Бюджетное возмещение НДС: порядок определения и получения
Не секрет, что получение возмещения НДС из бюджета, несмотря на обещанное упрощение этой процедуры, продолжает оставаться для налогоплательщиков одной из сложнейших задач. Давайте вместе выясним, как действовать, если в декларации по НДС у вас второй период подряд фиксируется отрицательное значение.
Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Механизм бюджетного возмещения НДС
Возмещение НДС из бюджета осуществляется по процедуре, установленной ст. 200 НКУ.
В соответствии с п. 200.1 НКУ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет или бюджетному возмещению, определяется как разница между суммой налогового обязательства отчетного (налогового) периода и суммой налогового кредита такого отчетного (налогового) периода*.
* Для отдельных категорий налогоплательщиков, перечисленных в п. 211.1 НКУ и п. 14 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, предусмотрена возможность получения бюджетного возмещения по итогам одного отчетного периода. У всех остальных плательщиков право на бюджетное возмещение возникает только в том случае, когда они два периода подряд декларируют отрицательное значение НДС.
Так, согласно п. 200.3 НКУ , если по итогам текущего отчетного периода разница между суммой налоговых обязательств и налогового кредита оказалась отрицательной (заполнена строка 19 декларации по НДС), то:
а) при наличии у предприятия налогового долга по НДС, возникшего за предыдущие периоды, такая отрицательная разница учитывается в уменьшение его суммы (записывается в строку 20.1 текущей декларации по НДС);
б) при отсутствии налогового долга (или если его сумма меньше отрицательной разницы) такое отрицательное значение включается в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода (записывается в строку 20.2 текущей декларации по НДС и переносится в строку 21.1 декларации следующего отчетного периода).
То есть по итогам того налогового периода, в котором возникла отрицательная разница, бюджетное возмещение получить невозможно.
А вот если отрицательное значение НДС сохраняется и в следующем отчетном периоде (заполнена строка 22 декларации, как мы сказали выше), то по итогам такого следующего (второго) периода налогоплательщик имеет право на его бюджетное возмещение.
При этом бюджетному возмещению подлежит не вся сумма отрицательного значения предыдущего периода, а лишь его часть, равная сумме налога, фактически уплаченной налогоплательщиком в предыдущих и отчетном налоговых периодах поставщикам товаров/услуг или в государственный бюджет, а в случае получения услуг от нерезидента на таможенной территории Украины — сумме налогового обязательства, включенного в налоговую декларацию за предыдущий период за такие полученные услуги (п.п. «а» п. 200.4 НКУ).
Подтверждают расчет суммы бюджетного возмещения два приложения к декларации по НДС:
— приложение 2 «Довідка про залишок суми від’ємного значення попередніх податкових періодів, що залишається непогашеним після бюджетного відшкодування, отриманого у звітному податковому періоді, та підлягає включенню до складу податкового кредиту наступного податкового періоду (Д2)»;
— приложение 3 «Розрахунок суми бюджетного відшкодування (Д3)».
Правда, в данные приложения пока не внесены изменения, касающиеся возможности учета «текущих» оплат при расчете бюджетного возмещения. Однако этот факт не должен никого смущать. Такие «текущие» оплаты наравне с оплатами предыдущих отчетных (налоговых) периодов учитываются в соответствующих строках этих приложений, как того требует п. 200.4 НКУ.
Остаток отрицательного значения НДС после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода (п.п. «б» п. 200.4 НКУ).
Рассмотрим детально порядок заполнения приложений 2 и 3 к декларации по НДС.
Порядок заполнения приложения 2 к декларации по НДС
Согласно п.п. 4.6.4 Порядка № 1492 приложение 2 заполняют и подают все налогоплательщики, у которых в декларации по НДС заполнена строка 22 (в том числе и декларирующие «минус» плательщики, не имеющие, однако, при этом права на его бюджетное возмещение (п. 200.5 НКУ).
Для расчета бюджетного возмещения приложение 2 имеет ключевое значение, поскольку в нем фактически формируется сумма , в рамках которой налогоплательщик может заявлять бюджетное возмещение (затем такая сумма попадет в приложение 3, где уже будет окончательно выведен декларируемый размер возмещения).
Заметим, что в докодексный период порядок заполнения приложения 2 подробно разъяснялся в письме ГНАУ от 06.08.2008 г. № 15844/7/16-1117 — далее письмо № 15844 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 77, где приводилась методика расчета его показателей. В целом алгоритмы этого письма продолжают работать и сегодня, разумеется, с поправкой на налогово-кодексные нормы, поэтому данными алгоритмами следует пользоваться и в настоящее время, на что указывают сотрудники налогового ведомства в консультации, размещенной в разделе 130.25 ЕБНЗ.
Итак, по структуре приложение 2 представляет собой своеобразную расшифровку декларируемой налогоплательщиком по строке 22 декларации отрицательной суммы, раскрывая информацию о периодах возникновения составляющих частей такого образовавшегося отрицательного значения и их оплатах. В результате отслеженная оплаченная часть декларируемого отрицательного остатка и будет представлять собой ту сумму, в размере которой налогоплательщиком может быть заявлено возмещение (т. е. фактически показатель строки 23 декларации).
В общем случае алгоритм заполнения приложения 2 можно представить следующим образом:
1) в колонку 3 (по строке «сума») приложения 2 переносится значение из строки 22 декларации;
2) выясняется, как было сформировано такое значение с расшифровкой (по периодам возникновения) сумм, из которых оно состоит (так называемых сумм остатков отрицательного значения — ООЗ) — при этом соответственно заполняются колонка 2 (период, налоговый кредит которого привел к образованию ООЗ) и колонка 3
(соответствующая такому периоду сумма ООЗ). Заметьте, что в колонке 2 указывается период формирования именно налогового кредита, которой стал отрицательным значением и соответственно претендентом на бюджетное возмещение, т. е. фактически это период, предшествующий отчетному, а также более ранние периоды, если остаток отрицательного значения отражается в декларациях уже несколько периодов. Например, в декларации по НДС за июнь 2012 года сумма налогового кредита превысила сумму налоговых обязательств, вследствие чего в строке 19 этой декларации было отражено отрицательное значение НДС, которое перенесено в строку 20.2 данной декларации, а затем — в строку 21.1 декларации за следующий отчетный (налоговый) период (июль 2012 года). В июле 2012 года у предприятия вновь возникло отрицательное значение НДС. Соответственно заполнена строка 22 июльской декларации. Так вот, в данном случае в колонке 2 приложения 2 к декларации за июль 2012 года предприятие в качестве периода, налоговый кредит которого привел к образованию ООЗ, должно было указать июнь 2012 года, ведь именно в этом налоговом периоде сформировалось отрицательное значение, ставшее претендентом на бюджетное возмещение;
3) анализируется состояние расчетов с поставщиками (т. е. фактическая оплата расшифрованных сумм ООЗ) по состоянию на конец текущего отчетного периода, за который заполняется декларация, и выясняется, какая часть осуществленных оплат еще не принимала участия в расчетах бюджетного возмещения предыдущих периодов, и, следовательно, вправе поучаствовать в расчете бюджетного возмещения текущего периода — при этом данные о таких оплатах отражаются в колонке 4,
итог которой, собственно, и является суммой бюджетного возмещения, рассчитанной налогоплательщиком в приложении 2;
4) после этого заполняется колонка 5, в которой расчетным путем (как разность) выводится показатель строки 24 текущей декларации;
5) данные из приложения 2 о сумме бюджетного возмещения (итоговые значения колонки 4) переносятся в приложение 3, а из него — в строку 23 декларации.
Далее остановимся на каждом из этих этапов расчета бюджетного возмещения подробнее.
Колонки 2 и 3 — распределение строки 22 декларации по периодам возникновения остатков отрицательного значения. Для заполнения колонок 2 и 3 приложения 2 налогоплательщику предстоит выяснить, налоговый кредит каких прошлых периодов принимал участие в формировании значения показателя строки 22 текущей декларации — иначе говоря, проследить историю образования такого отрицательного значения (до настоящего времени так и не возмещенного налогоплательщику).
При этом учтите: если строка 22 заполняется уже несколько периодов подряд (т. е. ее формировали отрицательные значения нескольких предыдущих периодов), то фактически каждое предыдущее приложение 2 служит основанием для заполнения последующего (к примеру, майское является базой для июньского, июньское — для июльского, июльское — для августовского и т. д.). Ведь колонка 5 приложения 2 как раз и раскрывает информацию об оставшихся неоплаченными (в разрезе периодов) остатках ООЗ, которые при осуществлении оплат могут стать бюджетным возмещением у налогоплательщика в будущем. А значит, такие суммы по-прежнему вправе поучаствовать в расчете возмещения следующего периода. В связи с этим в таком случае при заполнении приложения 2 за текущий отчетный период в его колонки 2 и 3 переносят соответственно значения из колонок 2 и 5 приложения 2 за предыдущий отчетный период, корректируя их при этом (с учетом возможного заполнения в текущей декларации) на показатели строк 18, 21.1, 21.3, т. е., в частности:
— уменьшая ООЗ (в хронологической последовательности его возникновения) на показатель строки 18 (если таковой, конечно, задекларирован в текущей декларации), т. е. отрицательное значение, возникшее первым, должно уменьшаться в первую очередь, следующее образовавшееся за ним — во вторую и т. д.
и/или
— увеличивая ООЗ (путем присоединения (добавления) к нему «минуса», возникшего в предыдущем отчетном периоде), если в текущей декларации, к примеру, появились заполненные строки 21.1, 21.3.
Колонка 4 — определение фактически оплаченной части. Назначение колонки 4 — отследить фактически оплаченную часть накопившегося ООЗ, на возмещение которой, по сути, и вправе рассчитывать налогоплательщик.
Напомним, что если до 01.07.2012 г. в расчете возмещаемой из бюджета суммы НДС могли учитываться только оплаты предыдущих периодов, а оплаты накопленного отрицательного значения (налогового кредита) текущего периода в расчет не принимались, то с 01.07.2012 г., благодаря изменениям, внесенным Законом № 4834 в п.п. «а» п. 200.4 НКУ, налогоплательщику разрешено включать в расчет бюджетного возмещения также и оплаты, совершенные поставщикам или в бюджет (по импортному НДС) в текущем периоде.
Так, например, в колонку 4 приложения 2 за август 2012 года попадут все оплаты ООЗ из предыдущих периодов, а также оплаты ООЗ, осуществленные в августе (т. е. вплоть до 1 сентября 2012 года).
Таким образом, попасть под возмещение может лишь оплаченная часть возникшего отрицательного НДС. Причем в данном случае не имеет значения, по каким именно товарам (услугам) оплачено такое отрицательное значение НДС в этом отчетном (налоговом) периоде. Главное, что суммы НДС в принципе оплачены поставщикам. И при этом не важно, в полном объеме оплачивается налоговый кредит или нет — достаточно, чтобы сумма оплаты была в размере не меньшем суммы отрицательного значения, т. е. перекрывала ее. Кроме того, для получения бюджетного возмещения при осуществлении предоплаты поставщику за товары (услуги) не обязательно ждать от него получения этих товаров (услуг) — достаточно, что налоговый кредит оплачен (в размере не меньшем суммы отрицательного значения).
Заметим, что под «оплаченным» налоговики традиционно понимают НДС, уплаченный поставщикам или в бюджет исключительно денежными средствами. Так было в докодексный период — например, ГНАУ не признавала под «оплатой» бартерные расчеты (письмо от 12.09.2008 г. № 18527/7/16-1517-27 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 84) и расчеты векселем (п. 5 разд. II письма от 13.09.2006 г. № 10-3018/4049 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 88). Так происходит и сейчас — к примеру, запрещается заявлять к бюджетному возмещению «входной» НДС по имуществу, полученному в уставный фонд (см. консультацию налоговиков, размещенную в разделе 130.20.01 ЕБНЗ. И хотя эта консультация на сегодня утратила силу, предполагаем, что контролеры будут придерживаться того же мнения).
Итак, чтобы выяснить, какая часть «входного» НДС (которая привела впоследствии к образованию ООЗ) была фактически оплачена, плательщику следует проверить состояние расчетов с поставщиками на последнее число текущего отчетного периода (т. е. периода, за который составляется декларация). При этом нужно исходить из следующего (см. табл. 1).
Таблица 1
Порядок заполнения колонки 4 приложения 2 к декларации по НДС
Состояние расчетов по ООЗ | Алгоритм заполнения колонки 4 приложения 2 к декларации по НДС |
Если денежные расчеты с поставщиками по суммам, включенным в налоговый кредит периода возникновения ООЗ: | |
— произведены в полном объеме | весь ООЗ считается фактически оплаченным и в колонку 4 переносится значение из колонки 3: колонка 4 приложения 2 = колонка 3 приложения 2 |
— произведены частично | ООЗ считается частично оплаченным и в колонку 4 приложения 2 при этом попадает сумма такой частичной оплаты (в рамках значения, отраженного в колонке 3): колонка 4 приложения 2 = сумма частичной оплаты (но не > колонки 3 приложения 2) |
— не произведены | ООЗ считается не оплаченным и в колонке 4 приложения 2 проставляется прочерк: колонка 4 приложения 2 = «—» (прочерк) |
Учтите, что при наличии оплат незаполнение строки 23 декларации и перенос отрицательного значения из строки 22 в строку 24 расценивается налоговиками как отказ налогоплательщика-«возмещенца» от получения бюджетного возмещения. Поэтому в дальнейшем эта сумма уже не сможет быть включена в расчет бюджетного возмещения, а должна будет учитываться только в уменьшение налоговых обязательств по НДС будущих налоговых периодов. На это контролеры указывали в консультации, размещенной в разделе 130.20.01 ЕБНЗ. И хотя в настоящее время данная консультация утратила силу, в этом плане ничего измениться не должно.
Колонка 5 — строка 24 декларации. В этой колонке отражается остаток отрицательного значения, который не поучаствовал в расчете бюджетного возмещения в текущем отчетном периоде, а потому подлежит включению в состав налогового кредита следующего отчетного периода (итог колонки 5) — это показатель строки 24 декларации. Итоговое значение колонки 5 в приложении 2 определяется расчетным путем как разность между итоговыми значениями колонок 3 и 4, т. е.
итоговое значение колонки 5 = итоговое значение колонки 3 - итоговое значение колонки 4
Пример . Предприятие по итогам августа 2012 года имеет отрицательное значение в сумме 5400 грн. (строка 22 декларации), которое сформировалось из налогового кредита:
— июня 2012 года (1400 грн., всего было 7000 грн., которые полностью оплачены поставщикам: в июле 2012 года — 5000 грн. и в августе 2012 года — 2000 грн., при этом 600 грн. погасили текущие налоговые обязательства);
— июля 2012 года (4000 грн. — из них оплачены поставщикам: в июле 2012 года — 3000 грн. и в августе 2012 года — 500 грн.).
Для наглядности исходные данные примера приведем в табл. 2
Таблица 2
Исходные данные для заполнения приложения 2 к декларации
за август 2012 года
Приведем некоторые пояснения к данной таблице.
В августе 2012 года налоговые обязательства превышают налоговый кредит на 600 грн. (3600 грн. - 3000 грн.). В хронологическом порядке эти 600 грн. вначале идут на погашение более «старшего» остатка отрицательного значения, т. е. июня 2012 года (2000 грн. = 7000 грн. - 5000 грн.). Поэтому для бюджетного возмещения (строка 23 декларации за август) в размере 4900 грн. (1400 грн. + 3000 грн. + 500 грн.) из 2000 грн. июня остается только 1400 грн. (2000 грн. - 600 грн.), а также 3500 грн. (3000 грн. + 500 грн.), оплаченных из 4000 грн. июльских. При этом неоплаченные 500 грн. из июльских 4000 грн. переходят в налоговый кредит следующего отчетного (налогового) периода — сентября 2012 года. То есть предприятие не может по своему усмотрению направить положительное значение августа (строка 18 декларации) в размере 600 грн. на погашение июльских 4000 грн., которые еще не полностью оплачены, а полностью оплаченные 7000 грн. июня направить на бюджетное возмещение.
Используя данные примера, приведем образец заполнения приложения 2 к декларации по НДС за август 2012 года (фрагмент).
Таблица 3
Образец заполнения приложения 2 к декларации
по НДС за август 2012 года (фрагмент)
(грн.)
№ з/п | Залишок від’ємного значення попереднього звітного (податкового) періоду, за вирахуванням суми податку, яка підлягає сплаті до бюджету за підсумками поточного звітного періоду (рядок 22 декларації звітного (податкового) періоду) | Частина залишку від’ємного значення, фактично сплачена отримувачем товарів/послуг постачальникам товарів/послуг або до Державного бюджету України, а в разі отримання від нерезидента послуг на митній території України включена до податкових зобов’язань у декларації, у попередніх звітних (податкових) періодах та не погашена податковими зобов’язаннями попередніх звітних (податкових) періодів або не брала участі у розрахунках бюджетного відшкодування (переноситься до рядка 2 розрахунку бюджетного відшкодування) | Значення рядка 24 декларації звітного податкового періоду | |
звітний (податковий) період, у якому виникла сума | сума | сума | сума | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 06.2012 | 1400 (7000 - | 1400 | — |
2 | 07.2012 | 4000 | 3500 (3000 + 500) | 500 |
Усього | Х | 5400 | 4900 | 500 |
Порядок заполнения приложения 3к декларации по НДС
Порядок заполнения приложения 3 заключается в следующем:
— в его строку 1 переносят данные из строки 24 декларации;
— в строку 2 попадает итоговый показатель из колонки 4 приложения 2 к декларации;
— в строке 3 выводится сумма бюджетного возмещения. То есть здесь отражается значение строки 1, но в пределах значения строки 2 данного приложения. Значение этой строки переносится в строку 23 текущей декларации.
Приведем образец заполнения приложения 3 к декларации по НДС за август 2012 года, используя данные вышеприведенного примера.
Таблица 4
Образец заполнения приложения 3 к декларации
по НДС за август 2012 года (фрагмент) (к примеру 1)
(грн.)
№ з/п | Показники | Сума |
1 | 2 | 3 |
1 | Залишок від’ємного значення попереднього звітного (податкового) періоду, за вирахуванням суми податку, яка підлягає сплаті до бюджету за підсумками поточного звітного (податкового) періоду (рядок 22 декларації звітного (податкового) періоду) | 5400 |
2 | Частина залишку від’ємного значення, фактично сплачена отримувачем товарів/послуг постачальникам товарів/послуг або до Державного бюджету України, а в разі отримання від нерезидента послуг на митній території України включена до податкових зобов’язань у декларації, у попередніх звітних (податкових) періодах та не погашена податковими зобов’язаннями попередніх звітних (податкових) періодів або не брала участі у розрахунках бюджетного відшкодування (переноситься до рядка 2 розрахунку бюджетного відшкодування) (графа 4 додатка 2 до декларації звітного (податкового) періоду) | 4900 |
3 | Сума, що підлягає бюджетному відшкодуванню | 4900 |
Способы получения бюджетного возмещения НДС
По выбору налогоплательщика сумма бюджетного возмещения может быть:
1) зачтена в уменьшение налоговых обязательств по НДС следующих налоговых периодов (п. 200.6 НКУ);
2) получена на текущий счет плательщика в банке (п. 200.7 НКУ).
Налогоплательщик имеет право самостоятельно решить, каким образом ему получать возмещаемую сумму: то ли целиком каким-то одним способом (например, направляя всю сумму в счет уменьшения НДС-обязательств будущих отчетных (налоговых) периодов, или же, наоборот, желая получить всю сумму «живыми» деньгами на текущий банковский счет), то ли поделив заявляемую к возмещению сумму на две части (соответственно засчитывая одну часть суммы в счет будущих налоговых обязательств по НДС, а оставшуюся часть — получая на текущий счет в банке). Такую возможность прямо предусматривает п. 200.6 НКУ.
Свое решение налогоплательщик отражает в декларации по НДС, подаваемой по результатам отчетного (налогового) периода, в котором возникло право на подачу заявления о получении бюджетного возмещения. То есть в зависимости от избранного направления сумма бюджетного возмещения указывается им в декларации по НДС:
— либо в строке 23.1 «на рахунок платника у банку»;
— либо в строке 23.2 «у зменшення податкових зобов’язань з податку на додану вартість наступних звітних (податкових) періодів»;
— либо в желаемом объеме распределяется между строками 23.1 и 23.2.
При этом к декларации прилагается расчет суммы бюджетного возмещения по форме, приведенной в приложении 3 «Розрахунок суми бюджетного відшкодування (Д3)» и оригиналы таможенных деклараций (п. 200.8 НКУ).
Для получения бюджетного возмещения «живыми» деньгами на текущий счет налогоплательщик вместе с указанными документами должен подать еще и заявление на возврат суммы бюджетного возмещения по форме, приведенной в приложении 4 «Заява про повернення суми бюджетного відшкодування (Д4)» к декларации по НДС (п. 200.7 НКУ).
Если вы приняли решение зачесть сумму бюджетного возмещения (целиком или ее часть) в счет уменьшения налоговых обязательств по НДС будущих отчетных (налоговых) периодов, то (1) указанное заявление (приложение 4) с декларацией подавать не нужно, (2) такая сумма не учитывается при расчете сумм бюджетного возмещения следующих отчетных (налоговых) периодов (см. п. 200.6 НКУ).
Имейте в виду: зачесть сумму НДС, подлежащую бюджетному возмещению, в счет уплаты налоговых обязательств по другим налогам и сборам (обязательным платежам) нельзя (см. консультацию налоговиков, размещенную в разделе 130.20.01 ЕБНЗ).
Не разрешается и изменять выбранное направление бюджетного возмещения НДС, указанное в соответствующих строках декларации, путем подачи к ней уточняющего расчета, поскольку такое изменение не может рассматриваться как исправление ошибки (см. консультацию налоговиков, размещенную также в разделе 130.20.01 ЕБНЗ).
Проверка бюджетного возмещения НДС
Бюджетное возмещение осуществляется на основании подтверждения правомерности сумм бюджетного возмещения НДС по результатам проверки. На это указывает п.п. 14.1.18 НКУ.
Поэтому после предоставления декларации по НДС с заполненной строкой 23 налогоплательщику придется некоторое время подождать, пока налоговики проведут проверку заявленной к возмещению из бюджета суммы НДС.
В обязательном порядке налоговый орган проведет камеральную (документальную невыездную) проверку в течение 30 календарных дней , следующих за предельным сроком получения декларации на основании заявленных в ней данных (п. 200.10 НКУ).
При обнаружении достаточных оснований , свидетельствующих о том, что расчет суммы бюджетного возмещения был произведен с нарушением норм налогового законодательства, в течение следующих 30 календарных дней, наступающих за предельным сроком проведения камеральной проверки, налоговый орган имеет право провести документальную внеплановую проверку плательщика для определения достоверности начисления такого возмещения (п. 200.11 НКУ).
Перечень таких достаточных оснований для проведения внеплановой документальной выездной проверки утвержден постановлением № 1238 и включает в себя:
1) возбуждение дела о банкротстве в соответствии с Законом № 2343 относительно плательщика НДС и/или его поставщиков;
2) наличие в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей «компрометирующих» записей (относительно плательщика и/или его поставщиков) об:
— отсутствии подтверждения сведений;
— отсутствии по местонахождению;
— принятии решений о выделении, прекращении юрлица, предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя;
— признании недействительными учредительных документов;
— прекращении государственной регистрации юрлица или предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя;
3) существование расхождений между суммой налогового кредита, сформированного плательщиком по операциям по приобретению товаров/услуг, и суммой налоговых обязательств его контрагентов по операциям по поставке таких товаров/услуг, которые не устранены по результатам проведения камеральной проверки;
4) по данным налоговой отчетности, в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов операции, облагаемые по нулевой ставке НДС, составляют менее 50 % общего объема поставок;
5) соответствие плательщика одному из следующих критериев:
— в каждом из последних четырех кварталов численность работников не превышает 20 человек и средняя заработная плата всех работников менее чем в 2,5 раза ниже минимальной зарплаты;
— имеет основные фонды для осуществления задекларированной деятельности, остаточная балансовая стоимость которых на отчетную дату по данным налогового учета не превышает сумму НДС, заявленную к возмещению за предыдущие 12 календарных месяцев;
— «налоговая нагрузка» по налогу на прибыль ниже среднего показателя по отрасли в каждом из последних четырех кварталов. Для определения «налоговой нагрузки» налогоплательщику следует использовать данные своих деклараций по налогу на прибыль за последние четыре последовательных отчетных налоговых периода (квартала), по которым истек предельный срок подачи налоговой отчетности. А среднеотраслевой уровень определения налогового обязательства по налогу на прибыль к уплате в бюджет определяется ежеквартально и обнародуется на официальном сайте ГНСУ (www.sts.gov.ua) на каждое первое число месяца, наступающего за предельным сроком предоставления налоговой отчетности (см. п. 3.6 Порядка № 1178);
6) отсутствие документальных плановых проверок в течение предыдущих 2 лет;
7) наличие документально подтвержденной информации о нарушении плательщиком норм налогового законодательства в соответствии с п. 78.1 НКУ.
Данный Перечень, по сути, является антиподом п. 200.19 НКУ (в котором перечислены критерии для получения права на автоматическое бюджетное возмещение НДС), но с некоторыми отличиями.
Получается, что если плательщик не имеет права на получение автоматического бюджетного возмещения, то у налоговиков есть достаточные основания для проведения документальной внеплановой проверки для подтверждения достоверности такого возмещения.
Напомним, что, кроме вышеперечисленных оснований для документальной внеплановой проверки, существует еще одно — предоставление декларации по НДС с отрицательным значением НДС, которое составляет более 100 тыс. грн. (п.п. 78.1.8 НКУ). Только в этом случае проверка может проводиться исключительно относительно законности декларирования заявленного к возмещению НДС и/или отрицательного значения НДС в сумме свыше 100 тыс. грн.
Если по результатам документальной невыездной (камеральной) или внеплановой (документальной) проверки налоговый орган выявляет несоответствие суммы заявленного в декларации бюджетного возмещения, то налогоплательщику направляется налоговое уведомление.
В случае выявления занижения суммы налогового возмещения (налогоплательщику направляется налоговое уведомление по форме «В2» (приложение 6 к Порядку № 985)) считается, что плательщик добровольно отказался от получения такой суммы занижения бюджетного возмещения (п.п. «а» п. 200.14 НКУ). То есть указанная сумма теряет статус бюджетного возмещения и в дальнейшем не отражается ни в строке 23.1, ни в строке 23.2 декларации по НДС. Вместе с тем на эту сумму уменьшается значение строки 24 декларации, которое со знаком «-» отражается в строке 21.3 декларации за тот налоговый период, в котором получено налоговое уведомление. Такая сумма заниженного бюджетного возмещения переносится в карточку лицевого счета плательщика и в дальнейшем продолжает уменьшать налоговые обязательства следующих отчетных периодов до полного ее погашения (см. консультацию налоговиков, размещенную в разделе 130.20.01 ЕБНЗ). Однако это справедливо лишь в ситуации, когда налогоплательщик неправильно произвел распределение суммы отрицательного значения (из строки 22 декларации) между строками 24 и 23 декларации.
В случае если налоговый орган выявил завышение заявленной суммы бюджетного возмещения, плательщику направляется уведомление по форме «В1» (приложение 5 к Порядку № 985), в котором указывается сумма завышения и основания для ее исчисления (п.п. «б» п. 200.14 НКУ).
Если по результатам налоговой проверки выявляется факт, на основании которого плательщик не имеет права на бюджетное возмещение, в направляемом ему уведомлении по форме «В3» (приложение 7 к Порядку № 985) указываются причины отказа в возмещении (п.п. «в» п. 200.14 НКУ).
Если же все идет гладко (проверка подтверждает правомерность декларирования налогоплательщиком бюджетного возмещения), налоговый орган в 5-дневный срок после окончания проверки направляет органу Госказначейства Заключение о суммах возмещения налога на добавленную стоимость по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 07.11.2011 г. № 1396, с указанием суммы, подлежащей возмещению из бюджета (п. 200.12 НКУ).
В свою очередь, орган Госказначейства в течение 5 операционных дней должен выдать плательщику сумму бюджетного возмещения, перечислив средства на его текущий банковский счет в обслуживающем банке (п. 200.13 НКУ).
Напомним, что порядок взаимодействия налоговых органов и органов Госказначейства в процессе возмещения НДС утвержден постановлением КМУ от 17.01.2011 г. № 39.
Автоматическое бюджетное возмещение НДС
Согласно п. 200.18 НКУ для отдельных категорий налогоплательщиков, которые имеют право на бюджетное возмещение, подали соответствующее заявление и соответствуют критериям, определенным п. 200.19 НКУ, предусмотрено право на автоматическое бюджетное возмещение НДС.
Осуществляется автоматическое бюджетное возмещение исключительно на основании камеральной проверки декларации по НДС, которая проводится в течение 20 (а не 30, как при обычном возмещении) календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации*.
* С 1 января 2014 года для плательщиков, которые будут иметь положительную налоговую историю (таковая оценивается по результатам предыдущих 36 последовательных месяцев), камеральная проверка будет проводиться в течение 5 календарных дней со дня подачи декларации (см. п. 200.22 НКУ). Критерии же, в случае соответствия которым плательщик НДС считается имеющим положительную налоговую историю, утверждены постановлением КМУ от 25.01.2012 г. № 73.
Кроме того, автоматическое возмещение предусматривает более короткие сроки для расчетов по возмещаемой сумме. Так, заключение с указанием суммы, подлежащей автоматическому возмещению, налоговый орган обязан предоставить органу Госказначейства в течение 3 (вместо 5 при обычном возмещении) рабочих дней после окончания проверки. В свою очередь, орган Госказначейства в течение 3 операционных дней после получения заключения налогового органа обязан перечислить средства на текущий банковский счет плательщика (п.п. 200.18.2 НКУ).
Таким образом, срок возмещения НДС при автоматическом возмещении составляет менее 1 месяца.
Порядок определения соответствия критериям, которые налогоплательщик должен одновременно соблюсти, чтобы иметь право на получение автоматического бюджетного возмещения НДС, утвержден приказом Министерства финансов Украины от 21.09.2011 г. № 1178. Согласно этому приказу проверка налогоплательщика на соответствие таким критериям осуществляется на основании анализа его отчетных показателей и имеющейся налоговой информации. Налоговый орган проверяет налогоплательщика на соответствие условиям, дающим право на автоматическое бюджетное возмещение, в автоматическом режиме в течение 15 календарных дней после предельного срока подачи отчетности (п. 200.20 НКУ).
Перечислим критерии для получения налогоплательщиком права на автоматическое бюджетное возмещение НДС в табл. 5.
Таблица 5
Критерии для получения налогоплательщиком права
на автоматическое бюджетное возмещение НДС
№ п/п | Критерии | Основания для определения соответствия критерию |
1 | 2 | 3 |
1 | Субъект предпринимательства не находится в судебных процедурах банкротства в соответствии с Законом № 2343 | Сведения Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и сведения, внесенные в Единый банк данных о налогоплательщиках — юридических лицах, сформированный на основании судебных решений и объявлений о банкротстве |
2 | Юрлица и физлица-предприниматели включены в Единый государственный реестр юрлиц и физлиц-предпринимателей и в этот реестр в отношении них не внесены записи об: | Сведения Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей в соответствии с Законом № 755 |
3 | Субъект предпринимательства осуществляет операции, к которым применяется нулевая ставка (удельный вес которых в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев) совокупно составляет не менее 40 % общего объема поставок (для налогоплательщиков по квартальным отчетным периодам — в течение предыдущих 4 последовательных отчетных периодов)) (п.п. 200.19.3 НКУ, п. 3.3 Порядка № 1178) | Данные налоговых деклараций плательщика НДС (как декларации по НДС, по которой осуществляются расчеты с бюджетом, так и декларации по НДС предприятий, применяющих специальные режимы налогообложения) за предыдущие 12 последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев)/предыдущие 4 последовательных отчетных налоговых периода (квартала) и уточняющих расчетов по НДС (как к декларации по НДС, по которой осуществляются расчеты с бюджетом, так и к декларации по НДС предприятий, применяющих специальные режимы налогообложения) в связи с самостоятельным исправлением ошибок следующих отчетных периодов. |
4 | Общая сумма расхождений между налоговым кредитом, сформированным налогоплательщиком по приобретенным товарам/услугам, и налоговыми обязательствами его контрагентов, в части поставки таких товаров/услуг, которая возникла в течение предыдущих 3 последовательных календарных месяцев, не превышает 10 % заявленной налогоплательщиком суммы бюджетного возмещения (п.п. 200.19.4 НКУ, п. 3.4 Порядка № 1178) | Данные, отраженные плательщиком налога в приложениях к налоговой декларации по НДС отчетного периода: приложении 5 «Розшифровки податкових зобов’язань та податкового кредиту в розрізі контрагентів (Д5)», приложении 1 «Розрахунок коригування сум податку на додану вартість до податкової декларації з податку на додану вартість (Д1)» |
5 | Субъекты хозяйствования, у которых средняя заработная плата не менее чем в 2,5 раза превышает минимальный установленный законодательством уровень в каждом из последних четырех отчетных налоговых периодов (кварталов), установленных разделом IV НКУ (п.п. 200.19.5 НКУ, п. 3.5 Порядка № 1178) | Данные ф. № 1ДФ отдельно за каждый из последних 4 последовательных отчетных налоговых периодов (кварталов), по которым истек предельный срок предоставления налоговой отчетности |
6 | Налогоплательщик соответствует хотя бы одному из следующих критериев (п.п. 200.19.6 НКУ, п. 3.6 Порядка № 1178): | |
а) | либо численность работников, состоящих в трудовых отношениях с такими налогоплательщиками, превышает 20 человек в каждом из последних 4 отчетных налоговых периодов (кварталов), установленных разделом IV НКУ | Сведения ф. № 1ДФ по количеству работников, которые получали доходы в виде заработной платы (за исключением лиц, которые были приняты/уволены в отчетном периоде (квартале)), отдельно по каждому из последних 4 последовательных отчетных налоговых периодов (кварталов), по которым истек предельный срок предоставления налоговой отчетности |
б) | либо налогоплательщик имеет основные средства для ведения задекларированной деятельности, остаточная балансовая стоимость которых на отчетную дату по данным налогового учета превышает сумму налога, заявленную к возмещению за предыдущие 12 календарных месяцев | Данные налоговой отчетности по налогу на прибыль предприятий за последний отчетный налоговый период, по которому истек предельный срок предоставления, а именно: совокупная балансовая стоимость основных средств на начало расчетного периода. |
в) | либо уровень определения налогового обязательства по налогу на прибыль к уплате в бюджет (отношение уплаченного налога к объемам полученных доходов) выше среднего по отрасли в каждом из последних 4 отчетных налоговых периодов (кварталов), установленных разделом III НКУ | Данные налоговой отчетности по налогу на прибыль предприятий; расчет проводится отдельно по каждому из последних 4 последовательных отчетных налоговых периодов (кварталов), по которым истек предельный срок предоставления налоговой отчетности |
7 | Налогоплательщик не имеет налогового долга (п.п. 200.19.7 НКУ, п. 3.7 Порядка № 1178) | Сводные показатели общей суммы налогового долга налогоплательщиков в бюджеты всех уровней (с учетом суммы долга по основному платежу, пене, по штрафным (финансовым) санкциям) на первое число месяца, второго за отчетным периодом |
8 | Крупный плательщик налогов не декларировал отрицательное значение объекта обложения налогом на прибыль по итогам последнего отчетного (налогового) года (п.п. 200.19.8 НКУ, п. 3.7 Порядка № 1178) | Данные налоговой отчетности по налогу на прибыль предприятий |
По результатам автоматической сверки соответствия данных плательщика критериям на автоматическое возмещение налоговый орган не позднее 15 календарного дня после предельного срока подачи отчетности формирует 2 перечня налогоплательщиков: соответственно «имеющих» и «не имеющих» права на автоматическое бюджетное возмещение (п. 5 Порядка № 1178).
Если плательщик не соответствует указанным критериям, налоговики обязаны в течение 17 календарных дней после предельного срока подачи отчетности уведомить плательщика налога о принятом решении (невозможности автоматического возмещения) и предоставить подробные пояснения и расчеты по критериям, значение которых не соблюдено (форма такого уведомления приведена в приложении к Порядку № 1178). Это решение может быть обжаловано плательщиком в установленном порядке (п. 200.21).
Если в установленный срок указанное уведомление плательщику не направлено, считается, что он соответствует критериям для получения права на автоматическое бюджетное возмещение НДС. Налоговики подчеркивают это и в консультации, размещенной в разделе 130.20.02 ЕБНЗ.
Пеня за несвоевременное возмещение НДС
За несвоевременность проведения расчетов с налогоплательщиком по возмещаемым суммам НКУ предусматривает возможность начисления пени. Так, п. 200.23 НКУ предусмотрено, что суммы НДС, не возмещенные налогоплательщику (в обычном или автоматическом порядке) в сроки, установленные ст. 200 НКУ, считаются задолженностью бюджета по возмещению суммы НДС. На сумму такой задолженности начисляется пеня из расчета 120 % учетной ставки НБУ, установленной на момент возникновения пени, в течение всего срока существования такой задолженности, включая день ее погашения. При этом налоговики обращают внимание на то, что начисление пени применяется к возмещению, которое заявлено не ранее 2011 года.