Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Предоставление финотчетности неприбыльными организациями

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Предоставление финотчетности неприбыльными организациями

 

Подскажите, нужно ли неприбыльной организации подавать в органы ГНС финансовую отчетность и если да, то какие отчетные периоды следует применять с этой целью? Должны ли неприбыльные организации подавать финотчетность госрегистратору?

(г. Донецк)

 

I. Обязанность по подаче финотчетности . Правовой основой для ответа на поставленный вопрос является п. 46.2 НКУ, который с 01.01.2011 г. обязывает плательщиков налога на прибыль предоставлять вместе с соответствующими декларациями квартальную/годовую финотчетность. При этом п.п. 133.1.4 НКУ устанавливает, что неприбыльные учреждения и организации в случае получения прибыли от неосновной деятельности и/или доходов, подлежащих налогообложению, считаются плательщиками налога на прибыль. В свою очередь, подаваемый ими Налоговый отчет об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций (далее — Отчет) является налоговой декларацией (п. 1.4 Порядка № 56).

Таким образом, если в отчетном периоде неприбыльщик получил облагаемый доход (заполнил часть II Отчета), то к Отчету за этот период он должен приложить соответствующую финотчетность. Что важно: к аналогичным выводам приходят и налоговики (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 110.26). Далее целесообразно сделать несколько дополнений.

Во-первых , если неприбыльщик получил облагаемый доход только в I квартале (при этом в остальных периодах таковой отсутствовал), то финотчетность ему, судя по всему, придется подавать и за все последующие периоды в пределах отчетного года, что обусловлено нарастающим характером Отчета (п. 1.6 Порядка № 56). В том числе это правило затрагивает и неприбыльщиков согласно п.п. «г» п. 157.1 НКУ (с признаком неприбыльности «0011») при уплате ими налога с нераспределенной прибыли по результатам I квартала следующего за отчетным года (п. 157.11 НКУ), даже если в течение отчетного года других облагаемых доходов не возникает.

Во-вторых , финотчетность придется подавать даже в том случае, если облагаемый доход отчетного периода был полностью перекрыт расходами (при этом напоминаем, что они не могут превышать доходов).

II. Отчетные периоды для подачи финотчетности . В уже упоминавшемся п. 46.2 НКУ указано, что финотчетность должна подаваться вместе с квартальной/годовой декларацией (в нашем случае Отчетом). Этим же пунктом установлена поблажка для малых предприятий, которым разрешается подавать лишь годовую финотчетность. В этой связи возникает вопрос: могут ли неприбыльщики считаться малыми предприятиями? Ранее критерии для отнесения к таковым устанавливались ч. 7 ст. 63 ХКУ. В то же время с 19.04.2012 г. в силу вступил Закон № 4618 (см. его обзор в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 36 — 37, с. 38), который исключил из ХКУ такие понятия, как малое, среднее и крупное предприятия. На смену им пришли субъекты микро, малого, среднего и крупного предпринимательства (ч. 3 ст. 55 ХКУ). При этом, несмотря на то что с целью отнесения налогоплательщиков к малым предприятиям, судя по всему, следует ориентироваться на критерии субъектов малого предпринимательства, в настоящий момент существуют опасения, что до внесения в п. 46.2 НКУ соответствующих изменений налоговики на местах могут не признавать возможность предоставления финотчетности раз в год.

В то же время, если ГНСУ проявит благоразумность и не будет требовать ежеквартального предоставления финотчетности от налогоплательщиков, соответствующих критериям субъектов малого предпринимательства, то, по нашему мнению, правом на ежегодную подачу финотчетности смогут воспользоваться и неприбыльные организации (разумеется, при условии соответствия этим критериям).

Однако, как свидетельствует практика, довольно многие сомневаются в возможности отнесения неприбыльщиков к субъектам предпринимательства. Постараемся развеять эти сомнения. Начнем с того, что ч. 3 ст. 55 ХКУ дает определение субъектов малого предпринимательства (юридических лиц) как субъектов хозяйствования, соответствующих определенным критериям. Субъектами хозяйствования при этом являются участники хозяйственных отношений, осуществляющие хозяйственную деятельность (ч. 1 ст. 55 ХКУ), то есть деятельность в сфере общественного производства, направленную на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг стоимостного характера (ч. 1 ст. 3 ХКУ). В свою очередь, согласно ч. 2 ст. 3 ХКУ хозяйственная деятельность может быть и некоммерческой (без цели получения прибыли). Причем для неприбыльных организаций она не является запрещенной*. Более того, довольно часто возможность осуществления хозяйственной деятельности указывается непосредственно в профильном законодательстве (ст. 14 Закона о профсоюзах, ст. 13 Закона об объединениях граждан). Еще одним доказательством данной позиции могут послужить предписания п. 157.15 НКУ, которыми установлено, что основной деятельностью неприбыльщиков считается в том числе продажа товаров, работ и услуг. Что также важно: возможность осуществления неприбыльщиками хозяйственной деятельности подтверждают и суды (см. определение ВАСУ от 02.09.2010 г. по делу № К-24154/07).

* За некоторыми исключениями, установленными профильным законодательством, и при соблюдении определенных условий (очевидно, основными являются условия о «неприбыльности» такой деятельности и ее соответствии учредительным документам).

III. Формы финотчетности . Как известно, отечественное законодательство устанавливает следующие разновидности форм финотчетности: полную согласно П(С)БУ финотчетность субъекта малого предпринимательства, упрощенную финотчетность и финотчетность согласно МСФО (напоминаем, что она должна составляться с использованием форм, установленных П(С)БУ). Причем в данном контексте основной вопрос заключается в том, могут ли неприбыльщики предоставлять финотчетность субъекта малого предпринимательства (так как право на применение упрощенной финотчетности распространяется лишь на «нулевиков» по п. 154.6 НКУ и единоналожников). Для получения такого права они должны удовлетворять критериям субъекта малого предпринимательства согласно ч. 3 ст. 55 ХКУ (об этом см. выше) с учетом ограничений, установленных п. 2 П(С)БУ 25 (дело в том, что в нем все еще остались ограничения, повторяющие предписания уже отмененного Закона № 2063). Таким образом, если неприбыльная организация соответствует данным требованиям, то она вправе предоставлять финотчетность субъекта малого предпринимательства: ф. № 1-м «Баланс» и ф. № 2-м «Отчет о финансовых результатах».

IV. Предоставление финотчетности госрегистратору . В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона о бухучете предприятия (кроме бюджетных учреждений) обязаны ежегодно, до 1 июня следующего за отчетным года, подавать госрегистратору финотчетность в составе баланса и отчета о финрезультатах. При этом, как следует из п. 1 ст. 2 этого Закона, под предприятиями он понимает всех юридических лиц, а также представительства иностранных субъектов хозяйствования. Таким образом, в целях Закона о бухучете неприбыльные организации считаются предприятиями, а значит, они обязаны ежегодно отчитываться перед госрегистратором (кроме бюджетных учреждений) в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 14 Закона о бухучете.

 

Виталий Смердов, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше