Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Некоторые вопросы проведения оценки для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2013/№ 42
В избранном В избранное
Печать
Постановление от 04.03.2013 г. № 231

Кабинет Министров Украины

 

Некоторые вопросы проведения оценки для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством

Постановление от 4 марта 2013 г. № 231

 

Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Утвердить Порядок проведения оценки для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством (прилагается).

2. Установить, что:

1) субъекты оценочной деятельности, которые по состоянию на день вступления в силу настоящего постановления имеют действующий сертификат субъекта оценочной деятельности по направлению 1 «Оценка объектов в материальной форме» (далее — направление 1), направлению 2 «Оценка целостных имущественных комплексов, паев, ценных бумаг, имущественных прав и нематериальных активов, в том числе прав на объекты интеллектуальной собственности» (далее — направление 2), могут получить сертификат субъекта оценочной деятельности по специализации 1.8 «Оценка для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством» (далее — специализация 1.8) в рамках направления 1, специализации 2.3 «Оценка для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством» (далее — специализация 2.3) в рамках направления 2 при условии, что такие субъекты соответствуют требованиям, установленным правилами организации системы внешнего контроля качества, утвержденными Фондом государственного имущества, другим требованиям законодательства и имеют в штатном составе оценщиков по соответствующим специализациям.

Другие субъекты хозяйствования, соответствующие требованиям, установленным правилами организации системы внешнего контроля качества, и другим требованиям законодательства и имеющие в штатном составе оценщиков по направлению 3 «Оценка для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством» (далее — направление 3), могут получить сертификат субъекта оценочной деятельности по такому направлению. Оценщиками по направлению 3 являются оценщики по такому направлению, а также по специализации 1.8 в рамках направления 1 и специализации 2.3 в рамках направления 2;

2) со дня вступления в силу настоящего постановления считать утратившими силу справки из Государственного реестра субъектов оценочной деятельности о праве осуществлять практическую деятельность по определению оценочной стоимости объектов недвижимости и объектов незавершенного строительства для целей налогообложения, выданные Фондом государственного имущества в соответствии с Временным порядком определения оценочной стоимости продаваемых (обмениваемых) недвижимости и объектов незавершенного строительства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26 октября 2011 г. № 1103;

3) при определении размера налога и/или начислении и уплате других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством, исходя из оценочной стоимости имущества, имущественных прав или стоимости, определенной субъектом оценочной деятельности:

до 31 июля 2013 года могут использоваться отчеты об оценке, проведенной субъектами оценочной деятельности по специализациям 1.1 — 1.7 в рамках направления 1 и специализациям 2.1 и 2.2 в рамках направления 2;

с 1 августа 2013 года используются только отчеты об оценке, проведенной в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением.

3. Внести в постановления Кабинета Министров Украины прилагаемые изменения*.

* Изменения к постановлениям КМУ не публикуются. — Примеч. ред.

4. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Украины от 26 октября 2011 года № 1103 «Некоторые вопросы определения оценочной стоимости продаваемых (обмениваемых) недвижимости и объектов незавершенного строительства».

5. Фонду государственного имущества:

1) принять меры по определению специализации 1.8 в рамках направления 1, специализации 2.3 в рамках направления 2, а также направления 3;

2) утвердить:

правила организации системы внешнего контроля качества;

порядок ведения единой базы данных отчетов об оценке для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством;

порядок ведения Государственного реестра оценщиков и субъектов оценочной деятельности, в том числе по направлению (специализациям) оценки для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством;

совместно с Министерством юстиции, Министерством доходов и сборов, Государственным агентством земельных ресурсов — порядок взаимодействия, в частности в электронной форме, субъектов оценочной деятельности, заказчиков оценки, нотариусов, Фонда государственного имущества, Министерства доходов и сборов, Государственного агентства земельных ресурсов при проведении оценки для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством;

3) привести собственные нормативно-правовые акты по определению правового статуса и правовых принципов деятельности наблюдательного совета по вопросам оценочной деятельности в соответствие с требованиями законов Украины «О центральных органах исполнительной власти» и «О Фонде государственного имущества Украины».

 

Премьер-министр Украины Н. Азаров

 

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 4 марта 2013 г. № 231

Порядок проведения оценки для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством

 

1. Настоящий Порядок определяет механизм проведения оценки недвижимого и движимого имущества для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством, с целью исчисления дохода плательщика налога — физического лица от продажи (обмена) и другого дохода такого плательщика налога в виде полученной им денежной компенсации от отчуждения недвижимого и движимого имущества (кроме случаев его наследования и дарения), а также исчисления суммы государственной пошлины, налогов и других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством.

Настоящий Порядок является обязательным для применения при проведении оценки для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством (далее — оценка).

2. Действие настоящего Порядка распространяется на следующие объекты оценки:

недвижимое имущество (объекты недвижимости) — земельные улучшения (объекты малоэтажного жилищного строительства, в том числе дачного и усадебного типа, а также их части, объекты многоэтажного жилищного строительства, а также их части, объекты нежилого фонда, а также их части, объекты незавершенного строительства), а также земельные участки, их части;

движимое имущество (кроме легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов, если для определения дохода от продажи (обмена) по выбору плательщика налога — физического лица используется их среднерыночная стоимость в соответствии со статьей 173 Налогового кодекса Украины, другими актами законодательства, а также кроме случаев, когда доход физического лица, отчуждающего движимое имущество в виде легкового автомобиля и/или мотоцикла, и/или мопеда, зарегистрированных в Украине, не подлежит налогообложению);

имущественные права на недвижимое (объекты недвижимости) и движимое имущество.

3. Определение оценочной стоимости осуществляется субъектом оценочной деятельности, который соответствует требованиям, установленным правилами организации системы внешнего контроля качества, утвержденными Фондом государственного имущества (далее — правила организации контроля качества), другим требованиям законодательства и информация о котором включена в Государственный реестр оценщиков и субъектов оценочной деятельности (далее — Реестр):

по специализации 1.8 «Оценка для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством» в рамках направления 1 «Оценка объектов в материальной форме» и/или специализации 2.3 «Оценка для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством» в рамках направления 2 «Оценка целостных имущественных комплексов, паев, ценных бумаг, имущественных прав и нематериальных активов, в том числе прав на объекты интеллектуальной собственности» (далее — специализация 1.8 и/или 2.3), в составе которого работает не менее одного оценщика по специализации 1.8 и/или 2.3;

по направлению 3 «Оценка для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством» (далее — направление 3), в составе которого работает не менее одного оценщика по направлению 3. Оценщиками по направлению 3 являются оценщики по такому направлению, а также оценщики по специализации 1.8 и/или 2.3.

Фонд государственного имущества (далее — Фонд) в определенном им порядке ведет Реестр, в том числе по специализациям 1.8, 2.3 и направлению 3, с указанием в соответствующем разделе информации об оценщиках (субъектах оценочной деятельности), которые имеют действующее квалификационное свидетельство оценщика или сертификат субъекта оценочной деятельности по специализации 1.8 и/или 2.3 и направлению 3.

4. В настоящем Порядке термины употребляются в следующем значении:

аттестационно-рецензионная комиссия — комиссия по рецензированию отчетов об оценке и осуществлении внешнего контроля качества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком и правилами организации контроля качества. Состав и порядок работы аттестационно-рецензионной комиссии утверждаются Фондом;

экзаменационная комиссия — комиссия по профессиональной подготовке оценщиков по специализации 1.8 и/или 2.3 и направлению 3. Состав и порядок работы экзаменационной комиссии утверждаются совместным приказом Фонда и Минагрополитики;

руководитель субъекта оценочной деятельности — физическое лицо, соответствующее требованиям к руководителям субъектов оценочной деятельности, установленным Фондом, успешно сдавшее экзамен на соответствие знаний в сфере оценки имущества, имущественных прав по программе согласно требованиям настоящего Порядка и получившее свидетельство руководителя субъекта оценочной деятельности;

учебный отчет — отчет об оценке, которая не имеет юридической силы для принятия решений по проведению операций с объектом оценки и составляется физическим лицом во время обучения по программе базовой подготовки по специализации 1.8 и/или 2.3 и направлению 3;

оценочная стоимость — стоимость, которая определяется по алгоритму и с учетом исходных данных и является базой оценки;

оценщик — физическое лицо, имеющее высшее образование, получившее квалификацию оценщика путем прохождения обучения по программе базовой подготовки по соответствующему направлению (специализации), утвержденной Фондом, стажировки и успешной сдачи квалификационного экзамена, который дает право на получение квалификационного свидетельства по такому направлению (специализации);

рецензент — оценщик, который имеет не менее чем двухгодичный опыт осуществления практической деятельности по проведению оценки имущества независимо от направления (специализации) и работает в Фонде или привлечен Фондом из состава других субъектов оценочной деятельности по специализации 1.8 и/или 2.3 и направлению 3 для осуществления рецензирования;

стажировка оценщика по направлению 3 — составление физическим лицом во время обучения по программе базовой подготовки по направлению 3 не менее четырех учебных отчетов об оценке с получением согласно требованиям настоящего Порядка положительных рецензий о полном соответствии таких отчетов требованиям нормативно-правовых актов по оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности;

стажировка оценщика по специализации 1.8 и/или 2.3 — составление физическим лицом во время обучения по программе базовой подготовки по специализации 1.8 и/или 2.3 не менее двух учебных отчетов об оценке с получением согласно требованиям настоящего Порядка положительных рецензий о полном соответствии таких отчетов требованиям нормативно-правовых актов по оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности и положительных рецензий о полном соответствии требованиям нормативно-правовых актов по оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности не менее двух отчетов об оценке, составленных таким оценщиком за предыдущие периоды независимо от направления (специализации) оценки.

5. Оценка имущества проводится с применением методических подходов, методов оценки, которые являются составными частями методических подходов или результатом комбинирования нескольких таких подходов, а также оценочных процедур.

Оценочная стоимость недвижимого имущества (объектов недвижимости), имущественных прав на него, кроме объектов незавершенного строительства, определяется путем применения сравнительного подхода (кроме случаев, определенных настоящим Порядком) с учетом информации о продаже недвижимого имущества (объектов недвижимости), которое продано не более чем за шесть месяцев до даты проведения оценки или предлагается к продаже на дату проведения оценки.

Общим алгоритмом применения сравнительного подхода являются:

идентификация объекта оценки и связанных с ним прав, т. е. установление соответствия такого объекта имеющимся исходным данным и информации о нем с учетом пункта 12 настоящего Порядка;

подбор объектов сравнения;

определение характеристик, подлежащих корректировке;

внесение поправок;

определение стоимости объекта оценки путем согласования полученных величин стоимости объектов сравнения.

Оценочная стоимость объекта оценки с учетом его индивидуальных характеристик и особенностей может по выбору субъекта оценочной деятельности определяться путем применения других методических подходов, предусмотренных национальными стандартами оценки.

6. Оценочная стоимость движимого имущества, имущественных прав на него определяется путем применения сравнительного подхода (кроме случаев, определенных настоящим Порядком) с учетом информации о продаже или предложении к продаже такого имущества, имущественных прав.

Общим алгоритмом применения сравнительного подхода являются:

идентификация объекта оценки и связанных с ним прав, т. е. установление соответствия объекта оценки имеющимся исходным данным и информации о нем с учетом пункта 12 настоящего Порядка;

подбор объектов сравнения;

определение характеристик, подлежащих корректировке;

внесение поправок;

определение стоимости объекта оценки путем согласования полученных величин стоимости объектов сравнения.

Оценочная стоимость объекта оценки с учетом его индивидуальных характеристик и особенностей может по выбору субъекта оценочной деятельности определяться путем применения других методических подходов, предусмотренных национальными стандартами оценки.

Оценка колесных транспортных средств проводится с учетом технических, технологических характеристик и особенностей соответствующего объекта, условий его эксплуатации, обслуживания и хранения, технического состояния на основании соответствующей технической, справочной, учетной документации, требований настоящего Порядка и раздела III, пункта 4.6 раздела IV, раздела VII Методики товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств, утвержденной приказом Минюста и Фонда.

7. Оценочная стоимость объектов незавершенного строительства определяется путем применения метода прямого воспроизведения расходного подхода и/или сочетания нескольких методических подходов.

Метод прямого воспроизведения расходного подхода основывается на определении сметной стоимости, откорректированной на индекс изменения стоимости, которая устанавливается Минрегионом, коэффициент готовности и коэффициент износа (в случае его наличия), с учетом стоимости имущественных прав плательщика налога, связанных с земельным участком, на котором расположен объект незавершенного строительства.

Определение оценочной стоимости объекта незавершенного строительства путем применения нескольких методических подходов осуществляется в соответствии с абзацем вторым пункта 26 Национального стандарта 2 «Оценка недвижимого имущества», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28 октября 2004 г. № 1442.

8. Субъекты оценочной деятельности обеспечивают высокое качество услуг путем соблюдения требований законодательства, в частности правил организации контроля качества, устанавливающих требования:

к руководителям субъектов оценочной деятельности, в частности по сдаче руководителем субъекта оценочной деятельности экзамена на соответствие знаний в сфере оценки имущества, имущественных прав по программе, которая по своему объему не может быть меньше программы базовой подготовки оценщиков, и содержит другие вопросы законодательства, который проводится аттестационно-рецензионной комиссией, с выдачей такому руководителю (в случае успешной сдачи экзамена) свидетельства руководителя субъекта оценочной деятельности по форме, установленной Фондом;

к оценщикам, работающим в составе субъекта оценочной деятельности;

по предоставлению информации (отчетности);

к системе управления качеством, в частности об ответственности руководителя субъекта оценочной деятельности за организацию контроля качества; этических требований; организации документооборота, в том числе автоматизированного; автоматизированной оценке; автоматизированной обработке данных при подготовке отчета об оценке; обеспечению конфиденциальности и надлежащего хранения печатей, штампов и бланков; обеспечению защиты персональных данных; обеспечению функционирования собственного веб-сайта в Интернете; процедуре предоставления услуги; процедуре сотрудничества с клиентом; процедуре обеспечения персоналом; процедуре организации рассмотрения жалоб; возможностям и способам возмещения нанесенного ущерба (убытков); актуализации нормативной базы по вопросам оценки; отчетности субъекта оценочной деятельности. Система управления качеством должна быть разработана, документально оформлена, постоянно поддерживаться и совершенствоваться в сроки, определенные Фондом. В случае когда система управления качеством (в целом или ее составная часть) является объектом интеллектуальной собственности, субъект оценочной деятельности обеспечивает наличие всех прав, определенных законодательством для ее использования;

по ведению реестра отчетов об оценке.

9. Сертификат субъекта оценочной деятельности аннулируется Фондом по следующим основаниям:

выявление нарушений требований нормативно-правовых актов по оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности, которые привели к признанию некачественной оценки имущества, проведенной субъектом оценочной деятельности или оценщиками, работающими в его составе;

увольнение всех оценщиков, заявленных субъектом хозяйствования в своем составе при принятии решения о выдаче сертификата субъекта оценочной деятельности, или лишения либо приостановления действия их квалификационных свидетельств;

вступление в законную силу двух и более судебных решений, которыми удовлетворен иск к оценщику и/или субъекту оценочной деятельности относительно проведения им некачественной оценки;

выявление нарушений оценщиком и/или субъектом оценочной деятельности ограничений по проведению оценки имущества, установленных Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине»;

ликвидация субъекта оценочной деятельности, получившего сертификат;

отсутствие в составе субъекта оценочной деятельности хотя бы одного оценщика, который имеет квалификационное свидетельство по направлениям (специализациям) оценки, указанным в сертификате;

неинформирование в письменном виде в недельный срок Фонда об изменениях, произошедших у субъекта оценочной деятельности с даты действия сертификата и имеющих существенное значение для осуществления контроля за осуществлением оценочной деятельности (изменения в составе такого субъекта, его юридическом статусе, другая существенная информация, с учетом которой принимается решение о выдаче или аннулировании сертификата);

несоответствие субъекта оценочной деятельности правилам организации контроля качества;

выявление недостоверных данных в отчете об оценке, составленном субъектом оценочной деятельности (кроме случаев, когда такая информация предоставлена заказчиком оценки);

выявление факта лишения квалификационного свидетельства хотя бы одного из оценщиков, работающего в составе субъекта оценочной деятельности;

лишение руководителя субъекта оценочной деятельности свидетельства руководителя субъекта оценочной деятельности;

непредоставление (предоставление не в полном объеме и/или предоставление недостоверных) документов (материалов), в том числе отчетов об оценке за предыдущие периоды, при осуществлении Фондом контроля согласно правилам организации контроля качества и выполнения Фондом своих полномочий.

Решение о выдаче сертификата субъекту оценочной деятельности, сертификат которого аннулирован, может быть принято Фондом не ранее чем через один год с даты аннулирования сертификата. Субъект оценочной деятельности, руководитель которого лишен свидетельства руководителя субъекта оценочной деятельности, считается не соответствующим правилам организации контроля качества.

10. Решение о лишении (аннулировании) квалификационного свидетельства оценщика принимается экзаменационной комиссией в случае:

неоднократного грубого нарушения оценщиком нормативно-правовых актов по вопросам оценки имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности;

принятия судом решения по фактам непрофессиональной оценки имущества, проведенной оценщиком;

наличия у оценщика непогашенной судимости за корыстные преступления;

установления факта неправомерной выдачи квалификационного свидетельства и/или его недостоверности;

подачи соответствующего обращения оценщика;

установления факта нарушения оценщиком ограничений, определенных Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине».

Решение о выдаче квалификационного свидетельства оценщику, который лишен его, может быть принято экзаменационной комиссией не ранее чем через год с даты лишения такого свидетельства.

11. Решение о лишении свидетельства руководителя субъекта оценочной деятельности принимается Фондом по следующим основаниям:

нарушение субъектом оценочной деятельности (его руководителем, оценщиками, работающими в его составе) требований к качеству услуг, а также требований нормативно-правовых актов по вопросам оценки имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности;

выявление недостоверных данных, указанных в свидетельстве руководителя субъекта оценочной деятельности;

принятие решения об аннулировании сертификата субъекта оценочной деятельности.

Решение о выдаче свидетельства руководителю субъекта оценочной деятельности, который лишен его, может быть принято Фондом не ранее чем через один год с даты лишения свидетельства.

12. Срок составления отчета об оценке, который не может превышать 14 рабочих дней, указывается в договоре об оценке.

Исходными данными для определения оценочной стоимости объекта оценки могут быть информация, предоставленная заказчиком оценки, в частности из материалов технической инвентаризации, подготовленных соответствующим субъектом хозяйствования (при наличии), документы, подтверждающие право собственности или пользования, проектно-сметная документация на объект незавершенного строительства (при наличии), другие документы, поданные субъекту оценочной деятельности заказчиком оценки, а также информация о продаже и предложении подобных объектов. Ответственность за достоверность исходных данных, предоставленных заказчиком оценки (полученных от него) для проведения оценки, несет заказчик оценки.

По результатам оценки субъект оценочной деятельности составляет отчет об оценке, который является действительным при условии включения информации из отчета об оценке в единую базу данных отчетов об оценке и присвоения такому отчету регистрационного номера. Информация из отчета об оценке, которая включается в единую базу данных отчетов, составляется по установленной Фондом форме и является приложением к отчету об оценке.

Оценочная стоимость недвижимого имущества (объекта недвижимости) указывается в заключении о стоимости объекта оценки, который является составной частью отчета об оценке. Срок действия отчета об оценке, который составляет не более шести месяцев с даты проведения оценки, указывается в таком отчете.

13. Рецензирование отчета об оценке осуществляется по требованию лица, использующего отчет об оценке и ее результатах для принятия решений, в том числе по требованию заказчиков (плательщиков) оценки, органов государственной власти и органов местного самоуправления, судов, по собственной инициативе субъекта оценочной деятельности, Фонда, аттестационно-рецензионной комиссии, экзаменационной комиссии в связи с поступлением жалоб и в других случаях в ходе осуществления контроля согласно правилам организации контроля качества, в том числе отчетов об оценке за предыдущие периоды, а также в случаях, определенных нормативно-правовыми актами по вопросам оценки имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности.

Рецензент назначается Фондом и/или аттестационно-рецензионной, и/или экзаменационной комиссией для проведения рецензирования в случаях, определенных настоящим Порядком и правилами организации контроля качества.

Одни и те же лица имеют право входить в состав аттестационно-рецензионной и экзаменационной комиссий. Лица, входящие в состав экзаменационных комиссий по другим направлениям (специализациям), не могут входить в состав аттестационно-рецензионной и/или экзаменационной комиссии. Саморегулируемые организации оценщиков, которые реализовали свое право на делегирование своих представителей в состав экзаменационных комиссий по другим направлениям (специализациям), не имеют права делегировать своих представителей в состав аттестационно-рецензионной и экзаменационной комиссий.

Рецензирование осуществляется путем беспристрастного объективного рассмотрения результатов оценки имущества.

Рецензирование отчета об оценке осуществляется в соответствии с настоящим Порядком с учетом пунктов 64 — 67 Национального стандарта 1 «Общие принципы оценки имущества и имущественных прав», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 10 сентября 2003 г. № 1440.

14. Документы об определении оценочной стоимости объекта оценки хранятся в течение срока, установленного законодательством по вопросам оценки имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности, но не менее одного года.

15. В случае несогласия плательщика налога с определенной субъектом оценочной деятельности оценочной стоимостью объекта оценки отчет об оценке может быть обжалован в судебном порядке.



комментарий редакции

Порядок оценки имущества для целей налогообложения:
применяем не всегда

Предваряя следующий тематический номер (№ 43 за этот год), посвященный операциям с недвижимостью, публикуем сегодня нормативный документ, которым определяется механизм проведения оценки как недвижимого, так и движимого имущества для целей налогообложения, а также начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством.

Заметим, что одним из случаев, прямо предусмотренных Налоговым кодексом Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), когда требуется наличие оценочной стоимости для правильного исчисления базы налогообложения, является продажа (обмен) недвижимого имущества, в том числе и объектов незавершенного строительства.

Так, согласно п. 172.3 НКУ доход от продажи объекта недвижимости определяется исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи, но не ниже оценочной стоимости такого объекта, определенной органом, уполномоченным осуществлять такую оценку в соответствии с законом. При этом п. 172.11 НКУ установлено, что соответствующий порядок определения оценочной стоимости недвижимости и объектов незавершенного строительства, которые продаются (обмениваются), определяется Кабинетом Министров Украины. Такой порядок (далее — Порядок № 231) и был установлен комментируемым постановлением правительства.

Указанный Порядок, как прописано в нем самом, применяется с целью исчисления дохода плательщика налога* — физлица от продажи (обмена) и другого дохода такого плательщика налога в виде полученной им денежной компенсации от отчуждения движимого и недвижимого имущества (кроме случаев его наследования и дарения), а также исчисления суммы государственной пошлины, налогов и других обязательных платежей, которые взимаются в соответствии с законодательством.

* Следует понимать — налога с доходов физических лиц (НДФЛ).

Нюансы его применения при расчете НДФЛ продавцами недвижимости — физлицами и налоговыми агентами будут подробно освещены в одной из статей проанонсированного выше тематического номера. Но уже сейчас следует сделать несколько важных замечаний.

1. Комментируемое постановление сужает круг оценщиков, имеющих право заниматься таким специальным видом оценочной деятельности, как оценка недвижимого и движимого имущества для целей налогообложения. С 1 августа 2013 года разрешается использовать только отчеты об оценке, проведенной в соответствии с Порядком № 231, т. е. теми субъектами оценочной деятельности, которые отвечают ряду критериев, предъявляемых к ним указанным Порядком.

2. Как следует из п.п. 3 п. 2 комментируемого постановления, требование о привлечении именно таких, специальных, оценщиков при определении размера того или иного налога исходя из оценочной стоимости имущества правомерно только в том случае, когда упоминание о проведении независимой оценки непосредственно содержится в НКУ (см., например, пп. 147.2, 189.3 этого Кодекса). Другими словами, при обосновании уровня обычных цен в целях уплаты, скажем, налога на прибыль предприятия и/или НДС, допускается привлечение любого профессионального оценщика. Более того, по нашему убеждению, п. 39.3 НКУ вообще не обязывает плательщиков обращаться к какому-либо оценщику, тем более что в некоторых случаях это может быть экономически нецелесообразным Подробнее об определении обычных цен по данным экспертной оценки см. в статье, опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 5, с. 28.

3. По имеющейся информации, Порядок № 231 не пришелся по душе ни Украинскому обществу оценщиков (о чем свидетельствует письмо этой организации от 16.04.2013 г. № 52, адресованное в Администрацию Президента Украины, которое размещено на официальном сайте общества http://www.uto.com.ua/uk/), ни собственно Администрации Президента (см. письмо от 28.02.2013 г. № 03-01/391, адресованное КМУ), в связи с чем нельзя исключать в ближайшее время отмены или доработки указанного Порядка и комментируемого постановления в целом. В случае появления новостей на эту тему мы, как всегда, оперативно проинформируем наших читателей обо всем, стоящем их внимания.

 

Игорь Хмелевский

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц