Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Подаем повторную жалобу на НУР: как и в какой срок это сделать?

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Подаем повторную жалобу на НУР: как и в какой срок это сделать?

Наше предприятие подало админжалобу на налоговое уведомление-решение. Налоговики удовлетворили ее частично и уменьшили сумму денежного обязательства, но мы все равно не согласны. Готовимся подавать повторную жалобу. Подскажите, на что ее подавать: на решение по результатам рассмотрения жалобы или на налоговое уведомление-решение? В какой срок мы должны это сделать?

(г. Киев)

 

Этот вопрос традиционно вызывает затруднения у многих. И на то есть причины. Какие? Давайте разберемся.

Предположим, что первичную жалобу вы уже подали (как это сделать, вы могли узнать в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 18, с. 37). Налоговики ее рассмотрели и вынесли решение. Каким оно может быть? Вариант, при котором ваша жалоба полностью удовлетворяется (п.п. 1 п. 9.2 Порядка оформления и подачи жалоб плательщиками налогов и их рассмотрения органами доходов и сборов, утвержденного приказом Миндоходов от 25.12.2013 г. № 848, далее — Порядок № 848), отбрасываем. Остаются два.

Первичная жалоба удовлетворяется частично (п.п. 2 п. 9.2 Порядка № 848). В частности, налоговики могут уменьшить сумму денежных обязательств к уплате. Это как раз ваш случай. В данном случае налоговое уведомление-решение (далее — НУР), на которое вы подавали первичную жалобу, отзывается (п.п. 60.1.3 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI, далее — НКУ). При этом налоговики направят вам «новое» НУР, содержащее уменьшенную сумму денежного обязательства. Если вы согласны с решением налоговиков, то вопросов нет. Данную сумму придется уплатить в течение 10 календарных дней, следующих за днем ее согласования (п. 57.3, п.п. 56.17.1 НКУ). Но что, если с решением налоговиков по результатам рассмотрения жалобы вы не согласны

В этом случае нужно подать повторную жалобу — в Миндоходов (п. 56.3 НКУ, п. 2.2 Порядка № 848). В какой срок? Если читать «нормативку» буквально, то сделать это нужно «в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения решения о результатах рассмотрения жалобы» (п. 56.6 НКУ, п. 3.2 Порядка № 848). При этом заметьте: отсчет данного срока привязывается к дате получения решения, а не НУР. Вместе с тем, жалобу вам нужно подавать не на решение, а именно на НУР (см. письмо ГНАУ от 25.01.2012 г. № 3711/К/10-1114/270). Причем, по идее, на «новое», т. е. вынесенное по результатам рассмотрения жалобы (см. разъяснение в подкатегории 133.01 БЗ — оно уже отменено).

Но очевидно, что при таком подходе, если вы получите решение о рассмотрении жалобы раньше, чем «новое» НУР, возникнет риск пропустить срок для подачи повторной жалобы. Вот поэтому-то в таких случаях мы рекомендовали не ожидать получения «нового» НУР, а подавать жалобу на «старое» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 20, с. 17).

Вместе с тем, разъяснение налоговиков, появившееся недавно также в подкатегории 133.01 БЗ (читайте его на с. 40), позволяет посмотреть на эту ситуацию иначе. Контролеры сообщили, что упомянутый 10-дневный срок начнет отсчитываться лишь со следующего дня после того, как вы получите «новое» НУР (а не решение по результатам рассмотрения жалобы). Такой подход позволяет решить указанную выше проблему. Так что эту инициативу налоговиков мы только приветствуем. Особенно если учесть, что для этого им пришлось выйти за формальные рамки НКУ и Порядка № 848. Причем интересно, что раньше, отвечая на аналогичный вопрос — см. упомянутое (ныне отмененное) разъяснение в подкатегории 133.01 БЗ, — они придерживались другой точки зрения. Вот как это выглядело:

На что подавать повторную жалобу и в какой срок

Налоговики говорили раньше

Налоговики говорят сейчас

<…> Плательщик налогов имеет право обратиться с жалобой на налоговое уведомление-решение, принятое по результатам первичной жалобы, в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения решения о результатах рассмотрения жалобы, в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику

<…> Плательщик налогов имеет право обратиться в Министерство доходов и сборов Украины с жалобой на налоговое уведомление-решение, принятое по результатам первичной жалобы, в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения такого решения

 

Первичная жалоба не удовлетворяется (п.п. 3 п. 9.2 Порядка № 848). Если дальше вы решили не спорить, то вам придется уплатить сумму денежного обязательства по соответствующему НУР. Порядок уплаты аналогичен тому, с которым вы ознакомились выше.

Если же вы будете подавать повторную жалобу, то сделать это нужно в течение тех же 10 календарных дней, следующих за днем получения решения от налоговиков. При этом очевидно, что жаловаться нужно на НУР, в удовлетворении жалобы по которому вам отказали.

Однако на практике встречаются ситуации, когда налоговики не только не удовлетворяют жалобу, но и доначисляют денежные обязательства (п. 9.2 Порядка № 848). На эту сумму они направляют отдельное НУР. Как быть? В подобной ситуации будет достаточно подать повторную жалобу на «первичное» НУР (т. е. то, в удовлетворении жалобы по которому вам отказали). При этом в таком случае НУР на сумму доначисления отдельно обжаловать не нужно (см. подкатегорию 133.01 БЗ).

 

Виталий Смердов, налоговый эксперт

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше