Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О вопросах возврата судебного сбора

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июль, 2013/№ 54
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 11.06.2012 г. № 31-08330-10-18/14701

О вопросах возврата судебного сбора**

Письмо Министерства финансов Украины от 11.06.2012 г. № 31-08330-10-18/14701

 

Министерство финансов Украины рассмотрело письмо Государственной судебной администрации Украины от 07.05.2012 № 11-2365/12 о проблемных вопросах, возникших в практике судов Украины при применении Закона Украины «О судебном сборе», и в рамках компетенции сообщает.

Бюджетным кодексом Украины установлено, что решение суда о взыскании (аресте) средств государственного бюджета (местных бюджетов) исполняется исключительно Государственной казначейской службой Украины (пункт 9 раздела VI «Заключительные и переходные положения»).

В соответствии с частью второй статьи 45 Бюджетного кодекса от 08.07.2010 (вступил в силу с 1 января 2011 года) Государственная казначейская служба Украины ведет бухгалтерский учет всех поступлений Государственного бюджета Украины и по представлению органов, контролирующих взимание поступлений бюджета, осуществляет возврат средств, ошибочно или излишне зачисленных в бюджет.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Украины «Об исполнительном производстве» решения о взыскании средств с государственного и местных бюджетов или бюджетных учреждений исполняются органами Государственного казначейства Украины в установленном Кабинетом Министров Украины порядке.

Частью первой статьи 7 Закона Украины «О судебном сборе» определено, что уплаченная сумма судебного сбора возвращается по постановлению суда в случае:

1) уменьшения размера исковых требований или внесения судебного сбора в большем размере, чем установлено законом;

2) возврата заявления или жалобы;

3) отказа в открытии производства по делу;

4) оставления заявления или жалобы без рассмотрения (кроме случаев, что такие заявления или жалобы оставлены без рассмотрения в связи с повторным неприбытием истца либо по его ходатайству);

5) закрытия производства по делу.

Поэтому в случае возникновения основания для возврата судебного сбора его возврат осуществляется согласно Порядку исполнения решений о взыскании средств государственного и местных бюджетов или бюджетных учреждений, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 03.08.2011 № 845. Указанным постановлением определен механизм исполнения решений о взыскании средств государственного и местных бюджетов или бюджетных учреждений, принятых судами, а также другими государственными органами, которые в соответствии с законом имеют право принимать такие решения.

При возникновении иных оснований, которые не перечислены в ст. 7 Закона Украины «О судебном сборе», в том числе уплаты судебного сбора без дальнейшего обращения в суд и соответственно отсутствия оснований для принятия судебного решения по вопросу возврата судебного сбора, средства возвращаются согласно Порядку возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в государственный и местные бюджеты (далее — Порядок), утвержденному приказом Государственного казначейства Украины от 10 декабря 2002 года № 226, зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 25 декабря 2002 года под № 1000/7288 (с изменениями и дополнениями). Порядок определяет процедуры возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в государственный и местные бюджеты, а именно: налогов, сборов (обязательных платежей) и других доходов бюджета. В то же время действие этого Порядка не распространяется на операции по возврату средств из бюджета по решению суда. В соответствии с пунктом 5 этого Порядка:

«Возврат ошибочно или излишне зачисленных в бюджет налогов, сборов (обязательных платежей) и других доходов бюджетов осуществляется по представлению органов, контролирующих взимание поступлений бюджета. Представление направляется в орган Государственного казначейства Украины по форме, предусмотренной соответствующими совместными нормативно-правовыми актами Государственного казначейства Украины и органов, контролирующих взимание поступлений бюджета, по вопросам возврата ошибочно или излишне зачисленных в бюджет средств или в произвольной форме на официальном бланке учреждения, за подписью руководителя учреждения или его заместителей в соответствии с их компетенцией с обязательным указанием следующей информации:

1) обоснования необходимости возврата средств из бюджета;

2) наименования (Ф. И. О.) плательщика;

3) идентификационного кода по ЕГРПОУ или регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов из ГРФЛ, или серии и номера паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и официально уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте);

4) суммы платежа, подлежащей возврату;

5) даты и номера расчетного документа, подтверждающего перечисление средств в соответствующий бюджет.

Представление в произвольной форме направляется плательщиком в орган Государственного казначейства Украины вместе с его заявлением о возврате средств из бюджета и оригиналом или копией расчетного документа (квитанции, платежного поручения и т. п.), подтверждающего перечисление средств в бюджет.

Заявление о возврате средств из бюджета, которое подается в соответствующий орган Государственного казначейства Украины, составляется плательщиком в произвольной форме с обязательным указанием следующей информации: причины возврата средств из бюджета, наименования (Ф. И. О.) плательщика, идентификационного кода по ЕГРПОУ или регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов из ГРФЛ, или серии и номера паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и официально уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте), адреса и номера контактного телефона получателя, реквизитов счета получателя средств, суммы платежа, подлежащей возврату».

Исходя из приведенного выше, Порядок, утвержденный приказом Государственного казначейства Украины от 10 декабря 2002 года № 226, определяет процедуры возврата средств любых налогов, сборов (обязательных платежей) и других доходов бюджета.

Согласно части седьмой статьи 45 Бюджетного кодекса Украины перечень налогов и сборов (обязательных платежей) и других доходов бюджета согласно бюджетной классификации в разрезе органов, контролирующих взимание поступлений бюджета, определяются Кабинетом Министров Украины.

Органы, контролирующие взимание поступлений бюджета, определены постановлением Кабинета Министров Украины от 16.02.2011 № 106 «Некоторые вопросы ведения учета налогов и сборов (обязательных платежей) и других доходов бюджета» (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Украины от 05.04.2012 № 277). В соответствии с этим постановлением контроль за взиманием судебного сбора (код бюджетной классификации 22030000) в бюджет возложен на Верховный Суд Украины, Государственную судебную администрацию Украины, Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высший хозяйственный суд Украины, Высший административный суд Украины.

В то же время согласно пункту 2 указанного постановления органы, контролирующие взимание поступлений бюджета, должны в соответствии с законодательством обеспечить: осуществление постоянного контроля за правильностью и своевременностью поступления в государственный и местные бюджеты налогов и сборов (обязательных платежей) и других доходов согласно перечню, а также ведение учета таких платежей в разрезе плательщиков с целью обеспечения возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в государственный и местные бюджеты.

Кроме того, сообщаем, что Порядком казначейского обслуживания доходов и других поступлений государственного бюджета, утвержденным приказом Государственного казначейства Украины от 19 декабря 2000 года № 131, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 24 января 2001 г. под № 67/5258 (с изменениями и дополнениями), предусмотрено, что в регламентированное время по результатам обработки информации органы Государственного казначейства Украины ежедневно формируют выписки из аналитических счетов, открытых в органах Государственного казначейства Украины, в виде электронного реестра расчетных документов и при необходимости распечатывают их.

Указанные выписки в электронном виде предоставляются органам, контролирующим взимание поступлений бюджета согласно утвержденным порядкам взаимодействия Государственного казначейства Украины с указанными органами. При отсутствии указанных порядков взаимодействия другим органам, контролирующим взимание поступлений бюджета, выписки предоставляются по их обращению.

Таким образом, при возникновении основания для возврата судебного сбора по определению суда его возврат осуществляется согласно Порядку исполнения решений о взыскании средств государственного и местных бюджетов или бюджетных учреждений, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 03.08.2011 № 845, а при других основаниях, которые не перечислены в ст. 7 Закона Украины «О судебном сборе», в том числе уплаты судебного сбора без дальнейшего обращения в суд и соответственно отсутствия оснований для принятия судебного решения по вопросу возврата судебного сбора, средства возвращаются согласно Порядку, утвержденному приказом Государственного казначейства Украины от 10 декабря 2002 года № 226.

Исходя из приведенного выше вопрос возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в бюджет, с финансовой точки зрения полностью урегулирован действующими нормативно-правовыми актами.

Кроме того, Министерству юстиции Украины предложено внести следующие изменения:

часть первую статьи 7 Закона Украины «О судебном сборе» изложить в следующей редакции:

«Уплаченная сумма судебного сбора возвращается в случае: 1) уменьшения размера исковых требований или внесения судебного сбора в большем размере, чем установлено законом; 2) возврата заявления или жалобы; 3) отказа в открытии производства по делу; 4) оставления заявления или жалобы без рассмотрения (кроме случаев, если такие заявления или жалобы оставлены без рассмотрения в связи с повторным неприбытием истца либо по его ходатайству); 5) закрытия производства по делу; 6) в других случаях, предусмотренных законодательством Украины».

 

** См. также материал на с. 33. — Примеч. ред.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно