Кассовый чек: особенности отражения налогового кредита
Предприятие получило кассовый чек на сумму, превышающую 200 грн. (без НДС). Имеет ли право предприятие отразить налоговый кредит и как в данном случае отразить чек в Реестре полученных и выданных налоговых накладных?
(г. Харьков)
Согласно абз. «б» п. 201.11 НКУ основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту без получения налоговой накладной, являются кассовые чеки, содержащие сумму полученных товаров/услуг, общую сумму начисленного налога (с определением фискального номера и налогового номера поставщика). При этом с целью такого начисления общая сумма полученных товаров/услуг не может превышать 200 гривень за день (без учета НДС).
В случае использования плательщиками для расчетов с потребителями регистраторов расчетных операций кассовый чек должен содержать общую сумму средств, подлежащую уплате покупателем с учетом налога, и сумму этого налога, который платится в составе общей суммы.
В письме ГНАУ от 22.04.2011 г. № 7680/6/16-1515-20 сказано, что плательщик, получивший кассовый чек, в котором общая сумма полученных товаров/услуг превышает 200 гривень, не имеет права на основании этого чека отнести в налоговый кредит ни всю сумму НДС, уплаченную при приобретении таких товаров/услуг, ни ее часть. (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 45). Другими словами, в этом случае налоговики считают невозможным отражение даже части налогового кредита — в пределах допустимой суммы. По нашему мнению, это несправедливо, о чем мы уже писали (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 40, с. 4)*. Учитывая это, мы считаем, что предприятия имеют право отражать налоговый кредит при приобретении товаров по кассовому чеку в пределах установленной суммы поставки, т. е. в сумме не более 40 грн.
* Чтобы избежать конфликта в этом случае, по нашему мнению, следует пойти другим путем — снабдить подотчетное лицо свидетельством плательщика НДС и требовать выписки налоговой накладной (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 45, с. 10).
Напомним, что согласно абз. 4 п. 10 Порядка № 1002 кассовые чеки, содержащие сумму полученных товаров/услуг, общую сумму начисленного налога (с определением фискального номера и налогового номера поставщика), на общую сумму полученных товаров/услуг не более 200 гривень за день (без учета налога) отражаются в разделе II Реестра полученных и выданных налоговых накладных (далее — Реестр) по общим правилам.
Если операция в силу превышения стоимости поставки не подпадает под действие данного правила, возможным вариантом отражения такого чека считаем указание сумм поставки и НДС (или же части этих сумм, если предприятие решит отстаивать право на налоговый кредит в рамках 40 грн.) в графах 13 и 14 Реестра, которые предназначены для отражения поставок, товары и услуги по которым относятся к неиспользуемым в хозяйственной деятельности.
Обратите внимание: в данном случае речь идет не о том, что приобретенные товары (услуги) не относятся к хозяйственной деятельности в принципе, а о том, что требования налоговиков не позволяют включить суммы НДС по этим товарам в налоговый кредит ни полностью, ни частично, а специальной графы для отражения таких операций в Реестре нет.
Другими словами, если приобретенные товары (услуги) по своему назначению и использованию относятся к хозяйственной деятельности, затраты на их приобретение можно будет включить в состав «налоговых» расходов в соответствии с п.п. 14.1.27 НКУ. При этом следует учесть, что сумма НДС (или ее часть в сумме превышающей 40 грн.) в данном случае не будет включена и в состав расходов, поскольку п.п. 139.1.6 НКУ допускает включение сумм НДС, не включенных в налоговый кредит, в расходы только для льготных и/или необлагаемых операций.
Данные о кассовом чеке вносятся в Реестр согласно п. 11 Порядка № 1002:
— в графе 1 проставляется порядковый номер записи;
— в графе 2 указывается дата получения чека (составления авансового отчета);
— в графы 3 и 4 переносятся соответствующие реквизиты: дата получения и номер чека;
— в графе 5 указывается вид документа «ЧК» — кассовый чек;
— в графе 6 указывается наименование (фамилия, имя, отчество — для физического лица — предпринимателя) поставщика;
— в графе 7 указывается индивидуальный налоговый номер поставщика — плательщика НДС;
— в графе 8 указывается общая сумма поставки, включая НДС;
— в графе 13 указывается стоимость товаров/услуг без НДС;
— в графе 14 указывается уплаченная (начисленная) сумма НДС в соответствии со стоимостью, указанной в графе 13.
Сумма НДС в данном случае в налоговый кредит не включается либо полностью, если предприятие согласно с позицией налоговиков, либо в сумме, превышающей ограничение, если предприятие все-таки решится отражать налоговый кредит в пределах 40 грн. В последнем случае следует заполнить также графы 9 и 10 Реестра, отражая в них базу и НДС, включенный в налоговый кредит (соответственно 200 грн. и 40 грн.).
В декларации по НДС суммы по данной поставке (опять-таки полностью или частично, в зависимости от позиции в отношении налогового кредита в пределах 40 грн.), будут отражаться в составе строки 14.1, причем заполняется только колонка А, поскольку разрешенного налогового кредита по таким поставкам у предприятия нет. В то же время данная поставка или ее часть (как сумма без НДС, так и сумма НДС) указывается в части 2 раздела II приложения Д5, в котором подается расшифровка налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов. При этом если предприятие решит отстаивать налоговый кредит, то база и сумма НДС (200 грн. и 40 грн.) будут отражены в строке 10.1 и в части 1 раздела II приложения Д5.
Максим Нестеренко, экономист-аналитик