Об администрировании экологического налога в 2012 году
Письмо Государственной налоговой службы Украины от 13.03.2012 г. № 7224/7/15-2117
Государственная налоговая служба Украины сообщает, что пунктом 27 статьи 4 Закона Украины от 22 декабря 2011 года № 4282-VI «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» (далее — Закон № 2154-VI) определено, что 30 процентов экологического налога (кроме экологического налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока) являются источниками формирования специального фонда Государственного бюджета Украины на 2012 год.
Экологический налог, взимаемый за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срок в полном объеме поступают в специальный фонд Государственного бюджета Украины (п. 24 ст. 4 Закон № 2154-VI).
Согласно пункту 51 раздела VI Бюджетного кодекса Украины от 8 июля 2010 года № 2456-VI с дополнениями, внесенными Законом Украины от 23 декабря 2010 года № 2856-VI, экологический налог (кроме налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока) зачисляется, в частности, в 2012 году в специальный фонд местных бюджетов в размере 70 процентов, в том числе: в сельские, поселковые, городские бюджеты — 50 процентов, областные бюджеты и бюджет Автономной Республики Крым — 20 процентов, бюджеты городов Киева и Севастополя — 70 процентов.
По налоговым обязательствам по экологическому налогу, возникшим, в частности, с 1 января до 31 декабря 2012 года включительно, ставки налога составляют 50 процентов от ставок, предусмотренных статьями 243 — 246 Кодекса (пункт 2 подраздела 5 раздела XX «Переходные положения» Кодекса).
Согласно статье 250 Кодекса базовый налоговый (отчетный) период по экологическому налогу равен календарному кварталу.
Следует отметить, что пунктами 3 — 8 раздела I Закона Украины от 22 декабря 2011 года № 4235-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по пересмотру ставок некоторых налогов и сборов» (далее — Закон № 4235) ставки экологического налога увеличены в среднем на 8,9 процента.
Обращаем внимание, что в разделе II «Заключительные положения» Закона № 4235 указано, что он вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных изменений.
Учитывая предписания статей 94 Конституции Украины и 4 Указа Президента Украины от 10.06.97 № 503/97 «О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу» нормативно-правовые акты Верховной Рады Украины и Президента Украины вступают в силу через десять дней со дня их официального обнародования, если иное не предусмотрено самими актами, но не ранее дня их опубликования в официальном печатном издании.
Законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица согласно статье 58 Конституции Украины.
Учитывая изложенное, нормы Закона № 4235 применяются с момента вступления его в силу, т. е. со дня его официального опубликования (13.01.12).
Таким образом, плательщики экологического налога за I квартал 2012 года подают в органы налоговой службы по каждому объекту налогообложения два приложения к Налоговой декларации экологического налога, т. е. начиная с 1 января по 12 января с. г. включительно по ставкам экологического налога, действовавшим с 1 января по 12 января этого года, а с 13 января по 31 марта этого года включительно согласно Закону № 4235. Соответственно при исчислении налоговых обязательств по экологическому налогу за II, III и IV кварталы с. г. применяются ставки налога, установленные Законом № 4235.
Порядок представления Налоговой декларации экологического налога и уплаты налоговых обязательств в 2012 году не изменился .
Плательщики налога, кроме тех, которые осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения в случае использования ими топлива, и налоговые агенты составляют налоговые декларации по форме, утвержденной приказом ГНА Украины от 24.12.10 № 1010 «Об утверждении формы Налоговой декларации экологического налога», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 12.01.11 под № 26/18764 и подают ее в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в органы государственной налоговой службы и уплачивают налог в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, за исключением налоговых агентов, которые осуществляют ввоз топлива на таможенную территорию Украины и уплачивают налог до или в день представления таможенной декларации:
— за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение в течение отчетного квартала отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах — по месту размещения стационарных источников, специально отведенных для этого мест или объектов;
— за топливо, реализованное налоговыми агентами, — по месту нахождения такого налогового агента на налоговом учете в органах государственной налоговой службы;
— за образование радиоактивных отходов и временное хранение радиоактивных отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срока — по месту нахождения плательщика на налоговом учете в органах государственной налоговой службы.
Следовательно, предельным сроком представления Налоговой декларации экологического налога за IV квартал 2011 года является 9 февраля 2012 года, а последним днем уплаты сбора — 17 февраля 2012 года; за I квартал 2012 года, соответственно — 10 мая 2012 года и 18 мая 2012 года; за II квартал текущего года — 9 августа 2012 года и 17 августа 2012 года; за III квартал текущего года — 9 ноября 2012 года и 19 ноября 2012 года; за IV квартал 2012 года — 11 февраля 2013 года и 19 февраля 2013 года.
К Налоговой декларации экологического налога прилагаются семь приложений, являющихся ее неотъемлемой частью. При отсутствии у плательщика соответствующих объектов налогообложения соответствующие приложения не прилагаются, а строки Налоговой декларации прочеркиваются.
Если место представления налоговых деклараций не совпадает с местом нахождения на налоговом учете предприятия, учреждения, организации, гражданина — субъекта предпринимательской деятельности, которым в установленном порядке выдано разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, специальное водопользование и размещение отходов, в орган государственной налоговой службы, в котором такое предприятие, учреждение, организация или гражданин — субъект предпринимательской деятельности состоит на учете, подаются в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) периода, копии соответствующих налоговых деклараций.
Если плательщик налога с начала отчетного года не планирует осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов в течение отчетного года, то такой плательщик налога должен уведомить об этом соответствующий орган государственной налоговой службы по месту расположения источников загрязнения и составить заявление произвольной формы об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления экологического налога. В противном случае плательщик налога обязан подавать налоговые декларации в соответствии с требованиями Кодекса.
Согласно пункту 250.3 статьи 250 Кодекса орган исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, территориальные органы центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды до 1 декабря года, предшествующего отчетному, подают в органы государственной налоговой службы перечни предприятий, учреждений, организаций, физических лиц — предпринимателей, которым в установленном порядке выданы разрешения на выбросы, специальное водопользование и размещение отходов, а также направляют информацию о внесении изменений в Перечень до 30 числа месяца, следующего за кварталом, в котором такие изменения состоялись.
Территориальные органы центрального органа исполнительной власти в сфере использования ядерной энергии, обеспечения соблюдения требований ядерной и радиационной безопасности до 1 декабря года, предшествующего отчетному, подают в органы государственной налоговой службы перечни предприятий, учреждений, организаций, физических лиц — субъектов деятельности в сфере использования ядерной энергии, в результате деятельности которых образовались, образуются или могут образоваться радиоактивные отходы и которые временно хранят такие отходы сверх установленного особыми условиями лицензии срока, а также направляют информацию о внесении изменений в перечень до 30 числа месяца, следующего за кварталом, в котором такие изменения состоялись (пункт 250.4 статьи 250 Кодекса).
Органы государственной налоговой службы согласно пункту 250.12 статьи 250 Кодекса привлекают по предварительному согласованию работников органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым и специальных подразделений центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды для проверки правильности определения плательщиками налога фактических объемов выбросов стационарными источниками загрязнения, сбросов и размещения отходов.
Также органы государственной налоговой службы привлекают по предварительному согласованию территориальные заведения государственной санитарно-эпидемиологической службы и территориальные органы центрального органа исполнительной власти в сфере использования ядерной энергии, обеспечения соблюдения требований ядерной и радиационной безопасности для проверки правильности определения плательщиками фактических объемов радиоактивных отходов.
Заместитель Председателя А. Игнатов
комментарий редакции
ГНСУ разъясняет порядок уплаты эконалога в 2012 году
Комментируемым сегодня письмом ГНСУ продолжает свою давнюю традицию в начале каждого года информировать налогоплательщиков об особенностях исчисления и уплаты тех или иных налогов и сборов (в основном ресурсных) в текущем году. К сожалению, с принятием НКУ отказаться от такой традиции не получилось, поскольку уже давно стало ясно, что декларируемая этим Кодексом стабильность налогового законодательства — всего лишь пустой звук.
Одна из причин, по которой главное налоговое ведомство вынуждено и далее вести разъяснительную работу, — изменение с 13 января 2012 года ставок налогообложения, определенных в абсолютных значениях, по целому ряду налогов и сборов, в том числе и по экологическому налогу (см. в этом контексте также письма ГНСУ от 07.02.2012 г. № 3629/7/15-2117 по сбору за пользование радиочастотным ресурсом Украины // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 14, с. 1; от 22.02.2012 г. № 5157/7/15-2117 по плате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 21, с. 3; от 28.02.2012 г. № 5847/15-2117 по сбору за специальное использование воды // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 22, с. 6).
В сегодняшнем письме плательщикам экологического налога рекомендовано за І квартал 2012 года подать соответствующим органам ГНС по каждому объекту налогообложения два приложения к декларации по этому налогу: по старым ставкам, которые действовали с 01.01.2012 г. по 12.01.2012 г. включительно, и по новым ставкам — за период с 13.01.2012 г. по 31.03.2012 г. включительно.
В остальном, как утверждается в письме, порядок предоставления Налоговой декларации экологического налога и уплаты налоговых обязательств по нему в 2012 году не изменился. В связи с этим мы бы хотели обратить внимание читателей:
— во-первых, на тематический номер газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 82, который полностью посвящен нюансам исчисления эконалога и может сослужить хорошую службу его плательщикам и в этом году,
и
— во-вторых, на Обобщающую налоговую консультацию по уплате экологического налога, взимаемого за размещение бытовых отходов, утвержденную приказом ГНСУ от 16.12.2011 г. № 258 («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 103), с выходом которой при неизменном законодательстве подход к проблеме обложения эконалогом бытового мусора (и отходов в целом) резко поменялся, благо, в пользу налогоплательщиков. Это значит, что в 2012 году отчитываться по эконалогу и уплачивать его будут только реальные его плательщики, а те, кто был принудительно возведен в этот ранг налоговиками, оказывается, даже не должны подавать на 2012 год заявление об отсутствии источников загрязнения (об этом сказано в одной из консультаций в ЕБНЗ под кодом 300.06). И уж тем более в этом году такие субъекты хозяйствования не обязаны подавать отчетность по эконалогу (если, конечно, у них нет других объектов для его исчисления).
В завершение напомним, что налогоплательщики, которые самостоятельно (читай — по принуждению местных ГНИ) декларировали и уплачивали экологический налог «за мусор», но по закону не должны были этого делать, сейчас могут вернуть такие суммы либо направить их на погашение налогового долга по другим налогам или текущих налоговых обязательств (как это сделать практически, рассказывалось в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 23, с. 46).
Игорь Хмелевский