Об отдельных операциях с наличностью
Письмо Национального банка Украины от 05.03.2012 г. № 25-310/528-2500
Национальный банк Украины рассмотрел <…> обращение <…> относительно предоставления разъяснения применения подзаконных нормативно-правовых актов Национального банка Украины сообщает.
Относительно предоставления предприятием (или предпринимателем) держателям платежных карточек услуги по выдаче наличности с помощью платежного терминала
В соответствии с пунктом 2.4 главы 2 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 г. № 637 (далее — Положение) и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 13.01.2005 г. под № 40/10320 (с изменениями), если предприятие (предприниматель) в соответствии с законодательством Украины принимает к обслуживанию специальные платежные средства с целью проведения оплаты стоимости товаров или услуг и оснащено платежным терминалом (в том числе соединенным или объединенным с регистратором расчетных операций), то такое предприятие (предприниматель) может за счет наличной выручки или средств, полученных из банка, предоставлять держателю специального платежного средства Национальной системы массовых электронных платежей и других платежных систем (если такая услуга предусмотрена их правилами) услуги по выдаче наличности с распечаткой квитанции платежного терминала (или расчетного документа) и отражением таких операций в соответствующей книге учета.
Национальный банк Украины имеет право устанавливать ограничения по выдаче наличности по специальным платежным средствам.
Ограничения по выдаче наличности по специальным платежным средствам могут устанавливаться платежной организацией соответствующей платежной системы и банками — членами данной системы.
Относительно необходимости ведения книги учета выданных и принятых старшим кассиром денег, если на предприятии только один кассир
Согласно пункту 4.6 главы 4 Положения старший кассир перед началом рабочего дня (при наличии на предприятии нескольких кассиров) выдает другим кассирам авансом необходимую для расходных операций сумму наличности под роспись в книге учета выданных и принятых старшим кассиром денег (приложение 6), которую ведет старший кассир.
Кассиры в конце рабочего дня обязаны составить отчет о полученной и выданной наличности по соответствующим кассовым документам и сдать остаток наличности и кассовые документы по проведенным операциям старшему кассиру под роспись в книге учета выданных и принятых старшим кассиром денег.
Книга учета выданных и принятых старшим кассиром средств применяется также для учета наличности, выданной из кассы предприятия доверенному лицу, выплачивающему заработную плату в течение установленного срока, и возврата им имеющейся наличности и кассовых документов.
Таким образом, при наличии у предприятия только одного кассира учет принятой и выданной наличности ведет данный кассир в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов и кассовой книге.
Заместитель Председателя Национального банка Украины В. Рычаковская
комментарий редакции
НБУ о выдаче наличных через терминал и книге старшего кассира
1. Снять наличные с карточки можно не только в банкомате, но и в магазине, но чаще всего — только теоретически. Из содержания п. 2.4 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637 (далее — Положение № 637), который процитирован в этой части комментируемого письма, может показаться, что в случае возникновения экстренной необходимости в снятии наличных держатель банковской платежной карточки (БПК) запросто может сделать это в любом супермаркете (да и вообще, у любого торговца любого профиля), принимающего БПК к оплате.
Не отрицаем, такая возможность действительно предусмотрена Положением № 637, что и подтверждается этим письмом. На самом же деле как банки-эквайры, обслуживающие безналичный оборот по платежным терминалам, которые установлены у торговцев, так и сами торговцы чаще всего открещиваются от реализации такой возможности на практике, поэтому и вопрос, поставленный перед НБУ*, и ответ на него носят чисто теоретический характер. Тем не менее мы посчитали необходимым дополнить его некоторыми существенными замечаниями.
* «Имеет ли право предприятие (или предприниматель) предоставлять держателям платежных карточек услуги по выдаче наличности с помощью платежного терминала?»
1. В принципе не имеет значения, к кому из торговцев, оснащенному платежным терминалом, обратиться — к юридическому лицу или к физлицу-предпринимателю, конечно, если кто-либо из них отважился на оказание такой услуги, как выдача наличности держателям БПК (из сказанного выше понятно, что именно в этом и может состоять главная проблема). Тем не менее рассматриваемая норма Положения № 637 распространяется и на тех, и на других, следовательно, при наличии собственной доброй воли, а также согласия банка, закрепленного в договоре эквайринга, выдавать деньги через терминал могут и предприятия, и предприниматели. Однако если карточка эмитирована той платежной системой, правила которой не предусматривают такой услуги, то получить по ней деньги не в банкомате, а у торговца, естественно, не выйдет. Но это скорее забота самих держателей БПК, чем торговцев, от которых в данном случае ничего не будет зависеть.
2. Последним важно иметь в виду другую норму Положения № 637 (см. п. 3.5), которая в комментируемом письме не прозвучала: на общую сумму проведенных за день операций по выдаче наличных через платежный терминал торговец должен составить расходный кассовый ордер на основании квитанций платежного терминала (слипов) и произвести соответствующую запись в кассовой книге.
Казалось бы, в соблюдении этого требования нет ничего сложного. Однако при более глубоком анализе сразу всплывает вопрос, который затрагивался нами еще в редакционном комментарии к письму Национального банка Украины от 22.06.2009 г. № 11-113/2614-11909 («Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 56). Если кратко, то его суть сводится к тому, нужно ли в обязательном порядке вести кассовую книгу на каждой торговой точке, оборудованной РРО? Тогда мы пришли к выводу, что вполне можно обходиться и без кассовой книги , при условии, если не осуществляются такие расходные операции, как выплата зарплаты и/или выплаты на хознужды, т. е. весь наличный оборот фиксируется через РРО.
Если снова вернуться к приведенной выше норме п. 3.5 Положения № 637, то выходит, что торговцу, оказывающему услугу по выдаче наличных через терминал, кассовую книгу придется оформить на каждую торговую точку, в которой предоставляется такая услуга, иначе куда будет записываться тот РКО, который составлен на общую сумму выданных наличных через платежный терминал?
Но главный вопрос заключается даже не в этом (подумаешь, проблема — завести кассовую книгу), а в том, что непонятно, как отразить такой РКО в этой кассовой книге. Ведь нельзя же просто регистрировать в ней выдачу наличных через платежный терминал, не показав их оприходование. По-видимому, чтобы все сошлось, придется в конце дня приходовать в кассу (выписывать ПКО) не на фактический остаток наличности, а на фактический остаток плюс уже выданные деньги держателям БПК. Конечно, такой документооборот искажает реальное движение наличных средств и, более того, вступает в противоречие с абз. вторым и пятым п. 2.6 Положения № 637, из которых явствует запрет на оприходование в кассу фактически отсутствующей там наличности, однако в данном случае ничего другого и не придумаешь…
Добавим, что требования п. 3.5 Положения № 637 распространяются только на предприятия, поскольку физлица-предприниматели вести кассовую книгу (равно как и выписывать кассовые ордера) не обязаны. Предпринимателям итоговый результат операций по выдаче наличных держателям БПК необходимо отразить в соответствующей книге учета (см. п. 2.4 Положения № 637). При этом и те, и другие обязаны каждую оказанную ими услугу по выдаче наличности сопровождать распечатыванием квитанции платежного терминала или расчетного документа, если торговец не освобожден от РРО в соответствии с Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР (далее — Закон об РРО).
3. И наконец, не следует путать возможность получения наличных не в банкомате, а у торговца, оснащенного терминалом, с выдачей наличных за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу), оплата за который происходила в безналичной форме с помощью БПК.
Во-первых , это совершенно разные по своей сути операции (в первом случае выдача наличных сопровождается списанием соответствующей суммы средств с карточного счета* держателя БПК, а во втором потребителю возвращаются деньги, ранее уплаченные им продавцу за некачественный товар, либо наличными, если это возможно, либо путем их зачисления на картсчет).
* Отдавая себе отчет, что термин «карточный счет» уже достаточно давно не используется (мы писали об этом в статье «Новое Положение вместо старого: что изменилось для бухгалтера в порядке использования КПК» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 74), позволим себе применить его для большей наглядности изложения.
Во-вторых , указанные операции регулируются разными нормативно-правовыми актами — соответственно Положением № 637 и Законом об РРО.
В-третьих , в течение довольно длительного времени налоговики тем или иным способом оспаривают саму возможность вернуть наличные деньги при возврате товара, приобретенного по безналичному расчету, а также при возврате безналичных предоплат за неотгруженный товар/неоказанную услугу. Причем, как нам показалось из консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы», 2010, № 15, с. 42, они не разделяют случаи, когда покупателю просто возвращаются деньги до исполнения договора купли-продажи товара/оказания услуги и когда такой возврат связан с возвратом товара продавцу. Вердикт налоговиков один: возвращать деньги, полученные в безналичной форме, следует тоже в безналичной форме через учреждение банка.
Надо сказать, что из определения расчетной операции, данного в ст. 2 Закона об РРО, действительно может показаться, что существует жесткая связь типа «наличными уплатил — наличными возвратили» и то же самое в отношении уплаты при помощи БПК. Однако, на наш взгляд, такой подход является ошибочным хотя бы уже в силу того, что установление способа выполнения обязательств (в наличной или безналичной форме) не входит в сферу регулирования Закона об РРО. Но это уже тема для отдельного разговора…
2. Если нет старшего кассира, то Книга учета выданных и принятых старшим кассиром денег не ведется. Этот вопрос из письма НБУ довольно прост для понимания и не требует обширных комментариев. В принципе, и так было очевидно, что при наличии у предприятия только одного кассира нет необходимости привлекать такой учетный документ, как Книга учета выданных и принятых старшим кассиром денег по форме № КО-5 согласно приложению 6 к Положению № 637. В этом случае достаточно будет учет принятой и выданной наличности вести в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов типовой формы № КО-3 или № КО-3а и кассовой книге. Однако даже при одном-единственном кассире упомянутая книга все же понадобится, если он сам не выплачивает заработную плату всем сотрудникам предприятия, а делает это с помощью доверенных лиц, выплачивающих деньги персоналу обособленных или структурных подразделений.
Игорь Хмелевский