Темы статей
Выбрать темы

Автомобиль на предприятии. 2. Автострахование

шеф-редактор Голенко Александр, редактор Вороная Наталья, налоговые эксперты Белова Наталья, Нестеренко Максим, Ушакова Лилия и Чернышова Наталья

Предприятие — по крайней мере, пока оно «живо» и работает — всегда опасается влияния рисков самого различного характера. Степень этих рисков, как правило, и определяет, решит субъект хозяйствования нести расходы по страхованию в расчете, как говорят технари, «на худший случай» или положится «на авось»…

Автомобиль в этом смысле относится к одному из самых «рисковых» видов таких активов предприятия, как основные средства. Тут, как говорится, «не ты, так тебя»…

Возможно, поэтому государство решило не полагаться на «трусость» автовладельцев, а законодательно установило их обязанность застраховать свою гражданско-правовую ответственность — это так называемое автострахование ОСАГО, или «автогражданка». Разумеется, и право предприятия застраховать свои автомобили добровольно при этом никто не отменял.

Вот давайте и обсудим эти вопросы подробнее.

 

2.1. Страхование: основные моменты

Начнем с терминологии.

Страхование — это вид гражданско-правовых отношений в области защиты имущественных интересов физических и юридических лиц в случае наступления соответствующих событий (страховых случаев), определенных договором страхования или действующим законодательством, за счет денежных фондов, формируемых путем уплаты физическими и юридическими лицами страховых платежей (страховых взносов, страховых премий) и доходов от размещения средств этих фондов (ст. 1 Закона № 85).

Субъектами правоотношений при этом выступают страховщики и страхователи.

Страховщиками, как правило, являются финансовые учреждения или зарегистрированные филиалы иностранных страховых компаний, получившие лицензию на осуществление страховой деятельности (ст. 2 Закона № 85).

Страхователи — это юридические или физические лица, заключившие со страховщиками до­говор страхования или являющиеся страхователями согласно законодательству Украины (ст. 3 Закона № 85).Факт составления такого (обязательно письменного!) договора может удостоверяться страховым свидетельством, полисом, сертификатом, которые являются формами договора страхования. Важно! В таком договоре, наряду с другими условиями, устанавливается размер страховой суммы.

Страховая сумма — это денежная сумма, в пределах которой страховщик согласно условиям договора страхования обязан произвести выплату при наступлении страхового случая (ст. 9 Закона № 85).

В свою очередь, страховая выплата — это денежная сумма, которая выплачивается страховщиком согласно условиям договора страхования при наступлении страхового случая (ст. 9 Закона № 85). Виды страховых случаев указываются в договоре страхования.

Страховая выплата, осуществляемая страховщиком в пределах страховой суммы по договору имущественного страхования и страхования ответственности при наступлении страхового случая, называется страховым возмещением (ст. 9 Закона № 85). Страховое возмещение не может превышать размера прямого ущерба, который понес страхователь.

Зачастую страховщик покрывает не всю сумму убытков.

Франшиза — это часть убытков, не компенсируемая страховщиком согласно договору страхования

Размер франшизы может быть установлен как в процентах к страховой сумме, так и в абсолютной величине (т. е. в гривне). Если убыток страхователя меньше франшизы, то страховой выплаты не ждите, если больше — франшиза уменьшит страховую выплату (ст. 9 Закона № 85).

Естественно, договор страхования предполагает уплату страхователем страховых платежей.

Страховой платеж (страховой взнос, страховая премия) — плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования (ст. 10 Закона № 85).

Разобрались с терминологией, теперь перейдем к налоговому и бухгалтерскому учету страховых договоров. Сначала обсудим вопросы добровольного страхования автомобилей (в качестве примера можно назвать известное КАСКО), а потом отдельно разберемся с «автогражданкой».

2.2. Добровольное страхование автомобиля

При страховании автомобиля предприятие-страхователь сталкивается с необходимостью осуществления предварительных страховых платежей. И сразу же перед плательщиком налога на прибыль встает вопрос об их налоговорасходности.

Обратимся к п.п. 140.1.6 НКУ. Так, в составе расходов двойного назначения (требующих особого внимания при доказывании их налоговорасходного статуса) в состав налоговых относят любые расходы на страхование имущества плательщика налога.

Отражение таких расходов в декларации по налогу на прибыль определяется направлением использования застрахованного автомобиля

Если данный автомобиль:

— непосредственно оказывает транспортные услуги либо используется для других производственных и общепроизводственных целей, то страховой платеж попадает в себестоимость произведенных и реализованных товаров (работ, услуг) в составе прочих прямых расходов (п. 138.9 НКУ) или общепроизводственных расходов (п.п. «г» п.п. 138.8.5 НКУ). Сумма страхового платежа найдет свое отражение в стр. 05.1 декларации;

обслуживает админаппарат предприятия, то соответствующие расходы на его страхование включаются в состав административных расходов на основании п.п. «в» п.п. 138.10.2 НКУ (стр. 06.1 декларации);

— обеспечивает сбытовые функции предприятия, то таким страховым расходам самое место в составе сбытовых расходов на основании п.п. «д» п.п. 138.10.3 НКУ (стр. 06.2 декларации).

С направлениями использования автомобиля — производственным/общепроизводственным/административным/сбытовым — связан еще один интересный налоговорасходный вопрос: в каком именно отчетном периоде страхователю можно признать такие расходы?

Во-первых, поскольку в отношении момента признания налоговых расходов действуют бухгалтерские правила начисления, такой момент определяется не датой уплаты страхового платежа, а датой его начисления согласно договору страхования. Отсюда следует, что в случае уплаты страховых платежей наперед (тем более за несколько месяцев) такие суммы нельзя сразу же полностью относить в состав налоговых расходов по дате их уплаты (п.п. 139.1.3 НКУ)!

В бухгалтерском учете указанные суммы сначала «подвешивают» на сч. 39 «Расходы будущих периодов», а потом распределяют (включают в себестоимость или расходы) соответственно тем периодам, к которым они относятся согласно договору страхования. Аналогичное правило действует и в налоговом учете. Так, фискалы говорят, что страховые платежи надо распределять «системно» (см. подкатегорию 102.07.12 БЗ). Но это еще не значит, что, будучи распределены подобным образом, они попадут в налоговые расходы немедленно! Потому что есть «во-вторых»…

Во-вторых, суммы «производственных» и «распределенных общепроизводственных» автостраховых расходов включают в состав налоговых на основании п. 138.4 НКУ. А значит, с момента их собственно начисления (включения в себестоимость продукции, товаров, работ, услуг) они будут дожидаться признания соответствующих доходов от реализации продукции, товаров, работ, услуг. И только тогда попадут в состав налоговых расходов страхователя. Кстати, об этом говорят и фискалы в подкатегории 102.07.01 БЗ.

А вот суммы «административных» и «сбытовых» автостраховых расходов предприятие-страхователь вправе сразу признать в составе налоговых расходов того отчетного периода, в котором произошло их начисление согласно договору страхования (п. 138.5 НКУ).

Внимание! Мы неспроста сделали акцент на статусе расходов по страхованию как расходов двойного назначения и на пристальном внимании к подобным расходам со стороны фискалов.

Здесь следует указать на такие «болевые точки»:

1. Первичными документами должна подтверждаться непосредственная связь таких расходов с хозяйственной деятельностью плательщика (см. п.п. 14.1.27 НКУ). Расходы на страхование «непроизводственных» автомобилей в состав налоговых не включают. Это запрещают и фискалы (см. консультацию в подкатегории 102.07.12 БЗ).

2. Этими же расчетными, платежными первичными бухгалтерскими документами должен быть подтвержден как собственно факт понесения таких расходов, так и их размер (см. п.п. 139.1.9 НКУ).

3. Как указывало Миндоходов в разъяснениях от 17.05.2013 г. и от 01.07.2013 г., в расходы попадает сумма страхового платежа в пределах обычной цены страхового тарифа. Соответствующая Методика определения цены страхового тарифа утверждена распоряжением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, от 28.11.2013 г. № 4370. Обратите внимание: в ней устанавливаются самостоятельные (разные!) порядки определения цены страхового тарифа отдельно для договоров обязательного страхования и отдельно для договоров добровольного страхования (и перестрахования).

Прежде чем приводить практический пример отражения страхователем в своем учете страховых платежей, скажем несколько слов и об НДС, а точнее — о его отсутствии в составе страховых платежей.

Напомним, что согласно п.п. 196.1.3 НКУ не являются объектом обложения операции по предоставлению услуг страхования, сострахования или перестрахования лицами, имеющими лицензию на страховую деятельность, а также связанных с такой деятельностью услуг страховых (перестраховых) брокеров и страховых агентов. Поэтому не ждите ни уплаты НДС в таких платежах, ни, разумеется, соответствующего налогового кредита по НДС.

Пример 2.1. Предприятие заключило договор страхования грузовых автомобилей, выполняющих услуги грузоперевозки на сторону, и легковых автомобилей, обслуживающих административный персонал. В сентябре предприятие уплатило страховой платеж за IV квартал 2014 года в сумме 9000,00 грн., в том числе:

— за грузовые автомобили — 6000,00 грн.;

— за легковые автомобили — 3000,00 грн.

В налоговом и бухгалтерском учете страховой платеж отражается следующим образом (см. табл. 2.1):

Таблица 2.1. Учет автостраховых платежей

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Перечислен страховой платеж за грузовые автомобили

655

311

6000,00

2

Перечислен страховой платеж за легковые автомобили

655

311

3000,00

3

Страховые платежи отнесены на расходы будущих периодов

39

655

9000,00

4

Отнесена на себестоимость услуг по грузоперевозке сумма затрат по страхованию грузовых автомобилей за октябрь 2014 года* (6000,00 грн. : 3 мес.)

23

39

2000,00

—**

5

Списана в расходы сумма затрат по страхованию легковых автомобилей за октябрь 2014 года (3000,00 грн. : 3 мес.)

92

39

1000,00

1000,00

* Проводка отражается в последний день месяца, к которому согласно договору страхования относится соответствующая сумма страхового платежа (31.10.2014 г.). ** Налоговые расходы будут отражены одновременно с доходами от реализации результатов предоставленных услуг.

 

2.3. Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств

Как вы прочли выше, кроме добровольного страхования автомобилей,  законодательство предусматривает такой особый вид обязательного страхования, как «автогражданка». Разберемся с ней подробнее.

Как обычно, прежде всего обратимся к нормативке.

Отметим, что в п. 9 ч. 1 ст. 7 Закона № 85 среди других видов обязательного страхования упоминается и такой вид, как страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств.

Мало того — правоотношения в этой сфере регулируются специальным Законом № 1961!

Этот вид страхования гражданско-правовой ответственности осуществляется с целью обеспечения возмещения ущерба, причиненного жизни, здоровью и/или имуществу лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), и защиты имущественных интересов страхователя (ст. 3 Закона № 1961).

По полису ОСАГО страховое возмещение получает не страхователь, а пострадавший

При этом обязанность застраховать свою ответственность возложена на всех владельцев транспортных средств. Имеются в виду как физические, так и юридические лица, которые являются собственниками и законными владельцами (пользователями) наземных транспортных средств на основании права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления, договора аренды или правомерно эксплуатируют такие транспортные средства на других законных основаниях (п. 1.6 ст. 1 Закона № 1961).

Важно! Эксплуатация автомобиля без полиса страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств запрещена (п. 21.1 ст. 21 Закона № 1961). Кстати, обязательность наличия такого полиса у водителя в автомобиле предусмотрена еще и ст. 16 Закона № 3353, а также п. 2.1 Правил дорожного движения. Акцентируем на этом внимание: наличия только карточки, которую выдают вместе с полисом и которая размещается на лобовом стекле автомобиля, недостаточно! Обязательно иметь в автомобиле оригинал полиса (договора)!

Заметим также, что согласно п. 21.2 ст. 21 Закона № 1961 контроль за наличием у водителей таких полисов осуществляют работники ГАИ при :

1) составлении протоколов о нарушении правил дорожного движения;

2) оформлении материалов ДТП.

Помните: за отсутствие или непредъявление сотруднику ГАИ указанного полиса согласно ст. 126 КУоАП предусмотрен штраф в размере от 25 до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 425 до 850 грн.).

В отношении договора страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств вам важно знать следующее:

1) как правило, такой договор заключается сроком на 1 год (не календарный, а просто 12 месяцев). Договор на меньший срок можно заключить в отношении: незарегистрированных автомобилей — на время до их регистрации, зарегистрированных временно — до момента постоянной регистрации, зарегистрированных за границей — на время пребывания на территории Украины (п. 17.1 ст. 17 Закона № 1961);

2) страхователь вправе выбирать страховщика на свое усмотрение (п. 14.1 ст. 14 Закона № 1961);

3) обязательные лимиты ответственности страхователя установлены в размере (ст. 9 Закона № 1961, п. 1 распоряжения № 566):

— за ущерб, причиненный имуществу потерпевших, — 50000 грн. на одного потерпевшего;

— за ущерб, причиненный жизни и здоровью потерпевших, — 100000 грн. на одного потерпевшего;

4) базовый годовой страховой платеж установлен на уровне 180 грн. (п. 2 распоряжения № 566). Стоимость полиса рассчитывается как произведение базового страхового платежа и корректирующих коэффициентов, приведенных в указанном распоряжении;

5) если потерпевшим является юридическое лицо, то ему возмещается только материальный ущерб, причиненный транспортному средству (п. 22.2 ст. 22 Закона № 1961);

6) при наступлении страхового случая страховщик вправе выплатить страховое возмещение как непосредственно потерпевшему лицу, так и — по согласованию с ним — прямо на банковский счет СТО (п. 36.4 ст. 36 Закона № 1961);

7) размер франшизы при возмещении ущерба, нанесенного имуществу потерпевшего, не может превышать 2 % от страховой суммы, в пределах которой возмещается ущерб (п. 12.1 ст. 12 Закона № 1961). При возмещении ущерба, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, франшиза не применяется.

Страхователь обязан за свой счет компенсировать пострадавшему сумму франшизы, если она предусмотрена договором (п. 36.6 ст. 36 Закона № 1961)

Посмотрим, как отражают в бухгалтерском и налоговом учете страховые платежи по ОСАГО.

Согласно п.п. 140.1.6 НКУ в состав налоговых включают расходы на страхование гражданской ответственности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, которые находятся в составе основных средств плательщика налога. При этом должны соблюдаться все требования, выдвигаемые НКУ к расходам двойного назначения (см. с. 18).

Как и в случае с добровольным автострахованием, место отражения расходов на ОСАГО в декларации по налогу на прибыль зависит от направления использования автомобиля:

— производственные и общепроизводственные нужды — стр. 05.1 декларации;

— административные цели — стр. 06.1 декларации;

— сбытовые нужды — стр. 06.2 декларации.

Поскольку здесь тоже имеет место уплата страхового платежа наперед (за 12 месяцев), эту сумму нельзя сразу же полностью отнести в налоговые расходы (п.п. 139.1.3 НКУ). Она должна системно распределяться между соответствующими отчетными периодами (см. консультацию в подкатегории 102.07.12 БЗ).

При этом не забывайте о требованиях пп. 138.4 и 138.5 НКУ.

Так, если сумма страховых платежей попала в состав себестоимости продукции (товаров, работ, услуг), на налоговый учет она повлияет только в периоде признания доходов от реализации такой продукции (товаров, работ, услуг). В остальных случаях расходы увеличивают согласно бухучетным правилам, т. е. по начислению.

В бухгалтерском учете страховые платежи, перечисленные наперед, списывают в дебет сч. 39 «Расходы будущих периодов». Затем их распределяют соответственно тем месяцам, к которым они относятся согласно договору «автогражданки»: Дт 23, 91, 92, 93 — Кт 39.

Если действие договора страхования приходится на один отчетный период (например, международный договор «Зеленая карта» может заключаться на гораздо более короткий срок, чем внутренняя «автогражданка»), то у вас нет нужды применять счет 39. Такой сумме прямая дорога «одноразово» на соответствующий расходный счет (от 23 до 93).

Учет расчетов по страхованию ведут на счете 65. Отдельного субсчета для «автогражданки» Инструкция № 291 не предусматривает. Поэтому предприятие вправе самостоятельно открыть отдельный субсчет (например, 657) для учета расчетов по ОСАГО.

Предлагаем вам числовой пример.

Пример 2.2. Предприятие перечислило страховой платеж за следующие 12 месяцев за два страховых полиса на сумму 1320,00 грн., в том числе:

— 720,00 грн. — за грузовой автомобиль, который используется для оказания транспортных услуг на сторону;

— 600,00 грн. — за легковой автомобиль, который используется для административных нужд.

В налоговом и бухгалтерском учете предприятия будут отражены следующие проводки (см. табл. 2.2 на с. 22):

Таблица 2.2. Учет платежей по «автогражданке»

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Перечислен страховой платеж

657

311

1320,00

2

Страховой платеж отнесен на расходы будущих периодов (получены полисы)

39

657

1320,00

3

Списана на себестоимость транспортных услуг сумма затрат по страхованию грузового автомобиля в первом месяце* (720,00 грн. : 12 мес.)

23

39

60,00

—**

4

Списана на расходы сумма затрат по страхованию легкового автомобиля в первом месяце* (600,00 грн. : 12 мес.)

92

39

50,00

50,00

* Проводку отражают в последний день месяца, к которому согласно договору страхования относится соответствующая сумма страхового платежа.
** В состав налоговых расходов страховой платеж попадет одновременно с признанием доходов от реализации результатов услуг (п. 138.4 НКУ).

 

Акцентируем ваше внимание на одном неприятном для страхователя моменте. Выше мы упоминали, что если договором предусмотрена франшиза, то ее сумму страхователь обязан самостоятельно уплатить пострадавшему. Так вот, для включения этой суммы в состав налоговых расходов оснований в НКУ вы не найдете, поскольку такая выплата не соответствует определению хоздеятельности. Придется уплатить ее «из своих»…

Учет получения потерпевшим страхового возмещения и сопутствующих хозопераций при «автогражданке» практически ничем не отличается от соответствующего учета при добровольном автостраховании, поэтому опишем эти вопросы в отдельном подразделе.

2.4. Учет страховых убытков и страхового возмещения

Итак, рассмотрим ситуацию, когда «страховка сработала» (читай: автомобиль попал в аварию), т. е. наступил страховой случай, предприятие понесло убытки и имеет право на получение страхового возмещения.

Прежде чем рассматривать подробности получения страхового возмещения, разберемся с последствиями аварии, в результате которой автомобиль может либо полностью быть уничтожен, либо подлежать восстановлению (ремонту).

Начнем с худшего случая — автомобиль уничтожен.

Как указано в п. 6 П(С)БУ 7, объект основных средств (в нашем случае — автомобиль) признается активом, если существует вероятность получения в будущем экономических выгод от его использования. Если объект перестает соответствовать этому критерию, например, вследствие уничтожения, то согласно п. 33 П(С)БУ 7 он подлежит списанию с баланса.

Основанием для списания является Акт на списание автотранспортных средств типовой формы № ОЗ-4

В бухгалтерском учете остаточная стоимость автомобиля списывается в дебет субсчета 976 «Списание необоротных активов».

Здесь же заметим, что если с разбитого донельзя автомобиля можно снять и использовать (или продать) исправные запчасти, то их нужно оприходовать по чистой стоимости реализации либо в оценке возможного использования (Дт 20 — Кт 746).

В налоговом учете начисление амортизации автомобиля прекращают со следующего месяца после его выбытия (п. 146.15 НКУ). А вот применить нормы п. 146.16 НКУ, позволяющего списать в расходы амортизируемую стоимость автомобиля за вычетом суммы начисленной амортизации, в случае, когда разбитый автомобиль был застрахован, нельзя. Почему? А потому что в этой ситуации «работает» именно абзац второй п.п. 140.1.6 НКУ. Подробнее об этом скажем ниже.

Оприходованные запчасти включаем в состав доходов предприятия (см. консультацию в подкатегории 102.09.01 БЗ).

Важно! Чтобы не попасть в ситуацию, когда фискалы требуют начисления налоговых обязательств по НДС на так называемую «недоамортизированную» часть стоимости ликвидируемого в связи с ДТП автомобиля, внимательно изучите абзац второй п. 189.9 НКУ. Будьте готовы подать контролирующему органу соответствующий документ об уничтожении транспортного средства (акт по форме № ОЗ-4).

Не исключено, что авария приведет к частичной ликвидации автомобиля. В таком случае в бухгалтерском учете первоначальную/переоцененную стоимость и износ транспортного средства уменьшают соответственно на сумму первоначальной/переоцененной стоимости и износа ликвидированной части (п. 35 П(С)БУ 7). Остаточную стоимость ликвидированной части автомобиля следует отнести в дебет субсчета 976 «Списание необоротных активов».

В налоговом учете проявите бдительность и не допускайте двойного отражения расходов. Если автомобиль был застрахован, применяют «специальный» п.п. 140.1.6 НКУ. А потому нет оснований для увеличения расходов еще и по  ст. 146 НКУ. Кроме того, с целью предотвращения завышения амортизационных отчислений следует уменьшить амортизируемую стоимость автомобиля на стоимость его ликвидированной части.

Теперь поговорим об учете страховой выплаты.

Напомним, что размер страховой выплаты уменьшается на сумму франшизы, а если убыток оказался меньше последней, то компенсации от страховщика не ждите вообще.

Страховое возмещение может получить на банковский счет либо предприятие — собственник автомобиля, либо субъект хозяйствования, который будет непосредственно заниматься ремонтом транспортного средства (СТО). Понятно, что от избранного варианта будет зависеть выбор бухгалтером соответствующих учетных решений.

 

Страховое возмещение получено предприятием — владельцем автомобиля

 

Согласно п. 19 П(С)БУ 15 сумма страхового возмещения, подлежащая получению от страховщика, классифицируется в бухгалтерском учете получателя как доходы. При этом кредитуют субсчет 719 «Прочие доходы от операционной деятельности» в корреспонденции с дебетом субсчета 375 «Расчеты по возмещению причиненных убытков».

Такие доходы следует признать и отразить в учете согласно дате составления страхового акта (аварийного сертификата)

Что касается налогового учета, то тут важно всецело ориентироваться на абзац второй п.п. 140.1.6 НКУ. Так, если условия договора страхования предусматривают страховое возмещение в пользу предприятия-страхователя, то застрахованные убытки, которые плательщик налога на прибыль понес в связи с осуществлением хозяйственной деятельности, подлежат включению в состав его налоговых расходов. Происходит это в том периоде, в котором были понесены такие убытки. В свою очередь, суммы страхового возмещения таких убытков предприятие включает в состав налоговых доходов в периоде их получения.

img 1Давайте проанализируем это правило подробнее.

Начнем с расходов.

1. Мы считаем, что сумма убытков, указанная в страховом акте (аварийном сертификате), подлежит включению в состав расходов полностью — без уменьшения на сумму франшизы. Разумеется, имеется в виду сумма убытков в пределах страховой суммы. Ведь в абзаце втором п.п. 140.1.6 НКУ говорится именно о застрахованных убытках, тогда как франшиза — это особенность конкретного договора страхования, которая в данном контексте в НКУ не упоминается.

Тем не менее известно противоположное мнение фискалов (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 2, с. 17 и консультацию в подкатегории 102.09.01 БЗ), которые рассчитывают величину подлежащей включению в состав налоговых расходов суммы застрахованных убытков как разность между фактической величиной материального ущерба, указанной в страховом акте, и франшизой. Другим словами, сумму франшизы, по их мнению, в налоговые расходы включать нельзя.

2. В контексте включения в состав налоговых расходов упомянутый абзац второй п.п. 140.1.6 НКУ увязывает застрахованные убытки с ведением хозяйственной деятельности плательщика-страхователя. Понятно, что имеется в виду использование в хозяйственной деятельности плательщика именно застрахованного автомобиля.

Таким образом, включению в состав налоговых расходов подлежат страховые убытки только по тем автомобилям, которые используются в хозяйственной деятельности предприятия.

По «непроизводственным» автомобилям страховые убытки в налоговые расходы включать нельзя

3. Обратите внимание на то, что абзац второй п.п. 140.1.6 НКУ разрешает включать в состав налоговых расходов застрахованные убытки плательщика именно в периоде их понесения! Что это значит? Смотрите: собственно такие убытки и их размер фиксируются аварийным комиссаром в таком документе, как страховой акт (аварийный сертификат). Получается, что включить в свои налоговые расходы сумму страхового убытка плательщик вправе только в том отчетном периоде, на который пришлась дата утверждения страхового акта (аварийного сертификата). И ни днем ранее! Кстати, тут наше мнение совпало с позицией фискалов (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 2, с. 17).

В декларации по налогу на прибыль предприятияй такие расходы отражаются в стр. 06.4 и 06.4.43 приложения ІВ.

Теперь обратимся к доходам.

Во-первых, не приходится спорить, что уж в доходы-то злосчастная франшиза не попадает точно! Ведь в сумму страхового возмещения она не включается никаким боком… Утверждать обратное пока что не приходило в голову и фискалам…

Во-вторых, как известно, абзац второй п.п. 140.1.6 НКУ прямо предписывает включать суммы страхового возмещения в состав налоговых доходов страхователя именно в периоде их получения. Казалось бы, вполне очевидно, что, поскольку речь там идет не о получении доходов, а о получении денежного страхового возмещения, датой признания доходов должна быть именно дата фактического получения страхового возмещения. Тем не менее фискалы ранее утверждали, что в налоговом учете такие доходы следует признать и отразить по дате принятия страховщиком решения о страховой выплате (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 2, с. 17). Заметим, что на сегодняшний день в соответствующей консультации в подкатегории 102.09.01 БЗ подобное требование уже отсутствует.

В декларации по налогу на прибыль такие доходы отражают в стр. 03 и 03.22 приложения ІД

Страховое возмещение перечислено на банковский счет СТО

 

Особенность этой ситуации заключается в том, что сумма страхового возмещения на счет страхователя не заходит вовсе. Мы утверждаем, что подобный вариант расчетов не влияет кардинально ни на бухгалтерские, ни на налоговые последствия для страхователя. Фактически речь идет только о том, что денежные средства (страховое возмещение) не проходят транзитом через счет страхователя, а прямиком попадают на счет СТО. Но ведь выгодополучателем при этом все равно является именно страхователь! Смотрите: по сути для оплаты работ СТО страховое возмещение «получает» именно он. Да и отремонтированный автомобиль будет приносить экономические выгоды тоже ему… Поэтому, по нашему мнению, порядок отражения в учете страхователя в целом аналогичен тому, который применяется в случае получения страхового возмещения непосредственно страхователем. Тем не менее сделаем в этом отношении несколько замечаний.

Первое. Страхователь должен точно знать дату зачисления сумм страхового возмещения на банковский счет СТО, чтобы своевременно отразить свои доходы.

Второе. При таком варианте взаиморасчетов СТО должно оформлять всю положенную первичку, конечно же, не на страховщика (хотя именно он напрямую и прислал деньги), а на предприятие-страхователя! Иначе впоследствии возникнет головная боль с «передачей» результатов работ от страховщика к страхователю.

Третье. Налоговики являются противниками такого подхода. Так, в одной из консультаций, размещенной в подкатегории 102.09.01 БЗ, они пришли к выводу: если сумма страхового возмещения поступает непосредственно на счет ремонтного предприятия, то она вообще минует налоговый учет страхователя. Кроме того, уже в другой консультации они указали, что страхователь вправе отразить налоговый кредит по НДС лишь в части франшизы, которую он оплачивает сам, без учета суммы, поступающей ремонтному предприятию непосредственно от страховщика (см. подкатегорию 101.16 БЗ). Мы считаем, что подобные выводы противоречат действующему законодательству, поскольку перечисление страхового возмещения непосредственно на счет ремонтного предприятия (предпринимателя) не превращает последнего в выгодополучателя по договору страхования. Что касается ремонтных расходов и налогового кредита по НДС, то получателем ремонтных работ является страхователь (именно он несет расходы на ремонт, он же будет фигурировать и в налоговой накладной, составленной ремонтным предприятием), в связи с чем позиция фискалов не соответствует нормам НКУ и в этой части.

Четвертое — главное. Если уж этот вариант расчетов настолько невзлюбили фискалы, то, возможно, лучше обойти препятствие, чем потом героически (финансово) его преодолевать? J Это значит — лучше заранее договориться со страховщиком и прописать в договоре страхования прямо, что мол, страховое возмещение перечисляется на счет страхователя! И все «дела»… Кроме всего прочего, это даст вам свободу выбора СТО.

Пример 2.3. Автомобиль предприятия попал в аварию и восстановлению не подлежит. Автомобиль был застрахован. Ущерб предприятия оценен в сумме 100000,00 грн. Согласно договору страхования франшиза составляет 5000,00 грн. Страховая компания выплачивает предприятию страховое возмещение в сумме 95000,00 грн.

Первоначальная стоимость ликвидируемого автомобиля составляет 145000,00 грн., сумма начисленного износа — 15000,00 грн. Остаточные стоимости в налоговом и бухгалтерском учете (130000,00 грн.) совпадают.

Как отражают страховые убытки и страховое возмещение в учете страхователя, покажем в табл. 2.3 на с. 26.

Таблица 2.3. Учет автострахового возмещения

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

1

Утвержден страховой акт, отражены бухгалтерские доходы и налоговые расходы

375

719

95000,00

100000,00*

2

Списан износ по уничтоженному автомобилю**

131

105

15000,00

3

Списана остаточная стоимость уничтоженного автомобиля

976

105

130000,00

30000,00***

4

Получено страховое возмещение от страховщика

311

375

95000,00

95000,00

* На наш взгляд, в налоговые расходы следует включать всю сумму страхового убытка, указанную в страховом акте, а не за минусом франшизы, как говорят налоговики.
** Начисление амортизации (как бухгалтерской, так и налоговой) прекращается со следующего календарного месяца после аварии.
*** По нашему мнению, если остаточная стоимость автомобиля превышает сумму застрахованных убытков, то к оставшемуся «вершку» можно применить п. 146.16 НКУ и отразить его в налоговых расходах.

 

выводы

  • Для владельцев автомобилей актуальны два вида страхования: добровольное страхование автомобиля как имущества и обязательное страхование своей гражданско-правовой ответственности — «автогражданка».

  • В автомобиле обязательно нужно иметь оригинал полиса (договора) «автогражданки».

  • Страхователь по «автогражданке» обязан уплатить пострадавшему сумму франшизы за свой счет.

  • Пострадавшее юридическое лицо получает по «автогражданке» компенсацию исключительно материального ущерба.

  • Страховые платежи в бухгалтерском и налоговом учете подлежат распределению по периодам, к которым они относятся согласно договору страхования.

  • Полученные страхователем от страховщика суммы страхового возмещения классифицируются как налоговые доходы, а понесенные страховые убытки — как налоговые расходы.

  • Страховые убытки не должны задвоиться в составе налоговых расходов страхователя из-за ст. 146 НКУ — ее предписания в данном случае не применяются.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше