Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Как обжаловать отказ налоговиков зарегистрировать налоговые накладные

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2013/№ 102
Печать
Письмо от 24.10.2013 г. № 1486/12/13-13

Как обжаловать отказ налоговиков зарегистрировать налоговые накладные*

Информационное письмо Высшего административного суда Украины от 24.10.2013 г. № 1486/12/13-13

 

В связи с возникновением в судебной практике вопросов, связанных с обжалованием отказа в принятии налоговых накладных для их регистрации в Едином государственном реестре налоговых накладных, на основании пункта 4 части первой статьи 32 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» Высший административный суд Украины считает необходимым сообщить следующее.

В соответствии с пунктом 201.10 статьи 201 Налогового кодекса Украины при осуществлении операций по поставке товаров/услуг плательщик налога — продавец товаров/услуг обязан предоставить покупателю налоговую накладную и зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных.

Подтверждением продавцу о принятии его налоговой накладной и/или расчета корректировки к налоговой накладной в Единый реестр налоговых накладных является квитанция в электронном виде в текстовом формате, которая направляется в течение операционного дня.

Регистрация налоговых накладных и/или расчетов корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных осуществляется не позднее пятнадцати календарных дней, следующих за датой их составления.

Учитывая изложенное, регистрация налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных является обязанностью поставщика товаров или услуг.

Эта обязанность корреспондирует с обязанностью центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную налоговую и таможенную политику, принять и зарегистрировать предоставленную плательщиком налога — продавцом налоговую накладную в Едином реестре налоговых накладных.

Отказать в принятии для регистрации предоставленных плательщиком налога налоговых накладных центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную налоговую и таможенную политику, может только в случае, если направленные налоговые накладные и/или расчеты корректировки сформированы с нарушением требований, предусмотренных соответственно пунктом 201.1 статьи 201 и/или пунктом 192.1 статьи 192 Налогового кодекса Украины. В таком случае в течение операционного дня продавцу направляется квитанция в электронном виде в текстовом формате о непринятии их в электронном виде с указанием причин такого непринятия.

Если в течение операционного дня не направлены квитанции о принятии или непринятии, такая налоговая накладная считается зарегистрированной в Едином реестре налоговых накладных.

При решении споров, связанных с обжалованием непринятия налоговых накладных для их регистрации в Едином государственном реестре налоговых накладных, суды должны учитывать следующее.

Налоговым кодексом Украины определены правовые последствия отсутствия факта регистрации налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных. Такая налоговая накладная не дает права покупателю на включение сумм налога на добавленную стоимость в налоговый кредит и не освобождает продавца от обязанности включения суммы налога на добавленную стоимость, указанной в налоговой накладной, в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период.

Выявление расхождений данных налоговой накладной и Единого реестра налоговых накладных, в свою очередь, является основанием для проведения контролирующими органами документальной внеплановой выездной проверки продавца и в соответствующих случаях покупателя товаров/услуг.

Таким образом, отсутствие регистрации налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных влияет на правовое положение плательщиков налогов. Покупатель товаров лишается права на формирование налогового кредита за счет соответствующих сумм, а продавец может ощутить нежелательные для него последствия в виде проведения его внеплановой проверки.

Учитывая это, правоотношения, касающиеся регистрации налоговых накладных в Едином государственном реестре налоговых накладных и, в частности, безосновательного непринятия налоговых накладных для их регистрации, являются предметом рассмотрения в административных судах в соответствии со статьей 17 Кодекса административного судопроизводства Украины.

При этом плательщик налога — продавец может обратиться с соответствующим иском в административный суд для защиты своих интересов.

При определении предмета спора и надлежащего способа защиты нарушенного права и интересов плательщика налога по делам относительно неправомерного непринятия к регистрации налоговых накладных суды должны исходить из следующего.

Как следует из содержания пункта 201.10 статьи 201 Н алогового кодекса Украины, при отсутствии квитанции о принятии или непринятии налоговой накладной такая налоговая накладная считается зарегистрированной в Едином реестре налоговых накладных в течение операционного дня, когда она была направлена продавцом.

В то же время сама квитанция о принятии или непринятии налоговой накладной не является решением субъекта властных полномочий в понимании статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Украины, поскольку она является только техническим способом информирования плательщика налогов о регистрации или нерегистрации налоговой накладной в Едином государственном реестре.

При этом предметом спора в указанной категории дел является правомерность поведения субъекта властных полномочий в отношении непринятия налоговой накладной для регистрации.

В таком случае надлежащим способом защиты нарушенных прав и/или интересов плательщика налогов в рассматриваемой ситуации является признание неправомерным непринятия налоговой накладной для регистрации.

В свою очередь признание неправомерным непринятия налоговой накладной для регистрации влечет наступление последствий, предусмотренных в пункте 201.10 статьи 201 Налогового кодекса Украины. Следовательно, налоговая накладная считается принятой в течение того операционного дня, когда она была направлена плательщиком налогов для регистрации.

Учитывая изложенное, резолютивная часть постановления административного суда об удовлетворении исковых требований по делу, предметом обжалования в котором является противоправность непринятия налоговой накладной для регистрации, с учетом требований пункта 1 части второй статьи 162 Кодекса административного судопроизводства Украины должна содержать вывод о признании противоправным непринятия налоговой накладной для регистрации, а также указание того, что налоговую накладную нужно считать принятой и зарегистрированной в течение операционного дня, когда она была направлена плательщиком налога (с указанием даты).

Оговорка по поводу конкретной даты, с которой налоговая накладная является принятой и зарегистрированной в Едином реестре налоговых накладных, наряду с признанием противоправным собственно непринятия налоговой накладной для регистрации, является правомерной с учетом предписания абзаца десятого части второй статьи 162 Кодекса административного судопроизводства Украины. Указанная норма дает право суду принять иное постановление, которое бы гарантировало соблюдение и защиту прав истца. Следовательно, независимо от того, содержит ли требование истца просьбу об определении даты, с которой налоговая накладная является принятой и зарегистрированной в Едином реестре налоговых накладных, суд с целью защиты прав истца должен указать соответствующую дату в резолютивной части постановления.

Требования об обязательстве налогового органа принять налоговую накладную, признании противоправными решения, действия, бездействия налогового органа, признании поданной накладной зарегистрированной и т. п. следует рассматривать как требование о признании противоправным непринятия налоговой накладной для регистрации в течение операционного дня, когда такая накладная была направлена для регистрации в Едином государственном реестре налоговых накладных. Поэтому суды должны рассмотреть вопрос о противоправности непринятия налоговой накладной для регистрации, несмотря на то, в какой словесной форме сформулированы исковые требования истца, если из содержания таких требований усматривается, что они направлены на восстановление прав плательщика налогов, нарушенных в результате такого непринятия.

В связи с этим у суда нет оснований для отказа в иске плательщику налога или отказа в открытии производства (закрытии производства) в случае, если таким плательщиком были иначе сформулированы исковые требования, фактическим предметом которых является противоправность непринятия налоговой накладной для регистрации в Едином государственном реестре налоговых накладных.

Это письмо предлагаем довести до сведения судей апелляционного и окружных административных судов соответствующего апелляционного округа для учета при осуществлении правосудия.

 

Заместитель председателя суда М. Цуркан

 

* См. также материал на с. 34. — Примеч. ред.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц