Темы статей
Выбрать темы

Официальное мнение. Мобилизованных должны восстановить на работе

Редакция НиБУ
Статья

Мобилизованных должны восстановить на работе*

В связи со вступлением в силу 08.06.2014 г. Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов в ходе проведения мобилизации» от 20.05.2014 г. № 1275-VII (далее — Закон № 1275) Государственная инспекция Украины по вопросам труда разъясняет.

<…>

все работники, которые были уволены с работы на основании пункта 3 статьи 36 КЗоТ Украины в связи с призывом на военную службу в ходе мобилизации, должны быть восстановлены работодателем на работе в связи со вступлением в силу Закона № 1275. Восстановление на работе осуществляется путем отмены приказа об увольнении, внесения соответствующей записи у трудовую книжку (при ее наличии на предприятии, в учреждении, организации) и личное дело (личную карточку) работника. О факте отмены приказа об увольнении работодатель обязан сообщить работнику путем направления ему по месту регистрации (фактического проживания) письма с приобщением копии приказа.

Начиная с даты увольнения работнику также должна быть начислена средняя заработная плата без начисления налогов и единого социального взноса.

Расчет средней заработной платы для оплаты времени пребывания на сборах осуществляется согласно требованиям Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. № 100, исходя из выплат за последние два календарных месяца работы, предшествующих вызову на сборы. Работникам, проработавшим на предприятии, в учреждении, организации менее двух календарных месяцев, средняя заработная плата исчисляется исходя из выплат за фактически отработанное время. Если в течение последних двух календарных месяцев работник не работал, средняя заработная плата исчисляется исходя из выплат за предыдущие два месяца работы. Если и в течение этих месяцев работник не отработал ни одного рабочего дня, средняя заработная плата исчисляется в соответствии с последним абзацем пункта 4 Порядка исчисления средней заработной платы, т. е., если работник не имел заработка не по своей вине, расчеты производятся исходя из установленных ему в трудовом договоре тарифной ставки, должностного (месячного) оклада. Время, в течение которого работники согласно действующему законодательству или по другим уважительным причинам не работали и за ними не сохранялся заработок или сохранялся частично, исключается из расчетного периода.

Начисление выплат, исчисляемых со средней заработной платы за последние два месяца работы, осуществляются путем умножения среднедневного (часового) заработка на число рабочих дней, которые должны быть оплачены по среднему заработку. Среднедневная заработная плата определяется делением заработной платы за фактически отработанные в течение двух месяцев рабочие дни на число отработанных рабочих дней.

Если при увольнении работнику была начислена и выплачена компенсация за неиспользованный отпуск, необходимо произвести соответствующий пересчет, поскольку трудовые отношения продолжаются, а выплата компенсации за все дни неиспользованного отпуска возможна исключительно в случае увольнения работника (статья 83 КЗоТ Украины). Аналогичной перерасчет производится и в случае, если условиями коллективного договора предусмотрена выплата выходного пособия, и такое пособие было начислено и выплачено работнику при увольнении на основании пункта 3 статьи 36 КЗоТ Украины.

Поскольку в законодательстве отсутствует норма, касающаяся сроков выплаты заработной платы в случае сохранения ее среднемесячного размера, следует пользоваться общими нормами законодательства. Сроки выплаты заработной платы установлены статьей 115 КЗоТ Украины, а именно: регулярно в рабочие дни в сроки, установленные коллективным договором или нормативным актом работодателя, согласованным с выборным органом первичной проф­союзной организации или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом (а при отсутствии таких органов — представителями, избранными и уполномоченными трудовым коллективом), но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий шестнадцать календарных дней, и не позже семи дней после окончания периода, за который осуществляется выплата.

Отказ работодателя от отмены приказа об увольнении работника в связи с призывом на военную службу в ходе мобилизации и/или невыплата средней заработной платы является нарушением законодательства о труде и влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством (уголовную, административную и дисциплинарную).

Уголовная ответственность за незаконное увольнение работника с работы установлена статьей 172 Уголовного кодекса Украины. В соответствии с указанной статьей незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам, а также другое грубое нарушение законодательства о труде наказываются штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (до 850 гривень) или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет, или исправительными работами сроком до двух лет.

Административная ответственность за нарушение законодательства о труде, в том числе безосновательное увольнение работника с работы, установлена частью первой статьи 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях и влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности от тридцати до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (510 — 1700 гривень).

В соответствии со статьей 147 КЗоТ Украины к работникам, в том числе руководителям предприятия, учреждения, организации, может быть применено дисциплинарное взыскание в виде выговора или увольнения (в соответствии с пунктом 3 статьи 40 КЗоТ Украины, пунктом 1 статьи 41 КЗоТ Украины или пунктом 8 статьи 36 КЗоТ Украины).

В случае поступления обращений работников, уволенных на основании пункта 3 статьи 36 КЗоТ Украины во время мобилизации, территориальные государственные инспекции по вопросам труда должны провести внеплановую проверку и в случае выявления нарушений принять меры в пределах полномочий по устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных должностных лиц.

Одновременно обращаем внимание на то, что внесение предписания о восстановлении работника на работе выходит за пределы полномочий должностных лиц Гоструда Украины и ее территориальных органов.

С целью содействия в восстановлении работника на работе и обеспечения соблюдения требований законодательства о труде территориальным государственным инспекциям по вопросам труда поручено использовать полный набор полномочий государственных инспекторов по вопросам труда (составление административных протоколов, направление материалов в правоохранительные органы, направление писем собственникам или руководителям о применении дисциплинарных взысканий, извещение о фактах нарушений органов прокуратуры и т. п.).

 

По материалам,
 размещенным на официальном сайте
 Государственной инспекции Украины
 по вопросам труда http://dpu.gov.ua/

* Дополнительно на эту тему читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 48, с. 19.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше