Модернизация РРО предпринимателем-«общесистемщиком» — без права на налоговые расходы*
Имеет ли право ФЛП на общей системе налогообложения включить в расходы стоимость ремонта (улучшения) собственных основных средств (в том числе кассового аппарата)?
В соответствии с п. 177.2 ст. 177 Налогового кодекса Украины от 02 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ), объектом налогообложения является чистый налогооблагаемый доход, т. е. разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого физического лица — предпринимателя.
В перечень расходов физического лица — предпринимателя, непосредственно связанных с получением доходов, входят документально подтвержденные расходы, которые включаются в расходы операционной деятельности согласно разделу III НКУ (пп. 177.4 ст. 177 НКУ).
Расходы операционной деятельности определяются согласно пп. 138.4, 138.6 — 138.9, пп. 138.10.2 — 138.10.4 п. 138.10, п. 138.11 ст. 138 НКУ (п. 138.1 ст. 138 НКУ).
В налоговом учете регистраторы расчетных операций (электронные контрольно-кассовые регистраторы, компьютерно-кассовые системы, электронные таксометры, автоматы по продаже товаров (услуг) и т. п.) относятся к группе 4 основных средств (п. 145.1 ст. 145 НКУ).
Согласно п. 146.12 ст. 146 НКУ в состав расходов включается сумма расходов, связанная с ремонтом и улучшением объектов основных средств, в том числе арендованных в размере, не превышающем 10 процентов совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного года.
Однако балансовая стоимость основных средств должна учитываться на бухгалтерских счетах.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Украины от 16 июля 1999 года № 996-ХІV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», с изменениями и дополнениями (далее — Закон № 996), бухгалтерский учет является обязательным видом учета, который ведется предприятием.
Действие Закона № 996 распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также на субъектов предпринимательской деятельности, которым в соответствии с законодательством дано разрешение на ведение упрощенного учета доходов и расходов и которые ведут бухгалтерский учет и подают финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством об упрощенной системе учета и отчетности (ст. 2 Закона № 996).
Ведение бухгалтерского учета расходов на приобретение, изготовление, ремонт (улучшение) основных средств (в том числе арендованных) или нематериальных активов для физических лиц — предприниматели на общей системе налогообложения законодательством не предусмотрены.
Учитывая приведенное, расходы на осуществление ремонта (улучшения) основных средств (в том числе кассовых аппаратов) не включаются в состав расходов физического лица — предпринимателя на общей системе налогообложения.
По материалам подкатегории 104.05
Единой базы налоговых знаний,
размещенной на официальном сайт
Миндоходов: minrd.gov.ua
* См. также материал на с. 37 и с. 46. — Примеч. ред.