Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Печать ФЛП-единоналожника после снятия с НДС-регистрации: использовать нельзя уничтожить

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Печать ФЛП-единоналожника после снятия с НДС-регистрации: использовать нельзя уничтожить

 

Предприниматель был плательщиком единого налога третьей группы с уплатой НДС и, естественно, при составлении налоговых накладных вынужден был использовать печать. С 01.01.2013 г. он принял решение перейти на ставку единого налога без НДС и полностью отказаться от применения печати в своей деятельности. Подскажите, как ее уничтожить? Можно ли вообще не предпринимать никаких действий по ее уничтожению (но и не пользоваться ею), мотивируя это возможной регистрацией плательщиком НДС в будущем?

(г. Полтава)

 

Прежде всего заметим, что вопрос, заданный нашим читателем, может быть, кроме того, интересен физическим лицам — предпринимателям (далее — ФЛП) — плательщикам единого налога пятой группы, а также ФЛП, применяющим общую систему налогообложения, если и те, и другие по каким-либо причинам утратили статус плательщика НДС.

По существу вопроса следует сказать, что в настоящее время печать не является обязательным атрибутом предпринимательской деятельности физлица. Так, в ст. 128 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV, которой определены особенности статуса гражданина как субъекта хозяйствования, отсутствуют требования об обязательном наличии печати у такого субъекта. Кроме того, работники ГНСУ неоднократно заявляли, что вопрос использования печати или штампа при осуществлении предпринимательской деятельности ФЛП решает лично, в зависимости от специфики его деятельности (см. консультацию из подраздела 230.12 Единой базы налоговых знаний).

В то же время при осуществлении деятельности в качестве плательщика НДС печать предпринимателю понадобится в обязательном порядке, поскольку в данном случае предпринимателю придется выписывать налоговые накладные. При этом согласно п. 201.1 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) и п. 16 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 01.11.2011 г. № 1379, для налоговых накладных предусмотрено обязательное наличие печати, в том числе с этой целью допускается использование печати «Для налоговых накладных». Только в таком случае налоговая накладная считается действительной и дает право покупателю включить сумму НДС в налоговый кредит.

Заметим, что Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности» от 04.11.2011 г. № 4014-VI («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 95) в свое время был подкорректирован п. 201.1 НКУ, вследствие чего может показаться, что теперь скрепление налоговой накладной печатью обязательно лишь при ее наличии. Однако, как следует из абз. второго п. 1 разд. II упомянутого Закона, на сегодняшний день такая оговорка не действует — она вступит в силу вместе с принятием закона об установлении принципа осуществления хозяйственной деятельности субъектами частного права без применения печатей. Данное разъяснение изложено в письме ГНСУ от 31.10.2012 г. № 4519/0/61-12/17-1216.

Казалось бы, после аннулирования НДС-регистрации у предпринимателя отпадает необходимость использования печати, однако это не совсем так. Дело в том, что, используя в силу приведенных выше законодательных требований печать для заверения налоговых накладных, физлицо-предприниматель становится обязанным при этом ставить печать, в частности, и на своей налоговой отчетности. Такой вывод прямо следует из п. 48.3 НКУ, где среди обязательных реквизитов налоговой декларации названа в том числе подпись плательщика налога — физического лица, заверенная печатью такого плательщика (при ее наличии).

Аналогичные требования к использованию печати физлицом-предпринимателем выдвигаются, например, при предоставлении им отчетности по ЕСВ в органы Пенсионного фонда Украины (см. подробности в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 9, с. 38), во взаимоотношениях с банковскими учреждениями и в ряде других случаев.

Так, при открытии текущего счета предприниматель должен предоставить в банк карточку с образцами подписей, в которую при наличии у ФЛП печати следует внести в том числе и образец такой печати (см. п. 18.18 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492). В дальнейшем при заполнении банковских документов (в частности, платежных) такому предпринимателю следует проставлять в них свою печать (см. п. 2.7 Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением Правления НБУ от 21.01.2004 г. № 22, а также приложение 8 к ней).

Таким образом, приходим к выводу, что с утратой статуса плательщика НДС физлицо-предприниматель не может по собственной инициативе прекратить проставлять печать в тех случаях, когда он был обязан ее использовать ранее, поскольку печать остается в наличии. Стоит предупредить, что в отношении налоговой и пенсионной отчетности подобные действия однозначно приведут к ее непризнанию таковой, а стало быть, к применению соответствующих финансовых санкций. Что касается банковского учреждения, то оно просто откажется принимать у физлица-предпринимателя платежные документы по мотивам несовпадения их реквизитов тем, которые были заявлены при открытии текущего счета.

Следовательно, чтобы окончательно избавиться от необходимости ставить печать где бы то ни было, придется предпринять определенные действия по ее уничтожению. В свое время последовательность действий в подобных случаях была достаточно строго регламентирована нормами Инструкции о порядке выдачи министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным объединениям и гражданам разрешений на право открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовление печатей и штампов, а также порядка выдачи разрешений на оформление заказов на изготовление печатей и штампов, утвержденной приказом МВД от 11.01.99 г. № 17 (далее — Инструкция № 17). Однако она была отменена еще 21.02.2011 г., а потому в настоящее время субъекты хозяйствования вправе определять порядок уничтожения собственных печатей на свое усмотрение. При этом во избежание каких-либо вопросов со стороны проверяющих мы бы рекомендовали задокументировать этот процесс, подтвердив такое уничтожение соответствующим актом.

Не исключаем, что некоторых читателей может смутить полная свобода действий при решении рассматриваемого вопроса, особенно с учетом предписаний ст. 357 Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III, предусматривающей уголовную ответственность, в том числе за умышленное уничтожение печатей. Можем их сразу успокоить: в данном случае оснований для привлечения предпринимателя к уголовной ответственности нет.

Во-первых, в части уничтожения собственных печатей такая ответственность была актуальной до отмены Инструкции № 17, когда уничтожать печати могли исключительно органы МВД, а следовательно, совершать какие-либо действия самостоятельно было запрещено. Во-вторых, даже тогда уголовная ответственность могла иметь место лишь при уничтожении печатей предприятий, учреждений или организаций, а потому на предпринимателей она вообще не распространялась.

В завершение укажем, что само по себе уничтожение печати не позволяет считать вопрос с ее неиспользованием решенным, до тех пор, пока все заинтересованные лица не будут уведомлены об этом. Вместе с тем процедура такого уведомления налоговых органов, органов Пенсионного фонда Украины, банковских учреждений и других лиц в действующем законодательстве не прописана. Более того, отсутствует и прямое требование о необходимости осуществления указанного уведомления. В силу этого, а также руководствуясь принципом правомерности решений налогоплательщика, заявленным в п.п. 4.1.4 НКУ, в отношениях с налоговыми органами, например, физлицо-предприниматель может ничего и не делать. Однако вряд ли налоговики воспримут это адекватно, поэтому, на наш взгляд, не помешает в произвольной форме сообщить им, а также другим госорганам о самостоятельном уничтожении печати.

В дальнейшем, если предприниматель снова зарегистрируется плательщиком НДС, то для заверения налоговых накладных ему придется изготовить печать заново. Если же печать не уничтожалась (а значит, продолжала использоваться во всех предусмотренных законодательством случаях), то для заверения налоговых накладных можно будет применять эту же печать, разумеется, при условии, что она не содержит сведений о предыдущем индивидуальном налоговом номере плательщика НДС*. В противном случае печать придется заменить.

 

Елена Иванова, сертифицированный аудитор

 

* О том, что в печатях допускается наличие подобных сведений, в свое время отмечали и налоговики (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 130.21).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше