Темы статей
Выбрать темы

О налогообложении зарплатных выплат

Редакция НиБУ
Письмо от 06.08.2013 г. № 9531/5/99-99-17-03-03-16
img 1

льготы

img 2

О налогообложении зарплатных выплат

Письмо Министерства доходов и сборов Украины от 06.08.2013 г. № 9531/5/99-99-17-03-03-16

 

Министерство доходов и сборов Украины, руководствуясь п/п. 38 п. 4 Положения о Министерстве доходов и сборов Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 18.03.2013 № 141/2013 «О Министерстве доходов и сборов Украины», в пределах компетенции рассмотрело Ваш запрос <…> относительно применения норм Налогового кодекса Украины и сообщает следующее.

коментарий редакции


img 3

Будем облагать как зарплату? Или есть варианты? — отвечает Миндоходов

 

Это письмо Миндоходов будет интересно всем субъектам хозяйствования, использующим труд наемных работников. Здесь вы найдете разъяснения, касающиеся «зарплатных» выплат. Заметьте, что миндоходовцы в аргументации своих ответов активно используют положения Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. № 5 (далее по тексту комментария — Инструкция № 5). А это подтверждает то, что при определении выплат, которые являются зарплатой для удержания налога на доходы физлиц (далее — НДФЛ), можно опираться на эту Инструкцию. Но не следует забывать, что для налоговых целей к зарплате приравнивают больничные, которые по Инструкции № 5 не входят в фонд оплаты труда.

Теперь приступим к делу и проанализируем разъяснения миндоходовцев по трем вопросам.

 

 

1. Статьей 34 Закона Украины от 24 марта 1995 года № 108/95-ВР «Об оплате труда» предусмотрена выплата компенсации работникам за потерю части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты.

Согласно ст. 2 Закона Украины от 19 октября 2000 года № 2050-III «О компенсации гражданам потери части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты» компенсация осуществляется в случае задержки выплаты заработной платы на один и более календарных месяцев.

В соответствии с п/п. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями (далее — Кодекс), заработная плата для целей раздела IV — это основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону.

Подпунктом 2.2.8 п. 2.2 раздела 2 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 № 5 (дате — Инструкция), предусмотрено, что суммы компенсации работникам потери части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты включаются в фонд дополнительной заработной платы, т. е. приравниваются к заработной плате.

Сумма компенсации включается в фонд оплаты труда того месяца, в котором фактически производятся ее начисление и выплата в соответствии с п/п. 1.6.2 р. 1 Инструкции.

Согласно п/п. 164.2.1 п. 164.2 ст. 164 Кодекса в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются доходы в виде заработной платы, начисленные (выплаченные) плательщику налога в соответствии с условиями трудового договора (контракта) и облагаются налогом по ставкам, определенным п. 167.1 ст. 167 Кодекса 15 (17) %.

При начислении доходов в форме заработной платы база налогообложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, — обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд, которые в соответствии с законом уплачиваются за счет заработной платы работника, а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии (п. 164.6 ст. 164 Кодекса).

В соответствии с п. 169.1 ст. 169 Кодекса с учетом норм абзаца первого подпункта 169.4.1 пункта 169.4 данной статьи плательщик налога имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы.

Согласно п/п. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 Кодекса налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравненные к ней в соответствии с законодательством выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не превышает суммы, равной размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 гривень. При этом предельный размер дохода, который дает право на получение налоговой социальной льготы одному из родителей в случае и в размере, предус­мотренных подпунктом 169.1.2 и подпунктами «а» и «б» подпункта 169.1.3 пункта 169.1 данной статьи, определяется как произведение суммы, определенной в абзаце первом данного подпункта, и соответствующего количества детей.

Исходя из изложенного суммы компенсации работникам потери части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты должны быть учтены при определении предельного размера заработной платы, который дает право на применение налоговой социальной льготы при условии соблюдения всех других требований, предусмотренных ст. 169 Кодекса.

коментарий редакции


img 4

Суммы компенсации за несвоевременную выплату зарплаты учитываются при определении права на НСЛ

 

Если вы задерживаете выплату зарплаты на один и более календарных месяцев, то должны выплачивать работникам компенсацию за несвоевременную выплату зарплаты. Подробнее об этом читайте в статье «Выплата зарплаты и компенсация за ее несвоевременную выплату» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 6, с. 40.

Такая выплата входит в фонд дополнительной заработной платы (п.п. 2.2.8 Инструкции № 5). Соответственно, и для целей налого­обложения подпадает под понятие «заработная плата». А это значит, что компенсация за несвоевременную выплату зарплаты:

уменьшается на сумму единого социального взноса (далее — ЕСВ) в части удержаний при определении базы налогообложения НДФЛ;

участвует при определении права работника на налоговую социальную льготу (далее — НСЛ).

 

 

2. Статьей 26 Конституции Украины и статьей 3 Закона Украины от 22.09.2011 № 3773-VI «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» предус­мотрено, что иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут те же обязанности, что и граждане Украины, — за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины.

Согласно ст. 3 Закона Украины от 05.07.2012 № 5067-VI «О занятости населения» определено право на занятость, в соответствии с п. 4 которой иностранцы и лица без гражданства, прибывшие в Украину для трудоустройства на определенный срок, принимаются работодателями на работу на основании разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства, выданного в порядке, определенном данным Законом, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

В соответствии со ст. 42 Закона № 5067 предприятия, учреждения и организации имеют право на применение труда иностранцев и лиц без гражданства на территории Украины на основании разрешения, которое выдается территориальными органами центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, на срок до одного года, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Разрешение работодателю на применение труда иностранца или лица без гражданства выдается при условии, что в Украине (регионе) отсутствуют квалифицированные работники, которые способны выполнять соответствующий вид работы, или имеется достаточное обоснование целесообразности применения их труда, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Порядок выдачи, продления действия и аннулирования разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства и размер платы за выдачу разрешения, которая зачисляется в бюджет Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, определяются Кабинетом Министров Украины.

При этом пунктом 6 статьи 42 Закона № 5067 установлены случаи трудоустройства иностранцев без предусмотренного данной статьей разрешения.

Налогообложение доходов физических лиц регулируется разделом IV Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI (далее — Кодекс), в соответствии с п. 162.1 ст. 162 которого плательщиками налога являются: физическое лицо — резидент, получающее доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы; физическое лицо — нерезидент, получающее доходы из источника их происхождения в Украине.

В соответствии с п. 170.10 ст. 170 Кодекса налогообложение доходов нерезидентов с источником их происхождения в Украине, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) в пользу нерезидентов, осуществляется по правилам и ставкам, которые определены для резидентов (с учетом особенностей, определенных некоторыми нормами данного раздела для нерезидентов).

Согласно п. 163.2 ст. 163 Кодекса объектом налогообложения нерезидента является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход с источником его происхождения в Украине. При этом п. 164.2 ст. 164 Кодекса предусмотрено, что в общий месячный налогооблагаемый доход плательщика налога включаются доходы в виде заработной платы, начисленные (выплаченные) в соответствии с условиями трудового договора (контракта).

В соответствии с п/п. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 Кодекса заработная плата для целей раздела IV ПКУ — это основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону и облагаются налогом по ставкам 15 (17) %, установленным п. 167.1 ст. 167 Кодекса.

Согласно с п. 164.6 ст. 164 Кодекса при начислении доходов в форме заработной платы база налого­обложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, — обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд, которые в соответствии с законом уплачиваются за счет заработной платы работника, а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии.

Условия и порядок применения налоговой социальной льготы предусмотрены ст. 169 Кодекса. В частности, п/п. 169.2.3 п. 169.2 ст. 169 Кодекса приведен конечный перечень доходов физических лиц, к которым налоговая социальная льгота не может быть применена. Так, к данному перечню относятся доходы иные, нежели заработная плата; заработная плата, которую плательщик налога в течение отчетного налогового месяца получает одновременно с доходами в виде стипендии, денежного или имущественного (вещевого) обеспечения учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов, военнослужащих, которые выплачиваются из бюджета; и доход самозанятого лица от осуществления предпринимательской деятельности, а также другой независимой профессиональной деятельности.

Следовательно, Кодексом не предусмотрено исключений или ограничений относительно применения налоговой социальной льготы для нерезидентов. То есть плательщик налога — нерезидент имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы на сумму налоговой социальной льготы.

коментарий редакции


img 5

Нерезидент и НСЛ: быть или не быть

 

Зарплата физического лица — иностранца облагается НДФЛ по общим правилам, установленным разд. IV НКУ, независимо от резидентского статуса такого лица (п.п. 170.10.1 НКУ). Вместе с тем есть одно исключение — к зарплате нерезидента нельзя применять НСЛ. Это следует из положений п.п. 169.3.4 НКУ.

Если ваш работник-иностранец хочет воспользоваться правом на НСЛ, ему следует подтвердить свой статус резидента Украины. Только учтите: в таком случае иностранец должен будет по результатам отчетного налогового года, в котором он приобрел резидентский статус, подать в ГНИ годовую декларацию об имущественном состоянии и доходах. Причем задекларировать нужно как доходы с источником их происхождения в Украине, так и иностранные (п.п. 170.10.4 НКУ).

Хотя, как видно из письма, специалисты Миндоходов считают, что для применения НСЛ к зарплате нерезидента нет никаких ограничений. Получается, что нормы НКУ им «не указ». А может, не досмотрели или не додумали? Кто знает… Мы же уверены в том, что применять НСЛ к зарплате нерезидента небезопасно.

 

 

3. Обеспечение работников питанием в обязательном порядке предусмотрено ст. 166, 167 Кодекса законов о труде и ст. 7 Закона Украины от 14.10.92 г. № 2694-XII «Об охране труда».

В то же время согласно ст. 91 Кодекса законов о труде предприятия, учреждения, организации в пределах своих полномочий и за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников. В таком случае питание осуществляется по условиям, определенным трудовым (коллективным) договором или добровольно (на основании приказов, распоряжений и т. п.).

Подпункт 2.3.4 п. 2.3 р. 2 Инструкции № 5 предус­матривает включение в фонд оплаты труда прочих поощрительных и компенсационных выплат, а именно: расходов социального характера в денежной и натуральной форме: оплаты или дотаций на питание работников, в том числе в столовых, буфетах, профилакториях.

Для целей раздела IV Кодекса прочие поощрительные и компенсационные выплаты, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону являются заработной платой (п/п. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).

Вместе с тем п. 164.5 ст. 164 Кодекса предусмотрено, что при начислении (предоставлении) доходов в любой неденежной форме базой налогообложения является стоимость такого дохода, рассчитанная по обычным ценам, правила определения которых установлены согласно данному Кодексу, умноженная на коэффициент, который исчисляется по следующей формуле: К - 100 : (100 - Сп), где К — коэффициент; Сп — ставка налога, установленная для таких доходов на момент их начисления.

При начислении доходов в форме заработной платы база налогообложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, — обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд, которые в соответствии с законом уплачиваются за счет заработной платы работника, а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии (п. 164.6 ст. 164 Кодекса).

При этом согласно п/п. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 Кодекса налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравненные к ней в соответствии с законодательством выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не превышает суммы, равной размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 гривень.

В случае если обеспечение питанием предус­мотрено условиями коллективного договора (соглашения, трудового договора) и соответствует другим условиям дохода в виде заработной платы, его стоимость облагается налогом по правилам, установленным для заработной платы. При этом в случае получения дохода в «натуральной» форме база налогообложения определяется с учетом п. 164.5 — 164.6 ст. 164 и п/п. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 Кодекса.

В то же время в соответствии с абз. «б» п/п. 164.2.17 п. 164.2 ст. 164 Кодекса в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включается доход, полученный плательщиком налога как дополнительное благо (кроме случаев, предусмотренных статьей 165 данного Кодекса) в виде стоимости имущества и питания, бесплатно полученного плательщиком налога, кроме случаев, определенных данным Кодексом для налогообложения прибыли предприятий.

Если обеспечение работников питанием не предус­мотрено коллективным договором или другими документами, подтверждающими договоренность сторон (соглашение, трудовой договор), его стоимость включается в общий месячный налогооблагаемый доход работника как дополнительное благо и облагается налогом по ставкам, установленным п. 167.1 ст. 167 Кодекса 15 (17) %, с применением повышающего коэффициента согласно п. 164.5 ст. 164 Кодекса.

 

Заместитель Министра А. Игнатов

коментарий редакции


img 6

Питание работников за счет работодателя: зарплата или допблаго?

 

Подробно об организации бесплатного питания работников мы писали в статье «О хлебе насущном, или Организуем питание работников предприятия» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 64, с. 27. В ней мы поднимали вопрос: к какому виду дохода отнести стоимость бесплатного питания работников, которое можно персонифицировать? Пришли к выводу, что данную выплату можно считать заработной платой, если возможность ее осуществления предусмотрена коллективным или трудовым договором.

Во-первых, оплата или дотации на питание работников, в том числе в столовых, буфетах, профилакториях, включаются в фонд оплаты труда в составе других поощрительных и компенсационных выплат (п.п. 2.3.4 Инструкции № 5). Во-вторых, наличие данной выплаты в коллективном (трудовом) договоре дает основания утверждать, что такие выплаты проводятся в связи с отношениями трудового найма. В таком случае бесплатное питание соответствует понятию заработной платы, которое дано в п.п. 14.1.48 НКУ. Радует, что к аналогичному выводу пришли и миндоходовцы.

А если в коллективном или трудовом договоре не предусмотрено обеспечение работников бесплатным питанием, то специалисты Миндоходов данную выплату признают допблагом. Беда в том, что для целей взимания ЕСВ эта выплата останется зарплатой, поскольку указана в п.п. 2.3.4 Инструкции № 5 (п.п. 5 п. 4.3 Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной приказом Миндоходов Украины от 09.09.2013 г. № 455). Только уменьшить на сумму ЕСВ в части удержаний стоимость бесплатного питания в этом случае не получится. Выход один: хотите кормить работников бесплатно — предусматривайте это в коллективном (трудовом) договоре.

 

Екатерина Скрипкина

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше