Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2013/№ 19
В избранном В избранное
Печать
Постановление от 11.04.2002 г. № 506

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 11 апреля 2002 г. № 506

Порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров

(с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены постановлением Кабинета Министров Украины от 2 февраля 2011 года № 103)

 

Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет отношения между потребителями, которые приобретают технически сложные бытовые товары для собственных бытовых нужд (далее — потребители), и их производителями, продавцами и исполнителями работ по гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене товаров (далее — исполнитель).

Взаимоотношения производителя, продавца, исполнителя определяются соответствующими договорами.

2. К технически сложным бытовым товарам относятся непродовольственные товары широкого потребления (приборы, машины, оборудование и пр.), которые состоят из узлов, блоков, комплектующих изделий, соответствуют требованиям нормативных документов, имеют технические характеристики, сопровождаются эксплуатационными документами и на которые установлен гарантийный срок.

Перечень групп технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту (обслуживанию) либо гарантийной замене, приведен в приложении 1.

21. Действие настоящего Порядка не распространяется на гарантийный ремонт (обслуживание) либо гарантийную замену дорожных транспортных средств, подлежащих регистрации в ГАИ МВД.

3. Гарантийное обслуживание заключается в том, что производитель (продавец, исполнитель) в течение гарантийного срока обязуется организовать, если это предусмотрено эксплуатационным документом, работы по специальной установке (подключению) товара или его сборке (далее — ввод в эксплуатацию) и техническому обслуживанию.

Работы по гарантийному ремонту (обслуживанию) выполняются для потребителя бесплатно.

Производитель (продавец, исполнитель) обеспечивает нормальную работу (применение, использование) товара, в том числе комплектующих изделий, в течение гарантийного срока.

4. В эксплуатационном документе на товар как отечественного, так и иностранного производства (техническом паспорте либо в другом документе, который прилагается к товару) указывается:

гарантийный срок хранения — срок, в течение которого потребительские свойства товара не должны ухудшаться при условии соблюдения требований нормативных документов. Гарантийный срок хранения исчисляется с даты изготовления товара и заканчивается датой, определенной производителем;

гарантийный срок эксплуатации — срок, в течение которого гарантируется использование товара, в том числе комплектующих изделий и составных частей, по назначению при условии соблюдения потребителем правил пользования и в течение которого производитель (продавец, исполнитель) выполняет гарантийные обязательства.

5. Гарантийный срок эксплуатации товара, реализованного через торговую сеть, исчисляется с даты его продажи потребителю.

При осуществлении продажи товаров по образцам, с пересылкой по почте, а также в случае когда время заключения договора купли-продажи и время передачи товара потребителю не совпадают, гарантийный срок эксплуатации исчисляется со дня доставки товара потребителю, а если товар требует ввода в эксплуатацию — со дня ввода. Если день доставки или ввода товара в эксплуатацию установить невозможно, гарантийный срок эксплуатации исчисляется со дня заключения договора купли-продажи.

Гарантийный срок эксплуатации увеличивается на время нахождения товара в ремонте (время пользования потребителем аналогичным товаром из обменного фонда в гарантийный срок эксплуатации не включается). Указанное время исчисляется со дня, когда потребитель обратился к исполнителю (продавцу, производителю) с требованием об устранении недостатков.

6. Окончание гарантийного срока означает исчерпание действия гарантийных обязательств производителя (продавца, исполнителя).

7. Необходимая, доступная и достоверная информация о товарах, подлежащих гарантийному ремонту (обслуживанию) либо гарантийной замене, доводится производителем (продавцом) до сведения потребителя в эксплуатационных документах, прилагаемых производителем к товару.

К эксплуатационным документам относятся текстовые, графические конструкторские документы, которые по отдельности или вместе дают возможность ознакомиться с потребительскими свойствами товара и в которых определяются правила его эксплуатации, в частности технический паспорт или другой заменяющий его документ.

8. Эксплуатационные документы должны соответствовать ГОСТ 2.601-95 «Эксплуатационные документы» и требованиям настоящего Порядка.

На товары иностранного происхождения, которые ввозятся в Украину, эксплуатационные документы должны быть выполнены на государственном языке и языке государства происхождения товара.

В эксплуатационных документах указываются:

наименование товара;

наименования нормативных документов, требованиям которых должен соответствовать товар (в том числе иностранного происхождения);

основные потребительские свойства товара;

заводской номер товара;

дата изготовления товара;

гарантийные обязательства производителя (продавца), в том числе гарантийный срок хранения и гарантийный срок эксплуатации товара;

правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

срок службы (годности) товара, сведения о действиях потребителя после его окончания, а также о возможных последствиях в случае невыполнения этих действий;

наименование и адрес производителя и предприятия, которое исполняет его функции по выполнению требований потребителя, а также будет производить гарантийный ремонт (обслуживание) либо гарантийную замену;

информация о товаре, который при определенных условиях может оказывать опасное влияние на жизнь, здоровье и имущество потребителя, и о возможных последствиях такого влияния;

отметка о поверке (для средств измерительной техники, которые согласно Закону Украины «О метрологии и метрологической деятельности» подлежат государственному метрологическому надзору).

9. В случае потери потребителем эксплуатационных документов (технического паспорта либо другого документа, который его заменяет) их восстановление осуществляется в порядке, определенном законодательством.

91. При осуществлении гарантийной замены товаров плательщик налога обязан вести учет покупателей, которым была осуществлена такая замена товара либо предоставлены услуги по ремонту (обслуживанию), в порядке, установленном Государственной налоговой службой.

Осуществление замены товара без обратного получения бракованного товара либо без ведения указанного учета не дает права на увеличение расходов продавца такого товара на стоимость замены.

10. Гарантийные обязательства указываются производителем (продавцом) в гарантийном талоне по форме № 1-гарант и № 2-гарант (приложения 2 и 3*) либо в другом эксплуатационном документе в разделе «Гарантийные обязательства производителя».

* Все приложения, за исключением приложения 1, не публикуются. — Примеч. ред.

К эксплуатационным документам также прилагаются отрывные талоны на техническое обслуживание (при необходимости) и гарантийный ремонт по форме № 3-гарант и № 4-гарант (приложения 4 и 5).

В случае когда эксплуатационными документами предусмотрено проведение работ по вводу товара в эксплуатацию, производителем (продавцом) прилагается отрывной талон по форме № 5-гарант (приложение 6).

11. Пункт 11 исключен

12. Пункт 12 исключен

13. При возникновении необходимости в определении причины потери качества товара, гарантийный срок которого не истек, продавец обязан в трехдневный срок со дня получения письменного заявления от потребителя отправить такой товар на экспертизу.

Потребителю выдается акт приема товара на экспертизу по форме № 6-гарант (приложение 7).

Экспертиза проводится за счет продавца. Если в результате экспертизы будет доказано, что недостатки возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки, действий третьих лиц, требования потребителя не подлежат удовлетворению, а потребитель обязан возместить продавцу (предприятию, исполняющему его функции) расходы на проведение экспертизы. Потребитель, продавец (исполнитель) имеет право на обжалование заключений экспертизы в судебном порядке.

 

Особенности продажи товаров, подлежащих гарантийному обслуживанию

14. Не разрешается принимать к реализации товары без эксплуатационных документов, оформленных в соответствии с настоящим Порядком.

Продавец (производитель) обязан передать потребителю товар, который по качеству соответствует требованиям нормативных документов, условиям договора, а также содержанию информации, предоставляемой продавцом (производителем).

Не разрешается продажа средств измерительной техники по окончании половины межповерочного интервала.

15. При продаже товара, подлежащего гарантийному ремонту (обслуживанию) либо гарантийной замене, продавец обязан:

в присутствии потребителя осуществить проверку потребительских свойств товара, наличия эксплуатационных документов, в том числе гарантийного талона и отрывных талонов на гарантийное обслуживание, комплектности товара, указанной в эксплуатационных документах;

проинформировать потребителя о правилах пользования товаром;

заполнить соответствующие разделы гарантийного и отрывного талонов на гарантийное обслуживание;

выдать потребителю расчетный документ (квитанцию, товарный, кассовый чек или другой документ, удостоверяющий факт покупки товара).

Если товар требует проведения работ по вводу в эксплуатацию, продавец обязан предоставить потребителю соответствующую информацию или обеспечить выполнение таких работ.

16. При выявлении недостатков или фальсификации товара в течение гарантийного срока потребитель имеет право в установленном порядке по своему выбору требовать от продавца или производителя:

бесплатного устранения недостатков либо возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

замены на товар аналогичной марки (модели, артикула, модификации) надлежащего качества;

соответствующего уменьшения его покупной цены;

замены на такой же товар другой марки (модели, артикула, модификации) с соответствующим пересчетом покупной цены;

расторжения договора купли-продажи и возмещения причиненных убытков.

Требования потребителя, установленные настоящим пунктом, предъявляются по выбору потребителя продавцу по месту покупки товара, производителю либо предприятию, исполняющему его функции, по месту нахождения потребителя в форме письменного заявления (приложение 8).

17. Потребитель имеет право на проверку качества, безопасности, комплектности, меры, веса и цены товаров, которые приобретаются (заказываются), демонстрацию безопасного и правильного их использования. По требованию потребителя продавец (исполнитель) в этих случаях обязан предоставить ему контрольно-измерительные приборы, документы, удостоверяющие качество, безопасность, цену товаров.

 

Выполнение работ по гарантийному обслуживанию

18. На гарантийное обслуживание принимается товар при наличии эксплуатационных документов, пломб производителя или исполнителя на товаре, если это предусмотрено эксплуатационным документом, отсутствии повреждений товара, которые могли вызывать неисправность, при условии соблюдения требований эксплуатационного документа, касающихся правил хранения, ввода в эксплуатацию и использования товара по назначению.

В случае выхода товара из строя по вине потребителя (невыполнение правил эксплуатации), отсутствия предусмотренных эксплуатационными документами пломб, гарантийного талона потребитель утрачивает право на гарантийное обслуживание.

19. На гарантийное обслуживание принимаются товары как отечественного, так и иностранного производства.

К гарантийным обязательствам, оформлению гарантийных талонов и порядку гарантийного обслуживания товаров иностранного производства устанавливаются такие же требования, как и на товары отечественного производства.

20. Выполнение работ по гарантийному обслуживанию транспортных средств и номерных агрегатов, самолетов, планеров, пароходов, катеров и т. п., оружия спортивного, огнестрельного, газового, пневмогазового, пружинного, пневматического, товаров медицинского назначения, товаров противопожарного назначения, продукции производственно-технического назначения, которая может быть использована в быту, осуществляется непосредственно производителем либо по его поручению исполнителем согласно законодательству.

 

Ввод в эксплуатацию

21. Выполнение работ по вводу товара в эксплуатацию осуществляется на основании сведений, указанных в эксплуатационных документах, производителем, продавцом или по их поручению исполнителем в трехдневный срок после получения обращения потребителя.

По окончании работ производителем (продавцом, исполнителем) из эксплуатационного документа изымается отрывной талон на ввод в эксплуатацию, а в гарантийный талон вносится отметка о выполненных работах и указывается номер, под которым товар берется на гарантийный учет.

При выявлении недостатков во время ввода товара в эксплуатацию, которые невозможно устранить на месте, по выбору потребителя товар подлежит замене на новый, отправлению на гарантийный ремонт или потребителю возвращаются уплаченные за этот товар деньги.

 

Техническое обслуживание

22. Техническое обслуживание заключается в исполнении работ, связанных с обеспечением использования товара по назначению, его хранения и транспортировки.

В процессе выполнения работ по техническому обслуживанию пломбы производителя на товаре не нарушаются, если иное не предусмотрено эксплуатационными документами.

Работы по техническому обслуживанию товара выполняются как по месту эксплуатации, так и в стационарных мастерских в зависимости от требований эксплуатационного документа.

23. Дата выполнения работ согласовывается между потребителем и исполнителем, но не позднее чем в течение 3 дней после обращения потребителя.

24. После выполнения работ по техническому обслуживанию исполнитель изымает из эксплуатационного документа отрывной талон на техническое обслуживание, на обратной стороне которого вносится отметка о виде выполненной работы.

25. Техническое обслуживание товара не считается ремонтом и не может быть основанием для замены товара.

 

Гарантийный ремонт

26. Гарантийный ремонт заключается в исполнении работ, связанных с устранением недостатков товара для обеспечения использования его по назначению в течение гарантийного срока эксплуатации. Устранение недостатков осуществляется путем замены либо ремонта комплектующего изделия или отдельной составной части, а также выполнения регулировочных работ в соответствии с требованиями нормативных документов.

27. Исполнитель работ по гарантийному ремонту по требованию потребителя обязан ознакомить потребителя с настоящим Порядком и нормативными документами по гарантийному ремонту.

28. Срок выполнения гарантийного ремонта согласовывается по договоренности сторон, но не может превышать установленный законодательством. За каждый день задержки устранения недостатков сверх установленного срока исполнитель выплачивает потребителю неустойку в размере 1 процента стоимости товара.

29. Крупногабаритные товары и товары весом свыше 5 килограммов доставляются на ремонт и возвращаются потребителю силами и средствами продавца, производителя, исполнителя (предприятия, исполняющего их функции).

В случае невыполнения этого обязательства, а также отсутствия продавца, производителя, исполнителя (предприятия, исполняющего их функции) по месту нахождения потребителя доставка и возврат товаров по гарантийному ремонту могут быть осуществлены потребителем за их счет на основании документа, удостоверяющего соответствующие расходы потребителя.

30. При приеме товара на гарантийный ремонт исполнитель в присутствии потребителя проверяет потребительские свойства товара, его комплектность, внешний вид, заводской номер, дату изготовления, наличие пломб производителя или исполнителя (по поручению производителя) и гарантийных талонов и устанавливает наличие заявленного недостатка. Товару присваивается номер, под которым он берется на гарантийный учет.

31. После приема товара на гарантийный ремонт исполнитель выдает потребителю квитанцию по форме № 7-гарант (приложение 9), в которой указываются все недостатки и срок выполнения ремонта.

32. В случае когда товар состоит из самостоятельных блоков, на гарантийный ремонт может быть принят только тот блок товара или отдельные части его комплекта, в которых выявлены недостатки. В таком случае часть изделия принимается с эксплуатационными документами на основное изделие.

В квитанции, предоставленной потребителю, указываются наименование, заводской номер и цена аналогичного товара, который выдается потребителю на время гарантийного ремонта из обменного фонда.

33. На принятый товар оформляется техническо-учетная карточка, в которую вносятся данные о техническом состоянии товара и причины выхода его из строя. Данные о товаре также вносятся в журнал учета гарантийного ремонта (обслуживания) технически сложных бытовых товаров (приложение 10).

Исполнитель должен хранить товары, которые поступили на ремонт, согласно требованиям, указанным в эксплуатационных документах. В случае порчи или потери товара исполнитель несет предусмотренную законодательством ответственность и возмещает потребителю средства в размере стоимости товара на время обращения с требованием об устранении недостатков.

34. Гарантийный ремонт товара производится согласно перечню обязательных работ, определенных производителем в эксплуатационном документе.

Отремонтированный товар должен соответствовать требованиям нормативного и эксплуатационного документов.

35. Окончанием срока гарантийного ремонта считается дата получения потребителем товара из ремонта, о чем вносится отметка в гарантийный талон.

В гарантийный талон вносится отметка о продлении гарантийного срока эксплуатации, которая скрепляется печатью исполнителя.

Гарантийный срок эксплуатации нового комплектующего изделия, составных частей исчисляется со дня выдачи потребителю товара после ремонта.

36. Отремонтированные товары хранятся отдельно от товаров, поступивших на гарантийный ремонт.

Забракованные при выполнении гарантийного ремонта комплектующие изделия, составные части хранятся у исполнителя отдельно от исправных.

Эти изделия могут передаваться производителю согласно договору. Комплектующие изделия и составные части, содержащие драгоценные металлы, утилизируются в установленном порядке.

37. После выполнения работ по гарантийному ремонту исполнитель изымает из эксплуатационного документа отрывной талон на гарантийный ремонт, на обратной стороне которого вносится запись о виде выполненной работы.

Данные о видах выполненных работ, номер, под которым товар взят на гарантийный учет, указываются на обратной стороне гарантийного талона.

Исполнитель несет ответственность за качество и безопасность выполненных работ, срок их выполнения и хранения товара, принятого на гарантийный ремонт.

 

Выдача отремонтированного товара

38. При передаче потребителю отремонтированного товара исполнитель в его присутствии проводит проверку соответствия параметров и потребительских свойств товара требованиям нормативных документов, указанных в эксплуатационных документах, а также правильности внесения соответствующих записей в гарантийный талон.

Потребитель имеет право требовать от исполнителя проверки параметров товара с помощью измерительных приборов.

39. Товар пломбируется, если это предусмотрено эксплуатационным документом, и передается потребителю, который возвращает исполнителю квитанцию о приеме товара на гарантийный ремонт, а также выданный из обменного фонда товар, если таковой был у него в пользовании, и скрепляет результаты проверки своей подписью в квитанции и в журнале учета гарантийного обслуживания технически сложных бытовых товаров.

40. В случае когда потребитель не явился за получением отремонтированного товара в пятидневный срок со дня, определенного в квитанции, исполнитель сообщает ему об этом в письменном виде.

По окончании 5 месяцев, в течение которых потребитель по уважительным причинам не явился за получением отремонтированного товара, исполнитель направляет потребителю второе письменное сообщение. Через 6 месяцев со дня, определенного в квитанции, товар подлежит реализации. За счет вырученных от продажи такого товара средств исполнитель покрывает расходы на его реализацию и хранение, оставшиеся средства в установленном порядке направляются на депозит государственной нотариальной конторы или частного нотариуса на имя потребителя.

41. Средства измерительной техники бытового назначения, на которые согласно Закону Украины «О метрологии и метрологической деятельности» распространяется государственный метрологический надзор, разрешается выдавать только при условии проведения их поверки в установленном порядке.

42. Споры, возникающие между потребителем и исполнителем в процессе выполнения гарантийных обязательств (в частности, касающиеся качества выполненных работ по гарантийному ремонту и т. п.), разрешаются в порядке, установленном Законом Украины «О защите прав потребителей», другими законодательным актами.

 

Приложение 1

к Порядку гарантийного ремонта (обслуживания)
либо гарантийной замены технически сложных бытовых товаров

ПЕРЕЧЕНЬ

групп технически сложных бытовых товаров,
 подлежащих гарантийному ремонту (обслуживанию)
либо гарантийной замене

Аппаратура радиоэлектронная бытовая

Машины и приборы электробытовые

Машины и приборы для механизации работ в быту

Бытовые приборы электронной техники, в том числе вычислительная техника

Средства связи

Приборы сложной механики, в том числе часы и секундомеры

Музыкальные инструменты, в том числе электромузыкальные

Сложные комплектующие изделия, на которые выдается отдельная гарантия

Транспортные средства и номерные агрегаты

Продукция производственно-технического назначения, которая может быть использована в быту

Товары медицинского назначения

Товары для занятия физической культурой, спортом и туризмом

Оружие спортивное огнестрельное, газовое, пневмогазовое, пружинное, пневматическое

Средства измерительной техники бытового назначения.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно