06.11.2014

Расходы на сертификацию импортных товаров

Предприятие оплатило услуги по сертификации продукции (при растаможивании импортного товар), срок действия сертификата — 12 месяцев. Расходы на сертификацию продукции относятся на себестоимость реализованных товаров или (учитывая срок действия сертификата) включаются в Дт счета 39 и списываются по 1/12 на протяжении года? Когда отнести в расходы в налоговом учете?

Все зависит от условий проведенной сертификации продукции. А они при ввозе товара в Украину могут быть разными.

1. Сертифицирована определенная партия продукции. Когда сертификат выдан на конкретно заявленную партию продукции, которая ввозится на территорию Украины, указанную в инвойсе, в нем проставляют размер партии, номер инвойса, код товарной накладной, названия и адреса заявителя и производителя продукции (абз. 3 п. 5 Порядка таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины и подлежащих обязательной сертификации в Украине, утвержденного постановлением КМУ от 14.05.2008 г. № 446, далее — Порядок № 446). Срок действия сертификата — до одного года. Ввезенную партию продукции предприятие по этому сертификату может продать в течение 12 месяцев.

В этом случае расходы на сертификат можно считать непосредственно связанными с приобретением такого товара. А значит, указанные расходы однозначно увеличивают первоначальную стоимость такого товара (п. 9 П(С)БУ 9).

В налоговом учете, по аналогии с бухучетом, такие расходы также следует включить в первоначальную стоимость (себестоимость) товаров, ввезенных для продажи. То есть стоимость сертификата попадет в расходы в периоде получения дохода от реализации таких товаров (п. 138.4 НКУ). Заметим, что расходы на сертификацию везеной продукции, используемой при производстве, налоговики хотят видеть в себестоимости изготовленных товаров (см. письмо Миндоходов от 30.05.2014 г. № 10316/5/99-99-19-02-02-16, консультацию в подкатегории 102.07.08 БЗ). Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 20, с. 20.

2. Сертифицирован вид ввозимой продукции. Когда действие получаемого сертификата распространяется не на определенную партию ввозимого товара, а на вид товаров (т. е. на все партии товаров), которые ввозятся и будут еще ввозиться в будущем в течение срока действия сертификата соответствия (абз. 2 п. 5 Порядка № 466).

В таком случае расходы на сертификацию невозможно связать с конкретной единицей товара. В бухгалтерском учете они первоначальную стоимость товара не увеличивают, а являются расходами периода. Но здесь целесообразнее их сперва отнести в Дт счета 39, а затем на протяжении года (срока действия сертификата) ежемесячно списывать 1/12 проводкой Дт 93 — Кт 631. В налоговом учете такие расходы списываем в расходы на сбыт постепенно, как и в бухучете.