Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Методических рекомендаций по учетной политике предприятия и внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Украины (извлечение)

Редакция НиБУ
Приказ от 27.06.2013 г. № 635

Об утверждении Методических рекомендаций по учетной политике предприятия и внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Украины

Приказ от 27 июня 2013 года № 635

(извлечение)

 

В соответствии со статьей 6 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по учетной политике предприятия (прилагаются).

2. В пункте 2.28 раздела II Методических рекомендаций по заполнению форм финансовой отчетности, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 28 марта 2013 года № 433, слова «, а также сумма авансового взноса по налогу на прибыль в случаях, предусмотренных законодательством» заменить словами «в счет следующих платежей».

3. В строках 13 и 14 графы 3 формы № 1 «Баланс (Отчет о финансовом состоянии)» Методических рекомендаций по проверке сопоставимости показателей финансовой отчетности, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 11 апреля 2013 № 476, слово и цифру «графа 3» заменить соответственно словами и цифрами «графы 3 и 4».

<…>

 

И. о. Министра А. Мярковский

 

 

Утверждены приказом Министерства финансов Украины от 27.06.2013 г. № 635

Методические рекомендации по учетной политике предприятия

 

I. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации могут применяться предприятиями, организациями и другими юридическими лицами (далее — предприятия) независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и форм собственности (кроме банков, бюджетных учреждений и предприятий, которые согласно законодательству применяют международные стандарты финансовой отчетности).

1.2. Предприятие самостоятельно на основе национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета и других нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету определяет по согласованию с собственником (собственниками) или уполномоченным им органом (должностным лицом) в соответствии с учредительными документами учетную политику предприятия, а также изменения к ней.

1.3. В распорядительном документе об учетной политике приводятся принципы, методы и процедуры, которые используются предприятием для ведения бухгалтерского учета, составления и подачи финансовой отчетности и в отношении которых нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету предусмотрено более одного их варианта, а также предварительные оценки, используемые предприятием с целью распределения расходов между соответствующими отчетными периодами. Одновариантные методы оценки, учета и процедур в такой распорядительный документ включать нецелесообразно.

Учетная политика может учитывать организационно-правовую форму предприятия, отраслевые особенности экономической деятельности, объемы производства и т. п.

Учетная политика является элементом системы организации бухгалтерского учета на предприятии.

1.4. Выбранная предприятием учетная политика применяется всеми филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями независимо от их местонахождения.

 

II. Формирование учетной политики

2.1. Распорядительный документ об учетной политике предприятия определяет, в частности:

методы оценки выбытия запасов;

периодичность определения средневзвешенной себестоимости единицы запасов;

порядок учета и распределения транспортно-заготовительных расходов, ведение отдельного субсчета учета транспортно-заготовительных расходов;

методы амортизации основных средств, других необоротных материальных активов, нематериальных активов, а также долгосрочных биологических активов и инвестиционной недвижимости, в случае, если они учитываются по первоначальной стоимости;

стоимостные признаки предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов;

подходы к переоценке необоротных активов;

применение класса 8 и/или 9 Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 30 ноября 1999 года № 291, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 21 декабря 1999 года под № 892/4185 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 28 ноября 2011 года № 1591);

подходы к периодичности зачисления сумм дооценки необоротных активов к нераспределенной прибыли;

метод исчисления резерва сомнительных долгов (в случае необходимости — способ определения коэффициента сомнительности);

перечень создаваемых обеспечений будущих расходов и платежей;

порядок выплат, которые осуществляются за счет прибыли (для государственных и коммунальных предприятий);

порядок оценки степени завершенности операций по предоставлению услуг;

сегменты деятельности, приоритетный вид сегмента, принципы ценообразования во внутрихозяйственных расчетах;

перечень и состав переменных и постоянных общепроизводственных расходов, базы их распределения;

перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг);

порядок определения степени завершенности работ по строительному контракту;

дату определения приобретенных в результате систематических операций финансовых активов;

базу распределения расходов по операциям с инструментами собственного капитала;

количественные критерии и качественные признаки существенности информации о хозяйственных операциях, событиях и статьях финансовой отчетности;

периодичность отражения отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств;

критерии разделения объектов операционной недвижимости и инвестиционной недвижимости;

подходы к классификации связанных сторон;

дату включения простых акций, выпуск которых зарегистрирован, в расчет среднегодового количества простых акций в обращении;

дату первоначального признания необоротных активов и группы выбытия как удерживаемых для продажи;

составление отдельного баланса филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятия;

периодичность и объекты проведения инвентаризации;

определение единицы аналитического учета запасов;

способ составления отчета о движении денежных средств;

подходы к отнесению расходов, связанных с улучшением объекта основных средств, к первоначальной стоимости или расходам отчетного периода.

2.2. Предприятием выбирается один из методов оценки запасов при их выбытии (отпуске запасов в производство, по производству, продаже и при другом выбытии), приведенных в Положении (стандарте) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 20 октября 1999 года № 246, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 02 ноября 1999 года под № 751/4044 (с изменениями) (далее — Положение (стандарт) 9), в частности:

идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;

средневзвешенной себестоимости;

себестоимости первых по времени поступления запасов (ФИФО);

нормативных затрат;

цены продажи.

Для всех единиц бухгалтерского учета запасов, имеющих одинаковое назначение и одинаковые условия использования, применяется только один из приведенных методов.

Примеры расчета стоимости запасов при выбытии по методам оценки приведены в приложении 1 к Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету запасов, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 10 января 2007 года № 2 (с изменениями).

2.3. Определение средневзвешенной себестоимости единицы запасов согласно Положению (стандарту) 9 предусматривает, что выбытие запасов может оцениваться следующими способами:

1) оценка по ежемесячной средневзвешенной себестоимости проводится по каждой единице запасов делением суммарной стоимости остатка таких запасов на начало отчетного месяца и стоимости полученных в отчетном месяце запасов на суммарное количество запасов на начало отчетного месяца и полученных в отчетном месяце запасов;

2) оценка по периодической средневзвешенной себестоимости запасов проводится по каждой единице запасов делением суммарной стоимости остатка таких запасов на дату операции на суммарное количество запасов на дату операции по их выбытию.

2.4. Включение транспортно-заготовительных расходов в первоначальную стоимость конкретных наименований, групп, видов запасов при их оприходовании целесообразно осуществлять в случае, если можно достоверно определить суммы таких расходов, которые непосредственно относятся к приобретенным запасам.

Если транспортно-заготовительные расходы связаны с доставкой нескольких наименований, групп, видов запасов, то их сумма может обобщаться по отдельным группам запасов на отдельном субсчете.

Сумма таких транспортно-заготовительных расходов, обобщаемых на отдельном субсчете учета запасов, ежемесячно распределяется между суммой остатка запасов по состоянию на конец отчетного месяца и суммой выбывших (использованных в производстве, реализованных, бесплатно переданных и т. п.) запасов в отчетном месяце. Сумма транспортно-заготовительных расходов, которая относится к выбывшим запасам, определяется как произведение среднего процента транспортно-заготовительных расходов и стоимости выбывших запасов. Средний процент транспортно-заготовительных расходов определяется делением суммы транспортно-заготовительных расходов на начало отчетного месяца и транспортно-заготовительных расходов за отчетный месяц на сумму стоимости запасов на начало месяца и запасов, поступивших за отчетный месяц. Распределенная часть транспортно-заготовительных расходов, относящаяся к стоимости выбывших запасов, отражается на тех счетах бухгалтерского учета, в корреспонденции с которыми отражено выбытие соответствующих запасов.

Остаток транспортно-заготовительных расходов, учет которых ведется на отдельных субсчетах, включается в соответствующую статью запасов баланса предприятия.

Примеры распределения транспортно-заготовительных расходов приведены в приложении к Положению (стандарту) 9.

2.5. Методы амортизации основных средств, других необоротных материальных активов, нематериальных активов, а также долгосрочных биологических активов и инвестиционной недвижимости, в случае, если они учитываются по первоначальной стоимости, выбирается предприятием самостоятельно с учетом ожидаемого способа получения экономических выгод от его использования.

Методы начисления амортизации указанных активов приведены в Положении (стандарте) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 27 апреля 2000 года № 92, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 18 мая 2000 года под № 288/4509 (с изменениями) (далее — Положение (стандарт) 7), а именно: прямолинейный, уменьшения остаточной стоимости, ускоренного уменьшения остаточной стоимости, кумулятивный, производственный. Начисление амортизации может осуществляться с учетом минимально допустимых сроков полезного использования основных средств, установленных налоговым законодательством (кроме случая применения производственного метода).

При выборе метода амортизации нематериального актива учитываются условия получения будущих экономических выгод. Если такие условия определить невозможно, то амортизация начисляется с применением прямолинейного метода.

Нематериальные активы с неопределенным сроком полезного использования амортизации не подлежат. К нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования относятся те, по которым предприятием не определено ограничение срока, в течение которого ожидается увеличение денежных средств (или их эквивалентов) от использования таких нематериальных активов.

Амортизация других необоротных материальных активов начисляется по прямолинейному и производственному методам. Амортизация малоценных необоротных материальных активов и библиотечных фондов может начисляться в первом месяце использования объекта в размере 50 процентов его амортизируемой стоимости и оставшихся 50 процентов амортизируемой стоимости в месяце их исключения из активов (списания с баланса) в результате несоответствия критериям признания активом или в первом месяце использования объекта 100 процентов его стоимости.

2.6. Стоимостные признаки предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов, в соответствии с Положением (стандартом) 7 могут устанавливаться предприятием самостоятельно.

Изменение стоимостных признаков предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов, рассматривается как изменение учетных оценок. В связи с изменением стоимостных признаков изменения в бухгалтерском учете по основным средствам, зачисленным на баланс в предыдущих периодах, не проводятся.

2.7. Переоценка необоротных активов.

2.7.1. Предприятие может переоценивать объект основных средств, если остаточная стоимость этого объекта существенно отличается от его справедливой стоимости на дату баланса. В случае переоценки объекта основных средств на ту же дату осуществляется переоценка всех объектов группы основных средств, к которой относится этот объект.

Переоценка основных средств той группы, объекты которой уже были переоценены, в дальнейшем должна проводиться с такой регулярностью, чтобы их остаточная стоимость на дату баланса существенно не отличалась от справедливой стоимости.

Не подлежат переоценке малоценные необоротные материальные активы и библиотечные фонды, если амортизация их стоимости осуществляется по методам, изложенным во втором предложении абзаца пятого пункта 2.5 настоящих Методических рекомендаций.

2.7.2. Предприятие может осуществлять переоценку по справедливой стоимости на дату баланса тех нематериальных активов, по которым существует активный рынок. В случае переоценки отдельного объекта нематериального актива следует переоценивать все другие активы группы, к которой относится этот нематериальный актив (кроме тех, по которым не существует активного рынка).

Переоценка нематериальных активов той группы, объекты которой уже были переоценены, в дальнейшем должна проводиться с такой регулярностью, чтобы их остаточная стоимость на дату баланса существенно не отличалась от справедливой стоимости.

2.8. Расходы предприятия могут отражаться с использованием счетов класса 8 «Расходы по элементам», 9 «Расходы деятельности» и с одновременным использованием счетов класса 8 и 9.

Счета класса 9 «Расходы деятельности» ведутся всеми предприятиями, кроме субъектов малого предпринимательства, а также других организаций, деятельность которых не направлена на ведение коммерческой деятельности, с открытием по собственному решению счетов класса 8 «Расходы по элементам».

Малые предприятия и другие организации, деятельность которых не направлена на осуществление коммерческой деятельности, могут вести бухгалтерский учет расходов с использованием только счетов класса 8 «Расходы по элементам» или в порядке, приведенном в предыдущем абзаце.

2.9. Зачисление в нераспределенную прибыль превышения сумм предыдущих дооценок (индексаций) вместе с суммой восстановления полезности над суммой уменьшения полезности и предыдущих уценок остаточной стоимости ранее переоцененных объектов основных средств и нематериальных активов можно осуществлять при выбытии объектов на всю сумму или периодически (ежемесячно, ежеквартально, раз в год) в сумме, пропорциональной начислению амортизации.

2.10. Метод исчисления резерва сомнительных долгов (в случае необходимости — способ определения коэффициента сомнительности) может определяться по одному из методов, приведенных в Положении (стандарте) бухгалтерского учета 10 «Дебиторская задолженность», утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 08 октября 1999 года № 237, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 25 октября 1999 года под № 725/4018 (с изменениями), а именно:

применение абсолютной суммы сомнительной задолженности;

применение коэффициента сомнительности.

По методу применения абсолютной суммы сомнительной задолженности величина резерва определяется на основании анализа платежеспособности отдельных дебиторов.

По методу применения коэффициента сомнительности величина резерва рассчитывается умножением суммы остатка дебиторской задолженности на начало периода на коэффициент сомнительности.

Коэффициент сомнительности может рассчитываться следующими способами:

определения удельного веса безнадежных долгов в чистом доходе;

классификации дебиторской задолженности по срокам непогашения;

определения среднего удельного веса списанной в течение периода дебиторской задолженности в сумме дебиторской задолженности на начало соответствующего периода за предыдущие 3 — 5 лет.

Определенная на основе классификации дебиторской задолженности величина сомнительных долгов на дату баланса составляет остаток резерва сомнительных долгов на ту же дату.

Остаток резерва сомнительных долгов на дату баланса не может превышать сумму дебиторской задолженности на ту же дату.

2.11. Порядок классификации обязательств определен в Положении (стандарте) бухгалтерского учета 11 «Обязательства», утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 31 января 2000 года № 20, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 11 февраля 2000 года под № 85/4306 (с изменениями).

В зависимости от определенности срока и оценки обязательств могут быть выделены обеспечения.

Обеспечением считается обязательство с неопределенными суммой или временем погашения на дату баланса.

Обеспечения создаются для возмещения следующих (будущих) операционных расходов на:

выплату отпусков работникам;

дополнительное пенсионное обеспечение;

выполнение гарантийных обязательств;

реструктуризацию, выполнение обязательств при прекращении деятельности;

выполнение обязательств по обременительным контрактам;

обеспечение на предусмотренную законодательством рекультивацию нарушенных земель и т. п.

Суммы созданных обеспечений признаются расходами (за исключением суммы обеспечения, включаемой в первоначальную стоимость основных средств в соответствии с Положением (стандартом) 7).

Предприятию запрещается создавать обеспечения для покрытия будущих убытков от деятельности предприятия.

Обеспечение используется для возмещения только тех расходов, для покрытия которых оно было создано.

2.12. Учет распределения прибыли (дохода) предприятиями государственного, коммунального секторов экономики в соответствии с финансовым планом отражается в порядке, приведенном в разделе IV Положения о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и хозяйственных организаций, которые владеют и/или пользуются объектами государственной, коммунальной собственности, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 19 декабря 2006 года № 1213, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 26 декабря 2006 года под № 1363/13237 (с изменениями). При этом распорядительным документом предприятия должно быть определено применение порядка выплат, осуществляемых за счет прибыли (в том числе определяется их исчерпывающий состав).

Все иные выплаты работникам, которые не определены учредительными и распорядительными документами предприятия как выплачиваемые за счет прибыли, учитываются в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 26 «Выплаты работникам», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 28 октября 2003 года № 601, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 10 ноября 2003 года под № 1025/8346 (с изменениями), и включаются в состав расходов предприятия.

2.13. Доход, связанный с предоставлением услуг, признается исходя из степени завершенности операции по предоставлению услуг.

Оценка степени завершенности операции по предоставлению услуг может определяться одним из способов, приведенных в Положении (стандарте) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 29 ноября 1999 года № 290, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 14 декабря 1999 года под № 860/4153 (с изменениями), в частности:

изучением выполненной работы;

определением удельного веса объема услуг, предоставленных на определенную дату, в общем объеме услуг, которые должны быть предоставлены;

определением удельного веса расходов, понесенных предприятием в связи с предоставлением услуг, в общей ожидаемой сумме таких расходов. Сумма расходов, осуществленных на определенную дату, включает только те расходы, которые отражают объем предоставленных услуг на эту самую дату.

2.14. С целью формирования информации о доходах, расходах, финансовых результатах, активах и обязательствах отчетных сегментов в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 29 «Финансовая отчетность по сегментам», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 19 мая 2005 года № 412, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 03 июня 2005 года под № 621/10901 (с изменениями) (далее — Положение (стандарт) 29), предприятия, которые обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность, предприятия, имеющие монопольное (доминирующее) положение на рынке продукции (товаров, работ, услуг), а также предприятия с государственным регулированием цен на их продукцию, в том числе предприятия, которые осуществляют производство, транспортировку, поставку тепловой энергии и предоставляют услуги по централизованному водоснабжению и водоотведению, определяют применение: сегментов деятельности, приоритетного вида сегмента, принципов ценообразования во внутрихозяйственных расчетах.

Информация формируется в бухгалтерском учете по хозяйственным и географическими сегментами, которые определяются предприятием на основании его организационной структуры.

Информацией о хозяйственном сегменте считаются сведения, которые раскрывают обособленную часть деятельности предприятия по производству и/или продаже определенного вида (или группы) готовой продукции (товаров, работ, услуг), которая отличается от других: видом продукции (товаров, работ, услуг); способом получения дохода (способом распространения продукции, товаров, работ, услуг); характером производственного процесса; характерными для этой деятельности рисками; категорией покупателей.

Информация о географическом сегменте должна позволять характеризовать деятельность обособленной части предприятия по производству
и/или продаже определенного вида (или группы) готовой продукции (товаров, работ, услуг), которая отличается от других: экономическими и политическими условиями географического региона; территориальным расположением производства продукции (работ и услуг) или покупателей продукции (товаров, работ, услуг); взаимосвязью между деятельностью в разных географических регионах; правилами валютного контроля и валютными рисками в регионах.

В зависимости от сущности рисков и организационной структуры предприятия географические сегменты делятся на два вида:

географический производственный сегмент выделяется по месту расположения производства продукции (работ, услуг) предприятия;

географический сбытовой сегмент выделяется по месту расположения основных рынков сбыта и покупателей продукции (товаров, работ, услуг) предприятия.

Хозяйственный или географический сегмент, определенный предприятием по критериям, приведенным в пунктах 6 — 9 Положения (стандарта) 29, по которому должна раскрываться в годовой финансовой отчетности информация, считается отчетным сегментом.

Предприятия, которые занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке продукции (товаров, работ, услуг) или в отношении продукции (товаров, работ, услуг) которых до начала отчетного года принято решение о государственном регулировании цен, в том числе предприятия, осуществляющие производство, транспортировку, поставку тепловой энергии и предоставляющие услуги по централизованному водоснабжению и водоотведению, определяют такие виды продукции (товаров, работ, услуг) отдельными приоритетными отчетными хозяйственными сегментами независимо от того, соответствуют ли показатели их деятельности критериям, приведенным в пункте 9 Положения (стандарта) 29.

По характеру влияния на финансовый результат обычной деятельности предприятия отчетные сегменты делятся на приоритетные и вспомогательные. В финансовой отчетности информация о приоритетных отчетных сегментах (хозяйственные или географические) раскрывается более подробно. При определении приоритетного вида отчетного сегмента учитывается организационная структура предприятия.

Приоритетным сегментом может быть признан один из следующих: хозяйственный, географический производственный, географический сбытовой.

Принципы ценообразования во внутрихозяйственных расчетах — расчетах, возникающих в результате хозяйственных операций между структурными подразделениями предприятия, выделенными как сегменты с целью раскрытия их доходов, расходов, финансовых результатов, активов и обязательств, самостоятельно устанавливаются предприятием.

2.15. Основные требования к признанию, составу расходов изложены в Положении (стандарте) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 31 декабря 1999 года № 318, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 19 января 2000 года под № 27/4248 (с изменениями).

Общепроизводственные расходы делятся на постоянные и переменные.

Постоянные общепроизводственные расходы — это расходы на обслуживание и управление производством, остающиеся неизменными (или почти неизменными) при изменении объема деятельности.

Переменные общепроизводственные расходы — это расходы на обслуживание и управление производством (цехами, участками), которые изменяются прямо пропорционально изменению объема деятельности.

Предприятия самостоятельно определяют перечень и состав переменных и постоянных общепроизводственных расходов.

Распределение постоянных и переменных общепроизводственных расходов на продукцию (работы, услуги), производимую предприятием, осуществляется по-разному:

переменные общепроизводственные расходы распределяются на каждый объект расходов с использованием базы распределения (часов труда, заработной платы, объема деятельности, прямых расходов и т. п.) исходя из фактической мощности отчетного периода;

постоянные общепроизводственные расходы распределяются на каждый объект расходов с использованием базы распределения (часов труда, заработной платы, объема деятельности, прямых расходов и т. п.) при нормальной мощности.

Нераспределенные постоянные общепроизводственные расходы включаются в состав себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) в периоде их возникновения. Общая сумма распределенных и нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов не может превышать их фактической величины.

2.16. Предприятие самостоятельно определяет перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг).

Расходы, связанные с производством продукции (работ, услуг), группируются по статьям калькуляции, номенклатура которых может включать:

сырье и материалы;

покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, работы и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;

топливо и энергию на технологические цели;

возвратные отходы (вычитаются);

основную заработную плату;

дополнительную заработную плату;

отчисления на общеобязательное государственное социальное страхование;

расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

потери от брака;

прочие прямые расходы;

переменные общепроизводственные и постоянные распределенные общепроизводственные расходы.

Номенклатура статей калькуляции предприятия может учитывать особенности технологии и организации производства предприятия, удельный вес отдельных видов расходов в себестоимости продукции.

2.17. Доходы и расходы в течение выполнения строительного контракта определяются с учетом степени завершенности работ на дату баланса, если конечный финансовый результат этого контракта может быть достоверно оценен.

Степень завершенности работ по строительному контракту может определяться по одному из методов, приведенных в Положении (стандарте) бухгалтерского учета 18 «Строительные контракты», утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 28 апреля 2001 года № 205, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 21 мая 2001 года под № 433/5624 (с изменениями), а именно:

измерение и оценка выполненной работы;

соотношение объема завершенной части работ и их общего объема по строительному контракту в натуральном измерении;

соотношение фактических расходов с начала выполнения строительного контракта до даты баланса и ожидаемой (сметной) суммы общих расходов по контракту.

2.18. Предприятие в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 13 «Финансовые инструменты», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 30 ноября 2001 года № 559, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 19 декабря 2001 года под № 1050/6241 (с изменениями), признает финансовые активы, приобретенные в результате систематических операций, на дату заключения контракта или на дату его выполнения.

При этом выбранный метод признания должен применяться последовательно к каждому виду финансовых активов. Если предприятие признает финансовый актив и связанное с ним финансовое обязательство на дату заключения контракта, то проценты начисляются с даты выполнения контракта, когда переходит право собственности.

Продажа финансовых активов в результате систематических операций признается на дату выполнения контракта.

В случае признания финансового актива на дату выполнения контракта изменения справедливой стоимости такого актива в период между датой заключения контракта и датой его выполнения признаются прочими расходами или прочими доходами, кроме финансовых активов, учитываемых по фактической или амортизированной себестоимости, и активов, являющихся инструментом хеджирования.

2.19. База распределения расходов по операциям с инструментами собственного капитала выбирается предприятием и применяется им последовательно.

Базой распределения могут быть: количество акций, сумма операции и т. п.

В расходы на приобретение или выпуск инструментов собственного капитала включаются только расходы на оплату услуг сторонних организаций по операциям, результатом которых является увеличение или уменьшение размера собственного капитала предприятия.

Расходы, связанные с несколькими операциями с инструментами собственного капитала, распределяются между этими операциями с применением обоснованной базы распределения.

2.20. Количественные критерии и качественные признаки существенности информации о хозяйственных операциях, событиях и статьях финансовой отчетности определяются руководством предприятия, если такие критерии не установлены положениями (стандартами) бухгалтерского учета, другими нормативно-правовыми актами, исходя из потребностей пользователей такой информации.

Существенной является информация, отсутствие которой может повлиять на решения пользователей финансовой отчетности.

Установленные количественные критерии и качественные признаки существенности информации о хозяйственных операциях и статьях финансовой отчетности должны обеспечить предоставление пользователям всей информации с достаточной детализацией о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на решения, принимаемые на ее основании.

2.20.1. Количественные критерии существенности информации о хозяйственных операциях и событиях устанавливаются согласно выбранной базе.

Количественные критерии существенности информации о хозяйственных операциях и событиях, связанных с изменениями в составе (движением) активов, обязательств, собственного капитала, определяются исходя из стоимости соответственно всех активов или всех обязательств, или собственного капитала. Приемлемой является величина в диапазоне до 3 процентов выбранной базы.

Количественный критерий существенности отклонения остаточной стоимости необоротных активов от их справедливой стоимости, а также определение подобия активов целесообразно определить в диапазоне до 10 процентов справедливой стоимости актива (объектов обмена).

Базой определения количественных критериев существенности информации о хозяйственных операциях и событиях относительно доходов и расходов целесообразно выбрать сумму чистой прибыли (убытка), возможным является определение в качестве базы или общей суммы доходов предприятия, или общей суммы расходов, также в качестве базы может быть выбрана наибольшая по значению классификационная группа доходов (например, чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и соответственно расходов (себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг). Количественный критерий целесообразно определить в диапазоне до 2 процентов, если базой выбрана чистая прибыль (убыток) предприятия, или до 0,2 процента, если базой выбрана сумма доходов и расходов.

Для раскрытия информации о сегментах при определении отчетного сегмента количественный критерий существенности целесообразно определять в диапазоне до 10 процентов соответственно чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) или финансовых результатов сегмента, или активов всех сегментов предприятия.

2.20.2. Что касается информации о других хозяйственных операциях и событиях, то критерии и признаки их существенности определяются исходя из потребностей пользователей, экономической целесообразности с учетом объемов деятельности предприятия, характера влияния объекта учета на решения пользователей и других качественных факторов, которые могут влиять на определение порога существенности. Как правило, количественный критерий существенности таких хозяйственных операций и событий не превышает 5 процентов выбранной базы.

2.20.3. В соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета предприятия могут не приводить статьи в финансовой отчетности, по которым отсутствует информация к раскрытию (кроме случаев, когда такая информация была в предыдущем отчетном периоде), а также добавлять статьи с сохранением их названия и кода строки из перечня статей, приведенных в таких национальных положениях (стандартах), если статья соответствует следующим критериям:

информация является существенной;

оценка статьи может быть достоверно определена.

Каждую статью, соответствующую количественным критериям и качественным признакам существенности, следует приводить в финансовой отчетности отдельно. Информация по статьям, не соответствующим критериям и признакам существенности, приводится в статьях, предназначенных для раскрытия других составляющих классификационной группы активов, обязательств, доходов и расходов, других показателей, выделяемых в финансовой отчетности.

Для каждого из отчетов финансовой отчетности выбирается отдельная база определения количественных критериев и качественных признаков существенности статей финансовой отчетности и диапазон количественных критериев, в частности:

для статей баланса — базой может быть выбрана сумма итога баланса, в таком случае количественный критерий существенности может быть определен в диапазоне до 5 процентов базы, или итога класса активов, собственного капитала, класса обязательств в диапазоне до 15 процентов выбранной базы;

для статей отчета о финансовых результатах — базой может быть выбрана сумма чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) с определением количественного критерия существенности в диапазоне до 5 процентов базы или финансового результата от операционной деятельности в диапазоне до 25 процентов;

для статей отчета о движении денежных средств — базой может быть выбрана сумма чистого движения денежных средств от операционной деятельности с определением количественного критерия существенности в диапазоне до 5 процентов такой базы;

для статей отчета об изменениях в собственном капитале — базой целесообразно выбрать размер собственного капитала предприятия с определением количественного критерия существенности в диапазоне до 5 процентов.

Статья, которая может быть признана не существенной для отдельного представления ее в финансовом отчете, может быть достаточно существенной для отдельного раскрытия ее в примечаниях к финансовой отчетности.

2.21. Если предприятие является плательщиком налога на прибыль, то отражение в финансовой отчетности отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств осуществляется в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 17 «Налог на прибыль», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 28 декабря 2000 года № 353, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 20 января 2001 года под № 47/5238 (с изменениями).

Отсроченные налоговые активы и отсроченные налоговые обязательства приводятся:

в промежуточной финансовой отчетности;

в годовой финансовой отчетности.

В промежуточной финансовой отчетности отсроченные налоговые активы и отсроченные налоговые обязательства могут приводиться в балансе в сумме указанных активов и обязательств, определенных на 31 декабря предыдущего года без их исчисления на дату промежуточной финансовой отчетности. В таких случаях в статье «Налог на прибыль от обычной деятельности» промежуточного Отчета о финансовых результатах приводится только сумма текущего налога на прибыль, а на дату годового баланса в бухгалтерском учете и финансовой отчетности осуществляется соответствующая корректировка (увеличение, уменьшение) суммы расходов по налогу на прибыль с учетом изменений отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств за отчетный год.

2.22. Критерии разделения объектов инвестиционной недвижимости и операционной недвижимости согласно Положению (стандарту) бухгалтерского учета 32 «Инвестиционная недвижимость», утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 02 июля 2007 года № 779, зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 16 июля 2007 года под № 823/14090 (с изменениями), устанавливаются предприятием.

Инвестиционная недвижимость — это собственные или арендованные на условиях финансовой аренды земельные участки, здания, сооружения, расположенные на земле, которые удерживаются с целью получения арендных платежей и/или увеличения собственного капитала, а не для производства и поставки товаров, предоставления услуг, административной цели или продажи в процессе обычной деятельности.

Операционная недвижимость — это собственные или арендованные на условиях финансовой аренды земельные участки, здания, сооружения, расположенные на земле, которые удерживаются с целью использования для производства или поставки товаров или предоставления услуг, или же в административных целях.

Если определенный объект основных средств включает часть, удерживаемую с целью получения арендной платы и/или для увеличения собственного капитала, и другую часть, являющуюся операционной недвижимостью, и эти части могут быть проданы отдельно (или отдельно предоставлены в аренду согласно договору о финансовой аренде), то эти части отражаются как отдельные инвентарные объекты. Если эти части не могут быть проданы отдельно, объект основных средств признается инвестиционной недвижимостью при условии ее использования преимущественно с целью получения арендной платы и/или для увеличения собственного капитала.

Предприятие самостоятельно разрабатывает критерии по разграничению признаков, по которым объект основных средств может быть отнесен и к операционной недвижимости, и к инвестиционной недвижимости.

2.23. Связанные лица определяются в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 23 «Раскрытие информации о связанных сторонах», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 18 июня 2001 года № 303, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 23 июня 2001 года под № 539/5730 (с изменениями).

Связанными сторонами считаются:

предприятия, находящиеся под контролем или существенным влиянием других лиц;

предприятия и физические лица, которые прямо или опосредованно осуществляют контроль над предприятием или существенно влияют на его деятельность, а также близкие члены семьи такого физического лица.

Учитывая сущность отношений, а не лишь юридическую форму (превалирование сущности над формой), предприятие самостоятельно определяет перечень связанных сторон.

Отношения между связанными сторонами — это, в частности, отношения:

материнского (холдингового) и его дочерних предприятий;

совместного предприятия и контрольных участников совместной деятельности; предприятия-инвестора и его ассоциированных предприятий;

предприятия и физических лиц, которые осуществляют контроль или имеют существенное влияние на это предприятие, а также отношения этого предприятия с близкими членами семьи каждого такого физического лица;

предприятия и его руководителя и других лиц, относящихся к ведущему управленческому персоналу предприятия, а также близких членов семьи таких лиц.

2.24. Для формирования информации о чистой прибыли (убытке) на одну простую акцию в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 24 «Прибыль на акцию», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 16 июля 2001 года № 344, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 30 июля 2001 года под № 647/5838 (с изменениями), определяется дата включения простых акций, выпуск которых зарегистрирован, в расчет среднегодового количества простых акций в обращении.

Датой включения простых акций, выпуск которых зарегистрирован, в расчет среднегодового количества простых акций в обращении считается:

оплата выпуска которых будет осуществляться денежными средствами, — дата возникновения дебиторской задолженности;

оплата которых будет осуществляться иными, нежели денежные средства, активами, — дата признания актива обществом;

оплата которых будет осуществляться предоставлением услуг обществу, — дата предоставления услуг;

предназначенных для выплаты дивидендов акциями, — дата выполнения обязательств по выплате дивидендов акционерам;

предназначенных для конвертации финансового обязательства или для уплаты процентов по этому финансовому обязательству, — дата прекращения начисления процентов или (при отсутствии процентов) дата погашения финансового обязательства;

предназначенных для погашения обязательства общества, — дата погашения обязательства;

предназначенных для частичной оплаты приобретения другого предприятия, — дата приобретения;

выпуск которых зависит от выполнения определенных условий (акции с отложенным размещением), — дата выполнения необходимых условий.

2.25. Основные требования к признанию и оценке необоротных активов и групп выбытия, удерживаемых для продажи, изложены в Положении (стандарте) бухгалтерского учета 27 «Необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность», утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 07 ноября 2003 года № 617 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 03 октября 2007 года № 1100), зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 17 ноября 2003 года под № 1054/8375 (с изменениями).

Датой первоначального признания необоротных активов и группы выбытия как удерживаемых для продажи может быть:

дата, когда в отношении активов, группы выбытия удовлетворяются условия, если: экономические выгоды ожидается получить от их продажи, а не от их использования по назначению; они готовы к продаже в их нынешнем состоянии; их продажа, как ожидается, будет завершена в течение года с даты признания их содержащимися для продажи; условия их продажи соответствуют обычным условиям продажи для подобных активов; осуществление их продажи имеет высокую вероятность, в частности если руководством предприятия подготовлен соответствующий план или заключен твердый контракт о продаже, осуществляется их активное предложение на рынке по цене, соответствующей справедливой стоимости;

дата оприходования активов, приобретенных с целью продажи.

2.26. Предприятие самостоятельно может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет.

В случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами, составляется отдельный баланс. Для составления отдельного баланса данные первичных документов о хозяйственных операциях филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений, выделенных предприятием (юридическим лицом) на отдельный баланс, а также о хозяйственных операциях, которые согласно законодательству подлежат отражению в отдельном балансе, заносятся в отдельные (открытые для этого обособленного подразделения или для отражения хозяйственных операций по определенной деятельности предприятия) регистры бухгалтерского учета. По данным отдельных регистров бухгалтерского учета составляются отдельный баланс и соответствующие формы финансовой отчетности по указанным хозяйственным операциям. Показатели отдельного баланса и соответствующих форм финансовой отчетности включаются в баланс предприятия и соответствующие формы финансовой отчетности юридического лица. Особенности составления отдельного баланса совместной деятельности определяются национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета. При составлении баланса и соответствующих форм финансовой отчетности предприятий с учетом показателей отдельного баланса и соответствующих форм отдельной финансовой отчетности информация о внутрихозяйственных расчетах (взаимных обязательствах в равной сумме) не приводится.

2.27. Объекты и периодичность проведения инвентаризации определяются собственником (руководителем) предприятия, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным согласно законодательству.

2.28. При определении единицы бухгалтерского учета запасов предприятие может выбрать их наименование или однородную группу (вид).

2.29. При составлении финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности предприятия могут выбрать способ составления отчета о движении денежных средств по прямому или непрямому методу с применением соответствующей формы отчета.

2.30. Первоначальная стоимость основных средств увеличивается на сумму расходов, связанных с улучшением объекта (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), которое приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта. Остаточная стоимость основных средств уменьшается в связи с частичной ликвидацией объекта основных средств. Первоначальная (переоцененная) стоимость основных средств может быть увеличена на сумму расходов, связанных с улучшением и ремонтом объекта, определенную в порядке, установленном налоговым законодательством.

 

III. Изменение учетной политики

3.1. На основе принципа последовательности учетная политика предприятия должна предусматривать постоянное (из года в год) применение принятой стабильной учетной политики.

3.2. Изменить учетную политику предприятие может в исключительных случаях, прямо установленных в положениях (стандартах) бухгалтерского учета. Пересмотр учетной политики должен быть обоснован.

Учетная политика может быть изменена, как правило, с начала года.

3.3. Учетная политика может изменяться в случаях, если:

изменяются на предприятии уставные требования;

изменяются требования органа, осуществляющего функции по государственному регулированию методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

изменения учетной политики обеспечат более достоверное отражение событий (хозяйственных операций) в бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

3.4. Распорядительный документ об учетной политике может быть принят как базисный на момент деятельности предприятия, в который при необходимости вносятся изменения с определенного времени. В случае внесения в учетную политику изменений, что по объему охватывают большую часть текста или существенно влияют на ее содержание, распорядительный документ об учетной политике целесообразно полностью изложить в новой редакции.

3.5. Учетная политика предприятия с учетом внесенных изменений приводится в примечаниях к годовой финансовой отчетности в форме описания или путем приложения к отчетности копии распорядительного документа.

 

Заместитель директора Департамента налоговой,
 таможенной политики и методологии бухгалтерского учета
 С. Дусяк



комментарий редакции

Минфин об учетной политике

О том, что Минфин готовит к выпуску Методические рекомендации по учетной политике предприятия, наслышаны были все. И вот приказом Минфина от 27.06.2013 г. № 635 такой документ утвержден (далее — Методрекомендации № 635). Этим же приказом подкорректированы два других недавних минфиновских норматива — приказ от 28.03.2013 г. № 433 и приказ от 11.04.2013 г. № 476, с раскрытия сути внесенных изменений в которые и начнем наш комментарий.

О заполнении финотчетности. Вследствие замены в п. 2.28 разд. II Методических рекомендаций по заполнению форм финансовой отчетности, утвержденных приказом Минфина от 28.03.2013 г. № 433 (далее — Методрекомендации № 433) (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 30, с. 8), слов «, а также сумма авансового взноса по налогу на прибыль в случаях, предусмотренных законодательством» словами «в счет будущих платежей», редакция этого пункта приобрела следующий вид: «В статье «Дебиторская задолженность по расчетам по выданным авансам» отражается сумма авансов, предоставленных другим предприятиям в счет будущих платежей».

Если не обращать внимания на то, что авансы выдаются другим предприятиям не в счет «будущих платежей», как прописал Минфин, а в обеспечение предстоящих поставок, то изменение формулировки п. 2.28 разд. II Методрекомендаций № 433 означает, судя по всему, отказ Минфина от своей прежней «рекомендательной» позиции касаемо отражения авансовых взносов по налогу на прибыль в строке 1130 Баланса (Отчета о финансовом состоянии) по форме № 1. А посему в отсутствие других прямых указаний логично воспользоваться подходом, предложенным Минфином в письме от 24.01.2013 г. № 31-08410-06-52297 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 21, с. 46, согласно которому в течение года дебетовое сальдо аналитического счета по учету расчетов по налогу на прибыль подлежит отражению в статье «Дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом» формы № 1. То есть авансовые взносы по налогу на прибыль надо показывать по строке 1135 Баланса с одновременным дублированием такой суммы в его справочной строке 1136 «в том числе по налогу на прибыль».

О сопоставимости показателей финотчетности. В Методических рекомендациях по проверке сопоставимости показателей финансовой отчетности, утвержденных приказом Минфина от 11.04.2013 г. № 476 («Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 32), регулятор просто исправил допущенную им ранее оплошность, добавив в строках 13 и 14 формы № 1 «Баланс (Отчет о финансовом положении)» графу 4. Это логично, ведь сопоставимость строк Баланса «работает» для показателей как на начало, так и на конец отчетного периода.

Об учетной политике. Как следует из п. 1.1 разд. I Методрекомендаций № 635, они изданы в качестве ориентира для предприятий, организаций и других юридических лиц независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и форм собственности. В то же время там же указано, что Методрекомендациями № 635 не могут воспользоваться:

— банки;

— бюджетные учреждения;

— предприятия, применяющие МСФО.

Согласно п. 1.3 разд. I Методрекомендаций № 635 учетная политика является элементом системы организации бухгалтерского учета на предприятии и может учитывать организационно-правовую форму предприятия, отраслевые особенности экономической деятельности, объемы производства и т. д.

В отличие от прежних рекомендаций по установлению учетной политики, доведенных письмом Минфина от 21.12.2005 г. № 31-34000-10-5/27793 (далее — письмо № 27793), и норм разд. II Положения о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и хозяйственных организаций, владеющих и/или пользующихся объектами государственной, коммунальной собственности, утвержденного приказом Минфина от 19.12.2006 г. № 1213 (далее — Положение № 1213), в п. 1.3 разд. I Методрекомендаций № 635 предлагается в распорядительном документе об учетной политике наряду с принципами, методами и процедурами, используемыми предприятием для ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности, приводить также «предварительные оценки, которые применяются предприятием в целях распределения расходов между соответствующими отчетными периодами». Заметьте, речь здесь идет лишь о предварительных оценках для распределения расходов, хотя, согласно П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах», утвержденному приказом Минфина от 28.05.99 г. № 137, учетная оценка — это предварительная оценка, которая используется предприятием в целях распределения расходов и доходов между соответствующими отчетными периодами. Это во-первых. Во-вторых, учетная политика и учетная оценка — это разные вещи, поэтому вносить в приказ о формировании учетной политики информацию, к примеру, о сроке полезного использования (эксплуатации) и ликвидационной стоимости каждого конкретного объекта необоротных активов является, по крайней мере, неразумным.

Опять же в сравнении с письмом № 27793 и Положением № 1213 п. 2.1 разд. II Методрекомендаций № 635 рекомендует распорядительным документом об учетной политике предприятия устанавливать ко всему прочему:

— порядок выплат, осуществляемых за счет прибыли (для государственных и коммунальных предприятий);

— критерии разграничения объектов операционной недвижимости и инвестиционной недвижимости;

— подходы к классификации связанных сторон;

— дату включения простых акций, выпуск которых зарегистрирован, в расчет среднегодового количества простых акций в обращении;

— дату первоначального признания необоротных активов и группы выбытия удерживаемыми для продажи;

— периодичность и объекты проведения инвентаризации;

— определение единицы аналитического учета запасов;

— способ составления отчета о движении денежных средств;

— подходы к отнесению расходов, связанных с улучшением объекта основных средств, к первоначальной стоимости или расходам отчетного периода.

Надо отдать должное тому, что все перечисленные в п. 2.1 разд. II Методрекомендаций № 635 допустимые варианты элементов учетной политики подробнейшим образом расшифрованы в пп. 2.2 — 2.30 этого раздела со ссылкой в большинстве случаев на соответствующие П(С)БУ и Положение № 1213.

В то же время удивительно, но только в отношении изменения стоимостных признаков предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов, в п. 2.6 разд. II Методрекомендаций № 635 уточняется, что это рассматривается как изменение учетных оценок, в связи с чем коррективы в бухгалтерском учете относительно основных средств, зачисленных на баланс в предыдущих периодах, не проводятся. Кстати сказать, аналогичный вывод был сделан Минфином в письме от 14.05.2012 г. № 31-08410-07-25/12004. Что касается утверждения из письма Минфина от 02.11.2009 г. № 31-34000-20-23-5535/5708 насчет того, что изменение метода амортизации считается изменением учетной оценки, то оно в Методрекомендации № 635 почему-то не перенесено.

В п. 2.8 разд. II Методрекомендаций № 635 включено положение о том, что малые предприятия и другие организации, деятельность которых не направлена на осуществление коммерческой деятельности, могут вести бухгалтерский учет расходов с использованием только счетов класса 8 «Расходы по элементам». В то же время мы не рекомендовали бы использовать такой вариант учета. Связано это с тем, что исходя из требований П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», утвержденного приказом Минфина от 25.02.2000 г. № 39, в настоящее время в Отчете о финансовых результатах по формам № 2-м и № 2-мс расходы группируются по расходам деятельности, а не по элементам затрат. Поэтому предприятиям не обойтись без ведения счетов класса 9. В противном случае заполнить формы № 2-м и № 2-мс будет довольно проблематично.

Особое внимание уделено в п. 2.20 разд. II Методрекомендаций № 635 количественным критериям и стоимостным признакам существенности информации о хозяйственных операциях, событиях и статьях финансовой отчетности. В свое время письмом Минфина от 29.07.2003 г. № 04230-04108 (далее — письмо № 04108) уже были предоставлены методические рекомендации по применению существенности в бухгалтерском учете. Так вот, если проводить аналогию, то теперь количественные критерии существенности информации о хозяйственных операциях и событиях установлены п. 2.20 разд. II Методрекомендаций № 635 не жестко обозначенной величиной, а «в диапазоне до…», причем проценты от избранной базы отличаются от рекомендованных в письме № 04108, как собственно в большинстве случаев и сама база. Кроме того, согласно положениям п.п. 2.20.3 разд. II Методрекомендаций № 635 сейчас для каждой формы финансовой отчетности должны избираться отдельная база определения количественных критериев и качественных признаков существенности статей финотчетности, а также диапазон количественных критериев. Рекомендуемые базы определения существенности и допустимые диапазоны приведены там же.

Раздел III Методрекомендаций № 635 посвящен изменению учетной политики. Примечательно, но Минфин тоже считает, что учетная политика может быть изменена, как правило, с начала года. Подобную точку зрения мы высказали в статье «Пересмотр и раскрытие учетной политики» тематического номера газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 1-2, в котором детально рассмотрен порядок разработки и утверждения учетной политики предприятия, внесения в нее изменений и особенности раскрытия положений применяемой учетной политики в примечаниях к финансовой отчетности.

 

 Татьяна Войтенко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше