Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2013/№ 79
В избранном В избранное
Печать
Приказ от 07.06.2010 г. № 340
img 1

режим труда
и отдыха

img 2

Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств

Приказ Министерства транспорта и связи Украины от 7 июня 2010 года № 340

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 14 сентября 2010 г. под № 811/18106

(с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Министерства инфраструктуры Украины от 29 декабря 2011 года № 659)

(извлечение)

 

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда 1979 года № 153 о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте, статьей 18 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» и с целью организации безопасного труда и эффективного контроля за работой водителей колесных транспортных средств ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств (прилагается).

<…>

3. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Украины от 17.01.2002 № 18 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автотранспортных средств», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 04.02.2002 под № 97/6385.

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования, кроме пункта 6.1 Положения, утвержденного этим приказом, который вступает в силу для:

нерегулярных и регулярных специальных пассажирских перевозок, регулярных пассажирских перевозок на междугородных автобусных маршрутах протяженностью свыше 150 км, перевозок опасных грузов — с 01.06.2012;

перевозок грузов колесными транспортными средствами с полной массой свыше 12 тонн, нерегулярных и регулярных специальных пассажирских перевозок, регулярных пассажирских перевозок на междугородных автобусных маршрутах протяженностью от 50 до 150 км — с 01.06.2013;

перевозок грузов колесными транспортными средствами с полной массой от 3,5 тонны до 12 тонн — с 01.06.2015.

<…>

 

Министр К. Ефименко

 

 

Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств

Утверждено приказом Министерства транспорта и связи Украины от 07.06.2010 г. № 340

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 14 сентября 2010 г. под № 811/18106

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конвенцией Международной организации труда 1979 года № 153 о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте, Европейским соглашением по работе экипажей транспортных средств, выполняющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), Кодексом законов о труде Украины и законами Украины «Об автомобильном транспорте», «О дорожном движении».

1.2. Настоящее Положение устанавливает особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств (далее — водители) и порядок его учета.

1.3. Требования настоящего Положения распространяются на автомобильных перевозчиков и водителей, осуществляющих внутренние перевозки пассажиров или/и грузов колесными транспортными средствами (далее — ТС).

1.4. Настоящее Положение не распространяется на перевозки пассажиров или/и грузов, которые осуществляются:

физическими лицами за собственный счет для собственных нужд без использования труда наемных водителей;

во время стихийного бедствия, аварий и других чрезвычайных ситуаций;

для нужд Министерства внутренних дел Украины, Министерства обороны Украины, Генеральной прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, а также Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, Министерства здравоохранения Украины;

сельскохозяйственными предприятиями или предприятиями лесного хозяйства, если эти перевозки выполняются тракторами или другой техникой, предназначенной для местных сельскохозяйственных работ или работ в отрасли лесного хозяйства, и служат исключительно для целей эксплуатации этих предприятий.

1.5. В настоящем Положении термины употребляются в следующем значении:

автомобильный перевозчик — физическое или юридическое лицо, которое осуществляет на коммерческой основе или за собственные средства перевозки пассажиров или/и грузов транспортными средствами (далее — Перевозчик);

отдых — непрерывный период времени, который водитель может использовать по своему усмотрению;

график сменности — документ, определяющий начало и конец рабочей смены на каждый день календарного месяца, а также выходные дни;

сменный период управления — суммарная продолжительность периодов управления за рабочий день (смену);

сменный перерыв — суммарная продолжительность перерывов за рабочий день (смену);

ночное время — период суток с 22 часов до 6 часов;

подготовительно-заключительный период — время для выполнения работ перед выездом на маршрут (в рейс) и после возвращения;

рабочая смена — период работы водителя согласно графику сменности;

рабочее место водителя — место за рулем ТС или место, где он осуществляет исполнение своих обязанностей, определенных трудовым договором;

рабочее время водителя — время, в течение которого водитель обязан исполнять свои обязанности, определенные трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка;

тахограф — контрольное устройство, устанавливаемое на ТС для отражения и регистрации информации о движении ТС;

неделя — период времени с 00.00 часов в понедельник до 24.00 часов в воскресенье;

ежедневный отдых — межсменный отдых водителя в течение суток;

еженедельный отдых — отдых водителя на неделю.

II. Рабочее время

2.1. В рабочее время водителя включаются:

а) сменный период управления;

б) подготовительно-заключительный период;

в) время простоев не по вине водителя;

г) время простоев (в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров);

ґ) время проведения медицинских осмотров водителя перед выездом на маршрут (в рейс) и после возвращения;

д) время проведения работ по устранению технических неисправностей ТС на маршруте (в рейсе);

е) время охраны ТС с грузом или без него во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем;

є) половина времени, предусмотренного заданием на рейс междугородного сообщения, при работе двух водителей на ТС, оборудованном спальным местом;

ж) другое время, предусмотренное законодательством Украины.

2.2. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не должна превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, которым установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, которые утверждает Перевозчик по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели.

Для водителей, которым установлена шести­дневная рабочая неделя с одним выходным днем, продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 часов.

Накануне выходных дней продолжительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать 5 часов.

Накануне праздничных и нерабочих дней продолжительность работы водителей сокращается на один час как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе.

Продолжительность работы (смены) водителя в ночное время сокращается на один час.

2.3. Если по условиям работы не может быть соблюдена установленная для водителей ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормальное число рабочих часов.

Решение о введении суммированного учета рабочего времени принимается Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

В случае суммированного учета рабочего времени водителя нормальная продолжительность рабочего дня (смены) не может превышать 10 часов.

Если нормальная продолжительность рабочего дня охватывает длительные простои, ожидание в ТС или на рабочем месте или если водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность рабочего дня (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, что время управления в течение дня (смены) не превышает 9 часов.

2.4. При суммированном учете рабочего времени труд водителей регулируется графиками сменности водителей колесных транспортных средств (приложение 1*), которые составляются на весь учетный период и которыми определяются продолжительность ежедневной работы (смены), рабочих дней (смены) и выходных дней.

* Приложения не публикуются. — Примеч. ред.

2.5. График сменности на учетный период доводится до сведения каждого водителя не менее чем через две недели до начала учетного периода.

2.6. Состав работ подготовительно-заключительного периода, время на их выполнение и время на проведение медицинского осмотра водителя (подпункты «б», «ґ» пункта 2.1 настоящего Положения) устанавливаются Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

2.7. Время охраны ТС с грузом или без него (подпункт «е» пункта 2.1 настоящего Положения) засчитывается водителю в размере 1/3 рабочего времени. Конкретная продолжительность времени охраны груза и ТС, засчитываемого водителям в рабочее время, устанавливается Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

2.8. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет ТС, при направлении в рейс двух водителей (подпункт «є» пункта 2.1 настоящего Положения) засчитывается ему в размере не менее 50 процентов рабочего времени. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет ТС при направлении в рейс двух водителей, которое засчитывается в рабочее время, устанавливается Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (проф­союзным представителем).

2.9. Для водителей автобусов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, с их согласия может устанавливаться рабочий день с распределением смены на две части при условии, что продолжительность этих частей не превышает 4 часа с учетом времени, необходимого для возвращения на место стоянки. При этом продолжительность перерыва между частями смены должна быть не менее двух часов без учета времени для отдыха и приема пищи. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

2.10. Водителям легковых автомобилей (кроме такси) в случае необходимости может устанавливаться ненормированный рабочий день, т. е. сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Эта работа не считается сверхурочной, и за нее не осуществляется дополнительная оплата переработанного времени. Количество часов переработанного времени при такой работе определяется в коллективном договоре.

Водителям с ненормированным рабочим днем предоставляется в форме компенсации ежегодный дополнительный отпуск и в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется соответствующая оплата за выполненный объем работ, степень напряженности, сложность и самостоятельность в работе, необходимость выполнения служебных заданий сверх установленной продолжительности рабочего времени.

2.11. Привлечение водителей к сверхурочным работам осуществляется в соответствии со статьями 62 — 64 Кодекса законов о труде Украины. Сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего дня (смены) (статьи 52, 53 и 61 Кодекса законов о труде Украины). Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 часа в течение двух дней подряд или 120 часов в год, кроме случаев, указанных в пункте 3.3 настоящего Положения.

III. Период управления

3.1. Сменный период управления водителя, включая сверхурочные работы, не должен превышать часов.

3.2. Для водителей ТС, осуществляющих перевозку большегрузных, и (или) крупногабаритных, и (или) опасных грузов, сменный период управления, включая сверхурочные работы, не должен превышать часов.

3.3. Сменный период управления водителя (не плановый, а фактический) может быть увеличен сверх установленных пунктами 3.1 и 3.2 настоящего Положения норм в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (техническая неисправность ТС, остановка движения ТС в рейсе (на маршруте), неблагоприятные погодные условия и т. п.).

3.4. Продолжительность управления водителя в неделю, включая сверхурочные работы, не должна превышать 48 часов.

3.5. На автобусные маршруты протяженностью свыше 500 км направляются два водителя, причем период управления каждого должен составлять половину общего периода управления.

IV. Перерывы

4.1. После управления в течение четырех часов водитель должен сделать перерыв для отдыха и приема пищи продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает период ежедневного (межсменного) отдыха.

4.2. Этот перерыв может быть заменен перерывами продолжительностью не менее 15 минут каждый, распределенными в течение периода управления или сразу после этого периода с учетом требований пункта 4.1 настоящего раздела.

4.3. Перерыв для отдыха и приема пищи не включается в рабочее время водителя.

4.4. Продолжительность перерыва для отдыха и приема пищи устанавливается Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем). Время начала и окончания перерыва устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

4.5. Водители используют время перерыва по своему усмотрению.

V. Время отдыха

5.1. Продолжительность ежедневного (межсменного) отдыха водителя в течение любого двадцатичетырехчасового периода, считая от начала рабочего дня (смены), должна быть не менее 10 последовательных часов.

5.2. Если в течение рабочей смены ТС управляют двое водителей, каждый водитель должен иметь ежедневный отдых продолжительностью не менее 8 последовательных часов.

5.3. Водителям, которым установлен суммированный учет рабочего времени, продолжительность ежедневного (межсменного) отдыха в отдельные периоды может быть уменьшена до 8 последовательных часов в течение любого двадцатичетырехчасового периода, считая от начала рабочей смены, при этом рабочее время в течение учетного периода не должно превышать норму рабочего времени, установленную законодательством.

Неиспользованные часы ежедневного (межсменного) отдыха суммируются и предоставляются водителю в виде дополнительных, свободных от работы в течение учетного периода, часов в порядке, пре­дусмотренном графиком сменности.

5.4. Продолжительность еженедельного отдыха водителя должна быть не менее 45 последовательных часов.

5.5. Если приостановление работы невозможно по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие предприятия), а также в связи с осуществлением работ, связанных с необходимостью обслуживания населения и выполнения ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ, то допускается по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) работа водителей в праздничные и нерабочие дни.

В случае установления суммированного учета рабочего времени предусмотренная графиком сменности работа в праздничные и нерабочие дни включается в расчет нормы рабочего времени учетного периода.

5.6. Ежедневный (межсменный) отдых водителя автобуса не может осуществляться водителем в салоне автобуса, кроме случаев, когда автобусом управляют двое водителей и в автобусе есть место для отдыха водителя.

Водитель автобуса в течение ежедневного (межсменного) отдыха должен иметь надлежащие условия для отдыха (кровать или место для отдыха в салоне автобуса, если автобусом управляют двое водителей, пользование туалетом, возможность приема горячей пищи).

5.7. Ежедневный (межсменный) отдых водителя грузового автомобиля не может осуществляться водителем в кабине грузового автомобиля, кроме случаев, когда в грузовом автомобиле есть спальное место для отдыха водителя.

Водитель грузового автомобиля в течение ежедневного (межсменного) отдыха должен иметь надлежащие условия для отдыха (кровать или спальное место для отдыха в кабине грузового автомобиля, пользование туалетом, возможность приема горячей пищи).

VI. Учет рабочего времени

6.1. Автобусы, используемые для нерегулярных и регулярных специальных пассажирских перевозок, для регулярных пассажирских перевозок на междугородных автобусных маршрутах протяженностью свыше 50 км, грузовые автомобили с полной массой свыше 3,5 тонны должны быть оборудованы действующими и поверенными тахографами.

6.2. Учет рабочего времени водителей осуществляется на основании табеля учета использования рабочего времени. Перевозчик, использующий водителей по найму, ежемесячно составляет график сменности водителей, ведет ведомость учета рабочего времени и отдыха водителя (приложение 2), в которой по каждой рабочей смене указываются плановые и фактические данные о маршруте, начале и конце рабочей смены.

6.3. До вступления в силу пункта 6.1 настоящего раздела водитель, управляющий ТС, указанным в пункте 6.1 настоящего раздела и не оборудованным тахографом, ведет индивидуальную контрольную книжку водителя (приложение 3).

6.4. График сменности водителей, ведомость учета рабочего времени и отдыха водителей хранятся у Перевозчика.

6.5. В случае суммированного учета рабочего времени норма рабочего времени за учетный период определяется путем умножения нормы продолжительности рабочего времени, установленной законодательством для водителей ТС, на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели, приходящихся на учетный период, с учетом ее сокращения накануне праздничных, нерабочих и выходных дней.

6.6. Время, отработанное сверх нормы продолжительности рабочего времени за учетный период, считается сверхурочным и оплачивается согласно статье 106 Кодекса законов о труде Украины.

6.7. Рабочее время водителей, работающих ежедневно в определенные часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, учитывается ежедневно.

6.8. Рабочее время водителей с ненормированным рабочим днем учитывается в рабочих днях (кроме работы в праздничные дни, исчисляемой в часах).

VII. Проверка соблюдения режимов труда и отдыха водителей

7.1. Государственный контроль за соблюдением режимов труда и отдыха водителей осуществляется должностными лицами правительственного органа государственного управления по вопросам контроля на автомобильном транспорте.

7.2. Главный орган, на который возлагается обеспечение безопасности дорожного движения, осуществляет проверку установленного режима труда и отдыха водителей в соответствии с действующим законодательством Украины.

 

Председатель Госавтотрансадминистрации С. Доброход

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц