Торговля ювелирными изделиями
Сегодня поговорим о продаже ювелирных изделий. И начнем наш разговор с организационных моментов. Какие должны быть соблюдены условия для осуществления торговой деятельности и что нужно учитывать субъекту хозяйствования, решившему заняться торговлей ювелиркой, рассмотрим в данной статье.
Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Ювелирные изделия: что к ним относится?
Понятие ювелирных изделий раскрывают сразу несколько документов.
Так, согласно ДСТУ 3375-96 «Вироби золотарські. Терміни та визначення» ювелирные изделия — это:
— изделия культурно-бытового назначения из драгоценных металлов, с использованием драгоценных металлов, изделия из недрагоценных металлов в случае применения различных видов художественной обработки, например, скань, зернь, чернь, финифть, гравировка, чеканка, ковка, алмазное гранение;
— изделия из материалов, имитирующих драгоценные металлы, при условии высокохудожественного их исполнения в сочетании с драгоценными, полудрагоценными и цветными камнями природного или искусственного происхождения, жемчугом, кораллами, янтарем, перламутром, стеклом, хрусталем, рогом, костью;
— высокохудожественные изделия из камня, янтаря, рога, кости.
Подробнее составляющие ювелирных изделий представлены в группе 71 УКТВЭД, в которой, в частности, отдельными товарными позициями выделены:
— код 7113 — ювелирные изделия и их части из драгоценных металлов (золота, серебра, платины) или металлов, плакированных драгметаллами, к которым согласно п. 9 Примечаний к товарной группе 71 УКТВЭД, в частности, относятся:
(а) личные украшения — кольца, браслеты, колье, броши, серьги, цепочки для часов, брелоки, кулоны, булавки для галстуков, запонки, религиозные и другие медали и знаки;
(б) изделия для личного пользования, предназначенные для ношения в карманах, женских сумочках или на теле — например, портсигары, табакерки, коробочки для таблеток, пудреницы, кошельки на цепочках, четки;
— код 7114 — изделия мастеров золотых и серебряных дел из драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами, — украшения, посуда и столовые приборы, туалетные наборы, принадлежности для курения и прочие изделия для домашнего употребления, украшения интерьера, предметы религиозного культа;
— код 7116 — изделия из жемчуга, драгоценных или полудрагоценных камней;
— код 7117 — бижутерия — ювелирные изделия (за исключением пуговиц, кнопок, застежек, расчесок, заколок, шпилек для волос и пр.) без жемчуга, драгоценных или полудрагоценных камней, драгоценных металлов или металлов, плакированных драгметаллами.
Таким образом, согласно классификации УКТВЭД к ювелирным изделиям относятся не только изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, но и посуда, столовые приборы, бижутерия, а также искусно выполненные изделия из прочих материалов — камня, янтаря, рога, кости и пр. (хотя, например, по Государственному классификатору продукции и услуг ГК 016-97, утвержденному приказом Госстандарта Украины от 30.12.97 г. № 822, бижутерия (код 36.61) в ювелирные изделия (код 36.22) не попадает и к ювелирным изделиям не относится).
В то же время, как оговорено в п. 3 Примечаний, к товарной группе 71 УКТВЭД не относятся: очки, в том числе оправы из драгоценных металлов (группа 90), футляры для очков (группа 42); часы всех видов — наручные, карманные и пр., включая браслеты для часов из драгметаллов (группа 91), оружие (группа 93), ручки шариковые, авторучки чернильные с корпусом или колпачком из драгоценных металлов (группа 96) и пр. Поэтому такие изделия не считаются ювелирными.
Вместе с тем «торговые» Правила № 460, как в них самих отмечается, распространяются только на торговлю ювелирными и прочими изделиями из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней («ювелирные изделия»). Причем такую формулировку скорее нужно расценивать не как всеобъемлющее определение ювелирных изделий, а как категорию «ювелирных» товаров, на которую такие правила торговли распространяются (выходит, например, бижутерию Правила № 460 не охватывают).
Вдобавок, забегая вперед, заметим, что сбор в Пенсионный фонд взимается лишь со стоимости реализованных ювелирных изделий из золота (кроме обручальных колец), платины и драгоценных камней (подробнее см. статью на с. 21).
Торговля ювелирными изделиями: организационные требования
Основные требования к розничной торговле ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней оговорены Правилами № 460. Также субъекту хозяйствования, решившему заняться торговлей ювелирными изделиями, нужно учитывать требования Закона № 637, Закона о защите прав потребителей, Правил № 802, «комиссионных» Правил № 678 и прочих действующих нормативных документов.
Розничная торговля ювелирными изделиями осуществляется через специализированные ювелирные магазины, отделы (секции) магазинов с универсальным ассортиментом товаров. Продажа ювелирных изделий в мелкорозничной торговой сети, на рынках (кроме торговли в размещенных на них специальных магазинах, отделах) и с рук запрещается.
Торговые помещения должны быть оснащены специальным торговым оборудованием и инвентарем, обеспечивающими необходимые условия для хранения, демонстрации и продажи ювелирных изделий, весоизмерительными приборами соответствующих типов и класса точности, а также оборудованы охранной и пожарной сигнализацией. Объекты, торгующие ювелирными изделиями, должны быть обеспечены охраной: органами внутренних дел или организациями, имеющими лицензии на услуги охраны, либо работниками предприятия (ст. 21 Закона № 637).
Торговый персонал, обслуживающий покупателей, должен иметь специальную профессиональную «ювелирную» подготовку: знать ассортимент и качественные характеристики товаров (названия драгметаллов и их пробы, названия камней, их цвет, массу, форму огранки и т. п.); предоставлять покупателям квалифицированную консультацию во время выбора товаров.
Лицензии, патенты и прочие разрешительные документы
Сразу укажем: лицензия на торговлю ювелирными изделиями не нужна. Начиная с 16.11.2010 года (после изменений, внесенных в Закон о лицензировании Законом Украины от 19.10.2010 г. № 2608-VI) «торговля изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней» была исключена из видов деятельности, подлежащих лицензированию, — т. е. перестала быть лицензируемой. Поэтому на торговлю ювелирными изделиями лицензию приобретать не нужно.
А вот торговый патент для торговли ювелирными изделиями получить придется. Ведь согласно п.п. «а» п.п. 267.1.1 НКУ субъекты хозяйствования, проводящие торговую деятельность в пунктах продажи товаров, являются плательщиками сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, в связи с чем должны приобрести торговый патент в порядке, установленном ст. 267 НКУ.
При этом под торговой деятельностью (п.п. 14.1.246 НКУ), напомним, понимается розничная и оптовая торговля за наличные, другие наличные платежные средства и с использованием платежных карточек, а к пунктам продажи товаров (п.п. 14.1.211 НКУ), в частности, относятся магазины и другие торговые точки, расположенные в отдельном помещении, здании или их части, с торговым залом для покупателей.
Сбор за осуществление торговой деятельности с приобретением торгового патента уплачивается по местонахождению пункта продажи (п.п. 267.5.1. НКУ) ежемесячно не позднее 15 числа месяца, предшествующего отчетному, т. е. авансом (п.п. «б» п.п. 267.5.2 НКУ), по ставкам, установленным местными органами власти (п.п. 267.3.1 НКУ). В частности, в случае осуществления торговой деятельности на территории города Киева и областных центров ставка сбора составляет от 0,08 до 0,4 размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января календарного года (т. е. в 2012 году — в размере от 86 грн. до 429 грн., с учетом проведенного согласно п.п. 267.3.9 НКУ округления размера сбора до целых гривень; минзарплата по состоянию на 1 января 2012 года — 1073 грн., ст. 13 Закона о госбюджете на 2012 год). Вместе с тем по желанию субъект хозяйствования может внести плату за торговый патент авансовым платежом до конца календарного года (п.п. 267.5.4 НКУ).
При этом торговый патент выдается в течение трех дней (п.п. 267.4.3 НКУ) со дня подачи субъектом хозяйствования заявки на его приобретение, оформленной в порядке, оговоренном п. 267.4 НКУ. Срок действия торгового патента — 60 календарных месяцев.
Торговый патент на проведение торговой деятельности приобретается для каждого пункта продажи товаров (п.п. 267.4.6 НКУ). Передача торгового патента другому субъекту хозяйствования или другому обособленному подразделению субъекта хозяйствования не разрешается (п.п. 267.6.5 НКУ). Торговый патент (либо его нотариально заверенная копия, п.п. 267.6.3 НКУ) должен быть размещен на открытом, доступном для осмотра месте — фронтальной витрине магазина, а при ее отсутствии — возле РРО.
Кроме того, для начала работы субъекту хозяйствования предстоит получить разрешение органов пожарного надзора (п. 1 «пожарных» Порядка № 150*, п. 3 Инструкции № 278*), а также разрешение органов СЭС (ст. 15 Закона № 4004*).
* Порядок № 150 — Порядок выдачи Государственной инспекцией техногенной безопасности разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденный постановлением КМУ от 14.02.2001 г. № 150.
Инструкция № 278 — Инструкция по организации работы органов государственного пожарного надзора по вопросам выдачи разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденная приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 11.05.2006 г. № 278.
Закон № 4004 — Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-ХII.
А вот разрешение на размещение объекта торговли субъекту хозяйствования получать не нужно — сбор за выдачу такого разрешения отменен (в ст. 10 НКУ в числе местных налогов и сборов его больше нет). Да и сам Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV, нужно заметить, выдачи такого разрешения не предусматривает: как отмечалось в письме Госкомпредпринимательства от 30.03.2011 г. № 3019 на этот счет, необходимость получения такого документа не предусмотрена ни одним законом Украины.
Поступление ювелирных изделий и подготовка к продаже
Ювелирные изделия могут приобретаться субъектом хозяйствования как у других субъектов хозяйствования, так и из Государственной сокровищницы НБУ, Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, а также за пределами Украины (п. 3 Правил № 802).
Прием поступающих в ювелирный магазин ювелирных изделий осуществляется только при наличии сопроводительных документов: ТТН, приходно-расходных накладных, счетов-фактур и пр., а также документов, подтверждающих качество. В целом же, нужно заметить, поскольку специальной «особой» первички на поступление и торговлю ювелирными изделиями действующим законодательством не предусмотрено, операции оформляют в общеустановленном порядке — путем выписки приходных (на поступление) и расходных (на отпуск) накладных. По желанию субъект хозяйствования также может дополнить свой «ювелирный» документооборот самостоятельно разработанными документами и учетными регистрами (п. 2.7 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88).
При приеме ювелирных изделий проверяется: наличие нанесенной на ювелирное изделие маркировки, опломбированного товарного ярлыка (который должны иметь ювелирные изделия как отечественного, так и иностранного производства), именных оттисков производителей (так называемых — именников) и оттисков государственных пробирных клейм Украины (на ювелирных изделиях иностранного производства — оттисков государственных пробирных клейм Украины, ст. 13 Закона № 637, п. 18 Правил № 460).
Особенности оформления товарного ярлыка (наличие на его лицевой и обратной стороне соответствующей информации о производителе и ювелирном изделии) оговорены п. 17 Правил № 460.
Именное клеймо (именник) обязаны использовать субъекты хозяйствования — производители ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов. Проставлять его производители должны на всех изготовленных ими изделиях. При этом оттиск именника обязательно должен быть зарегистрирован в органах, осуществляющих государственный пробирный контроль (п. 24 ст. 1 Закона № 637). Порядок регистрации оттисков именников изготовителей ювелирных изделий в Государственной пробирной службе оговорен Инструкцией № 466. Использование именника, не зарегистрированного в органах, осуществляющих государственный контроль, запрещается.
Кроме того, торговля ювелирными и бытовыми изделиями из драгоценных металлов субъектами хозяйствования на территории Украины возможна только при наличии государственного пробирного клейма.
Государственное пробирное клеймо представляет собой знак установленного единого образца, удостоверяющий ценность изделий из драгоценных металлов (п. 22 ст. 1 Закона № 637). Его проставляют органы, осуществляющие государственный пробирный контроль, на ювелирных и бытовых изделиях, изготовленных субъектами хозяйствования, если последние не имеют аккредитованной в установленном порядке Госстандартом Украины лаборатории. Субъектам хозяйствования, имеющим такую лабораторию, разрешается клеймить изделия собственного производства государственным пробирным клеймом самостоятельно. Перечень таких субъектов хозяйствования (их всего 4) приведен в приложении к постановлению КМУ от 02.03.98 г. № 238. Таковыми на сегодняшний день являются:
— Львовский государственный ювелирный завод;
— Винницкое государственное предприятие «Кристалл»;
— ПАО «Киевский ювелирный завод»;
— ЧАО «Харьковский ювелирный завод».
Торговля ювелирными изделиями без оттисков государственного пробирного клейма Украины или документов, подтверждающих их качество, запрещается. За торговлю на территории Украины ювелирными и бытовыми изделиями из драгоценных металлов, не имеющих оттиска государственного пробирного клейма или с оттиском поддельного государственного пробирного клейма, предусмотрен штраф в размере 100 % стоимости изделий, находящихся в продаже (ч. 4 ст. 22 Закона № 637). Форма постановления о наложении штрафа за нарушение в данном случае утверждена приказом Минфина Ураины от 14.08.2003 г. № 499.
При этом изображения государственных пробирных клейм Украины вместе с «ювелирными» Правилами № 460, информацией об установленных в Украине пробах для изделий из драгоценных металлов, порядком экспертизы драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней, извлечением из ст. 8 Закона о защите прав потребителей, а также прочей необходимой информацией должны быть размещены в торговом помещении в доступном для покупателей месте.
Хотя, нужно заметить, не все ювелирные изделия подлежат клеймению. Так, в частности, согласно п. 23 ст. 1 Закона № 637 не подлежат обязательному клеймению в органах государственного пробирного контроля полуфабрикаты и слитки из драгоценных металлов; изделия из драгоценных металлов, имеющие историческую или археологическую ценность, а также ордена, медали и монеты, мелкая насечка (инкрустация) золотом и серебром на оружии, предметах быта, религиозного культа и т. п.; сусаль желтая и сусаль серебряная; приборы, лабораторная посуда и другие изделия, которые изготовляются из драгоценных металлов и предназначены для научных, производственных, медицинских и других целей. Если такие изделия поступают в продажу, то они должны иметь документ органов государственного пробирного контроля, подтверждающий их надлежащее качество, а для драгоценных камней — соответствующее экспертное заключение Государственного гемологического центра Украины (п. 18 Правил № 460).
Перед передачей ювелирных изделий в торговый зал проводится их подготовка к продаже, включающая внешний осмотр, проверку наличия маркировки и качества упаковки, линейных размеров номеров колец и браслетов, установленных пробирных клейм, пломб и товарных ярлыков, выявление дефектов. Попутно отметим, что, учитывая особую ценность ювелирных изделий, их инвентаризацию проводят дважды год — по состоянию на 1 января и на 1 июля.
Расчеты с покупателями
Наличные расчеты с покупателями за ювелирные изделия проводятся с использованием регистраторов расчетных операций (РРО) с обязательной выдачей покупателю расчетного документа — кассового чека.
Если ювелирные изделия оказались ненадлежащего качества (права покупателей)
Сразу укажем, что ювелирные изделия надлежащего качества обмену и возврату не подлежат. А вот при ненадлежащем качестве ювелирных изделий права покупателей оговаривает п. 10 Правил № 460. Так, согласно этому пункту в случае выявления в течение 2 лет со дня покупки:
— недостатков ювелирного изделия — покупатель вправе требовать: пропорционального уменьшения цены изделия, бесплатного устранения недостатков в разумный срок или возмещения расходов на устранение недостатков;
— существенных недостатков ювелирного изделия, возникших по вине производителя (продавца) или фальсификации ювелирного изделия, подтвержденного заключением экспертизы, покупатель вправе по своему выбору требовать от продавца (производителя): разрыва договора и возврата уплаченной за изделие суммы; замены ювелирного изделия на аналогичное из числа имеющихся в наличии.
В таких случаях требования покупателя удовлетворяются на основании составленного им письменного заявления в двух экземплярах. На экземпляре заявления, остающемся у покупателя, в этом случае обязательно должны быть указаны: наименование ювелирного изделия, фамилия и должность лица, принявшего некачественное ювелирное изделие и заявление, его подпись, дата принятия заявления, штамп (печать) субъекта хозяйствования. При необходимости (если нужно определить причину потери качества) в 3-дневный срок со дня поступления письменного заявления от покупателя ювелирное изделие может быть направлено на экспертизу, проводимую за счет субъекта хозяйствования.
Комиссионная торговля ювелирными изделиями
Ювелирные изделия также могут реализовываться и на условиях договора комиссии. Комиссионная торговля ювелирными изделиями регулируется отдельными Правилами № 678. Согласно п. 1.2 Правил № 678 комиссионная торговля ювелирными изделиями — это вид розничной торговли ювелирными изделиями, которые поступают от их собственников на условиях договора комиссии и предназначаются для дальнейшей продажи конечному потребителю. При этом на комиссию могут приниматься ювелирные изделия как от физических лиц (в том числе физлиц-предпринимателей), так и юридических лиц, отечественного и иностранного производства (как новые, так и бывшие в употреблении), при условии, что они пригодны для использования и не требуют ремонта или реставрации.
Помещение, где происходит прием на комиссию ювелирных изделий, должно быть оснащено аттестованными весоизмерительными средствами со свидетельством о государственной поверке. При этом взвешивание ювелирных изделий из золота и платины осуществляется с точностью не менее, чем до 0,01 грамма, из серебра — до 0,1 грамма, драгоценных камней — до 0,01 карата (п. 1.11 Правил № 678).
Срок реализации принятых на комиссию ювелирных изделий устанавливается по договоренности сторон. Цены на ювелирные изделия устанавливаются комиссионером по договоренности с комитентом с учетом их качественных характеристик (вес, проба, характеристика вставок), действующих рыночных цен, спроса. О действующих на ювелирные изделия ценах, спросе населения на такие или аналогичные ювелирные изделия комиссионер должен проинформировать комитента.
Ювелирное изделие, принятое на комиссию, не позднее следующего дня должно быть выставлено в торговом зале для продажи. Нереализованные в течение установленного срока ювелирные изделия, принятые на комиссию, по договоренности сторон могут уцениваться.
Наличные расчеты с покупателями за принятые на комиссию и реализованные ювелирные изделия комиссионер осуществляет через РРО с выдачей покупателю расчетного документа — кассового чека. Что касается расчетов комиссионера с комитентом, то согласно п. 5.7 Правил № 460 деньги за проданные ювелирные изделия (в зависимости от условий договоренности) перечисляются либо на счет комитента в банке, либо выплачиваются комиссионером наличными из кассы. В последнем случае передача полученной наличной выручки от комиссионера комитенту не потребует регистрации через РРО (т. е. такие наличные расчеты комиссионера с комитентом могут проводиться без применения РРО, с оформлением расходного кассового ордера). Связано это с тем, что передача выручки в данном случае не подпадает под определение термина «расчетная операция» из ст. 2 Закона об РРО (комиссионер не является покупателем и деньги ему передаются не за возвращенный товар; на это в прошлом обращалось внимание и в письмах ГНАУ от 27.06.2003 г. № 5768/6/15-1116 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 54 и письме Госкомпредпринимательства от 21.04.2003 г. № 1-221/2356*). О документальном оформлении отношений комиссионера с комитентом см. на с. 31 .
*Хотя, например, на сегодняшний день в разделе 07.02 Единой базы налоговых знаний, размещенной на сайте ГНСУ, можно встретить консультацию с противоположным выводом — «за» необходимость проведения через РРО наличных расчетов комиссионера с комитентом — с чем мы согласиться не можем.
Вместе с тем, помимо собственно торговой деятельности, в ювелирных магазинах и отделах (в том числе комиссионных) может быть организована продажа сопутствующих товаров и предоставление дополнительных услуг покупателям, в частности, гравировка изделий, комплектация подарочных наборов из ювелирных изделий, имеющихся в продаже, художественное оформление упаковки, а также ремонт. На последнем достаточно распространенном виде оказываемых услуг по ремонту ювелирных изделий далее остановимся подробнее.