НДС
Обзор изменений НДС-законодательства начнем, конечно же, с важных для каждого плательщика НДС документов — налоговых накладных (НН).
Налоговая накладная
Вид НН: по выбору покупателя — бумажный или электронный
Согласно изменениям, внесенным в п. 201.1 НКУ, покупатель теперь может «заказывать» форму налоговой накладной, которая в зависимости от выбора покупателя может составляться:
— в бумажном виде или
— в электронной форме (при условии регистрации электронной подписи уполномоченного налогоплательщиком лица, а также регистрации такой налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных — ЕРНН). При этом в таком «электронном» случае бумажную налоговую накладную составлять не обязательно.
В случае составления бумажной налоговой накладной покупателю выдается оригинал, а копия остается у продавца (п. 201.4 НКУ).
Срок регистрации в ЕРРН — 15 дней
Срок регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных сокращен с 20 до 15 дней (изменения внесены в абзац седьмой п. 201.1 НКУ). Таким образом, теперь зарегистрировать налоговую накладную в ЕРНН нужно успеть в течение 15 календарных дней, следующих за днем ее составления. Напомним, что регистрация НН в ЕРНН важна также и для налогового кредита покупателя (абзац девятый п. 201.1 НКУ).
Что касается «переходных» налоговых накладных, составленных до 01.07.2012 г., то к ним по логике, считаем, должен применяться все же старый 20-дневный срок. Ведь новый сокращенный срок ЕРНН-регистрации вводится с 01.07.2012 г. А значит, в действительности говорить о его соблюдении можно только по отношении к налоговым накладным, составленным после этой даты (во всяком случае, отказывать «невиноватому» налогоплательщику, составившему НН, скажем, 14.06.2011 г. и рассчитывавшему на 20-дневный срок ЕРНН-регистрации, в «июльской» регистрации такой НН — в первых числах после 01.07.2012 г. из-за «законодательного» сокращения срока, полагаем, не должны). Хотя, несомненно, налогоплательщик оградит себя от каких-либо вопросов, если успеет зарегистрировать «переходные» НН в течение 15-дневного срока.
И еще один очень важный момент. Если раньше продавец обязан был выдать покупателю уже зарегистрированную накладную, то теперь можно сразу выдать составленную НН покупателю и только потом ее зарегистрировать в Реестре (изменения в абзац второй п. 201.10 НКУ).
Добровольная НДС-регистрация: условия упрощаются
Подкорректированный п. 182.1 НКУ отныне разрешает по желанию в добровольном порядке регистрироваться плательщиком НДС любому субъекту хозяйствования, осуществляющему налогооблагаемые операции, даже если их объем за последние 12 календарных месяцев не дотягивает до 300 тыс. грн. Таким образом, теперь стать добровольцем гораздо проще. Отныне для этого достаточно только желания субъекта хозяйствования и никакие дополнительные условия, как то было прежде (в частности, относительно соблюдения за последние 12 месяцев, после как минимум 1 года работы, 50 % ограничения по поставкам плательщикам НДС или превышения уставного капитала/балансовой стоимости активов 300 тыс. грн.) больше соблюдать не нужно — с 01.07.2012 г. они отменены.
По этой причине теперь без проблем могут регистрироваться плательщиками НДС и любые вновь созданные субъекты хозяйствования, желающие с первых дней работы оказаться на НДС. Единственным условием для такой регистрации будет осуществление хотя бы одной налогооблагаемой операции, тогда формально все требования обновленного п. 182.1 НКУ будут выполнены.
В связи с этим в п. 184.1 НКУ также исключено «и»-основание аннулирования НДС-регистрации (касающееся несоблюдения 50 % ограничения добровольцами). А вот сроки подачи заявления на добровольную НДС-регистрацию не изменились и остались прежними — заявление по форме № 1-ПДВ нужно подать не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого лицо будет считаться плательщиком НДС (п. 183.3 НКУ). При этом в заявлении можно указать желаемый день НДС-регистрации, соответствующий дате начала налогового периода (1-е число календарного месяца), с которого лицо будет считаться плательщиком НДС (п. 183.5 НКУ).
Что же касается условий обязательной регистрации, то они не изменились, впрочем, как и сроки подачи заявления.
О новых правилах НДС-регистрации единоналожников см. в статье «Единый налог» на с. 36.
Срок выдачи свидетельства плательщика НДС сокращен до 5 дней
Ускорена процедура выдачи свидетельства плательщика НДС: сроки выдачи свидетельства сокращены вдвое — с 10 до 5 рабочих дней с даты поступления регистрационного заявления (соответствующие изменения внесены в п. 183.9 НКУ). Так что получить свидетельство на руки можно будет быстрее.
Изменение данных налогоплательщика
Как теперь предусматривает п. 183.15 НКУ, в случае изменения указанных в свидетельстве данных о налогоплательщике или выявления расхождений или ошибок в записях свидетельства и/или реестра плательщиков НДС, а также утери или непригодности свидетельства для использования, налогоплательщик должен подать регистрационное заявление в течение 10 рабочих дней, следующих за днем, когда изменились данные о налогоплательщике или возникли другие основания для перерегистрации и замены свидетельства плательщика НДС. Заметим, что прежде п. 4.2 разд. IV Положения № 1394 на это отводил 20-дневный срок. В свою очередь налоговый орган обязан выдать налогоплательщику новое свидетельство вместо старого в 5-дневный срок с момента поступления регистрационного заявления.
Новинки НДС-аннулирования
Условная поставка распространяется на услуги
Для начала отметим, что условная поставка на остатки товаров при аннулировании НДС-регистрации исключена из термина «поставка товаров», определенного п.п. 14.1.191 НКУ. Кроме того, исключен п. 189.11 НКУ, в котором говорилось о базе налогообложения при условной поставке. Однако это не означает упразднение начисления налоговых обязательств в такой ситуации, так как осталась другая норма — п. 184.7 НКУ.
Обновленная редакция п. 184.7 НКУ теперь говорит о признании условной поставки (начислении налоговых обязательств) при аннулировании НДС-регистрации также и по услугам, по которым прежде декларировался налоговый кредит, однако так и не использованным в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности. Так что в преддверии аннулирования придется «проинвентаризировать» оставшиеся активы (с учетом «услужной» части) на предмет использования в хозяйственной деятельности. Подробнее об условной поставке см. также статью «Условная поставка и прочие последствия НДС-«разрегистрации» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 50.
По правде говоря, пока не понятно, как истолкуют данные изменения налоговики. Нам бы хотелось, чтобы это повлияло на базу обложения условной поставки по готовой продукции/незавершенного производства. Ведь в таких активах зачастую и «сидят» услуги без НДС. Однако говорить о таком сценарии пока рано.
Дата аннулирования НДС-регистрации
Даты аннулирования теперь четко прописаны в обновленном п. 184.2 НКУ. Итак, аннулирование регистрации осуществляется на дату:
— подачи заявления плательщиком налога или принятия решения органом государственной налоговой службы об аннулировании регистрации, если в свидетельстве о регистрации плательщика налога не был определен предельный срок действия;
— указанную в судебном решении;
— окончания срока действия свидетельства о регистрации плательщика налога;
— предшествующую дню утраты лицом статуса плательщика налога на добавленную стоимость.
Расчеты с бюджетом за последний отчетный период при аннулировании НДС-регистрации
В п. 184.8 НКУ уточнен порядок проведения расчетов с бюджетом за последний отчетный период при аннулировании НДС-регистрации:
1) теперь прямо сказано, что налоговые обязательства, начисленные за последний период, уплачиваются в бюджет в сроки, установленные НКУ (если, конечно, они не были зачтены с заявленным бюджетным возмещением);
2) исключена норма о том, что аннулирование НДС-регистрации происходит в день, следующий за днем проведения «последних» расчетов с бюджетом.
Таким образом, с учетом п. 57.1 НКУ расчеты с бюджетом должны пройти в общем порядке — в течение 10 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи последней НДС-декларации. А она, в свою очередь, должна быть подана по истечении 20/40 дней, следующих за месяцем/кварталом аннулирования. Именно о таком порядке подачи последней декларации говорили налоговики и до этих изменений (ЕБНЗ под кодом 130.24). Однако определенные препятствия для реализации этой задачи ставил п. 184.8 НКУ, который требовал от плательщика расчета с бюджетом перед аннулированием. Поэтому на практике налоговики принимали последнюю декларацию вместе с заявлением об аннулировании. Сейчас все должно стать на свои места.
Продажа импортных товаров
Уточнение, внесенное в абзац третий п. 188.1 НКУ, о начислении НДС исходя из договорной (контрактной) стоимости , но не ниже таможенной стоимости при продаже импортных товаров, «ввезених платником», теперь однозначно относит такое требование лишь к импортеру товаров, т. е. лицу, непосредственно ввозившему товары, что теперь наконец-то не будет допускать разночтений на этот счет. Ведь по задумке, начисляемыми таким образом налоговыми обязательствами в данном случае должен компенсироваться прежний налоговый кредит по ввозному НДС, уплаченному на таможне (что, в свою очередь, может касаться только лишь импортера). При всех же последующих цепочках продаж импортных товаров (уже неимпортерами) НДС, очевидно, должен начисляться по общему правилу абзаца первого п. 188.1 НКУ, т. е. исходя из договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен независимо от таможенной стоимости (сведениями о которой, нужно заметить, неимпортеры к тому же и не располагают).
Аренда недвижимого имущества у бюджетной организации
Благодаря обновленному п. 188.1 НКУ в базу налогообложения не включаются следующие виды компенсаций, которые арендатор в ходе аренды недвижимости возмещает арендодателю — бюджетной организации:
— на расходы по содержанию арендованного имущества (например, согласно договору аренды это могут быть: дезинфекция, дератизация, услуги по обслуживанию лифтов, ремонт помещений, услуги по уборке двора, холла, коридоров, туалетов и других мест общего пользования и т. п.);
— на коммунальные услуги и энергоносители (теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, газоснабжение).
Благодаря п. 3 Методики расчета арендной платы за государственное имущество и пропорции ее распределения, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786, вышеперечисленные компенсационные выплаты не включаются в арендную плату за госимущество, которая, в свою очередь, подлежит обложению НДС.
Особые операции, приравненные к поставке: база налогообложения
Изложенный в новой редакции п. 198.5 НКУ четко оговаривает случаи признания особых поставок, осуществление которых требует начисления налоговых обязательств. Они касаются товаров, услуг, необоротных активов, при приобретении/изготовлении которых отражался налоговый кредит по НДС, однако впоследствии оказавшихся использованными «не по назначению»:
а) в операциях, не являющихся объектом налогообложения (кроме случаев проведения операций реорганизации юрлиц, предусмотренных п.п. 196.1.7 НКУ);
б) в операциях, освобожденных от налогообложения в соответствии с НКУ, международными договорами (кроме случаев проведения операций, предусмотренных п.п. 197.1.28 НКУ, которые касаются поставки товаров по регулируемы ценам);
в) в операциях, осуществляемых плательщиком налога в пределах баланса плательщика налога , в том числе передача для непроизводственного использования, перевод производственных необоротных активов в состав непроизводственных;
г) в операциях, не являющихся хозяйственной деятельностью плательщика налога (например, сюда относится и порча ТМЦ).
При этом в соответствии с попутно обновленным п. 189.1 НКУ НДС в таких случаях:
— по товарам/услугам начисляется исходя из стоимости их приобретения, а
— по необоротным активам — исходя из их балансовой (остаточной) стоимости, сложившейся на начало отчетного периода «иного» использования (т. е. балансовой стоимости, сложившейся на начало периода признания условной поставки). Ведь по необоротным активам (подлежащим ежемесячной амортизации), нужно заметить, именно информацией о балансовой стоимости на начало периода признания условной поставки как раз и располагает налогоплательщик. А вот при отсутствии учета необоротных активов (например, как у предпринимателей) НДС начисляется исходя из обычной цены.
В свою очередь, дату начала «иного» использования определяют, ориентируясь на данные бухучета и даты соответствующих подтверждающих первичных документов (последний абзац обновленного п. 198.5 НКУ).
Восстановить налоговый кредит теперь можно, если матценности меняют направление использования
Наконец-то законодатель позаботился не только о начислении налоговых обязательств, когда товары «переходят» из облагаемой деятельности в необлагаемую (см. предыдущий подраздел), но и справедливо позволил восстановить налоговый кредит в обратной ситуации.
Отныне в п. 198.5 НКУ прямо оговорена возможность отражения/восстановления налогового кредита налогоплательщиком, если товары, услуги, необоротные активы из льготных/необъектных/нехозяйственных операций начинают использоваться в облагаемой деятельности или непроизводственные необоротные активы переводятся в производственные. Причем это касается и тех матценностей, которые изначально начали использоваться в льготной/необлагаемой/нехозяйственной деятельности, так и тех, которые уже меняли свое направление в противоположную сторону (из облагаемых в необлагаемые/льготные/нехозяйственные), а теперь возвращаются в «исходное состояние», и по которым пришлось ранее начислить налоговые обязательства.
В таком случае НКУ разрешает восстановить налоговый кредит на основании составленной бухгалтерской справки. Мы же рекомендуем в добавок к этому иметь в наличии и налоговую накладную по таким матценностям.
Распределение входного НДС (по ст. 199 НКУ)
На законодательном уровне закреплена известная «последняя» позиция налоговиков в отношении перерасчета НДС по необоротным активам (соответствующие изменения внесены во второй абзац п. 199.4 НКУ). Так, перерасчет доли использования предстоит проводить по итогам календарного года, а также по результатам одного, двух и трех календарных лет, следующих за годом, в котором необоротные активы начали одновременно использоваться в двух видах деятельности (облагаемой и не облагаемой). Прежняя формулировка, напомним, говорила о перерасчете доли использования необоротных активов в налогооблагаемых операциях «по результатам 12, 24 и 36 месяцев их использования», чем вызывала вопросы относительно порядка отсчета такого 12-, 24-, 36-месячного срока. В том числе взгляды на счет его определения менялись и у самих налоговиков, однако последняя версия проводить перерасчет в конце каждого календарного года, на который приходятся 12, 24 и 36 месяц использования необоротных активов (т. е. вместе с годовым перерасчетом по товарам/услугам) — как известно, была представлена в Обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом ГНСУ от 16.02.2012 г. № 129 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 23 и комментарий редакции). Теперь, как видим, аналогичный подход закреплен и в НКУ.
Кроме того, теперь прямо установлено, что под распределение входного НДС и требования ст. 199 НКУ не подпадают операции, предусмотренные п.п. 197.1.28 НКУ (т. е. операции по поставке товаров/услуг в части суммы компенсации на покрытие разницы между фактическими расходами и регулируемыми ценами (тарифом) в виде производственной дотации из бюджета — «льготные» операции, освобожденные от налогообложения). В прошлом, в частности, на возникающих в связи с этим сложностях на примере сферы ЖКХ мы останавливались в статье «Кассовый метод НДС для ЖКХ-операций из п. 187.10 НКУ» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 91. Ведь выходило, что из-за получения «заложенной в цену» льготной дотации и тем самым одновременного осуществления налогоплательщиком облагаемых и необлагаемых операций входной НДС нужно было распределять по правилам ст. 199 НКУ (!). Поэтому внесенные изменения, освобождающие налогоплательщиков, получающих дотации на покрытие разницы в тарифах, от такого НДС-распределения (и разрешающие формировать налоговый кредит в полной сумме) можно только приветствовать.
И еще один новый «льготный» случай, когда распределение НДС по необоротным активам согласно ст. 199 НКУ теперь проводить не нужно — это осуществление операций, оговоренных п. 15 подразд. 2 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ (льготируемые до 01.01.2014 г. поставки зерновых и технических культур определенных товарных позиций). По изготовленным/купленным необоротным активам, одновременно используемым в облагаемых и таких льготных «зерновых» операциях, нормы ст. 199 НКУ не применяются. Поэтому весь уплаченный (начисленный) по таким необоротным активам входной НДС включается в налоговый кредит, без какого-либо распределения (новый абзац с такой нормой добавлен в п. 15 подразд. 2 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ).
По-прежнему распределение по правилам ст. 199 НКУ не касается операций по реорганизации предприятия и продаже собственного металлолома (п. 199.6 НКУ).
В расчет бюджетного возмещения можно включать оплаты текущего периода
Дополнение, внесенное в п.п. «а» п. 200.4 НКУ («…фактически уплаченой получателем товаров/услуг в предыдущих и отчетном налоговых периодах…»), отныне разрешает налогоплательщику включать в расчет бюджетного возмещения также и оплаты, совершенные поставщикам или в бюджет (по импортному НДС) в текущем периоде. Прежде, как известно, в расчете возмещаемой суммы могли учитываться только оплаты предыдущих периодов, а вот оплаты текущего периода накопленного отрицательного значения (налогового кредита) в расчет не принимались. Теперь же возможность учитывать «текущие» оплаты позволит быстрее заявлять к возмещению возникающий «минус». О бюджетном возмещении см. также статью «Бюджетное возмещение НДС по Налоговому кодексу» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 21.
Незначительные изменения коснулись автоматического возмещения. В п.п. 200.19.4 НКУ сказано, что критерий по общей сумме расхождений между налоговым кредитом плательщика и налоговыми обязательствами контрагентов будет определяться за предыдущие 3 календарных месяца. Ранее предусматривался еще один период — квартал.
Туруслуги и НДС
Изложенный в новой редакции п. 207.6 НКУ подробнее оговаривает особенности учета НДС в туристической деятельности, вводя отдельные новшества и отчасти повторяя при этом выводы известной Обобщающей налоговой консультации по отдельным вопросам налогообложения туроператорской и турагентской деятельности, утвержденной приказом ГНСУ от 16.02.2012 г. № 126 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 22).
Напомним, что согласно установленным правилам базой обложения НДС (при любом виде туризма — внутреннем, въездном, выездном) у туроператора/турагента является вознаграждение. В свою очередь, это оказывает влияние на учет входного НДС, который зависит прежде всего от того, какие товары/услуги (включаемые в стоимость турпродукта или не включаемые) приобретаются. Поэтому, как теперь оговаривает обновленный п. 207.6 НКУ:
— в случае приобретения товаров/услуг, которые включаются в стоимость турпродукта (туруслуги), суммы входного НДС по ним в налоговый кредит не включаются. Заметим: плательщики налога на прибыль согласно последнему абзацу п.п. 139.1.6 НКУ относят такой входной НДС в состав «налоговых» расходов. Вдобавок, как следовало из примера, приведенного в Обобщающей налоговой консультации от 16.02.2012 г. № 126, при расчете «облагаемой» суммы вознаграждения (определяемого как разница между стоимостью поставленного турпродукта и расходами, формирующими турпродукт) расходы берутся также «с НДС»;
— в случае приобретения товаров/услуг, которые не включаются в стоимость турпродукта (туруслуги), суммы входного НДС относятся в налоговый кредит. Причем теперь для отражения такого налогового кредита последним абзацем п. 207.6 НКУ установлена «особая» дата (!) — налоговый кредит возникает на дату получения товаров/услуг, подтвержденную налоговой накладной. Так что общее правило первого события в данном случае не работает.
Похожая ситуация складывается и с датой начисления налоговых обязательств. Как теперь предусмотрено абзацем третьим п. 207.6 НКУ, налоговые обязательства по НДС туроператор начисляет по факту поставки турпродукта/туруслуг (на дату оформления документа, подтверждающего факт поставки турпродукта/туруслуг).
В связи с этим, во-первых , отметим, что тем самым разрешен давний вопрос с начислением НДС в случае поступления от потребителей предоплаты за еще несформированные турпродукты/туруслуги (когда сумма туристических расходов еще не известна, т. е. на момент получения предоплаты расходы еще не понесены, договоры на покупку тех или иных туруслуг не заключены и т. п.). Ведь в таком случае прежде правило первого события заставляло туроператора начислять НДС по предоплате, в то время как база налогообложения (окончательный размер вознаграждения из-за неопределенности с расходами) оставался еще неизвестным. В связи с чем, в частности, предлагался подход — начислять НДС при получении предоплаты исходя из расчетного (ориентировочного) размера вознаграждения с последующей корректировкой налоговых обязательств по факту определения расходов по сформированному турпродукту (см., например, письмо Комитета ВРУ по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики от 14.10.2011 г. № 04-39/10-1038 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 89; подробнее об этом см. также тематический номер газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 22, посвященный туристической деятельности). Теперь же введенное правило — начисление НДС по дате фактической поставки туруслуг — поможет уйти от подобных сложностей, так как величина туррасходов в этом случае к моменту начисления НДС-обязательств будет уже известна.
Во-вторых , обновленный п. 207.6 НКУ говорит о начислении НДС-обязательств на дату оформления подтверждающего поставку турпродукта/туруслуг документа. Однако в туристической сфере (когда акт с туристами по завершении тура в большинстве случаев, как правило, не составляется) таким подтверждающим документом, на наш взгляд, может являться составленная бухгалтерская справка. А значит, налоговые обязательства будут возникать на основании бухгалтерской справки, составленной на дату окончания тура и подтверждающей фактическое предоставление туристических услуг.
Таким образом, выходит, туристический НДС больше не подчиняется правилу первого события (первое событие не работает), а вводимые новые «особые» правила даты отражения налоговых обязательств и налогового кредита заставляют ориентироваться исключительно на дату фактической поставки и фактического получения товаров/услуг.
Ценнобумажный НДС
Согласно дополнениям, внесенным в абзац первый п.п. 196.1.1 НКУ, также не будут являться объектом обложения НДС операции по обмену ценных бумаг и корпоративных прав, выраженных в иных, нежели ценные бумаги, формах, на иные ценные бумаги и корпоративные права, выраженные в иных, нежели ценные бумаги, формах.
Правда, налоговики и раньше относились к этой ситуации с пониманием (раздел 130.05 ЕБНЗ): разъясняли, что взнос ценных бумаг в уставный фонд не является объектом для обложения НДС.
«Металлоломная» льгота — по перечню КМУ
Как теперь уточняется в п. 23 подразд. 2 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ, временное освобождение от НДС до 1 января 2014 года операций по поставке (в том числе по экспорту, импорту) отходов и лома черных и цветных металлов осуществляется в рамках перечня, утвержденного КМУ. Напомним: на сегодняшний день такой перечень уже существует и утвержден постановлением КМУ от 12.01.2011 г. № 15 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 12, с. 3; изменения — «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 13, с. 7), хотя ранее НКУ не предусматривал его наличия.
Продажа автобусных билетов автостанциями
Добавлен новый п. 189.13 НКУ, касающийся продажи билетов на проезд в автобусах и на перевозку багажа автостанциями, — как теперь предусматривается, в таком случае базой налогообложения является вознаграждение, включающее автостанционный сбор ( ст. 28, 36 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III; напомним, в соответствии со ст. 36 этого Закона, за оказание обязательных услуг автостанции с лиц, приобретающих проездные билеты, взимают автостанционный сбор, который входит в стоимость билета). Тем самым на законодательном уровне укрепилась «последняя» позиция ГНСУ, известная по письму от 18.01.2012 г. № 1142/6/15-3415-26 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 33, в котором налоговики, напомним, высказывались в таком же духе — «за» обложение НДС у неперевозчика лишь суммы вознаграждения. Подробнее история вопроса рассматривалась в статье «Автостанция продает билеты: как быть с НДС» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 33.
Остается добавить, что такой же позиции в последнее время налоговики придерживаются и в отношении продажи железнодорожных и авиационных билетов лицами, непосредственно не являющимися перевозчиками (письмо ГНАУ от 07.09.2011 г. № 16223/6/15-3415-26, а также письма ГНСУ от 07.09.2011 г. № 24064/7/15-3417-26 и от 27.10.2011 г. № 4430/7/15-3417-26 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 92).
Предприятия общественных организаций инвалидов: ограничения по посредническим операциям
Как известно, общественные организации инвалидов могут выбрать для себя режим «необложения» НДС:
— либо с применением льготы (п. 197.6 НКУ);
— либо с использованием ставки 0 % (п. 8 подразд. 2 разд. XX НКУ до 01.01.2015 г.).
Конечно, выбор таких режимов обусловлен выполнением условий, указанных в этих нормах НКУ. Должны отметить, что перечень этих условий для обоих режимов идентичен.
После изменений из-под вышеуказанных режимов «необложения» выведены посреднические услуги (комиссия, поручение, доверительное управление и др.) по продаже каких-либо товаров. Раньше это ограничение касалось только подакцизных товаров.
Поставка природного газа, ввезенного ПАО «НАК «Нафтогаз України»
Поставки такого газа (по коду УКТ ВЭД 2711 21 00 00 (без учета стоимости услуг по его транспортировке, распределению и поставке), кроме операций по поставке такого газа для населения, учреждений и организаций, финансируемых из государственного бюджета и местных бюджетов, предприятий теплоэнергетики для производства тепловой энергии для населения, и других потребителей, не являющихся плательщиками этого налога) облагались по ставке 0 % с 01.07.2011 г. И это должно было продолжаться вплоть до 31.12.2012 г. Однако соответствующая норма — п. 22 подраздела 2 раздела ХХ — исключена из НКУ.
Попутно напомним, что согласно п. 197.14 НКУ освобождаются от налогообложения операции по ввозу на таможенную территорию Украины природного газа по коду УКТ ВЭД 2711 21 00 00.
Сельхоз-НДС
В НКУ подкорректировали абзацы второй и третий п.п. 209.15.1, благодаря чему прояснилась ситуация по следующим моментам:
1) распределение налогового кредита по товарам/услугам/необоротным активам, когда они частично используются и в сельхоздеятельности, и в другой деятельности;
2) изменение направления использования товаров/услуг/необоротных активов из сельхоздеятельности в другую деятельность, и наоборот.
По первому моменту законодатель четко прописал, что распределять надо исходя из удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров/услуг в стоимости всех товаров/услуг, поставленных в течение 12 последовательных отчетных (налоговых) периодов. То есть теперь никаких расчетов по операциям текущего месяца, а просто применять привычный показатель, который и так рассчитывается сельхозпроизводителями в приложении ДС3 и отражается в специальном поле («ПВ») сокращенной декларации по НДС.
По второму моменту похоже, что и для сельхозпроизводителей восторжествовала справедливость*: можно восстановить налоговый кредит в обычной декларации, если товары/услуги/необоротные активы «перешли» из сельхоздеятельности в обычную. Раньше налоговики признавали корректировки налогового кредита, только когда «переход» осуществлялся в другую сторону (из обычной деятельности в сельхоз), и даже прописали соответствующие знаки в декларациях по НДС:
— только «минус» в строке 16.2 обычной декларации;
— только «плюс» в строке 12.2 сокращенной декларации.
* Право на восстановление налогового кредита выглядит логичным на фоне измененного п. 198.5 НКУ, благодаря которому обычные плательщики получили возможность воспользоваться налоговым кредитом, когда изменилось направление использования матактивов из необлагаемой деятельности в облагаемую (об этом см. выше).
Теперь данные строки должны учитывать оба знака.
Правда, остается вопрос по тем «сельхозникам», которые подают специальную декларацию по НДС (те, которые соответствуют критериям ст. 209 НКУ, но не выбрали спецрежим). С одной стороны, вышеуказанные два момента не прописали в их «личном» п. 209.18 НКУ, и если подойти фискально, то для них останется все по-прежнему. С другой стороны, исходя из первого предложения п. 209.15 НКУ — «Для цілей цієї статті застосовуються такі терміни:» — можно доказывать, что изменения касаются всей статьи, а значит, и этих «сельхозников».
Получатели сельхоз-дотаций
Нельзя не порадоваться за переработчиков мясо-молочной продукции, а также за получателей дотаций за такую продукцию: последняя редакция п. 1 подразд. 2 разд. ХХ НКУ и для первых, и для вторых сняла все вопросы по термину «сельскохозяйственные товаропроизводители». Теперь к таковым этой нормой причислены следующие лица, которые самостоятельно выращивают, разводят, откармливают продукцию животноводства:
— сельскохозяйственные предприятия, определенные в разделе V НКУ;
— прочие юридические лица;
— физические лица, в том числе предприниматели.
Напомним, что раньше налоговики, используя некорректные формулировки НКУ, считали, что получать мясо-молочную дотацию из числа юрлиц могут только сельхозпредприятия, у которых доля сельхозпродукции не менее 75 % (письмо ГНСУ от 02.03.2012 г. № 3797/6/15-3315 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 35, с. 8). Следуя такому подходу, переработчики должны были поставки продукции из сырья несельхозпредприятий отражать в общей декларации по НДС. Конечно, такое понимание «дотирования» лишало госпомощи существенное количество производителей мясо-молочной продукции. Приятно, что их восстановили в правах.