О внесении изменений в Обобщающую налоговую консультацию по отдельным вопросам применения норм налогового законодательства относительно трансфертного ценообразования, утвержденную приказом Миндоходов от 22.11.2013 № 699

Министерство доходов и сборов Украины
Налоги & бухучет Июль, 2014/№ 58
В избранном В избранное
Печать
Приказ Министерства доходов и сборов Украины от 01.07.2014 г. № 368
контролируемые операции

 

* См. также материал на с. 38. — Примеч. ред.

Руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины, с целью обеспечения одинакового подхода к практическому применению норм налогового законодательства приказываю:

1. Обобщающую налоговую консультацию по отдельным вопросам применения норм налогового законодательства относительно трансфертного ценообразования, утвержденную приказом Миндоходов от 22.11.2013 № 699, изложить в новой редакции (далее — Обобщающая консультация) (прилагается).

3. Налоговые консультации по вопросам трансфертного ценообразования применять в части, не противоречащей Обобщающей консультации.

 

Первый заместитель Министра И. Билоус

 

 

Утверждена приказом Миндоходов Украины
от 01.07.2014 г. № 368

Обобщающая налоговая консультация по отдельным вопросам применения норм налогового законодательства относительно трансфертного ценообразования

 

Вопрос 1. Какой первый отчетный период для подачи Отчета о контролируемых операциях, который подается плательщиком налогов в соответствии с требованиями п.п. 39.4.2 п. 39.4 ст. 39 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс)?

Ответ. Поскольку Закон Украины от 04 июля 2013 года № 408 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» вступил в силу 1 сентября 2013 года, то первым отчетным периодом для подачи Отчета о контролируемых операциях будет 2013 год. Для определения объема контролируемых операций учитывается стоимостный показатель всех операций отдельно с каждым контрагентом в целом за календарный год, т. е. с 1 января по 31 декабря 2013 года. В отчете за 2013 год плательщик налога должен указать контролируемые операции, осуществленные в период с 01.09.2013 г. по 31.12.2013 г.

Например: общая сумма операций в 2013 году с одним связанным лицом составляет 50,5 млн грн. (без НДС), и все эти операции были осуществлены до 01.09.2013 г. В этом случае отчитываться не нужно.

В случае, если общая сумма операций в 2013 году с одним связанным лицом составляет 50,0 млн грн. (без НДС), из них 20,0 млн грн. осуществлены до 01.09.2013 г., остальные — после. В этом случае объем операций рассчитывается в целом за год, т. е. с 1 января по 31 декабря 2013 года. Соответственно, такие операции являются контролируемыми. В Отчете отражают контролируемые операции, осуществленные в период с 01.09.2013 г. по 31.12.2013 г.

Вопрос 2. Учитываются ли при определении стоимостного критерия — 50,0 млн грн. контролируемой операции для целей применения п.п. 39.2.1.4 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса суммы кредита, депозита, займа, возвратной финансовой помощи, дивидендов, стоимость инвестиций?

Ответ. Нет, не учитываются.

Вопрос 3. По каким ценам рассчитывается объем контролируемых операций?

Ответ. По договорным (контрактным) ценам.

Вопрос 4. Если в отчетном периоде были операции как по приобретению, так и по продаже товаров (работ, услуг) с одним контрагентом, каким образом учитываются такие операции для определения стоимостного критерия контролируемой операции и какие из этих операций будут считаться контролируемыми и указываться в Отчете?

Ответ. В этом случае учитывается общий объем (суммарное значение) операций по продаже и операций по приобретению с таким контрагентом. В случае признания операций контролируемыми в соответствии с критериями, установленными п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, такие операции отражаются в Отчете о контролируемых операциях.

Вопрос 5. По какой дате операции отражаются в Отчете как контролируемые?

Ответ. В Отчете контролируемые операции отражаются по дате перехода прав собственности на товары или дате составления акта или другого документа, оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, который подтверждает выполнение работ или предоставление услуг.

Вопрос 6. Считается ли подача Отчета о контролируемых операциях с опозданием неподачей Отчета для целей применения штрафа, предусмотренного п. 120.3 ст. 120 Кодекса?

Ответ. В соответствии с положениями п.п. 39.4.2 п. 39.4 ст. 39 Кодекса плательщики налогов, которые в течение отчетного периода осуществляли контролируемые операции, обязаны подавать Отчет о контролируемых операциях до 1 мая года, следующего за отчетным (до 1 октября 2014 года — за период с 01.09.2013 г. по 31.12.2013 г.). Таким образом, подача Отчета с опозданием приравнивается к неподаче Отчета и влечет за собой штрафные санкции, предусмотренные п. 120.3 ст. 120 Кодекса.

Вопрос 7. Какую первичную документацию по запросу контролирующего органа в соответствии с п.п. 39.4.7 п. 39.4 ст. 39 Кодекса обязаны предоставлять плательщики налогов: оригиналы или их заверенные копии?

Ответ. Плательщики налогов должны подать надлежащим образом заверенные копии первичных документов, фиксирующих осуществление отдельных контролируемых операций, которые указываются в запросе о таких контролируемых операциях.

Вопрос 8. Пребывание на каких специальных режимах налогообложения плательщика налога определяет операцию контролируемой для целей применения п.п. 39.2.1.1 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса?

Ответ. К специальным налоговым режимам относятся определенные статьями 209, 210 и разделом XIV Кодекса:

специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства;

специальный режим налогообложения деятельности в отношении изделий искусства, предметов коллекционирования или антиквариата;

упрощенная система налогообложения, учета и отчетности;

фиксированный сельскохозяйственный налог.

Вопрос 9. Учитывается ли при определении объема контролируемых операций сумма акцизного налога?

Ответ. Да, учитывается.

Вопрос 10. Теряет ли плательщик право на самостоятельную корректировку цены контролируемой операции, предусмотренную п.п. 39.5.4.3 п.п. 39.5.4 п. 39.5 ст. 39 Кодекса, если такая корректировка в течение календарного года не осуществлена?

Ответ. Нет, не теряет. Такой плательщик может осуществить самостоятельную корректировку в течение следующего(их) календарного(ых) года(лет) с учетом сроков исковой давности, предусмотренных ст. 102 Кодекса до начала проверки контролируемых операций.

Вопрос 11. Подпадает ли операция под определение контролируемой с объемом 50,0 и более млн грн. (без НДС) согласно требованиям п.п. 39.2.1.1 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, если контрагент — связанное лицо (резидент) на момент осуществления операции согласно поданной в контролирующий орган декларации по налогу на прибыль за предыдущий год не является убыточным, но в дальнейшем показатели декларации предыдущего отчетного года по результатам проверки или после уточнения изменились и возникли убытки?

Ответ. Если контрагент — связанное лицо (резидент) самостоятельно выявил ошибку и в текущей декларации или уточненном расчете уточнил показатели за предыдущий год, которые привели к возникновению отрицательного значения объекта налогообложения по налогу на прибыль, операции с таким контрагентом считаются контролируемыми.

Если отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий отчетный год контрагента — связанного лица (резидента) выявлено по результатам проверки контролирующего органа, операции с таким контрагентом не считаются контролируемыми при условии отсутствия других условий для признания операций контролируемыми.

Вопрос 12. Предприятие согласно договору купли-продажи в отчетном году осуществило поставку товара связанному лицу на сумму 60,0 млн грн. (без НДС) (произошел переход права собственности на товар к покупателю), но до конца этого года или в следующем году согласно этому договору или дополнительному договору предприятие вернуло продавцу часть ранее полученного товара на сумму 20,0 млн грн. (без НДС) в связи с ненадлежащим качеством поставленного товара (право собственности на товар перешло к продавцу). Каким образом учитываются эти операции для определения стоимостного критерия контролируемых операций?

Ответ. Если приобретение и возврат товара осуществлены в течение одного отчетного календарного года, то при определении стоимостного критерия контролируемой операции (50,0 млн грн.) в этом отчетном году учитывается стоимость поставки — 60,0 млн грн., уменьшенная на стоимость возвращенного товара — 20,0 млн грн., т. е. — 40,0 млн гривень. В случае, если продажа произошла в одном календарном году, а возврат произошел в следующем году, то при определении стоимостного критерия контролируемой операции (50,0 млн грн.) в календарном году, в котором осуществлена поставка, учитывается вся стоимость поставленного товара в сумме 60,0 млн гривень.

При этом в будущем году стоимость возвращенного товара в сумме 20,0 млн грн. не учитывается при определении стоимостного критерия контролируемой операции и не уменьшает стоимость других операций при определении такого критерия.

Вопрос 13. Как для целей применения п.п. 39.2.1.1 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса рассчитать опосредованное владение компанией А корпоративными правами компании В, если компания А владеет 80 % корпоративных прав компании Б, а компания Б владеет 30 % корпоративных прав компании В?

Ответ. Опосредованное владение рассчитывается путем умножения долей владения корпоративными правами. Компания А опосредованно владеет корпоративными правами компании В в размере 24 % (80 х 30 : 100).

Вопрос 14. В ноябре 2013 года плательщиком налогов осуществлена поставка товара, договорная стоимость которого составляет 85,0 млн грн., и произошел переход права собственности в момент поставки. В январе 2014 года плательщиком получена оплата за поставленный товар на сумму 61,0 млн гривень. По какому событию рассчитывать стоимостный критерий (50,0 млн грн.) и как отражать эту операцию в Отчете?

Ответ. Учитывая то, что переход права собственности на товар произошел в 2013 году, при определении стоимостного критерия (50 млн грн.) контролируемых операций учитывается договорная (контрактная) стоимость проданного товара за 2013 год. В случае признания такой операции согласно требованиям п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса контролируемой операцией такая операция отражается в Отчете за 2013 год.

При этом факт оплаты указанного товара в 2014 году не приводит к повторному учету стоимости товара при определении стоимостного критерия и отражении в Отчете.

Вопрос 15. В ноябре 2013 года плательщиком налогов осуществлена предварительная оплата за товар нерезиденту — связанному лицу на сумму 200,0 млн грн., поставка которого будет осуществлена в апреле 2014 года (переход права собственности произойдет в момент поставки). В каком периоде эта операция учитывается при определении стоимостного критерия (50 млн грн.) контролируемой операции?

Ответ. Учитывая то, что переход права собственности на товар происходит в 2014 году, при определении стоимостного критерия (50 млн грн.) контролируемой операции за 2013 год сумма предварительной оплаты за товар не учитывается. Эта операция учитывается при определении стоимостного критерия (50 млн грн.) контролируемой операции за 2014 год.

Вопрос 16. К каким именно нарушениям по контролируемым операциям применяется штраф в размере 1 грн. в соответствии с п. 20 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» Кодекса?

Ответ. Штраф в размере 1 грн. применяется за занижение налогового обязательства за период с 1 сентября 2013 года по 31 декабря 2014 года в результате применения плательщиком в контролируемых операциях цен, не соответствующих уровню обычных цен, которое выявлено по результатам проверки контролирующим органом.

Вопрос 17. Считается ли компания-резидент, созданная в середине года (например, в июле), которая с даты регистрации является плательщиком налога на прибыль и НДС, не применяет специальные режимы налогообложения и уплачивает эти налоги по базовой (основной) ставке, такой, операции с которой подпадают под критерии контролируемых, определенные п.п. 39.2.1.1 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса?

Ответ. Не считается, поскольку для такой компании началом налогового (отчетного) года будет дата ее создания (регистрации) и у нее отсутствуют задекларированные показатели на начало такого года.

Вопрос 18. Какие ставки налога на прибыль и НДС считаются базовыми (основными) для целей применения п.п. 39.2.1.1 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса?

Ответ. Основная ставка налога на прибыль определена п. 151.1 ст. 151 Кодекса и с учетом положений п. 10 подразд. 4 разд. XX Кодекса в 2012 году составляет 21 %, в 2013 году — 19 %, в 2014 году — 18 %.

Основная ставка налога на добавленную стоимость, определенная п.п. «а» п. 193.1 ст. 193 и п. 194.1 ст. 194 Кодекса, составляет 20 %.

Вопрос 19. Предприятие А — резидент, которое задекларировало отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий налоговый (отчетный) год, осуществляет поставку товаров в объеме свыше 50 млн грн. связанному лицу — предприятию Б — резиденту, которое задекларировало положительное значение объекта налогообложения. Являются ли указанные поставки контролируемыми операциями для предприятий А и Б и обязаны ли такие предприятия подавать Отчет о контролируемых операциях? Как быть, если убыточными являются предприятия А и Б?

Ответ. В соответствии с п.п. 39.2.1.1 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса контролируемыми операциями являются хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), которые осуществляются плательщиками налогов со связанными лицами — резидентами, задекларировавшими отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий налоговый (отчетный) год.

Если убыточным является только предприятие А, операции будут считаться контролируемыми только для предприятия Б и обязанность по подаче Отчета о контролируемых операциях с указанием в нем соответствующих операций возлагается на предприятие Б. При этом предприятие А в случае отсутствия других операций, подпадающих под определение контролируемых, Отчет подавать не должно.

В случае, если за налоговый (отчетный) год убыточными являются и предприятие А, и предприятие Б, то Отчет о контролируемых операциях подают оба предприятия.

Вопрос 20. Будут ли считаться связанными лицами в соответствии с п.п. 14.1.159 п. 14.1 ст. 14 Кодекса государственные предприятия, относящиеся к сфере управления одного министерства?

Ответ. В соответствии с положениями ст. 73 Хозяйственного кодекса Украины государственное унитарное предприятие создается компетентным органом государственной власти в распорядительном порядке и входит в сферу его управления.

Орган государственной власти, в сферу управления которого входит предприятие, является представителем собственника и выполняет его функции в пределах, определенных этим Кодексом и другими законодательными актами.

Органом управления государственного унитарного предприятия является руководитель предприятия, назначаемый органом, в сферу управления которого входит предприятие, и подотчетный этому органу.

В соответствии с п.п. «ґ» п.п. 14.1.159 п. 14.1 ст. 14 Кодекса к связанным лицам относятся юридические лица, единоличные исполнительные органы которых назначены (избраны) по решению одного и того же лица (собственника или уполномоченного им органа).

Учитывая это, государственные предприятия, относящиеся к сфере управления одного министерства, являются связанными лицами в соответствии с п.п. «ґ» п.п. 14.1.159 п. 14.1 ст. 14 Кодекса.

Вопрос 21. По какой процедуре происходит принятие плательщиком решения о применении одного из методов определения обычных цен согласно п. 21 подразд. 10 разд. XX Кодекса и уведомления об этом решении контролирующих органов?

Ответ. Решение принимается плательщиком самостоятельно, при этом подача отдельного уведомления в контролирующий орган не предусмотрена. Информация о выбранном методе указывается в соответствующей графе Отчета о контролируемых операциях.

Вопрос 22. Какова форма справки, подтверждающая выбранную нерезидентом ставку корпоративного налога, для целей применения п.п. 39.2.1.3 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса?

Ответ. Форма справки Кодексом не предусмотрена. Такая справка должна быть выдана компетентным органом другой страны (например, налоговым органом или Министерством финансов) и надлежащим образом легализована, переведена в соответствии с законодательством Украины.

Вопрос 23. К каким ценам применяется 5-процентный диапазон цен в соответствии с п.п. 1 п. 21 подразд. 10 разд. XX Кодекса?

Ответ. Пятипроцентный диапазон применяется к ценам, определенным в соответствии с требованиями п.п. 2 п. 21 подразд. 10 разд. XX Кодекса, а именно: ценам, определенным согласно биржевой котировке, — если товары котируются на бирже, и ценам, определенным согласно справочным ценам, опубликованным в источниках информации (специализированных коммерческих изданиях), — если товары не котируются на бирже.

Вопрос 24. По какому курсу определять объем операций с нерезидентами при определении стоимостного критерия (50 млн грн.)?

Ответ. С целью определения общей стоимости операций плательщики, имеющие отношения с контрагентами-нерезидентами, учитывают официальный курс НБУ, действовавший на дату осуществления операции, а в части ранее полученной (произведенной) оплаты — курс, действовавший на дату ее получения (осуществления оплаты) (пп. 153.1.1 и 153.1.2 п. 153.1 ст. 153 Кодекса).

Вопрос 25. Учитывается ли при определении стоимостного критерия (50 млн грн.) стоимость ввезенного на давальческих условиях сырья и вывезенной готовой продукции (частично обработанного сырья) на условиях импорта (экспорта), если поставщиком такого сырья выступает нерезидент — связанное лицо?

Ответ. Нет, не учитывается.

Вопрос 26. Если у связанного лица приобретены основные средства, какую цену указывать в Отчете?

Ответ. В этом случае при заполнении Отчета в графе 17 раздела «Сведения о контролируемых операциях» приложения к Отчету отражается договорная (контрактная) цена, а в графе 26 этого же раздела — обычная цена, по которой соответствующая операция отражена в налоговом учете плательщика налогов.

Вопрос 27. Следует ли отражать в Отчете контролируемые операции, которые не включены плательщиком налога ни в состав налоговых расходов, ни в состав налогового кредита?

Ответ. Да, такие операции подлежат отражению в Отчете.

Вопрос 28. Будут ли считаться контролируемыми операции со связанным лицом — нерезидентом, ставшим связанным с 01.11.2013 г., если объем операций с таким лицом составлял: с 01.01.2013 г. до 01.11.2013 г. 35 млн грн. (без НДС), с 01.11.2013 г. по 31.12.2013 г. — 20 млн грн. (без НДС)?

Ответ. С учетом того, что общая сумма осуществленных операций с одним контрагентом за отчетный год превышает 50 млн грн. (без НДС), операции, осуществленные со связанным лицом — нерезидентом в период с 01.11.2013 г. по 31.12.2013 г. признаются контролируемыми и подлежат отражению в Отчете.

Вопрос 29. Будет ли считаться операция контролируемой, если плательщик налога осуществляет продажу товаров нерезиденту — связанному лицу через комиссионера (поверенного)?

Ответ. Операции плательщика налога по продаже товаров нерезиденту — связанному лицу через комиссионера (поверенного) признаются контролируемыми при условии, что общая сумма осуществленных операций такого плательщика с нерезидентом равна или превышает 50 млн грн. (без учета налога на добавленную стоимость) за соответствующий календарный год, поскольку непосредственно право собственности на товар переходит от комитента к покупателю (нерезидента — связанному лицу).

Вопрос 30. Считаются ли контролируемыми операции с контрагентом-нерезидентом, зарегистрированным в государстве, не вошедшем в перечень государств (территорий), в которых ставки налога на прибыль (корпоративный налог) на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Украины от 25.12.2013 г. № 1042-р, однако такой контрагент-нерезидент уплачивал в стране резиденции налог на прибыль по ставке 6 %?

Ответ. При условии достижения стоимостного критерия, определенного п.п. 39.2.1.4 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса (50 млн грн.), операции с таким контрагентом признаются контролируемыми в соответствии с п.п. 39.2.1.2 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса.

Вопрос 31. Форвардный контракт на поставку сельскохозяйственной продукции заключен в марте 2013 года. Непосредственно реализация и отгрузка продукции происходили в августе — ноябре 2013 года. Должны ли включаться в Отчет операции по такому контракту?

Ответ. В Отчет должны быть включены контролируемые операции, в которых переход прав собственности на товары произошел в период с 01.09.2013 г. по 31.12.2013 г.

Вопрос 32. Считаются ли контролируемыми операции юридического лица, общая сумма которых составляет более 50 млн грн. без НДС, со связанным физическим лицом — резидентом?

Ответ. Согласно п.п. 39.2.1.1 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса контролируемыми операциями являются хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), осуществляемые плательщиками налогов со связанными лицами — резидентами, которые не были плательщиками налога на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость по состоянию на начало налогового (отчетного) года.

Таким образом, операции юридического лица, общая сумма которых составляет более 50 млн грн. без НДС, со связанным физическим лицом — резидентом признаются соответственно ст. 39 Кодекса контролируемыми.

Вопрос 33. Плательщик налогов в течение отчетного периода осуществлял операции с контрагентом — нерезидентом — несвязанным лицом, зарегистрированным в государстве, вошедшем в перечень государств (территорий), в которых ставки налога на прибыль (корпоративный налог) на  5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Украины от 25.12.2013 г. № 1042-р. В то же время контрагент-нерезидент уплачивает налог на прибыль (корпоративный налог) в этом государстве по ставке 21 %.

Считаются ли операции с таким контрагентом контролируемыми? В случае предоставления плательщиком налогов справки (ее нотариально заверенной копии), определенной п.п. 39.2.1.3 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, должен ли он подавать Отчет? Каков порядок предоставления такой справки (ее нотариально удостоверенной копии)?

Ответ. В соответствии с п.п. 39.2.1.3 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса в случае, когда в государстве (на территории) регистрации нерезидента установлено больше одной ставки налога на прибыль (корпоративного налога), плательщиком налога подается справка (или ее нотариально заверенная копия), которая подтверждает выбранную нерезидентом ставку налога на прибыль (корпоративного налога), установленную в государстве его регистрации.

В случае предоставления плательщиком налогов справки (или ее нотариально удостоверенной копии), подтверждающей выбранную нерезидентом в государстве его регистрации ставку налога на прибыль (корпоративного налога), которая ниже ставки налога в Украине более чем на 5 процентных пунктов, установленную в государстве его регистрации, в сроки, определенные п.п. 39.2.1.3 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, операции с таким контрагентом не считаются контролируемыми и Отчет по ним не подается.

Такая справка (или ее нотариально удостоверенная копия) направляется в Миндоходов по почте с уведомлением о вручении.

Вопрос 34. Можно ли во время проведения проверки по вопросам трансфертного ценообразования, назначенной согласно п.п. 39.5.2 п. 39.5 ст. 39 Кодекса, подавать уточняющие расчеты к поданным ранее налоговым декларациям по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость, если такие уточняющие расчеты не связаны с проведением контролируемых операций, по которым назначена проверка?

Ответ. Согласно п. 50.2 ст. 50 Кодекса плательщик налогов во время проведения документальных плановых и внеплановых проверок не имеет права подавать уточняющие расчеты к поданным им ранее налоговым декларациям за любой отчетный (налоговый) период по соответствующему налогу и сбору, проверяемому контролирующим органом.

Таким образом, во время проведения проверки плательщика налогов по вопросам полноты начисления и уплаты налогов и сборов при осуществлении им контролируемых операций, которая назначена и проводится согласно п.п. 39.5.2 п. 39.5 ст. 39 Кодекса, и учитывая нормы п.п. 39.1.2 п. 39.1 и п. 39.7 ст. 39 Кодекса, такой плательщик налогов не имеет права подавать уточняющие расчеты к поданным им ранее налоговым декларациям по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость за отчетный (налоговый) период, определенный п.п. 39.4.1 п. 39.4 ст. 39 Кодекса, в котором осуществлялись контролируемые операции, в отношении которых продолжается проверка в части таких операций.

Вопрос 35. Возможно ли проведение процедуры согласования цен в контролируемых операциях, которые уже проведены крупным плательщиком налогов или которые проводятся?

Ответ. Согласование цен в контролируемых операциях между крупным плательщиком налогов и Миндоходов возможно только в отношении контролируемых операций, которые будут осуществляться после процедуры согласования цен.

Завершением процедуры согласования цен в контролируемых операциях является заключение соответствующего договора между крупным плательщиком налогов и Миндоходов.

Таким образом, контролируемая операция, по которой проводилось согласование цен, не может быть начата или проведена либо осуществляться до момента подписания договора между крупным плательщиком налогов и Миндоходов по результатам такого согласования.

Вопрос 36. Какую информацию о связанных лицах и группе в соответствии с пп. «а» и «б» п.п. 39.4.8 п. 39.4 ст. 39 Кодекса должны предоставить крупные плательщики налогов: исключительно о контрагентах контролируемой операции или и о других лицах?

Ответ. Документация, которую крупный плательщик налогов должен предоставить в соответствии с п.п. 39.4.8 п. 39.4 ст. 39 Кодекса, должна содержать информацию обо всех лицах, являющихся связанными лицами с крупным плательщиком налогов и между собой, согласно положениям п.п. 14.1.159 п. 14.1 ст. 14 Кодекса.

Указанная информация должна включать данные, позволяющие идентифицировать каждое связанное лицо (полное наименование и налоговый номер, наименование государств (территорий), налоговыми резидентами которых являются такие лица), а также данные об этих лицах как группе (совокупности субъектов хозяйствования, являющихся связанными лицами, отношения между которыми могут влиять на условия или экономические результаты их деятельности либо деятельности представляемых ими лиц). При этом указывается, в частности, информация о структуре группы, описание деятельности, распределение функций и активов в группе, политика трансфертного ценообразования группы и т. п.

Вопрос 37. Плательщик налогов осуществляет хозяйственные операции с филиалами одного юридического лица и непосредственно с юридическим лицом. Каким образом необходимо рассчитывать стоимостный критерий контролируемых операций в соответствии с п.п. 39.2.1.4 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса?

Ответ. Для расчета стоимостного критерия контролируемых операций (50 млн грн.) учитывается суммарное значение всех операций, осуществленных с головным предприятием и всеми обособленными подразделениями (филиалами и представительствами) юридического лица.

Вопрос 38. Учитываются ли при определении стоимостного критерия контролируемых операций бартерные операции?

Ответ. Да, учитываются.

Поскольку в рамках бартерного (товарообменного) договора каждая из сторон договора одновременно выступает продавцом товаров (работ, услуг), которые он передает, и покупателем товаров (работ, услуг), которые он получает взамен, такие операции рассматриваются как две отдельные и при расчете стоимостного критерия учитывается общий объем (суммарное значение) операций как по продаже, так и по приобретению товаров (работ, услуг).

В случае признания операций контролируемыми в соответствии с критериями, установленными п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, такие операции отражаются в Отчете о контролируемых операциях.

Вопрос 39. Имеет ли право плательщик налога направить Отчет о контролируемых операциях на бумажных носителях по почте?

Ответ. Нет, не имеет, поскольку положения п.п. 39.4.2 п. 39.4 ст. 39 Кодекса содержат обязательства плательщиков налогов (кроме Национального банка Украины) подавать Отчет о контролируемых операциях центральному органу исполнительной власти, обеспечивающему формирование и реализующему государственную налоговую и таможенную политику, только средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований закона относительно электронного документооборота и электронной цифровой подписи.

Вопрос 40. Считается ли выплата налога на доход нерезидента компанией-резидентом в соответствии с положениями п. 160.2 ст. 160 Кодекса и/или налогообложение экспортных операций по нулевой ставке согласно положениям ст. 195 Кодекса «уплатой налога по ставке иной, нежели базовая», в соответствии с п.п. 39.2.1.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса? Нужно ли признавать операции с лицами, уплачивающими налог на репатриацию или облагающими налогом экспортные операции по нулевой ставке НДС, контролируемыми, если контролируемые операции облагаются налогом по базовым ставкам?

Ответ. Операция подпадает под определение контролируемой в соответствии с абз. 3 ч. 2 п.п. 39.2.1.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса при условии, если контрагент — связанное лицо при налогообложении контролируемых операций уплачивает по основной ставке налог на прибыль (в 2014 г. — 18 %) и НДС (20 %)), но при этом:

— уплачивает налог на репатриацию в соответствии с положениями ст. 160 Кодекса;

— осуществляет экспортные операции, облагаемые НДС по нулевой ставке согласно положениям ст. 195 Кодекса;

осуществляет операции с ценными бумагами, облагаемые налогом по ставке 10 %.

Вопрос 41. Учитывается ли при применении п. 21 подразд. 10 «Прочие переходные положения» разд. XX «Переходные положения» Кодекса стоимостный критерий для признания операций контролируемыми, определенный п.п. 39.2.1.4 п. 39.2 ст. 39 Кодекса?

Ответ. Подраздел 10 «Прочие переходные положения» разд. XX «Переходные положения» Кодекса дополнен п. 21 в соответствии с Законом Украины от 4 июля 2013 года № 408-VII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования».

В постановлении Кабинета Министров Украины от 02.10.2013 г. № 749 «Об утверждении процентного диапазона цен для некоторых товарных позиций согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности для целей трансфертного ценообразования» и распоряжении Кабинета Министров Украины от 23.10.2013 г. № 865-р «Об утверждении специализированных коммерческих изданий для целей трансфертного ценообразования», принятых Кабинетом Министров Украины в соответствии с нормами п. 21 подразд. 10 «Прочие переходные положения» разд. XX «Переходные положения» Кодекса, указана область их применения — для целей трансфертного цено­образования.

Таким образом, при применении п. 21 подразд. 10 «Прочие переходные положения» Раздела XX «Переходные положения» Кодекса учитывается стоимостный критерий для признания операций контролируемыми, определенный п.п. 39.2.1.4 п. 39.2 ст. 39 Кодекса.

 

Директор Департамента координации нормотворческой
 и методологической работы по вопросам налогообложения
 Н. Е. Привалова

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 10 грн
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд