Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Гарантийные обязательства: возникновение и выполнение

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2013/№ 19
В избранном В избранное
Печать
Статья

Гарантийные обязательства: возникновение и выполнение

 

В свое время один из признанных мэтров IT-индустрии Скотт Мюллер выразил удивление относительно того, что компьютеры вообще работают, учитывая необходимость слаженного взаимодействия миллиардов элементов. Безусловно справедливое замечание, особенно если принимать во внимание расстояние, которое проходит каждое комплектующее от сборки до его монтажа в ПК конечного потребителя. Данное утверждение применимо и в отношении других товаров, в том числе менее сложных. В этой связи, ввиду того, что повреждение какого-либо из таких элементов может произойти на любом этапе (сборки, хранения, отгрузки и т. п.), а выявлено лишь при эксплуатации товара конечным потребителем, актуальность приобретает законодательный механизм защиты его прав — причем тем большую, чем более сложными и комплексными становятся товары, окружающие нас. Именно об этом механизме мы и поговорим в данной статье.

Виталий СМЕРДОВ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Качество товара является одним из важнейших его свойств и представляет собой совокупность характеристик, которые касаются его способности удовлетворять соответствующие нужды. Поэтому вне зависимости от того, кому продается товар: субъектам хозяйствования или конечным потребителям, законодательство предусматривает необходимость соблюдения требований к его надлежащему качеству.

При этом данный вопрос, по причине существенных отличий в законодательном регулировании, наиболее логично рассматривать в разрезе двух категорий покупателей: (1) субъектов хозяйствования (юрлиц и предпринимателей) и (2) физлиц-потребителей.

 

1. Гарантии качества при продаже товаров субъектам хозяйствования

 

1.1. Общее о качестве товара

При продаже товаров юрлицам (в том числе неприбыльным организациям) и физлицам-предпринимателям основные требования к качеству товаров и его гарантии устанавливаются ГКУ и ХКУ (причем в случае конфликта норм данных нормативных актов приоритет следует отдавать ХКУ, как более специальному), которыми, в частности, предусмотрено, что продаваемый товар, в общем случае, должен соответствовать условиям договора. Вместе с тем, если требования к качеству данного товара выставляются законодательством, то ориентироваться следует именно на них — стоит отметить, что даже в этом случае стороны не лишены права прописать условия о качестве товара в договоре, однако они должны быть более высокими (снизить же их по своему усмотрению стороны не вправе). Подтверждение соответствия товара подобным требованиям производится согласно Закону Украины «О подтверждении соответствия» от 17.05.2001 г. № 2406-III и прочим нормативным актам: к примеру, доказательством надлежащего качества может служить сертификат соответствия или декларация о соответствии.

 

1.2. Гарантийный срок

По общему правилу, товар должен отвечать указанным выше требованиям на момент его передачи покупателю. Вместе с тем законодательство (в том числе стандарты, технические условия) может предусматривать определенный срок, в течение которого продавец обязан гарантировать качество товара (как правило, включая его комплектующие), а покупатель может установить в нем недостатки, не выявленные при получении, — это так называемый гарантийный срок (причем не стоит путать его со сроками годности, хранения и т. п., поскольку они используются для других целей). Подобный срок может быть прописан и в договоре, однако в таком случае он не может быть меньшим, нежели предусмотрено законодательством.

Исчисляется гарантийный срок, по общему правилу, с момента введения товара в эксплуатацию, но не позднее одного года со дня получения такого товара покупателем (потребителем*), а в отношении товаров народного потребления, которые реализуются через розничную торговлю, — со дня розничной продажи (ч. 3 ст. 269 ХКУ). В то же время момент, с которого начинает рассчитываться гарантийный срок, может устанавливаться стандартами/техническими условиями или даже договором — в таком случае приоритет необходимо отдавать именно им (при этом очевидно, что правила, прописанные в договоре, не должны противоречить стандартам/техническим условиям). Кроме того, в определенных ситуациях гарантийный срок может продлеваться или вовсе обрываться. Так, гарантийный срок продлевается на период, в пределах которого продавец устранял выявленные покупателем дефекты — при условии, что в этом промежутке времени покупатель не мог использовать данный товар. Если же товар ненадлежащего качества был заменен, то гарантийный срок начинает исчисляться заново со дня такой замены.

* Когда мы говорим о потребителях, то, как правило, подразумеваем физлиц. В то же время с точки зрения ХКУ таковыми, то есть потребителями, могут выступать и юрлица.

 

1.3. Выявление недостатков в товаре

Если в пределах гарантийного срока покупатель выявит в товаре дефекты (таковыми, судя по всему, следует считать любое несоответствие качества такого товара предъявляемым к нему требованиям, о которых см. выше), то продавец обязан устранить их за свой счет или заменить товар — конечно, при условии, что он не докажет, что такие дефекты возникли после передачи товара в результате нарушения покупателем правил эксплуатации или хранения товара. Кроме того, в подобном случае покупатель вправе взыскать с продавца штраф в размере, предусмотренном ст. 231 ХКУ, — при условии, что иной размер не прописан в договоре или не установлен законом.

Важно отметить, что адресатом требований об устранении дефектов или замене товара может быть не только непосредственный продавец товара. В этой роли может выступать его филиал, созданный специально с данной целью, или предприятие, удовлетворяющее соответствующие требования покупателей на основании договора с продавцом, — т. е. так называемый сервисный центр. Правоотношения между продавцом и сервисным центром строятся на основании договора подряда, в соответствии с которым сервисный центр обязуется выполнять для продавца работы по приему от покупателей, ремонту и замене дефектных товаров. При этом очевидно, что оплата таких работ поступает не от покупателей, а от продавца. Данному факту уделите особое внимание, поскольку он непосредственно влияет на налогообложение (см. на с. 13). Что касается расходов продавца, которые он понес в связи с удовлетворением требований покупателя (в том числе путем оплаты стоимости работ сервисного центра), то он вправе взыскать их с производителя — конечно при условии, что дефекты в товаре возникли по вине такого производителя.

Кроме того, если продавец товара не является его производителем, то, учитывая предписания ч. 3 ст. 678 ГКУ, по желанию покупателя соответствующие требования могут быть предъявлены такому производителю (в качестве подтверждения см., например, постановление ВХСУ от 20.11.2012 г. по делу № 5015/2921/12) — причем стоит отметить, что с этой целью производитель может также создавать филиалы или же заключить договор с сервисным центром (порядок взаимоотношений аналогичен тому, о котором говорилось выше).

Наглядно наиболее общая схема взаимодействия продавцов/производителей и сервисных центров может быть представлена следующим образом (см. рис. 1 и 2).

 

img 1

Рис. 1. Гарантийный ремонт/замена без привлечения сервисных центров

 

img 2

Рис. 2. Гарантийный ремонт/замена с привлечением сервисного центра
 (договор с ним заключает продавец)

 

Изложенное выше касается большинства товаров. В то же время, если речь идет о продаже дорожных транспортных средств, подлежащих регистрации в ГАИ, то производителям, продавцам и сервисным центрам необходимо учитывать предписания специального Порядка № 721, которым в том числе установлен несколько отличный набор требований, и, кроме того, подробнее описаны особенности деятельности сервисных центров (в частности, указано, что обязанность по созданию центров сервисного обслуживания возлагается в первую очередь на производителя).

 

1.4. Документальное оформление

Рассмотрение данного вопроса начнем с Книги учета покупателей, получивших гарантийную замену товаров или услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию) по форме, приведенной в приложении к Порядку № 1263 (далее — Книга учета покупателей). Необходимость ее ведения обусловлена предписаниями п.п. 140.1.4 НКУ, регулирующего налоговый учет гарантийного ремонта/замен (см. на с. 13). При этом ни данная норма, ни Порядок № 1263 не называют конкретное лицо, обязанное ее заполнять, указывая лишь на то, что это обязан делать налогоплательщик, осуществляющий гарантийные замены/ремонт. Вместе с тем такой подход не совсем точен. Учитывая назначение п.п. 140.1.4 НКУ, а также то, что ведение Книги учета покупателей является одним из обязательных условий для формирования расходов по гарантийным заменам/ремонтам, следует заключить, что обязанность по ее заполнению возложена лишь на лиц, отражающих подобные расходы в налоговом учете. В качестве таковых могут выступать как продавцы, так и производители (в том числе в случае гарантийного ремонта/замены сервисным центром), — в зависимости от того, кто отражает такие расходы*. Что касается сервисных центров, то, учитывая сказанное выше, вести такую Книгу они не должны. Вместо этого они заполняют отчеты, содержащие реквизиты из п. 7 Порядка № 1263, после чего направляют их продавцу/производителю (в зависимости от того, с кем у них заключен договор) в течение месяца, следующего за окончанием отчетного квартала (или в другой оговоренный срок, но в пределах отчетного квартала). Книга учета покупателей может вестись в бумажной или электронной форме (однако с ежеквартальным распечатыванием).

* Если претензия направляется продавцу, который затем возмещает свои убытки за счет производителя, то Книгу должен вести лишь производитель. Что касается продавца, то в таком случае он не отражает налоговых расходов согласно п.п. 140.1.4 НКУ, а потому необходимость в ее заполнении отсутствует.

Вопрос о заполнении других документов для большинства товаров не урегулирован, а потому с формальной точки зрения стороны вольны делать это в общем порядке: на основании претензий, актов и т. п. Вместе с тем из этого правила есть исключения.

Так, в случае продажи дорожных транспортных средств, подлежащих регистрации в ГАИ, стороны должны использовать нормы Порядка № 721, которыми, в частности, предусмотрено, что гарантийные обязательства продавца/производителя и гарантийный срок должны фиксироваться в эксплуатационной документации к транспортному средству (к таковой относятся текстовые, графические конструкторские документы, которые дают покупателю возможность ознакомиться с транспортным средством и в котором определяются правила его эксплуатации) или Сервисной книжке (она разрабатывается производителем самостоятельно или вместе с продавцом, или же только продавцом в соответствии с регламентом производителя) — если иное не прописано в договоре.

Кроме того, при продаже технически сложных бытовых товаров (о том, какие товары относятся к таковым, см. далее) в части документооборота считаем целесообразным учитывать предписания Порядка № 506 — даже несмотря на то, что с формальной точки зрения его следует применять лишь при продажах физлицам — конечным потребителям.

 

2. Гарантии качества при продаже товаров физлицам-потребителям

 

2.1. Общее о качестве товара

При продаже товаров физлицам-потребителям, т. е. физлицам (в том числе предпринимателям, но при соблюдении указанных здесь условий), планирующим использовать их для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника, субъект хозяйствования-продавец/производитель должен учитывать предписания ГКУ, Закона № 1023 (причем в этом случае последний имеет приоритет над ГКУ) и других нормативных актов. В частности, такой продавец/производитель обязан передать покупателю товар надлежащего качества, т. е. отвечающего требованиям, установленным для него в нормативно-правовых актах, нормативных документах (государственных или отраслевых стандартах, технических условиях и т. п.), а также условиях договора.

 

2.2. Гарантийный срок

При продаже товара физлицу-потребителю качество товара также должно гарантироваться в пределах определенного срока, причем, ввиду экономически более слабого статуса покупателя, регламентирующие его правила прописаны строже.

Гарантийный срок устанавливается нормативно-правовыми актами, нормативными документами или договором, причем в последнем случае он не может быть меньшим, чем предусмотрено соответствующими нормативными актами. В то же время, если гарантийный срок в указанных источниках вообще не прописан, это не означает, что его нет: просто в таком случае с целью его определения придется ориентироваться на ч. 5 ст. 7 Закона № 1023, согласно которой покупатель вправе предъявить соответствующие требования в течение 2 лет, а в отношении объекта строительства — не позднее 10 лет с момента передачи товара/объекта строительства покупателю.

При исчислении гарантийного срока необходимо обратить внимание на некоторые особенности. В общем случае, при продаже через торговую сеть, такой срок начинает течь с момента передачи товара покупателю (ч. 1 ст. 676 ГКУ), однако согласно ч. 3 — 4 ст. 7 Закона № 1023:

1) если товар продается по образцам, через почту, а также в случаях, когда время заключения договора купли-продажи и время передачи товара покупателю не совпадают, — гарантийный срок исчисляется со дня передачи товара покупателю;

2) если товар требует специальной установки (подключения) или составления — гарантийный срок исчисляется со дня осуществления соответствующих действий;

3) если время передачи, установки (подключения) или составления товара, а также передачи недвижимого имущества определить невозможно, или если имущество находилось у покупателя до заключения договора купли/продажи — гарантийный срок исчисляется со дня заключения договора купли/продажи;

4) если продается сезонный товар (одежда, меховые и другие изделия, а также обувь) — гарантийный срок исчисляется с начала соответствующего сезона (к примеру, для одежды весенне-летнего ассортимента — с 1 апреля), о чем см. в Перечне сезонных товаров, гарантийные сроки по которым исчисляются с начала соответствующего сезона, утвержденном постановлением КМУ от 19.03.94 г. № 172.

Кроме того, гарантийный срок может также продлеваться или обрываться. Так, продление гарантийного срока предусмотрено на период времени, в течение которого товар находится на гарантийном ремонте (такой период начинает исчисляться со дня, когда покупатель обратился с требованием об устранении недостатков). Если товар заменялся, то со дня такой замены гарантийный срок исчисляется заново.

 

2.3. Выявление недостатков в товаре

Последствия выявления недостатков в приобретенном товаре, предусмотренные ст. 8 Закона № 1023, можно условно разделить на две категории в зависимости от того, какой это недостаток: простой или существенный (пп. 12 и 15 ст. 1 Закона № 1023).

Так, если в пределах гарантийного срока покупатель или другое лицо, пользующееся товаром (см. письмо Госкомпредпринимательства от 14.09.2007 г. № 8229-1-6/16), выявляет простые недостатки (т. е. любое несоответствие товара рассматриваемым выше условиям), то он вправе предъявить одно из следующих требований (о том, кому они предъявляются, см. далее):

1) пропорционального уменьшения цены;

2) бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок*. В этом случае недостатки товара должны быть устранены в течение 14 дней с момента предъявления требования или в другой срок, оговоренный сторонами (ч. 9 ст. 8 Закона № 1023). При этом, по требованию покупателя на время такого ремонта ему должен быть предоставлен (с доставкой) товар аналогичной марки (артикула, модификации) — но лишь из числа товаров, по которым формируется обменный фонд. Такие товары названы в Перечне товаров, из которых образуется обменный фонд, утвержденном постановлением КМУ от 19.03.94 г. № 172, и к ним, в частности, относятся: телевизоры, магнитолы, магнитофоны, радиоприемники, холодильники, морозильники, стиральные машины, микроволновки, кухонные машины, вязальные машины, пылесосы, телефонные аппараты (в том числе мобильной связи), персональные компьютеры и комплектующие к ним и т. п. В случае задержки выполнения требования о предоставлении товара аналогичной марки (модели, артикула, модификации) или устранения недостатков (14 календарных дней или другой оговоренный срок) покупателю должна выплачиваться неустойка в размере 1 % стоимости товара:

3) возмещения расходов на устранение недостатков товара;

4) выполнения любых других обязательств, предусмотренных в рекламе товара (ч. 2 ст. 7 Закона № 1023).

* Данное требование может быть удовлетворено и после истечения гарантийного срока, о чем см. далее.

Несколько иной набор требований предусмотрен для случаев, если выявленные покупателем недостатки окажутся существенными (или же будет выявлена фальсификация товара). Напомним, что к существенным относятся недостатки, которые (п. 12 ст. 1 Закона № 1023):

1) возникли по вине продавца/производителя;

2) приводят к невозможности/недопустимости использования товара по целевому назначению;

3) после их устранения проявляются снова по независящим от покупателя причинам (очевидно, что данное условие должно приниматься во внимание лишь в том случае, если до этого товар уже подвергался гарантийному ремонту);

4) наделены хотя бы одним из трех следующих признаков: (а) вообще не могут быть устранены; (б) для их устранения необходимо более 14 календарных дней и/или (в) они делают товар существенно другим, нежели предусмотрено договором.

В этом случае покупатель вправе предъявить одно из следующих требований — по своему усмотрению:

1) расторгнуть договор и вернуть уплаченную за товар денежную сумму. Расчеты с покупателем в таком случае производятся следующим образом. Если на момент предъявления требования цена товара повысилась, то сумма, возвращаемая покупателю, определяется на момент такого предъявления. Если же цена товара снизилась, то расчет производится исходя из стоимости товара на момент покупки. При этом в любом случае деньги, уплаченные покупателем за товар, должны быть возвращены в день расторжения договора, а в случае невозможности — в другое время, оговоренное сторонами, но не позднее 7 дней;

2) заменить товар на такой же или аналогичный из числа имеющихся у продавца/производителя или в сервисном центре (хотя о последнем в этой части ст. 8 Закона № 1023 не сказано ни слова). С целью корректной реализации данной нормы критерии «такой же» и «аналогичный» следует обособлять, в связи с чем отметим, что таким же считается товар аналогичной марки (модели, артикула и модификации). В свою очередь, аналогичным является товар другой марки (модели, артикула, модификации), т. е. при отличии хотя бы в одном из названных показателей. Такое разделение необходимо в том числе для того, что при замене неисправного товара на такой же товар перерасчет стоимости в случае изменения его цены не производится. Что касается замены товара на аналогичный, то изменение его цены, напротив, требует перерасчета. Он производится в следующем порядке: при повышении цены — исходя из стоимости на момент обмена, а при снижении — исходя из стоимости на момент покупки. Вне зависимости от того, на какой товар производится замена (такой же или аналогичный), при наличии товара требование покупателя должно быть удовлетворено немедленно, а в случае необходимости проверки качества — в течение 14 дней или по договоренности сторон. Если же товар отсутствует, то требование покупателя должно быть удовлетворено в течение 2 месяцев с момента предоставления соответствующего заявления. В случае невозможности выполнить такую замену в указанный срок покупатель может продолжить ожидать или же вправе предъявить продавцу, производителю или сервисному центру другие требования*, предусмотренные пп. 1, 3, 4 или 5 ч. 1 ст. 8 Закона № 1023.

* Должны заметить, что данная норма сформулирована некорректно. По нашему мнению, в таком случае покупатель вправе реализовать любое из требований, прописанных в ч. 1 ст. 8 Закона № 1023, что, к слову, и было предусмотрено соответствующей нормой в редакции данного Закона, действовавшей до 2006 г. Кроме того, это же предусмотрено и ч. 2 ст. 709 ГКУ.

Указанные выше требования (в отношении простых и существенных недостатков) могут адресоваться одному из следующих субъектов — по выбору покупателя:

1) продавцу по месту покупки товара — при этом такие требования должны удовлетворяться также созданными собственником продавца торговыми предприятиями и филиалами, осуществляющими продажу аналогичных товаров, а также предприятиями, на которые данные функции возлагаются договором (сервисными центрами). В таком случае продавец, понесший подобные расходы, может рассчитывать на компенсацию со стороны производителя (ч. 12 ст. 8 Закона № 1023);

2) производителю — в этой связи необходимо отметить, что информация о наименовании и местонахождении производителя должна обязательно доводиться до сведения покупателя (к примеру, указывается в эксплуатационных документах). При этом требование может быть направлено также его представительству или филиалу, созданному с этой целью, или же предприятию, которое удовлетворяет подобные требования на основании договора с производителем (сервисными центрами);

3) предприятию, которое удовлетворяет соответствующие требования по местонахождению покупателя, т. е. сервисным центрам. При этом информация о местонахождении таких центров обязательно доводятся до сведения покупателя в момент покупки товара (п. 12 ч. 1 ст. 15 Закона № 1023). В случае выполнения сервисным центром подобных работ его расходы должны быть компенсированы продавцом/производителем (в зависимости от того, с кем заключен договор) в течение месяца. Договорные отношения между сервисными центрами и продавцами/производителями строятся в порядке, аналогичном тому, который был рассмотрен в предыдущем разделе (в частности, сервисный центр выполняет соответствующие работы в пользу продавца/производителя на основании договора подряда), однако некоторые особенности в этом вопросе предусмотрены в случае продажи технически сложных бытовых товаров и дорожных транспортных средств, подлежащих регистрации в ГАИ. В этом случае соответствующим сторонам следует учитывать предписания Порядка № 506 или Порядка № 721.

Вместе с тем необходимо учитывать, что указанные требования покупателя подлежат рассмотрению и выполнению не всегда, а лишь при определенных условиях:

1) если не истек гарантийный срок, что, в целом, очевидно. Хотя, должны заметить, в случае выявления в товаре недостатков или существенных недостатков, допущенных по вине производителя, покупатель вправе предъявить требование производителю/продавцу об их бесплатном устранении и после истечения данного срока, но в пределах установленного срока службы, а если он не установлен — в течение 10 лет (ч. 10 ст. 8 Закона № 1023);

2) если покупатель предъявляет расчетный документ (если же таковой утрачен, то покупатель не лишается возможности доказать факт приобретения другими документами, что подтверждается в письме ВСУ от 01.02.2013 г.), причем в случае установления гарантийного срока придется также предоставить технический паспорт или другой, заменяющий его документ, с указанием даты продажи. Если же требования покупателя касаются технически сложного бытового товара, то ему придется предоставить соответствующие гарантийные талоны, а также может потребоваться предъявить эксплуатационные документы;

3) недостатки в товаре образовались не по вине покупателя, т. е. не в связи с нарушением им правил пользования товаром, хранения, транспортировки или действий третьих лиц. С этой целью продавец, производитель или сервисный центр может в трехдневный срок после получения согласия от покупателя организовать проведение экспертизы (за свой счет). При этом, если выводы экспертизы будут свидетельствовать в пользу продавца (производителя, сервисного центра), то покупателю придется возместить ему стоимость такой экспертизы;

4) требование предъявляется надлежащему субъекту — речь идет о том, что, к примеру, если товар приобретался у розничного торговца, то покупатель в случае выявления недостатка не может обратиться непосредственно к производителю с требованием снизить цену (вместе с тем такое требование может быть направлено на бесплатное устранение недостатка). Это же касается и других требований.

 

2.4. Документальное оформление

Для начала коснемся документов, с которыми продавец (производитель, сервисный центр) сталкивается в самом общем случае. Так, покупатель, обращающийся к продавцу (производителю, сервисному центру) с требованием в отношении товара ненадлежащего качества, должен предоставить заявление в двух экземплярах (к такому заявлению должен прилагаться соответствующий расчетный документ, а также другие необходимые документы, о чем см. выше). Один экземпляр при этом возвращается покупателю: в нем проставляется отметка продавца (производителя, сервисного центра), дата приема заявления, фамилия, инициалы и должность работника, который принял такое заявление.

Продавец (производитель) должен вести отдельный учет таких покупателей в Книге учета покупателей. О порядке ее ведения и заполнения см. в предыдущем разделе. При этом здесь хотелось бы отдельно остановиться на заполнении ее графы 2 — она предназначена для указания покупателя. Заполнение данной графы является обязательным (п. 5 Порядка № 1263), при этом в ней обязательному отражению подлежат реквизиты документа, удостоверяющего личность такого покупателя или его законного представителя (п. 7 Порядка № 1263): как правило, паспорта, хотя ГНСУ не возражает против других документов — например, водительского удостоверения (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 36, с. 35). Вместе с тем должны заметить, что законодательство обязывает покупателей предоставлять подобные документы лишь в некоторых случаях, а именно для получения денежных средств при возврате товара, продажа которого проводилась через РРО или КУРО, стоимостью свыше 100 грн. (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 36, с. 35). В остальных случаях покупатель может делать это по своему усмотрению. Тем не менее в данной ситуации рекомендуем проявлять настойчивость и запрашивать от покупателей подобные документы, поскольку иначе отразить соответствующие расходы не выйдет — хотя если покупатель откажется их предоставлять, отказать ему в выполнении соответствующих гарантийных обязательств на этом основании не выйдет.

В то же время при продаже отдельных категорий товаров в вопросе документального оформления следует учитывать особенности, установленные специальными нормативно-правовыми актами. Так, если речь идет о технически сложных бытовых товарах, то с этой целью ориентироваться следует на Порядок № 506. Перечень таких товаров приведен в его приложении 1, в частности к ним относятся: бытовая радиоэлектронная аппаратура, электробытовые машины и приборы, машины и приборы для механизации работ в быту, бытовые приборы электронной техники (в том числе вычислительная техника), средства связи, приборы сложной механики (в том числе часы и секундомеры) и т. п. В этом случае гарантийные обязательства продавца (производителя) заносятся в гарантийный талон по форме № 1-гарант, № 2-гарант или другой эксплуатационный документ в раздел «Гарантийные обязательства производителя». При этом к эксплуатационным документам на такие товары также прилагаются отрывные талоны на техническое обслуживание (в случае необходимости) и гарантийный ремонт по форме № 3-гарант и № 4-гарант. Кроме того, если эксплуатационными документами предусмотрено осуществление работ по введению товара в эксплуатацию, продавец (производитель) должен приложить отрывной талон по форме № 5-гарант. Прием товара от покупателя в случае выявления им недостатков производится на основании заявления, составленного в двух экземплярах (по форме согласно приложению 8 к Порядку № 506). После приема товара на гарантийный ремонт исполнитель должен выдать потребителю квитанцию по форме № 7-гарант, в которой указываются все недостатки и сроки выполнения ремонта. При оформлении указанных документов (по формам № 1-гарант — № 7-гарант), кроме прочего, следует помнить, что в настоящее время они лишены статуса документов строгой отчетности (после исключения из Порядка № 506 п. 11, о чем см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 56, с. 5), что, однако, не снимает обязанности по их заполнению.

На принятый товар оформляется технически-учетная карточка, в которую заносятся данные о техническом состоянии товара и причины его выхода из строя. При этом сведения о таком товаре также указываются в Журнале учета гарантийного ремонта (обслуживания) технически сложных бытовых товаров (по форме согласно приложению 10 к Порядку № 506). Как видим, обязанность по ведению такого Журнала возлагается на субъекта, который будет осуществлять гарантийный ремонт, — продавца, производителя или сервисный центр. В этой связи на практике иногда возникает вопрос о том, нужно ли заполнять Журнал продавцу/производителю, который уже ведет Книгу учета покупателей (см. выше). Ответ — да, нужно, поскольку каких-либо исключений для подобных случаев законодательством не предусмотрено, тем более что назначение данных документов существенно различается: Журнал, в отличие от Книги учета покупателей, предназначен не только для налоговых целей.

Кроме того, особенности гарантийного документооборота предусмотрены и при продаже дорожных транспортных средств, подлежащих регистрации в ГАИ. В таком случае сторонам необходимо учитывать предписания Порядка № 721. В частности, им установлено, что продавец должен выдавать каждому потребителю эксплуатационную документацию на транспортное средство и оформленную Сервисную книжку. Кроме прочего, в данных документах должны фигурировать гарантийные обязательства производителя (продавца), гарантийный срок эксплуатации, а также условия, при которых они теряют силу (если иное не установлено законом). Основанием для рассмотрения требований потребителя является соответствующее заявление, которое составляется в письменной форме и содержит описание недостатка, а также требования потребителя. Непосредственная передача транспортного средства на гарантийный ремонт оформляется нарядом-заказом (в двух экземплярах), который в том числе должен быть подписан потребителем (один экземпляр выдается ему). Что касается претензий потребителя в случае выявления им недостатков или существенных недостатков, то они рассматриваются при соблюдении соответствующих условий (в том числе при предоставлении документа, подтверждающего покупку транспортного средства, и Сервисной книжки) в течение трех суток, после чего составляется рекламационный акт — в его результативной части делается вывод относительно подтверждения выявленного потребителем недостатка.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно