О выплате перерабатывающими предприятиями компенсаций сельхозтоваропроизводителям*
Письмо Государственной налоговой службы Украины от 02.03.2012 г. № 3797/6/15-3315
Государственная налоговая служба Украины рассмотрела письмо Национальной ассоциации молочников Украины «Укрмолпром» от 03.02.2012 г. № 47-1/22 об отдельных вопросах выплаты перерабатывающими предприятиями компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за проданные ими молоко и мясо в живом весе и сообщает следующее.
Начиная с 1 января 2012 года изменен порядок обложения налогом на добавленную стоимость деятельности перерабатывающих (мясо-молочных) предприятий и выплаты ими компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям. Указанные изменения обусловлены принятием Верховной Радой Украины 22 декабря 2011 года Закона Украины № 4268 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей», которым изложен в новой редакции пункт 1 подраздела 2 раздела XX Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс).
Так, начиная с указанной даты перерабатывающее предприятие сумму налога на добавленную стоимость, начисленную им при осуществлении операций по поставке собственной произведенной продукции (молока, молочного сырья, молочных продуктов, мяса, мясопродуктов, другой продукции переработки животных (шкур, субпродуктов, мясокостной муки)), изготовленной из поставленных молока или мяса в живом весе сельскохозяйственными товаропроизводителями, определенными разделом V Кодекса, и физическими лицами, которые самостоятельно выращивают, разводят, откармливают продукцию животноводства, определенную разделом V Кодекса (далее — перерабатывающие предприятия), уплачивает в специальный фонд Государственного бюджета Украины и на специальный счет, открытый им в органе государственной казначейской службы, в соответствующих размерах, определенных подпунктом 6 пункта 1 подраздела 2 раздела XX Кодекса.
Сумма налога на добавленную стоимость, перечисленная на специальный счет в органе государственной казначейской службы, используется перерабатывающим предприятием исключительно для выплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям компенсации за проданные ими молоко и мясо в живом весе (далее — компенсация).
В соответствии с пунктом 209.6 статьи 209 раздела V Кодекса сельскохозяйственным считается предприятие, основной деятельностью которого является поставка произведенных (предоставленных) им сельскохозяйственных товаров (услуг) на собственных или арендованных производственных мощностях, а также на давальческих условиях, в которой удельный вес стоимости сельскохозяйственных товаров/услуг составляет не менее 75 процентов стоимости всех товаров/услуг, поставленных в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно.
Понятия терминов «молоко», «молочное сырье» и «молочные продукты» определены статьей 1 Закона Украины от 24.06.2004 г. № 1870-IV «О молоке и молочных продуктах» (далее — Закон). Такая продукция должна содержать исключительно составляющие молока (молочный жир, молочный белок, лактозу) и может содержать пищевые добавки, необходимые для производства, при условии, что эти добавки ни частично, ни полностью не заменяют составляющие молока (молочный жир, молочный белок, лактозу).
Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, полученные перерабатывающим предприятием в результате осуществления операций по реализации продукции, которая не является «молоком», «молочным сырьем» и «молочными продуктами» в понимании Закона, не могут быть источником для выплаты компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Следует также заметить, что новый порядок налогообложения деятельности перерабатывающих предприятий не распространяется на лиц, которые не зарегистрированы как плательщики налога на добавленную стоимость, а также на операции по поставке продукции, изготовленной перерабатывающими предприятиями из:
— импортированного сырья;
— сырья, поставленного не в живом весе;
— сырья, которое не является сырьем собственного производства сельскохозяйственных товаропроизводителей, определенных разделом V Кодекса, и физических лиц.
Таким образом, по операциям по поставке молочной продукции, которая не отвечает требованиям, определенным Законом, а также молочной продукции, изготовленной из импортированного сырья, из сырья, не являющегося сырьем собственного производства сельскохозяйственного товаропроизводителя и физического лица, суммы налога на добавленную стоимость не направляются для выплаты компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям (указанное касается также продукции, которая частично изготовлена из сырья собственного производства сельскохозяйственного товаропроизводителя, а частично из другого сырья).
Кроме того, выплата компенсаций перерабатывающими предприятиями не производится производителям молока — юридическим лицам, которые не отвечают требованиям, определенным для сельскохозяйственного товаропроизводителя пунктом 209.6 статьи 209 раздела V Кодекса, и сельскохозяйственным товаропроизводителям и физическим лицам, поставляющим перерабатывающим предприятиям молоко несобственного производства. В то же время такая компенсация выплачивается сельскохозяйственному товаропроизводителю, который поставляет молоко собственного производства, отвечает требованиям, определенным для сельскохозяйственного товаропроизводителя пунктом 209.6 статьи 209 раздела V Кодекса, и при этом не выбрал специальный режим налогообложения.
В соответствии со статьей 11 Закона субъекты хозяйствования (кроме личных крестьянских хозяйств, физических лиц), осуществляющие производство молока, молочного сырья и молочных продуктов, подлежат аттестации на соответствие обязательным требованиям нормативно-правовых актов. При этом объектами аттестации производства молока, молочного сырья и молочных продуктов является нормативная документация на продукцию, а также технологическое оборудование, средства измерительной техники и контроля, испытательное оборудование. Без указанной аттестации производство и переработка молока, молочного сырья и молочных продуктов, соответственно и выплата компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям запрещаются.
Согласно подпункту 3 пункта 1 подраздела 2 раздела XX Кодекса перерабатывающие предприятия по результатам осуществления операций по поставке собственной произведенной продукции (молока, молочного сырья, молочных продуктов, мяса, мясопродуктов, другой продукции переработки животных (шкур, субпродуктов, мясокостной муки)), изготовленной из поставленных молока или мяса в живом весе сельскохозяйственными товаропроизводителями, ведут отдельный учет и в общеустановленном порядке составляют и предоставляют покупателю налоговую накладную.
Перерабатывающее предприятие операции по поставке готовой мясо-молочной продукции отражает в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (перерабатывающего предприятия), другие операции — в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, по которой осуществляются расчеты с бюджетом.
При приобретении (изготовлении) перерабатывающим предприятием товаров/услуг, основных средств, которые будут использоваться частично для изготовления мясо-молочной продукции, а частично для изготовления других товаров/услуг, налоговый кредит по таким операциям распределяется исходя из доли использования таких товаров/услуг, основных средств в операциях по поставке мясо-молочной продукции и соответственно в операциях по поставке других товаров/услуг, с учетом требований раздела V Кодекса.
Если по результатам отчетного периода в декларации по налогу на добавленную стоимость по деятельности по поставке мясо-молочной продукции возникает отрицательная разница между суммой налоговых обязательств отчетного (налогового) периода и суммой налогового кредита отчетного (налогового) периода, то перерабатывающее предприятие зачисляет такую разницу в уменьшение налоговых обязательств следующих отчетных (налоговых) периодов.
Следует отметить, что в отличие от предыдущего порядка налогообложения деятельности перерабатывающих предприятий ныне действующий порядок предусматривает право перерабатывающих предприятий на получение бюджетного возмещения по операциям по вывозу за пределы таможенной территории Украины продукции в таможенном режиме экспорта. Такие операции отражаются в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, по которой осуществляются расчеты с бюджетом, и не являются источником выплаты компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям. Сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная (начисленная) поставщикам товаров/услуг, определенных в соответствии с пунктом 1 подраздела 2 раздела XX Кодекса, стоимость которых включена в стоимость экспортированной продукции и отражена в составе налогового кредита декларации по налогу на добавленную стоимость (перерабатывающего предприятия), переносится в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, по которой осуществляются расчеты с бюджетом в отчетном периоде, в котором осуществлены такие экспортные операции. Возмещение налога на добавленную стоимость по экспортным операциям такой продукции осуществляется в общем порядке.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 подраздела 2 раздела XX Кодекса перерабатывающие предприятия отрицательное значение налога на добавленную стоимость отчетного (налогового) периода, определенное в декларации по налогу на добавленную стоимость по деятельности по поставке мясо-молочной продукции (перерабатывающего предприятия), зачисляют в уменьшение налоговых обязательств следующих отчетных (налоговых) периодов. Указанное касается и отрицательного значения налога на добавленную стоимость, сформированного перерабатывающим предприятием до 1 января 2012 года.
Сумма налога на добавленную стоимость, определенная в декларации по налогу на добавленную стоимость по деятельности по поставке продукции, подлежит перечислению в соответствующих размерах:
— в специальный фонд Государственного бюджета Украины в сроки, установленные пунктом 203.2 статьи 203 Кодекса, т. е. в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока для подачи налоговой декларации;
— на специальный счет, открытый им в органе государственной казначейской службы, для выплаты компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям за проданные ими молоко и мясо в живом весе, перечисляется перерабатывающим предприятием до 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом. При этом такое перечисление сумм налога на добавленную стоимость до указанного срока на специальный счет в органе государственной казначейской службы может осуществляться перерабатывающим предприятием несколькими платежами (авансами), начиная с 1-го числа месяца, следующего за отчетным.
Заместитель Председателя А. Игнатов
* См. также материал на с. 20. — Примеч. ред.