Темы статей
Выбрать темы

Собственные поступления. Плата за прохождение медосмотра кандидатами в водители

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Плата за прохождение медосмотра кандидатами в водители

 

Наша поликлиника начиная с 2009 года предоставляет услуги по проведению обязательных профилактических медицинских осмотров, а также медицинских осмотров кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Недавно одним из таких кандидатов в водители была внесена плата за проведение медосмотра, но фактически услуга ему не была предоставлена в связи с тем, что лицо не явилось для прохождения медосмотра.

Являются ли указанные денежные поступления доходом поликлиники? Имеет ли право поликлиника использовать их на собственные нужды?

(г. Харьков)

 

В первую очередь отметим, что согласно ст. 18 Основ законодательства Украины о здравоохранении от 19.11.92 г. № 2801-XII все заведения здравоохранения с целью повышения качественного уровня их работы имеют право использовать средства, добровольно переданные предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными гражданами, а также с разрешения собственника или уполномоченного им органа устанавливать плату за услуги в сфере здравоохранения. Иначе говоря, заведениям здравоохранения разрешено предоставлять медицинские услуги на платной основе.

Однако заведения здравоохранения имеют право предоставлять только те виды платных услуг, которые предусмотрены Перечнем № 1138. В частности, п. 8 этого Перечня предусмотрены такие платные услуги, как предварительные профилактические медицинские осмотры при приеме на работу и для получения удостоверения водителя транспортных средств (кроме случаев, когда медицинские осмотры проводятся по направлениям органов государственной службы занятости), медицинские осмотры для получения разрешения на право получения и ношения оружия гражданами, а также соответствующие периодические профилактические медицинские осмотры.

Следует отметить, что на сегодняшний день законодательно определенного порядка предоставления платных услуг медицинскими заведениями нет.

При этом основные требования к порядку проведения медосмотров кандидатов в водители и водителей транспортных средств определены Положением № 124/345. Так, в соответствии с п. 2.3. этого Положения перед проведением предварительного медицинского осмотра кандидат в водители должен подать ряд документов, одним из которых является справка, подтверждающая оплату за проведение медицинского осмотра в отношении права на управление транспортным средством (тарифы устанавливают Совет министров АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации).

То есть медицинский осмотр кандидатов в водители осуществляется только после предварительного внесения ими платы за проведение такого осмотра.

Что же касается отражения поступления оплаты за прохождение медосмотра в составе доходов соответствующего бюджетного учреждения, то согласно п. 4 ст. 13 БКУ плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности, относится к первой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений и включается в специальный фонд бюджета. Заметим, что бюджетные учреждения имеют право направлять эти поступления на покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением услуг, предоставляемых учреждениями согласно их основной деятельности.

Однако в ситуации, приведенной в вопросе, речь идет прежде всего не о получении дохода, а о возникновении обязательства у поликлиники перед физическим лицом, которым была осуществлена предоплата за проведение медицинского осмотра.

Напомним, что обязательством в соответствии с ч. 1 ст. 509 ГКУ является правоотношение, в котором одна сторона (должник) обязана совершить в пользу другой стороны (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу, предоставить услугу, уплатить деньги и т. п.) или воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Соответственно в результате осуществления вышеуказанной операции в бухгалтерском учете поликлиники возникла кредиторская задолженность перед лицом, которым была внесена плата за фактически еще непредоставленные услуги.

Для обобщения информации о расчетах за услуги, предоставление которых связано с выполнением основных функций и задач бюджетного учреждения, в частности за медицинский осмотр кандидатов в водители, целесообразно применять субсчет 674 «Расчеты по специальным видам платежей». Согласно Порядку применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденному приказом Главного управления Госказначейства от 10.12.99 г. № 114, субсчет 674 кредитуется на сумму полученных средств и дебетуется на сумму начисленных средств.

На этом субсчете кредиторская задолженность должна учитываться до момента ее погашения или до окончания срока исковой давности, общая продолжительность которого в соответствии со ст. 257 ГКУ составляет 3 года.

В течение этого срока бюджетное учреждение со своей стороны должно принять все необходимые меры для выполнения собственных обязательств перед кредитором. В частности, с целью урегулирования ситуации, приведенной в вопросе, работники поликлиники должны связаться с лицом, которым была осуществлена предоплата за проведение медосмотра, и обеспечить надлежащее предоставление данной услуги. В случае отказа по определенным причинам от прохождения медосмотра плата за непредоставленную услугу возвращается такому лицу.

Если же лицо не явилось ни для прохождения медосмотра, ни для возврата ему денежных средств или если установить связь с этим лицом не удалось, а срок исковой давности истек, соответствующая сумма кредиторской задолженности списывается с баланса бюджетного учреждения на результат исполнения сметы доходов и расходов.

Механизм списания кредиторской задолженности с бухгалтерского учета бюджетных учреждений (в случае окончания срока исковой давности по такой задолженности) определен Порядком списания кредиторской задолженности бюджетных учреждений, срок исковой давности которой истек, утвержденным приказом Госказначейства от 08.05.2001 г. № 73 (далее — Порядок № 73). В частности, п.п. 1.1 названного Порядка предусмотрено, что комиссия, утвержденная приказом руководителя бюджетного учреждения, должна произвести инвентаризацию расчетов, по результатам которой составить акт произвольной формы, где указать сумму кредиторской задолженности (срок исковой давности которой истек и которая является безнадежной для погашения), название и местонахождение кредитора, дату и причины возникновения задолженности, а также меры, принимавшиеся для ее ликвидации.

Решение о списании кредиторской задолженности по собственным поступлениям, по которой истек срок исковой давности, принимается руководителем бюджетного учреждения самостоятельно . Непосредственно списание производится на основании приказа руководителя такого учреждения. Причем информация о списании с учета кредиторской задолженности по собственным поступлениям, срок исковой давности которой истек, бюджетным учреждением доводится до сведения вышестоящего учреждения (п. 2 Порядка № 73).

Особое значение имеет правильность отражения расчетных операций на счетах бухгалтерского учета. Поэтому при осуществлении учетных
записей следует прежде всего руководствоваться Инструкцией № 61. Учитывая требования данного нормативного акта, рассмотрим порядок отражения в учете расчетов, связанных с предоставлением услуг заведениями здравоохранения, на условном примере.

Пример. Для прохождения медицинского осмотра кандидат в водители внес в кассу поликлиники плату в сумме 160 грн., которая зачислена на специальный регистрационный счет данного медицинского заведения.

Рассмотрим несколько вариантов дальнейшего развития событий:

а) по результатам проведенного медосмотра осуществлены соответствующие записи в Медицинскую карточку осмотра водителя (кандидата в водители) транспорта (ф. № 142-0) и отражено получение дохода от предоставления данной услуги;

б) в связи с отказом от прохождения медосмотра возвращена ранее внесенная плата;

в) списана кредиторская задолженность с бухгалтерского учета медицинского заведения по окончании срока исковой давности.

В бухгалтерском учете такие хозяйственные операции будут отражаться следующим образом:

 

Учет платы за прохождение медосмотра кандидатами в водители

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма,
грн.

Дт

Кт

1

Поступили денежные средства в кассу заведения здравоохранения за проведение медицинского осмотра кандидата в водители

301

674

160

2

Зачислены средства, поступившие в кассу заведения в качестве платы за проведение медицинского осмотра, на специальный регистрационный счет

323

301

160

3

Погашена кредиторская задолженность в результате:

а) осуществления медосмотра кандидата в водители. Отражено получение дохода от предоставления данной услуги

674

711

160

б) возврата платы за непредоставленные услуги

301

323

160

674

301

160

в) списания суммы кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, на результат исполнения сметы доходов и расходов учреждения

674

432

160

 

Вместе с тем отметим, что на практике достаточно часто сумму предварительно полученной платы за предоставление услуг отражают в составе доходов по кредиту субсчета 711 «Доходы по средствам, полученным в качестве платы за услуги» одновременно с оприходованием этих средств по дебету субсчета 301 «Касса в национальной валюте». Однако такая корреспонденция субсчетов противоречит требованиями Инструкции № 61, а следовательно, является неправильной. Ведь сам факт поступления денежных средств в кассу или на регистрационный счет не является основанием для возникновения дохода, а лишь предусматривает возникновение обязательства выполнить определенные встречные действия (в данном случае — предоставление услуг).

Следовательно, отражение в бухгалтерском учете подобной операции по дебету субсчета 301 и кредиту субсчета 711 следует рассматривать как ошибочную учетную запись, которая обязательно должна быть исправлена. При этом следует иметь в виду, что порядок исправления ошибок в первичных документах и учетных регистрах определен Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.

 

Юлия Крот, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше