Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Говорят, для того, кто прокладывает дорогу, важно выяснить, нет ли уже протоптанной тропы. Для законодателя же важно если не опережать, то хотя бы не отставать от развития тех отношений, которые требуют правового регулирования. Условия использования электронных денег — наверное, один из наиболее удачных примеров недостатка правового регулирования. Расчетам карточками с вниманием законодателя повезло чуть больше. Недавние изменения, внесенные в законодательство о платежных системах, так или иначе затрагивают всех — и банки, и участников платежных систем, и обычных субъектов хозяйствования, и их клиентов. Попробуем разобраться, на что следует обратить внимание в первую очередь.
Елена УВАРОВА, юрист газеты «Налоги и бухгалтерский учет»
Документы статьи
КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.
Закон № 5284 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно функционирования платежных систем и развития безналичных расчетов» от 18.09.2012 г. № 5284-VI.
Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» в редакции Закона Украины от 01.12.2005 г. № 3161-IV.
Закон о платежных системах — Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III.
Положение № 223 — Положение о порядке эмиссии специальных платежных средств и осуществления операций с их использованием, утвержденное постановлением Правления НБУ от 30.04.2010 г. № 223.
Положение № 481 — Положение об электронных деньгах в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 04.11.2010 г. № 481.
Постановление № 878 — постановление Кабмина «Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.09.2010 г. № 878.
Расчеты по карточке
Законодатель не скрывает своего давнего желания увеличить объем операций, совершаемых в безналичной форме (как более контролируемой), в том числе с помощью платежных карточек.
Многих еще до вступления в силу Закона № 5284 обеспокоила его норма, обязывающая «субъектов хозяйствования обеспечивать возможность осуществления держателями электронных платежных средств (далее — ЭПС) расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием ЭПС не менее трех платежных систем, одной из которых является многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины» (п. 14.19 Закона о платежных системах). В свою очередь, в Закон о защите прав потребителей была внесена норма, согласно которой потребитель имеет право на свободное использование ЭПС с учетом режима работы и обязательных для продавца (исполнителя) форм (видов) расчетов, установленных законодательством Украины (ч. 2 ст. 17).
В средствах массовой информации тут же появилась информация о том, что теперь каждая торговая точка обязана обзавестись не менее чем тремя терминалами: 1) универсальным, который принимает любые платежные карточки; 2) терминалом для карточек Национальной системы массовых электронных платежей (НСМЭП); 3) терминалом одного из отечественных банков, чтобы покупатели, имеющие карточку такого банка, экономили на комиссии.
Нам такие категоричные выводы представляются как минимум поспешными. Как указано в абз. втором п. 14.19 Закона о платежных системах, требования к субъектам хозяйствования по приему ЭПС в оплату за проданные товары (предоставленные услуги) определяет Кабмин. Иначе говоря, как и до внесения изменений Законом № 5284, круг тех субъектов, для которых является обязательным обеспечение возможности осуществления расчетов с использованием платежных карточек, — сфера компетенции правительства.
Напомним: история обязательного внедрения специальных платежных средств началась еще в конце 2004 года: именно тогда вступили в силу изменения, внесенные в Закон о платежных системах и обязывающие «торговцев, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг и которые в соответствии с законом должны использовать регистраторы расчетных операций, обеспечить возможность осуществления держателями специальных платежных средств расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием таких специальных платежных средств (как минимум трех международных и/или внутригосударственных платежных систем)» (п. 14.7 Закона в прежней редакции).
На данный момент остается действующим постановление № 878 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 80, с. 3). Предусмотренные им условия:
во-первых, распространяются только на тех субъектов хозяйствования, которые обязаны использовать РРО (в их число, к примеру, не входят физлица-предприниматели на упрощенной системе налогообложения);
во-вторых, освобождают от перехода на обязательное использование платежных терминалов:
— субъектов хозяйствования, осуществляющих хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения до 25 тыс. человек;
— предприятия торговли с торговой площадью до 20 кв. метров (кроме автозаправочных станций).
По нашему мнению, до разработки правительством новых требований к использованию платежных терминалов субъектами хозяйствования следует руководствоваться постановлением № 878.
Что касается требования о «не менее трех платежных системах, одной из которых является многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины», то с его исполнением субъектам хозяйствования до принятия соответствующего постановления Кабмином рекомендуем повременить. В любом случае уверены, что речь не идет о трех разных терминалах. Указанное требование может быть выполнено и с помощью одного терминала, обладающего соответствующими функциональными характеристиками. Пока же рекомендуем ориентироваться на требования все того же постановления № 878. В соответствии с ним количество платежных терминалов должно составлять не менее 50 % количества регистраторов расчетных операций, а при наличии одного регистратора расчетных операций субъект хозяйствования обязан обеспечить прием специальных платежных средств.
Контроль и ответственность
Как предписывает Закон о платежных системах, контроль за соблюдением субъектами хозяйствования требований в отношении осуществления расчетов с использованием ЭПС осуществляет ГНСУ, а за обеспечением защиты прав держателей ЭПС на осуществление указанных расчетов — специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей.
Для управлений по защите прав потребителей указанные полномочия — не в новинку. Но теперь у них появилось полномочие на применение к субъектам хозяйствования, которые ограничивают использование электронных платежных средств, нового и достаточно существенного штрафа в размере 500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (8500 грн.). Параллельно с этим должностные лица субъекта хозяйствования могут быть привлечены к админответственности в виде штрафа в размере от 1 до 10 ннмдг (от 17 до 170 грн.) по ст. 155 КоАП. Наложить такой штраф могут те же управления по защите прав потребителей. Сообщить о нарушении им может как сам потребитель, так и любой другой контролирующий орган, выявивший такой факт в ходе своей проверки, в частности налоговая инспекция. Одновременно с наложением указанного штрафа проверяющими может быть вынесено предписание о необходимости устранения выявленных нарушений. В случае его невыполнения в установленный в предписании срок на должностных лиц субъекта хозяйствования либо на физлицо-предпринимателя будет наложен админштраф по ст. 1882 КоАП в размере от 1 до 18 ннмдг (от 17 до 306 грн.).
А вот с органами ГНСУ законодатель допустил оплошность. И не одну.
Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что норма, закрепляющая за органами ГНС соответствующее полномочие, была внесена в уже в данной части недействующий Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII. При этом перечень полномочий органов ГНС, закрепленный Налоговым кодексом Украины, никаких изменений не претерпел. Данный факт дает основания усомниться в наличии у налоговиков по состоянию на сегодня права осуществлять контроль за соблюдением субъектами хозяйствования требований законодательства в части использования ЭПС. Но это не все.
Вряд ли субъектам хозяйствования придется использовать указанный выше аргумент для защиты своих прав: дело в том, что единственное реальное контрольное полномочие, которое было предоставлено Законом № 5284 налоговым органам, — это составление админпротоколов по ст. 16313 КоАП (предусматривает штраф на должностных лиц юридического лица — субъекта хозяйствования от 100 до 200 ннмдг, т. е. от 1700 грн. до 3400 грн. за нарушение правил приема наличных средств для последующего перечисления), однако ни один орган на применение штрафа по данной статье уполномочен не был.
Е-деньги (правила использования электронных денег)
В этой части новшества, вносимые Законом № 5284 в Закон о платежных системах, свелись в основном к дублированию Положения № 481:
1. Как и раньше, субъект хозяйствования имеет право:
— получать электронные деньги;
— предъявлять электронные деньги к погашению, но только в обмен на безналичные средства;
— использовать электронные деньги для осуществления оплаты товаров, работ и услуг.
Субъект хозяйствования, который принимает электронные деньги в оплату за товары, работы, услуги, имеет право использовать их исключительно для обмена на безналичные средства или возвращать пользователям в случае возврата ими в соответствии с Законом о защите прав потребителей товаров, приобретенных за электронные деньги.
2. Пользователь — физическое лицо имеет право использовать электронные деньги для осуществления оплаты товаров, работ и услуг и перевода другим пользователям — физическим лицам.
Нарушение порядка осуществления операций с электронными деньгами (ст. 16314 КоАП) влечет ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц юридического лица — субъекта хозяйствования от 100 до 200 ннмдг (от 1700 грн. до 3400 грн.). Рассматривает дела по этим правонарушениям Нацбанк (ст. 2343 КоАП).
Нарушение обращения электронных денег при определенных условиях может повлечь и уголовную ответственность. В соответствии с измененной ст. 200 Уголовного кодекса Украины подделка документов на перевод, платежных карточек или других средств доступа к банковским счетам, электронным деньгам, а также приобретение, хранение, перевозка, пересылка с целью сбыта подделанных документов на перевод, платежных карточек или их использование или сбыт, а также неправомерный выпуск или использование электронных денег наказываются штрафом от 3000 до 5000 ннмдг (от 51000 грн. до 85000 грн.).
Отметим, что условий налогового законодательства, запрещающих плательщикам единого налога осуществлять расчеты за отгруженные ими товары, выполненные работы, предоставленные услуги с использованием электронных денег, изменения не коснулись.
Ограничение суммы наличных расчетов
НБУ предоставлено право устанавливать предельные суммы расчетов наличными средствами для физических и юридических лиц, а также для физлиц-предпринимателей (ч. 3 ст. 1087 Гражданского кодекса Украины). Пока Нацбанк не воспользовался предоставленным ему правом, эксперты ведут дискуссии о том, каким может стать размер указанного лимита расчетов. Цифры при этом называются самые разные — от 5000 до 200000 грн.
Напомним: для наличных расчетов между субъектами хозяйствования (одного предприятия/предпринимателя с другим предприятием/предпринимателем в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам) лимит составляет 10000 грн. (см. постановление Правления НБУ от 09.02.2005 г. № 32 «Об установлении предельной суммы наличного расчета»).
«Деньги портят характер»
Слова Э. М. Ремарка, под которыми многие с готовностью подпишутся. Реформа, инициированная Нацбанком в сфере функционирования платежных систем в Украине, имеет шансы испортить отношения национального регулятора с рядом участников этого рынка. Дело в том, что рядовые субъекты хозяйствования, впрочем, видимо, как и их клиенты, не были первоочередным объектом внимания парламента, когда он принимал Закон № 5284. Основной вопрос, который стоял перед народными избранниками: создает ли монополия двух международных платежных систем (VISA и MasterCard) угрозу безопасности национальной финансовой системе. Отсюда и главная цель Закона № 5284, вступившего в силу 18 октября 2012 года, — усилить контроль за рынком услуг платежных систем, обязать международные платежные системы в Украине принимать оплату за свои услуги исключительно в гривне (п. 9.7 Закона о платежных системах) и т. д.
Произошел и ряд терминологических уточнений. Так, к примеру, вместо термина «специальное платежное средство», как читатели уже заметили, используется термин «электронное платежное средство» (ЭПС), который охватывает собой привычную всем платежную карточку, а также любой другой платежный инструмент, предоставляющий его держателю возможность с помощью платежного устройства получить информацию о принадлежащих держателю средствах и инициировать их перевод. Как предусмотрено Законом о платежных системах, эмитентом ЭПС в пределах Украины могут выступать только банки, заключившие договор с соответствующей платежной организацией и получившие ее разрешение на выполнение таких операций (кроме банков, осуществляющих эмиссию ЭПС для использования в пределах самого банка). В свою очередь, платежные организации и участники платежных систем (банки либо небанковские финучреждения, имеющие лицензию НБУ на перечисление средств без открытия счетов), операторы услуг платежной инфраструктуры могут осуществлять свою деятельность в Украине исключительно после их регистрации Нацбанком.
На уровне Закона теперь урегулирован ряд вопросов, возникающих на практике во взаимоотношениях с участием пользователей платежными карточками и другими ЭПС, в частности:
1) предусмотрен порядок внесения изменений в договор пользования ЭПС (п. 14.10 Закона о платежных системах), в том числе требующий от банка направить пользователю не позже чем за 30 календарных дней до даты, с которой будут применяться изменения правил пользования ЭПС или тарифов на обслуживание ЭПС, уведомление о таких изменениях, в котором он обязан указать, что пользователь имеет право до даты, с которой будут применяться изменения, расторгнуть договор без уплаты дополнительного комиссионного вознаграждения за его расторжение. Изменения в правила использования ЭПС или тарифов являются согласованными пользователем, если до даты, с которой они будут применяться, пользователь не уведомит банк о расторжении договора;
2) установлены гарантии получения информации об осуществлении операций с помощью ЭПС (п. 14.14 Закона о платежных системах), заключающиеся, в частности, в возложении на банки обязанности способом, предусмотренным договором, уведомлять пользователей об осуществлении операций с использованием ЭПС. В случае невыполнения банком обязанности по информированию пользователя об осуществленных операциях с использованием ЭПС риск убытков от осуществления таких операций несет банк. Обязанность банка относительно уведомления пользователя об осуществленных операциях с использованием ЭПС пользователя является выполненной:
— в случае информирования банком пользователя о каждой осуществленной операции в соответствии с контактной информацией, предоставленной пользователем;
— в случае отказа пользователя от получения уведомлений банка об осуществленных операциях с использованием ЭПС, о чем указано в договоре;
3) на банки возложена обязанность по требованию пользователя предоставить информацию о курсе покупки/продажи/конвертации иностранной валюты, который применялся во время осуществления операции с использованием ЭПС;
4) установлены правила разрешения спорных ситуаций с использованием ЭПС (п. 14.17 Закона о платежных системах), которые, в частности, предусматривают, что банк обязан рассматривать заявления (уведомления) пользователя, касающиеся использования ЭПС или незавершенного перевода, инициированного с его помощью, предоставить пользователю возможность получать информацию о ходе рассмотрения заявления (уведомления) и сообщать в письменной форме о результатах рассмотрения заявления (уведомления) в срок, установленный договором, но не больше срока, предусмотренного законом для рассмотрения обращений жалоб граждан (по общему правилу — не более одного месяца).
Следует отметить, что нововведения, предусмотренные Законом № 5284, смогут заработать в полной мере лишь после принятия целого ряда подзаконных нормативно-правовых актов. Среди прочего, должны быть внесены изменения в Положение № 223, Положение № 481, принят Порядок информирования клиента о движении средств по его счету, утверждены формы расчетных документов, документов на перечисление наличных средств для банков, а также межбанковских расчетных документов, Порядок применения электронной подписи, в том числе электронной цифровой подписи, для заверения электронного документа на перечисление и ряд других.
Среди прочих изменений следует также отметить, что теперь согласно ч. 3 ст. 1069 Гражданского кодекса Украины размер платы за пользование клиентом средствами банка, если такое пользование не установлено договором, не может превышать двойную учетную ставку НБУ.