Темы статей
Выбрать темы

Вы нам писали. Авансовый взнос по налогу на прибыль за январь: первый блин комом

Редакция НиБУ
Статья

Авансовый взнос по налогу на прибыль за январь: первый блин комом

 

 

О том, что 18.01.2013 г. истекает предельный срок уплаты авансовых взносов по налогу на прибыль за январь, не знал только ленивый, в связи с чем подавляющим большинством плательщиков данная обязанность была добросовестно выполнена. К сожалению, это не позволило им избежать проблем: в частности, после обновления с 17.01.2013 г. Классификации доходов бюджета от налоговиков начали поступать требования о необходимости переброски уже перечисленных средств на новые коды доходов.

В редакцию сразу же поступила масса вопросов с просьбой разъяснить происходящее, что мы и делаем в данной статье.

Виталий СМЕРДОВ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Инструкция № 22 — Инструкция о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденная постановлением Правления НБУ от 21.01.2004 г. № 22.

Классификация доходов бюджета — Классификация доходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 14.01.2011 г. № 11.

ОНК № 1171 — Обобщающая налоговая консультация относительно особенностей представления деклараций по налогу на прибыль и уплаты налога в 2013 году, утвержденная приказом ГНСУ от 21.12.2012 г. № 1171.

Налоговое разъяснение № 25 — Налоговое разъяснение по ответственности плательщика налогов за нарушение сроков уплаты сумм налоговых обязательств при перечислении плательщиком средств на счета, открытые не по месту его регистрации, неправильные коды бюджетной классификации и т. п., утвержденное приказом Государственной налоговой администрации Украины от 15.01.2002 г. № 25.

 

Суть проблемы

Как уже отмечалось, все началось с обновления Классификации доходов бюджета (в частности, с ее дополнения кодами, предназначенными для учета авансовых платежей по налогу на прибыль), которая, в свою очередь, представляет собой единое систематизированное группирование доходов в соответствии с законодательством Украины и международными стандартами. Не вдаваясь в подробности ее назначения для бюджетных целей, обратим внимание на то, что бухгалтера данная Классификация должна интересовать, прежде всего, при заполнении платежных документов на уплату налоговых обязательств. Связано это с тем, что с 21.06.2012 г. при перечислении платежей в бюджет в поле «Отримувач» (платежа) следует проставлять в том числе и соответствующий код бюджетной классификации* (см. приложение 8 к Инструкции № 22, а также Единую базу налоговых знаний, раздел 020.04). Кроме того, если платеж в бюджет производится в иностранной валюте, то данную информацию придется указать и в поле «Призначення платежу» (см. Порядок заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) платежей в бюджет, осуществления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в бюджет, утвержденный приказом Минфина от 07.07.2012 г. № 817).

* Учитывая предписания пп. 2.4 — 2.5 Инструкции № 22, указание данных сведений является обязательным. В то же время на практике эти требования нередко игнорировались, причем часто без каких-либо последствий для плательщиков.

Вместе с тем проблему, с которой плательщики столкнулись в январе, вызвало не само по себе обновление Классификации доходов бюджета (о том, что налоговики желают разграничить авансовые взносы и налог на прибыль, было известно еще в первых числах текущего года, в том числе из положений ОНК № 1171 и письма ГНСУ от 25.12.2012 г. № 7772/0/61-12/15-1215 — данный вопрос заслуживает особого внимания, а потому мы вернемся к нему в одном из следующих номеров), а мнение налогового ведомства о том, что январские авансовые взносы должны были поступать уже на новые коды: 11024000, 11023100 и др. (см. письмо ГНСУ от 21.01.2013 г. № 1269/7/15-1317 — на с. 19). При этом, если в отношении платежей, осуществленных с 17.01.2013 г. (т. е. уже после обновления Классификации), с данным выводом действительно можно согласиться, то в части авансовых платежей, уплаченных ранее, подход ГНСУ явно неправомерен: заполняя платежные документы, плательщик должен учитывать Классификацию доходов бюджета, действующую на момент такого заполнения, причем он не обязан отслеживать дальнейшие изменения в такой Классификации и перебрасывать уже уплаченные суммы на новые коды. Таким образом, если плательщик перечислил авансовый взнос до 17.01.2013 г. на «старый» код, то, по нашему убеждению, такие действия нельзя считать ошибочными, и тем более его нельзя привлекать к ответственности за неуплату соответствующей суммы налогов*. Более подробно об этом мы поговорим в следующем разделе, в то время как здесь хотелось бы сделать несколько замечаний о контексте, сопровождавшем указанные события.

* Как ни странно, данный вывод подтверждается и в довольно «древнем» Налоговом разъяснении № 25, в котором налоговики пришли к заключению, что в случае несвоевременного открытия счетов Госказначейством плательщик освобождается от ответственности за несвоевременное или неполное зачисление платежей в бюджет.

Во-первых, как уже отмечалось, Классификация доходов бюджета была обновлена 17.01.2013 г. (приказом Минфина № 19), т. е. за день до наступления предельных сроков уплаты авансовых взносов. Таким образом, учитывая мнение ГНСУ, а также то, что данный документ, не подлежащий регистрации в Минюсте и опубликованию, стал доступен плательщикам несколько позднее даты его утверждения, ошибку допустили практически все плательщики налога на прибыль, уплатившие авансовый взнос за январь (как следствие, соответствующая сумма налога превратилась в налоговый долг, на который были начислены штрафные санкции и пеня).

Во-вторых, если запоздалое утверждение изменений к Классификации доходов бюджета еще хоть как-то можно списать на Минфин, а поголовное превращение плательщиков в должников — на алгоритм работы программного обеспечения, которое учитывает поступления налогов в разрезе соответствующих кодов** (см. п. 5.1 Инструкции о порядке ведения органами государственной налоговой службы оперативного учета платежей в бюджет, контроль за взиманием которых осуществляется органами государственной налоговой службы Украины, утвержденной приказом ГНАУ от 18.07.2005 г. № 276), то пассивность ГНСУ в первое время после утверждения указанных изменений не выдерживает никакой критики: информация о необходимости подачи заявлений для переброски надлежащих сумм начала появляться лишь спустя несколько дней после обновления Классификации доходов бюджета, и то изначально — на сайтах областных ГНС и лишь затем — на сайте ГНСУ и в письме от 21.01.2013 г. № 1269/7/15-1317.

** Вместе с тем «в идеале» подобный алгоритм как раз и должен был вывести из-под ответственности лиц, уплативших авансовый взнос до 17.01.2013 г.

 

Решение проблемы

К решению данной проблемы существует два подхода.

1. Первый, которому, вероятнее всего, последовало (или еще последует) большинство налогоплательщиков, заключается в выполнении требований ГНСУ: в частности, о предоставлении заявления с просьбой перебросить уплаченные суммы авансового взноса на новые коды. При этом, после открытия под них новых счетов (их реквизиты опубликованы на сайтах областных ГНС) в заявлениях следует учитывать и их. В этой связи стоит отметить, что плательщикам, которые подали заявления на переброску надлежащих сумм до открытия новых счетов, подавать заявление еще раз нет необходимости — контролерам хватило и первого заявления (с указанием новых кодов, но без новых счетов).

Несмотря на то что подобные действия не основаны на нормах права (как уже отмечалось, изменение Классификации доходов бюджета не должно влиять на плательщиков задним числом), их осуществление избавляет от большинства проблем, в том числе в таком случае аннулируются начисленные штрафные санкции и пеня (см. письмо ГНС в Сумской области от 22.01.2013 г. № 596/7/15-105).

2. Второй подход заключается в игнорировании требований налоговиков. Мы уже неоднократно отмечали, что, по мнению редакции, в этом случае плательщики должны освобождаться от какой-либо ответственности. Вместе с тем у контролеров на этот счет иное мнение: таких плательщиков они признают должниками с соответствующими последствиями в виде финансовых санкций* (см. письмо ГНС в Сумской области от 22.01.2013 г. № 596/7/15-105). Несмотря на это, меры по принудительному взысканию такого налогового долга к ним, судя по упомянутому выше письму, применяться не должны**. Разумеется, следовать такому подходу стоит лишь тем плательщикам, которые готовы отстаивать свои интересы в суде. Если же таковые найдутся (а мы в этом уверены), то для них не лишними окажутся следующие аргументы.

* Санкции аннулируются лишь при подаче соответствующего заявления на переброску средств.

** В отличие от плательщиков, решивших зачесть в счет погашения авансовых взносов имеющуюся переплату по налогу на прибыль.

Во-первых, уже упоминавшиеся нормы Инструкции № 22, которые требуют от плательщика указания кодов бюджетной классификации, действующих на момент заполнения платежного документа, без необходимости учета их дальнейших изменений. Причем в этой связи стоит также вспомнить и предписания ст. 58 Конституции Украины, согласно которым нормативно-правовые акты не имеют обратной силы во времени (кроме смягчающих или отменяющих ответственность).

Во-вторых, НКУ вообще не обязывает плательщиков при уплате налогов учитывать коды бюджетной классификации и/или счета. Главное условие заключается в уплате налога в соответствующий бюджет (пп. 14.1.39 и 14.1.156 НКУ). В этой связи стоит вспомнить, что зачисленным в бюджет налог признается с момента его зачисления на единый казначейский счет (ч. 5 ст. 45 БКУ), который, в свою очередь, консолидирует средства государственного и местного бюджетов, фондов общеобязательного государственного социального страхования, средств других клиентов (Положение о едином казначейском счете в редакции приказа Госказначейства от 30.11.2010 г. № 449). Налоговики подобные аргументы традиционно не признают (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2008, 39, с. 31), чего, однако, нельзя сказать о судах. Как свидетельствует практика, в некоторых случаях они готовы принимать сторону налогоплательщиков (см. определение ВАСУ от 08.06.2011 г. по делу № К-6548/08), хотя, должны заметить, что в настоящее время по этому вопросу встречается и негативная практика (см. определение Киевского апелляционного административного суда от 13.03.2012 г. по делу № 2а-11065/11/2670).

В-третьих, с 19.01.2013 г. и до момента переброски надлежащих средств на новые коды/счета налоговики считают, что за плательщиками числится налоговый долг. Вместе с тем такие суждения поспешны. Как известно, налоговым долгом может считаться лишь сумма согласованного налогового обязательства (п.п. 14.1.175 НКУ). При этом, в общем случае налоговые обязательства приобретают подобный (согласованный) статус в результате предоставления налоговой декларации, в которой данная сумма декларируется к уплате (п. 54.1 НКУ). В то же время авансовые взносы за январь/февраль 2013 г. уплачиваются на основании показателей декларации за 9 месяцев 2012 г., в которой они, разумеется, отдельно не выделялись. В этой связи приходим к выводу, что данные суммы не являются согласованной суммой налоговых обязательств***, а потому даже если плательщик не уплатил их, к ответственности его привлечь нельзя. К сожалению, налоговики придерживаются противоположного мнения: они считают, что плательщик, предоставив декларацию за 9 месяцев, согласовал и соответствующие суммы авансовых взносов (вопрос 9 ОНК № 1171 и письмо ГНСУ от 21.01.2013 г. № 1269/7/15-1317 — см. на с. 19). Этот вывод, конечно же, неправомерен: как уже отмечалось, согласование налоговых обязательств происходит в результате их (а не каких-либо других, пусть и взаимосвязанных сумм) отражения в декларации, в то время как в декларации за 9 месяцев авансовые взносы за январь/февраль 2013 г. не выделялись.

*** Что касается указания на согласованность авансовых взносов в п. 57.1 НКУ, то оно касается лишь тех сумм, которые указаны в годовой декларации по налогу на прибыль, — т. е. на январские/февральские авансовые взносы за 2013 г. не распространяется.

Итак, в очередной раз наблюдаем произвол налоговиков, которые столь неприглядным способом пытаются наполнить бюджет. Содействовать им в этом или нет, решать Вам.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше