Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Порядка проведения проверок у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, качества продукции, соблюдения обязательных требований по безопасности продукции, а также соблюдения правил торговли и предоставления услуг

Редакция НиБУ
Приказ от 07.03.2012 г. № 310

Министерства и ведомства Украины

 

Об утверждении Порядка проведения проверок у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, качества продукции, соблюдения обязательных требований по безопасности продукции, а также соблюдения правил торговли и предоставления услуг

Приказ от 07.03.2012 г. № 310

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 11 мая 2012 г. под № 743/21056

(извлечение)

 

Во исполнение статьи 26 Закона Украины «О защите прав потребителей»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Порядок проведения проверок у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, качества продукции, соблюдения обязательных требований по безопасности продукции, а также соблюдения правил торговли и предоставления услуг (прилагается).

2. Признать утратившими силу:

приказ Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 25.10.2006 № 311 «Об утверждении Порядка проведения проверок у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, качества продукции, соблюдения обязательных требований по безопасности продукции, а также соблюдения правил торговли и предоставления услуг», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 21.11.2006 под № 1219/13093;

приказ Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 24.04.2008 № 137 «О внесении изменений в приказ Госпотребстандарта от 25.10.2006 № 311», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 04.07.2008 под № 596/15287;

приказ Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 09.03.2011 № 80 «О внесении изменений в приказ Госпотребстандарта Украины от 25.10.2006 № 311», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 23.03.2011 под № 385/19123.

<…>

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

<…>

 

Первый заместитель Министра экономического
 развития и торговли Украины
 В. Копылов

 

 

Утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 07.03.2012 г. № 310

Порядок проведения проверок у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, качества продукции, соблюдения обязательных требований по безопасности продукции, а также соблюдения правил торговли и предоставления услуг

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 11 мая 2012 г. под № 743/21056

 

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет механизм осуществления государственного контроля должностными лицами Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей (далее — Госпотребинспекция Украины) и ее территориальных органов за соблюдением законодательства о защите прав потребителей субъектами хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства (далее — субъекты хозяйствования), кроме Госпотребинспекции в Автономной Республике Крым.

1.2. Настоящий Порядок разработан согласно требованиям законов Украины «О защите прав потребителей», «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей.

В настоящем Порядке термины употребляются в значении, установленном Законом Украины «О защите прав потребителей», кроме терминов «государственный надзор (контроль)», «третьи лица», которые употребляются в значении, установленном Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

1.3. Действие настоящего Порядка не распространяется на отношения, связанные с осуществлением государственного рыночного надзора и контроля непищевой продукции.

1.4. Проверки деятельности субъектов хозяйствования проводятся с целью контроля состояния соблюдения ими требований законодательства о защите прав потребителей относительно качества и безопасности продукции, правил торговли и услуг, предоставления потребителям необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции.

Органы по вопросам защиты прав потребителей осуществляют государственный контроль состояния соблюдения субъектами хозяйствования требований законодательства о защите прав потребителей путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проводятся должностными лицами на основании квартального плана работы Госпотребинспекции Украины, ее территориальных органов по вопросам защиты прав потребителей в областях, городах Киеве и Севастополе (далее — органы по вопросам защиты прав потребителей) и в рамках соответствующего перечня вопросов для осуществления плановых мероприятий, которые утверждаются в установленном законодательством порядке.

Квартальный план работы по осуществлению государственного контроля в сфере защиты прав потребителей составляется согласно задачам, определенным Президентом Украины, Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, Госпотребинспекцией Украины и Министром экономического развития и торговли Украины. В случае поступления обоснованных предложений по изучению состояния реализации потребителям продукции на рынке от местных государственных администраций, органов местного самоуправления, а также других органов и учреждений, осуществляющих государственный надзор (контроль), они учитываются в квартальном плане работы территориальных органов Госпотребинспекции Украины.

Внеплановые проверки субъектов хозяйствования проводятся должностными лицами по следующим основаниям:

подача субъектом хозяйствования письменного заявления в соответствующий орган по вопросам защиты прав потребителей об осуществлении проверки по его желанию;

выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, поданных субъектом хозяйствования;

проверка выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых проверок органом по вопросам защиты прав потребителей;

обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства. Внеплановая проверка в этом случае осуществляется при наличии согласия на проведение внеплановых мероприятий по осуществлению государственного контроля Госпотребинспекции Украины (приложение 1*);

неподача в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений о причинах, препятствовавших подаче таких документов;

наступление аварии, смерти пострадавшего в результате несчастного случая или профессионального заболевания, связанных с деятельностью субъекта хозяйствования.

* Приложения не публикуются. — Примеч. ред.

1.5. Должностные лица в ходе проведения проверки осуществляют государственный контроль состояния соблюдения субъектами хозяйствования требований законодательства о защите прав потребителей и имеют право:

беспрепятственно посещать и обследовать согласно законодательству производственные, складские, торговые и другие помещения субъектов хозяйствования;

отбирать у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, образцы товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проведения проверки их качества на месте или независимой экспертизы в соответствующих лабораториях и других учреждениях, аккредитованных на право проведения таких работ согласно законодательству;

проводить контрольные проверки правильности осуществления расчетов с потребителями;

получать бесплатно от проверяемых субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, копии необходимых документов, характеризующих качество продукции, сырья, материалов, комплектующих изделий, используемых для производства такой продукции;

принимать в установленном порядке предусмотренные законодательством меры к субъектам хозяйствования, допустившим нарушение прав потребителей, и вносить соответствующие предложения относительно их дальнейшей деятельности и привлечения к ответственности виновных в нарушении прав потребителей согласно действующему законодательству.

1.6. Субъект хозяйствования при проведении должностными лицами проверки имеет право:

требовать от должностных лиц соблюдения требований законодательства Украины при осуществлении ими государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей;

проверять наличие у должностных лиц служебного удостоверения и получать копии направления на проведение проверки;

присутствовать во время проведения проверки;

ознакомлять должностных лиц с перечнем сведений, представляющих коммерческую тайну субъекта хозяйствования, и требовать их неразглашения;

получать и знакомиться с материалами проверки в порядке, определенном действующим законодательством;

давать в письменной форме свои объяснения, замечания или возражения, прилагаемые к акту проверки;

обжаловать в установленном законодательством порядке неправомерные действия органов по вопросам защиты прав потребителей и их должностных лиц при проведении проверок и выданные предписания относительно прекращения нарушений прав потребителей;

не допускать должностных лиц к проведению проверки, если:

она проводится с нарушением требований, касающихся периодичности осуществления мероприятий государственного надзора (контроля), предусмотренных законом;

должностное лицо не предоставило копии документов, предусмотренных Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», или если предоставленные документы не отвечают требованиям этого Закона;

должностные лица не предъявили до начала проверки служебное удостоверение и направление на проведение проверки;

субъект хозяйствования не получил уведомления о проведении плановой проверки.

1.7. В случае необходимости к проведению проверок могут привлекаться с их согласия в рамках полномочий, предусмотренных законодательством, представители местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, правоохранительных органов, других органов контроля.

Внеплановая перепроверка субъекта хозяйствования за один и тот же период, по одному и тому же предмету, на одном и том же основании не допускается. В случае поступления нескольких жалоб на субъекта хозяйствования по одному и тому же поводу внеплановая проверка проводится один раз.

1.8. На основании приказа, указанного в пункте 2.6 раздела II настоящего Порядка, оформляется направление на проведение проверки (приложение 2), которое подписывается руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа по вопросам защиты прав потребителей (с указанием его фамилии, имени и отчества) и заверяется гербовой печатью.

В направлении на проведение проверки указываются:

наименование органа по вопросам защиты прав потребителей, проводящего проверку;

наименование субъекта хозяйствования и/или его обособленного подразделения или фамилия, имя и отчество физического лица — предпринимателя, в отношении деятельности которого проводится проверка;

местонахождение субъекта хозяйствования и/или его обособленного подразделения, в отношении деятельности которого проводится проверка;

номер и дата приказа, во исполнение которого проводится проверка;

перечень должностных лиц, участвующих в проведении проверки, с указанием их должностей, фамилий, имен и отчеств;

дата начала и дата окончания проверки;

тип проверки (плановая или внеплановая);

основания для проведения проверки;

предмет проведения проверки;

информация об осуществлении предыдущего мероприятия контроля (тип мероприятия и срок его осуществления).

1.9. Регистрация направлений на проведение проверки осуществляется в журнале регистрации направлений на проведение проверки. В направлении на проведение проверки указываются: серия, порядковый номер, а также порядковый номер согласно нумерации записей в журнале регистрации направлений.

Журнал регистрации направлений на проведение проверки должен быть прошнурован, пронумерован, заверен подписью и скреплен гербовой печатью.

Направление на проведение проверки действует только в течение указанного в нем срока осуществления проверки.

Должностные лица без направления на проведение проверки и служебного удостоверения , удостоверяющего должностное лицо органа по вопросам защиты прав потребителей, не имеют права на ее проведение.

1.10. Должностному лицу запрещается осуществлять проверки субъектов хозяйствования, с которыми (или со служебными лицами которых) должностное лицо находится в семейных отношениях.

Органы по вопросам защиты прав потребителей, их должностные лица и субъекты хозяйствования имеют право фиксировать процесс проведения проверок или каждое отдельное действие средствами аудио- и видеотехники, не препятствуя проведению такой проверки.

Во время проведения проверок должностные лица обязаны хранить коммерческую тайну субъекта хозяйствования. Информация, доступ к которой ограничен законом, полученная должностным лицом в ходе проведения проверки, может использоваться исключительно в порядке, установленном законом. Органы по вопросам защиты прав потребителей обеспечивают специальный режим защиты и доступа к информации, являющейся коммерческой тайной, согласно требованиям закона.

1.11. Органы по вопросам защиты прав потребителей и их должностные лица во время проведения проверок обязаны:

полно, объективно и беспристрастно осуществлять государственный надзор (контроль) в рамках полномочий, предусмотренных законодательством;

соблюдать деловую этику во взаимоотношениях с субъектами хозяйствования;

не вмешиваться и не препятствовать осуществлению хозяйственной деятельности при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля), если это не угрожает жизни и здоровью людей, не влечет опасность возникновения техногенных ситуаций и пожаров;

обеспечивать неразглашение коммерческой тайны субъекта хозяйствования, которая становится доступной должностным лицам в ходе проведения проверок;

ознакомить руководителя субъекта хозяйствования, или его заместителя, или уполномоченное им лицо с результатами проверок в сроки, предусмотренные законом;

оказывать по вопросам, относящимся к их компетенции, субъекту хозяйствования консультационную помощь по осуществлению государственного надзора (контроля).

1.12. Субъект хозяйствования во время проведения проверок обязан:

допускать должностных лиц к проведению проверок при условии соблюдения порядка осуществления государственного надзора (контроля), предусмотренного Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», настоящим Порядком, другими нормативно-правовыми актами;

выполнять требования органа по вопросам защиты прав потребителей и его должностных лиц по устранению выявленных нарушений требований законодательства;

предоставлять документы, образцы продукции, объяснения, справки, сведения, материалы по вопросам, возникающим в ходе проведения проверок, в соответствии с законом;

получать экземпляр предписания или акта органа по вопросам защиты прав потребителей по результатам проведенного планового или внепланового мероприятия.

1.13. Органы по вопросам защиты прав потребителей по письменному запросу субъекта хозяйствования предоставляют ему письменные консультации по вопросам проведения проверок, касающиеся требований, соблюдение которых проверяется.

 

II. Порядок проведения проверок

2.1. Перед началом проверки субъекта хозяйствования должностные лица, проводящие проверку, предъявляют руководителю субъекта хозяйствования или уполномоченному им лицу направление и служебное удостоверение, удостоверяющее должностное лицо, и предоставляют субъекту хозяйствования копию направления на проверку, а также информируют этих лиц о цели проверки.

2.2. Должностные лица, проводящие проверку, от руководителя (собственника) субъекта хозяйствования (замещающего его лица) получают сведения о характеристике субъекта хозяйствования, в том числе о: наименовании; местонахождении; номере телефона (факса); фамилии, имени и отчестве руководителя (владельца); разрешительные документы на осуществление определенного вида деятельности; режиме работы; выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей; свидетельства о регистрации плательщика налогов; данные о банковских реквизитах.

2.3. Должностные лица, проводящие проверку, в зависимости от вида деятельности субъекта хозяйствования и задания на проверку проверяют и анализируют состояние соблюдения требований законодательства во время приобретения, заказа или использования потребителями продукции, реализуемой на территории Украины.

2.4. В ходе проведения внеплановой проверки устанавливаются обстоятельства, которые привели к нарушению требований законодательства о защите прав потребителей.

2.5. В случае создания препятствий должностным лицам в проведении проверки качества продукции, а также правил торгового и других видов обслуживания составляется соответствующий акт, в котором фиксируется факт создания препятствий в проведении проверки.

2.6. Проверки проводятся должностными лицами на основании приказа соответствующего органа по вопросам защиты прав потребителей, который должен содержать наименование субъекта хозяйствования, в отношении которого будет осуществляться мероприятие, и предмет проверки.

2.7. Перед проведением плановой проверки соответствующий орган по вопросам защиты прав потребителей направляет субъекту хозяйствования письменное уведомление о проведении плановой проверки не позже чем за десять дней до дня ее проведения.

Уведомление должно содержать:

дату начала и дату окончания проведения плановой проверки;

наименование юридического лица или фамилию, имя и отчество физического лица — предпринимателя, в отношении деятельности которых проводится проверка;

наименование соответствующего органа по вопросам защиты прав потребителей.

Уведомление направляется заказным письмом или телефонограммой за счет средств соответствующего органа по вопросам защиты прав потребителей или вручается лично руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования под роспись.

Срок проведения плановой проверки не может превышать пятнадцати рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — пяти рабочих дней, если иное не предусмотрено законом.

Продление срока проведения плановой проверки не допускается.

2.8. Внеплановые проверки проводятся лишь по основаниям, указанным в пункте 1.4 раздела I настоящего Порядка, если иное не предусмотрено законом или международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины.

В ходе проведения внеплановой проверки выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для ее осуществления, с обязательным указанием этих вопросов в направлении на проведение проверки.

Должностные лица должны ознакомить субъекта хозяйствования с основанием проведения внеплановой проверки и предоставить ему копии соответствующего документа.

Срок проведения внеплановой проверки не может превышать десяти рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — двух рабочих дней, если иное не предусмотрено законом.

Продление срока проведения внеплановой проверки не допускается.

 

III. Порядок оформления материалов проверки

3.1. По результатам проведенной проверки должностными лицами в случае выявления нарушений требований законодательства составляется акт, который должен содержать следующие сведения:

дату составления акта;

тип проверки (плановая или внеплановая);

предмет проверки;

наименование органа по вопросам защиты прав потребителей, а также должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, которое провело проверку;

наименование юридического лица или фамилию, имя и отчество физического лица — предпринимателя, в отношении деятельности которых проводилась проверка.

3.2. При описании выявленных нарушений требований законодательства должны быть указаны нормативно-правовые акты или нормативные документы, требования которых нарушены, их полное наименование и регистрационный номер.

Содержание нарушения должно быть конкретизировано и изложено согласно нормам законодательства.

Произвольное изложение или трактовка требований нормативно-правовых актов и документов не допускается.

Описание нарушений заканчивается аргументированными заключениями со ссылкой на соответствующие законодательные, нормативно-правовые акты и нормативные документы.

3.3. Акт составляется в двух экземплярах:

первый остается в органе, который провел проверку;

второй передается под роспись субъекту хозяйствования, деятельность которого проверялась.

В случае необходимости к акту проверки прилагаются вложенные листы с указанием номера листа, номера акта проверки и даты проверки, которые являются его неотъемлемой частью.

3.4. В случае когда проверкой установлена реализация продукции, качество которой не соответствует требованиям нормативно-правовых актов или документов или/и которая реализовывалась с нарушением требований законодательства о защите прав потребителей, в обязательном порядке заполняется соответствующее приложение к акту проверки, в котором проставляются номер и дата составления акта.

3.5. С целью недопущения возможности дополнительных записей записи в акте проверки ведутся на всем поле листа. Незаполненные места в акте на вложенных листах перечеркиваются знаком «Z». Использование сокращений, кроме общепринятых аббревиатур, не допускается.

Исправления в акте и на вложенных листах допускаются только при условии их согласования подписью лиц, участвующих в проверке.

3.6. На основании акта, составленного по результатам проведения проверки, во время которой выявлено нарушение требований законодательства, должностным лицом, проводившим проверку, выдается руководителю субъекта хозяйствования предписание об устранении нарушений.

Предписание — это обязательное для исполнения в определенные сроки письменное требование должностного лица к субъекту хозяйствования об устранении нарушений законодательства. Предписание не предусматривает применения санкций к субъекту хозяйствования.

Мероприятия в предписании руководителю субъекта хозяйствования, направленные на обеспечение субъектом хозяйствования надлежащих условий своей деятельности согласно требованиям нормативно-правовых актов и документов, должны быть сформулированы конкретно и в сжатой форме.

Сроки выполнения предписания определяются в каждом конкретном случае исходя из реальных возможностей субъекта хозяйствования, условий его деятельности и количества и характера нарушений.

3.7. К акту проверки могут прилагаться документы, копии документов, акты об отборе образцов, объяснения и т. п., являющиеся его неотъемлемой частью.

3.8. Два экземпляра акта в последний день проверки подписывают должностные лица, проводившие проверку, и субъект хозяйствования или уполномоченное им лицо.

Рядом с подписью лиц указываются их фамилии и инициалы.

3.9. Представитель субъекта хозяйствования (руководитель, замещающее его лицо, а в случае их отсутствия — лицо, реализующее продукцию) имеет право при подписании акта в письменном виде предоставить свои объяснения, замечания или возражения к акту, которые являются его неотъемлемой частью. В случае отказа подписать акт должностное лицо территориального органа, проводившее проверку, делает запись в акте о том, что указанное лицо ознакомлено с содержанием акта и от его подписи отказалось.

3.10. В случае отказа представителя субъекта хозяйствования от подписи, подтверждающей получение акта для вручения руководителю субъекта хозяйствования, его копия в течение трех рабочих дней после регистрации направляется по почте с уведомлением о вручении по местонахождению субъекта, деятельность которого проверялась.

3.11. Регистрация актов проверок проводится в журнале регистрации актов проверок. В акте проверки указываются: серия, порядковый номер, а также порядковый номер согласно нумерации записей в журнале регистрации актов.

Журнал регистрации актов проверок должен быть прошнурован, пронумерован, заверен подписью и скреплен гербовой печатью.

 

IV. Решения, принимаемые по результатам проверки

4.1. По результатам проверки согласно выявленным нарушениям должностными лицами, проводившими проверку, принимаются решения о:

4.1.1. Составлении протокола о совершении административного правонарушения. Протокол о совершении административного правонарушения составляется в порядке, определенном Кодексом Украины об административных правонарушениях.

4.1.2. Запрете реализации продукции в случае:

отсутствия документов, удостоверяющих ее соответствие требованиям нормативных документов, соблюдение которых согласно законодательству является обязательным;

отсутствия сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия такой продукции, если она внесена в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;

ввоза такой продукции на территорию Украины без документов, подтверждающих ее надлежащее качество;

когда срок годности продукции не указан или указан с нарушением требований нормативных документов, соблюдение которых согласно законодательству является обязательным, или когда такой срок закончился;

когда продукция является фальсифицированной.

4.1.3. Прекращении субъектами хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, реализации и производства продукции, не отвечающей требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов, соблюдение которых согласно законодательству является обязательным, до устранения выявленных недостатков.

4.2. По результатам проверки согласно выявленным нарушениям руководителем органа по вопросам защиты прав потребителей или его заместителем принимаются решения о:

4.2.1. Выдаче субъекту хозяйствования обязательного для исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей.

4.2.2. Временном прекращении деятельности субъектов хозяйствования (секций, отделов), складов предприятий оптовой и розничной торговли и организаций независимо от формы собственности, которые систематически реализуют товары ненадлежащего качества, нарушают правила торговли и предоставления услуг, условия хранения и транспортировки товаров, — до устранения выявленных недостатков.

4.2.3. Опломбировании производственных, складских, торговых и других помещений субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, а также неисправных, с неправильными показаниями, с поврежденным поверочным клеймом либо без него или с таким, срок действия которого истек, средств измерительной техники, с помощью которых осуществляется обслуживание потребителей.

4.2.4. Подаче в суд иска о защите прав потребителей.

4.2.5. Передаче материалов проверки о действиях лиц, содержащих признаки преступления, органам дознания или досудебного следствия.

4.2.6. Наложении на виновных лиц административных взысканий и применении административно-хозяйственных санкций.

4.3. Акт проверки снимается с контроля после получения информации о зачислении суммы административных или финансовых взысканий в бюджет или/и письменного подтверждения об исполнении предписания по устранению выявленных нарушений.

В случае когда субъект хозяйствования своевременно не предоставил письменного подтверждения исполнения предписания по устранению выявленных нарушений или не исполнил такое предписание, руководителем органа по вопросам защиты прав потребителей принимается решение о проведении перепроверки.

По результатам перепроверки принимаются предусмотренные законодательством соответствующие решения.

 

V. Порядок обжалования принятых по результатам проверки решений

5.1. Жалобы на действия должностных лиц при проведении проверок, выданные ими предписания, а также на решения должностных лиц, определенные в подпункте 4.2.6 пункта 4.2 раздела IV настоящего Порядка, подаются в Госпотребинспекцию Украины или в ее территориальный орган по вопросам защиты прав потребителей, проводивший проверку, руководитель которого в течение трех рабочих дней обязан обеспечить направление жалобы с соответствующими материалами проверки и объяснениями по вопросам, затронутым в жалобе, в Госпотребинспекцию Украины.

5.2. Подача жалобы не лишает субъекта хозяйствования права обратиться непосредственно в суд.

5.3. Решения должностных лиц, определенные в подпунктах 4.1.2 и 4.1.3 пункта 4.1 раздела IV настоящего Порядка, могут быть отменены руководителем органа по вопросам защиты прав потребителей в случае признания их принятыми с нарушением требований действующего законодательства.

 

Заместитель директора департамента развития торговли С. Литвиненко



комментарий редакции

Защита прав потребителей:
порядок проведения проверок в новой редакции

Комментируемый документ революции в сфере осуществления проверок по вопросам защиты прав потребителей, безусловно, за собой не повлечет. Если сравнить предусмотренные им предписания с текстом ранее действовавшего Порядка редакции приказа от 09.03.2011 г. № 80, то можно увидеть, что каких-либо кардинальных изменений не произошло. Но на отдельные моменты субъектам хозяйствования, осуществляющим свою деятельность в сфере торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, обратить внимание все же следует.

В первую очередь следует вспомнить о Законе Украины «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности в отношении физических лиц — предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» от 23.02.2012 г. № 4448-VI, которым введен запрет на проведение плановых и внеплановых проверок, ревизий, осмотров и других мероприятий госнадзора в отношении физических лиц — предпринимателей, не являющихся плательщиками НДС, и юрлиц, уплачивающих единый налог по ставке 5 %, при условии, что ни первые, ни вторые не отнесены к высокой степени риска (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 29). Действие данного Закона затрагивает также и сферу контрольных полномочий Государственной инспекции по вопросам защиты прав потребителей и ее территориальных органов. Так, в частности, в отношении тех субъектов хозяйствования, которые охватываются действием названного Закона, могут проводиться исключительно внеплановые проверки и только по жалобам потребителей.

В вопросах проверки соблюдения законодательства по защите прав потребителя есть еще один важный документ. Это Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности, связанной с производством, выпуском и реализацией продукции (выполнением работ, предоставлением услуг), и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля), утвержденные постановлением Кабмина от 27.12.2008 г. № 1164 («Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 75). Ознакомившись с данным документом, субъект хозяйствования может определить, к какой из категорий степени риска следует отнести его деятельность. Если это высокая степень, то плановые проверки в отношении такого субъекта могут проводиться не чаще одного раза в год, если средняя — не чаще одного раза в два года, если незначительная — не чаще одного раза в три года.

По сравнению с Порядком проведения проверок госпотребинспекциями, который действовал до вступления в силу комментируемым документом, последний предусматривает дополнительные основания для проведения внеплановой проверки (их полный перечень приведен в абзаце пятом п. 1.4). Таким основанием теперь также может послужить авария либо смерть потерпевшего в результате несчастного случая или профессионального заболевания, которое было связано с деятельностью субъекта хозяйствования.

Безусловным плюсом стало прямое указание в Порядке проведения проверок на требование, согласно которому не допускается проведение повторных внеплановых проверок, то есть проверок за один и тот же период, по одному и тому же предмету, на одном и том же основании. Даже если в отношении субъекта хозяйствования поступило несколько жалоб по одному и тому же поводу, проводится только одна внеплановая проверка.

Обратим внимание: комментируемый документ не распространяется на проверки в сфере рыночного надзора и контроля непищевой продукции (о данном виде проверок см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 57).

Комментируемый приказ вступил в силу 28.05.2012 г.

 

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше