

Испорченное сырье не подлежит восстановлению и в дальнейшем не может быть использовано в хозяйственной деятельности предприятия, поэтому подлежит списанию. Предприятие классифицировало такие потери как сверхнормативные.

В бухгалтерском и налоговом учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Таблица 3

Учет потерь ТМЦ (порча, недостача)

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма,
грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Отражена стоимость испорченного сырья в составе расходов отчетного периода

2000

947

281

2

Отражена в забалансовом учете сумма порчи до установления виновных лиц

2400

072

3

Начислены налоговые обязательства по НДС при списании испорченного сырья исходя из его покупной стоимости (предположим, что это и есть обычная цена сырья)

400

949

641/НДС

 

Таковы основные налоговые нюансы изменения характера использования материальных активов с производственного на непроизводственный.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше