(044) 581-10-10 Перезвоните мне
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
5/7
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Октябрь , 2014/№ 85

Автомобиль на предприятии. 4. Техобслуживание, ремонт и улучшение автомобиля

Из предыдущего раздела вы могли узнать о том, как осуществляется учет работы автомобиля, если он находится в исправном состоянии. Однако для того чтобы поддерживать такое состояние, необходимо проводить техобслуживание транспортного средства. Если же произошла какая-то поломка или, того хуже, авария, придется заняться ремонтом автомобиля. А возможно, вы захотите как-то улучшить (дооборудовать, модернизировать) ваше средство передвижения. О том, как все эти операции отражают в налоговом и бухгалтерском учете предприятия, мы и поговорим в этом разделе спецвыпуска.

 

4.1. Техобслуживание и ремонт автомобиля

 

Как отличить техобслуживание от ремонта

 

Уверены, что каждый автовладелец хочет, чтобы его транспортное средство было исправным, надежным и безопасным. Что для этого нужно? Не так уж много — просто следить за его техническим состоянием. Причем отлынивать от этой процедуры нельзя. Владельцев транспортных средств или эксплуатирующих их лиц ст. 36 Закона № 3353 обязывает своевременно и в полном объеме проводить работы по их техническому обслуживанию (далее — ТО) и ремонту согласно нормативам, установленным производителями соответствующих транспортных средств.

Проводить ТО и ремонтировать автомобиль можно как собственными силами, так и с помощью сторонней организации — в частности, станции технического обслуживания (СТО).

Целью ТО и ремонта транспортных средств и их составляющих является поддержание их в надлежащем состоянии и обеспечение установленных производителем технических характеристик при использовании, хранении или содержании в течение периода эксплуатации (ст. 22 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III).

Владельцу автомобиля в налогово-учетных целях важно правильно классифицировать, к какой категории относятся выполненные по нему работы — к ТО или к ремонту

К сожалению, в самом НКУ мы не найдем качественных или количественных критериев, которые помогли бы плательщику разграничить понятия «ремонт» и «техническое обслуживание» по отношению к основным средствам.

Но это не беда, ведь существует специальный нормативный документ, который определяет общие требования к проведению ТО и ремонту всех дорожных транспортных средств (далее — ДТС), за исключением троллейбусов, мопедов и мотоциклов, на предприятиях всех форм собственности. Это Положение № 102. Оно и помогает решить классификационные вопросы в отношении ТО и ремонта автомобильного транспорта.

Впрочем, указанное Положение играет первую скрипку только при отсутствии эксплуатационной документации на ДТС (п. 24 Правил № 792). Если же документация завода-изготовителя на автомобиль у вас есть и в ней приведен перечень обязательных работ по ТО, пальму первенства в вопросе разграничения ТО и ремонта стоит отдать ей (п. 3.7 Положения № 102). Подтверждает это и Министерство инфраструктуры Украины в письме от 03.02.2012 г. № 1075/25/10-12.

Давайте выясним, когда же работы по отношению к ДТС можно считать ТО, а когда — ремонтом.

Техобслуживание. В соответствии с п. 1.3 Положения № 102 ТО представляет собой комплекс операций или операцию по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, хранении и транспортировке.

Существует несколько видов ТО автотранспорта. Перечислим их в табл. 4.1 на с. 50.

Таблица 4.1. Виды ТО

Вид ТО

Краткая характеристика

Ежедневное обслуживание

Проводят после работы автомобиля для его подготовки к дальнейшей эксплуатации

Первое и второе ТО (ТО-1, ТО-2)

Осуществляют периодически в обязательном порядке. Периодичность проведения ТО определяется пробегом автомобиля или периодом времени, прошедшего с момента приобретения (предыдущего ТО)

Сезонное ТО

Производят 2 раза в год — весной и осенью (вместе с очередным ТО-2) для подготовки автомобиля к эксплуатации в соответствующих погодных условиях

ТО во время консервации

Выполняют для обеспечения сохранности автомобиля в период простоя и возможности его эксплуатации после расконсервации

ТО на линии

Проводят непосредственно на линии

 

Перечни работ, которые обычно осуществляют во время проведения ТО, приведены в п. 3.5 Положения № 102 и приложениях А, Б и В к данному Положению.

Только знайте: указанные перечни лишь примерные, поэтому при необходимости вы можете дополнить их определенными видами работ, которые рекомендует проводить производитель транспортного средства. Список таких работ обычно указывают в сервисных книжках конкретного транспортного средства.

Имейте в виду: ежедневное обслуживание, ТО-1, ТО-2 и сезонное ТО автомобилей не относятся к их реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения (п. 3.8 Порядка № 102).

А операции по замене шин и аккумуляторных батарей вообще стоят особняком. Они не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения ДТС (п. 3.19 Положения № 102). Не включены они и в перечень операций, относящихся к ТО, — их нет в приложениях А, Б и В к Положению № 102. Подробнее об этом вы можете прочитать на с. 64.

Перечислим виды работ, которые предприятие согласно Положению № 102 может смело классифицировать как ТО транспортного средства, в табл. 4.2.

Таблица 4.2. Виды работ, относящиеся к то автомобиля

№ п/п

Вид работ

Периодичность проведения

1

2

3

Ежедневное обслуживание*

1

Проверить техническое состояние

1 раз в рабочие сутки независимо от количества рабочих смен

2

Выполнить работы по поддержанию надлежащего внешнего вида

3

Заправить эксплуатационными жидкостями

4

Устранить выявленные неисправности

5

Провести санитарную обработку

* В рамках ежедневного обслуживания выполняют и уборочно-моечные работы. Их проводят по необходимости и обязательно перед ТО или ремонтом (п. 3.5 Положения № 102).

Работы в рамках ТО-1

1

Смазать узлы трения и проверить уровень масла в картерах агрегатов и бачках гидроприводов; проверить уровень жидкости в гидроприводе тормозов, в бачках омывателя стекла, выключение сцепления

1 раз на 5000 км пробега* для легковых автомобилей и автобусов; 1 раз на 4000 км пробега* для грузовых автомобилей, автобусов на базе грузовых автомобилей или с использованием их базовых агрегатов, автомобилей полноприводных, прицепов и полуприцепов

2

Промыть воздушные фильтры гидровакуумного усилителя тормозов, поддон и фильтрующий элемент воздушных фильтров двигателя и вентиляции его картера, фильтр грубой очистки топлива

3

Спустить конденсат из воздушных баллонов пневматического привода тормозов

4

В автомобилях с дизелями слить отстой из топливного бака и корпусов фильтров тонкой и грубой очистки; проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя

5

При работе в условиях большой запыленности заменить масло в поддоне картера двигателя, слить отстой из корпусов фильтров очистки масла, очистить от отложений внутреннюю поверхность крышки корпуса фильтра центробежной очистки масла

6

После обслуживания проверить работу агрегатов, узлов и приборов автомобиля при движении либо на посту диагностирования

* В то же время для многих современных автомобилей ТО-1 можно проводить с другой периодичностью: через 10000, 15000 км пробега или через год после приобретения (если автомобиль используется неинтенсивно). Объясняется это прежде всего тем, что новые технологии, применяемые в автомобилестроении, позволяют улучшить их технические характеристики и, как следствие, снизить расходы на обслуживание и поддержание работоспособности автомобиля. В связи с этим определяющими в вопросах периодичности проведения ТО и полного состава работ являются инструкции производителя. Все они, как правило, приводятся в технической документации на автомобиль и могут отличаться от требований Положения № 102.

Работы в рамках ТО-2

1

Очистить и промыть клапан вентиляции картера двигателя, заменить фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки масла (или очистить центробежный фильтр)

1 раз на 20000 км пробега для легковых автомобилей и автобусов; 1 раз на 16000 км пробега для грузовых автомобилей, автобусов на базе грузовых автомобилей или с использованием их базовых агрегатов, автомобилей полноприводных, прицепов и полуприцепов

2

Прочистить сапуны и долить (заменить) масло в картерах агрегатов и бачках гидропривода автомобиля

3

После обслуживания проверить работу агрегатов, узлов и приборов автомобиля на ходу или на диагностическом стенде

Сезонное ТО

1

Промыть систему охлаждения двигателя, топливный бак и продуть трубопроводы (осенью), радиаторы отопителя кабины (кузова) и пусковой подогреватель

Дважды в год (весной и осенью)

2

Проверить состояние и действие кранов системы охлаждения и сливных устройств в системах питания и тормозов

3

Снять аккумуляторную батарею для подзарядки и откорректировать плотность электролита

4

Снять карбюратор и топливный насос, промыть и проверить состояние и их работу на стенде (осенью)

5

Снять топливный насос высокого давления, промыть и проверить состояние и работу на стенде (осенью)

6

Снять прерыватель-распределитель, очистить, проверить его состояние и, при необходимости, отрегулировать на стенде

7

Снять генератор и стартер, очистить, продуть внутреннюю полость, заменить изношенные детали и смазать подшипники

8

Заменить смазку в оборудовании спидометра, проверить правильность опломбирования спидометра и его привода

9

Проверить исправность датчика включения муфты вентилятора системы охлаждения, датчиков аварийных сигнализаторов в системах охлаждения и смазки двигателя

10

Проверить работоспособность шторок радиатора, уплотнение дверей, окон, установить (снять) утеплительные чехлы

11

Осуществить сезонную замену масел в соответствии с химмотологической картой

 

Заметьте: приведенная в табл. 4.2 периодичность ТО может быть уменьшена владельцем ДТС до 20 % в зависимости от условий эксплуатации ДТС (п. 3.18 Положения № 102). При этом если указанная периодичность обслуживания отличается от периодичности, определенной документацией завода-изготовителя, следует руководствоваться последней.

Как видим, в список операций каждого вида ТО входят в основном работы, которые предусматривают проверку тех или иных деталей. А вот замена неисправных деталей в этом списке — редкость. Упоминание о такой процедуре встречается там только дважды — это замена фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки масла (п. 12 приложения Б к Положению № 102) при прохождении ТО-2 и замена изношенных деталей при проведении работ по снятию генератора и стартера в рамках сезонного ТО (п. 7 приложения В к Положению № 102).

Означает ли это, что замену неисправных деталей и узлов автомобиля в других случаях нужно непременно приравнивать к ремонту? Считаем, нет. Дело в том, что устранение выявленных неисправностей — одна из целей проведения ежедневного ТО (п. 3.5 Положения № 102), которое является составной частью каждого из остальных видов ТО, предшествуя им.

Поэтому если при проведении того или иного вида ТО предприятие понесло расходы на замену определенных деталей или узлов, то такие расходы нужно рассматривать как расходы на проведение ТО (а не как расходы на ремонт) со всеми вытекающими отсюда учетными последствиями.

Например, в рамках ТО-1 при проверке действия звукового сигнала, электрических лампочек, контрольно-измерительных приборов, фар, подфарников, задних фонарей, стоп-сигнала обнаружена неисправность той или иной детали. Так вот, ее замену можно считать операцией по ТО автомобиля. Данный подход распространяется и на любые другие операции по замене деталей и узлов ДТС, которые проводят в рамках ТО. Исключение — операции по замене одного или нескольких базовых агрегатов. Такие процедуры однозначно следует классифицировать как ремонт транспортного средства.

Ремонт. Под ремонтом п. 1.3 Положения № 102 понимает комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.

Текущим ремонтом считается ремонт, который выполняют для обеспечения или восстановления работоспособности ДТС. Он заключается в замене и (или) восстановлении отдельных частей. Такой ремонт может выполняться по заявке или по результатам диагностирования агрегатным, обезличенным и другими методами.

В п. 3.12 Положения № 102 указано, что текущий ремонт выполняют по необходимости согласно результатам диагностирования технического состояния ДТС либо при наличии неисправностей.

К текущему ремонту ДТС относят работы, связанные с одновременной заменой не более двух базовых агрегатов (кроме кузова и рамы) (п. 3.13 Положения № 102).

Любой ремонт агрегатов — это текущий ремонт ДТС (п. 3.14 Положения № 102)

Перечень базовых агрегатов ДТС приведен в приложении Г к Положению № 102. В него входят:

1) двигатель с картером сцепления в сборе;

2) коробка передач, раздаточная коробка;

3) гидромеханическая передача;

4) задний мост (ось);

5) средний мост (ось);

6) передняя ось (мост);

7) рулевое управление;

8) кабина грузового и кузов легкового автомобиля;

9) кузов автобуса;

10) рама;

11) подъемное оборудование платформы ­автомобиля-самосвала.

В свою очередь, капитальный ремонт (КР) — это ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением каких-либо частей, в том числе базовых.

Такой ремонт проводят по необходимости согласно результатам диагностики технического состояния ДТС (п. 3.15 Положения № 102). Он предназначен для увеличения срока эксплуатации автомобиля. Капитальный ремонт включает в себя работы, связанные с (п. 3.16 Положения № 102):

— заменой кузова — для автобусов и легковых автомобилей;

— заменой рамы — для грузовых автомобилей;

— одновременной заменой не менее трех базовых агрегатов.

К капитальному ремонту прицепов относятся работы, связанные с заменой рамы.

 

Техобслуживание и ремонт: как отразить в бухучете

 

Порядок отражения в бухучете затрат на поддержание автомобиля в исправном состоянии (ТО) и затрат на его ремонт или улучшение регулирует П(С)БУ 7. Указанный порядок зависит от того, как осуществленные мероприятия влияют на будущие экономические выгоды.

При этом решение о характере и признаках выполненных работ принимает руководитель предприятия с учетом результатов анализа ситуации и существенности расходов (п. 29 Методрекомендаций № 561). То есть предприятие самостоятельно определяет, на что направлены работы:

— на повышение технико-экономических возможностей (модернизация, достройка, реконструкция) объекта, что приведет в будущем к увеличению экономических выгод,

или

— на поддержание объекта в пригодном для использования состоянии и получение первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования.

Если предприятие осуществляет расходы, связанные с поддержанием транспортных средств в рабочем состоянии, т. е. в результате проведенных мероприятий таким транспортным средствам возвращают их первоначальные качества, то понесенные затраты на основании п. 15 П(С)БУ 7 включают в состав расходов отчетного периода.

К таким мероприятиям можно отнести как ТО автомобиля, так и его ремонт, причем и текущий, и капитальный в равной степени

В отношении ремонтов наше утверждение базируется на том, что согласно Положению № 102 все виды ремонтов выполняют, чтобы восстановить исправность или работоспособность автомобиля. Более того, из приведенных в этом документе определений текущего и капитального ремонтов прямо не следует, что в результате таких ремонтов предприятие получит в будущем дополнительные выгоды. И хотя одной из целей проведения капитального ремонта названо полное или близкое к полному восстановление ресурса изделия, п. 30 Методрекомендаций № 561 настаивает на признании расходов на капремонт не подлежащими капитализации.

Таким образом, в общем случае все расходы, связанные с ТО и ремонтами автомобиля, в бух­учете предприятие включает в состав расходов отчетного периода и в зависимости от функционального назначения автомобиля отражает по дебету счетов 23, 91, 92, 93, 94.

Вместе с тем возможны ситуации, когда замена одного или нескольких базовых агрегатов в рамках капитального (или даже текущего) ремонта автомобиля приводит к значительному увеличению его общего ресурса и, как следствие, к получению предприятием в будущем дополнительных экономических выгод.

Так, установка двигателя большей мощности или замена топливной системы с бензиновой на газовую, очевидно, улучшает технические характеристики транспортного средства в целом, а не только восстанавливает его исправность или работоспособность. В подобных случаях согласно п. 14 П(С)БУ 7 стоимость выполненных работ можно отразить в бухгалтерском учете как капитальные инвестиции, даже если по Положению № 102 проведенный ремонт будет классифицироваться как текущий.

На тот факт, что в некоторых случаях расходы на ремонт капитализируются, указывает и п. 30 Методрекомендаций № 561. В частности, в нем указано, что расходы могут признаваться капитальными инвестициями, если капитальный ремонт можно идентифицировать с отдельной самортизированной частью (компонентом) основных средств.

Если предприятие решило, что ремонт приведет к получению в будущем дополнительных экономических выгод, то расходы на его проведения капитализируем — группируем по дебету субсчета 152 «Приобретение (изготовление) основных средств». По окончании ремонтных/улучшительных работ сумму расходов относим на увеличение первоначальной стоимости автомобиля (Дт 105 — Кт 152). Кроме того, сумму проведенных улучшений отражают по кредиту забалансового счета 09 «Амортизационные отчисления» (в пределах его дебетового остатка).

Интересно, что наряду с «капитальным» вариантом п. 14 П(С)БУ 7 разрешает использовать альтернативный вариант учета ремонтных затрат — по «налоговым» правилам. В этом случае ремонтные расходы:

— списывают в состав расходов — если их сумма не превышает 10 % «ремонтный» лимит;

— в пределах 10 % «ремонтного» лимита списывают в состав расходов, а сверхлимитную сумму относят на увеличение первоначальной стоимости ремонтируемого (улучшаемого) автомобиля — если их сумма превышает 10 % «ремонтный» лимит.

На каком варианте остановиться, решает само предприятие. Свой выбор оно закрепляет в приказе об учетной политике.

 

Налоговый учет ремонта и техобслуживания

 

Прежде чем мы с вами подробно рассмотрим порядок отражения работ по ТО и ремонту автомобилей в налоговом учете, представим его основные правила в виде схемы (см. рис. 4.1).

 

Рис. 4.1. Работы по то и ремонту автомобиля в налоговом учете

 

Техобслуживание. Как мы уже знаем из п. 3.8 Положения № 102, ТО автомобиля ни ремонтом, ни улучшением не являются. Поэтому затраты на ТО транспортных средств предприятие включает в свои налоговые расходы. Подтверждают это и контролеры (см. консультации в подкатегориях 102.07.04 и 102.07.20 БЗ).

В зависимости от направления использования автомобиля такие расходы, в том числе расходы на уборку и мойку транспортного средства, попадают:

— в себестоимость произведенных и реализованных товаров, работ, услуг (стр. 05.1 декларации по налогу на прибыль) — если автомобиль используют для производства продукции, выполнения работ, предоставления услуг или в общепроизводственных целях (п. 138.8, п.п. «г» п.п. 138.8.5 НКУ);

— в административные расходы (стр. 06.1 декларации) — если автомобиль используют для общехозяйственных (административных) целей (п.п. «в» п.п. 138.10.2 НКУ);

— в расходы на сбыт (стр. 06.2 декларации) — если автомобиль используют для сбытовых нужд (п.п. «д» п.п. 138.10.3 НКУ);

— в прочие расходы (стр. 06.4 декларации) — если автомобиль используют для прочих хозяйственных нужд (пп. 138.10.4 и 138.12.1 НКУ).

Согласно предписанию п. 138.4 НКУ расходы на ТО, которые были включены в состав производственной себестоимости продукции (работ, услуг), попадут в налоговые расходы в периоде признания дохода от реализации такой продукции (работ, услуг). В остальных случаях указанные расходы отражают в налоговом учете в периоде их осуществления (п. 138.5 НКУ).

Ремонт/улучшение. С ремонтами автомобиля (текущим и капитальным) ситуация складывается так.

Порядок налогового учета всех видов проводимых ремонтов и улучшений одинаков — его регулируют пп. 146.11 и 146.12 НКУ. Согласно этим пунктам налогоплательщик рассчитывает «ремонтный» лимит в размере 10 % совокупной балансовой (остаточной, п.п. 14.1.9 НКУ) стоимости всех групп основных средств, подлежащих амортизации, на начало отчетного года.

При этом расходы на проведение ремонтов и улучшений:

в пределах 10 % лимита включают в состав налоговых расходов (п. 146.12 НКУ);

— в сумме превышения (т. е. сверх 10 % «ремонтного» лимита) — относят на увеличение первоначальной стоимости ремонтируемого (улучшаемого) объекта (пп. 146.11 и 144.1 НКУ). В дальнейшем эти расходы подлежат налоговой амортизации с учетом общих правил — с месяца, следующего за месяцем проведения ремонта/улучшений.

Не забудьте в периоде осуществления ремонтных расходов вписать суммы, потраченные на ремонт, в таблицу 2 приложения АМ к декларации по налогу на прибыль

Заметим, что в письме ГНСУ от 09.07.2012 г. № 12372/6/15-1216 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 73, с. 10) налоговики разрешали воспользоваться «упрощенным» вариантом и всю сумму расходов на ремонты/улучшения отнести на увеличение первоначальной стоимости ремонтируемого/улучшаемого объекта, даже если 10 % «ремонтный» лимит у него еще не исчерпан. Однако в консультации, размещенной в подкатегории 102.09.01 БЗ, изложена противоположная точка зрения. Поэтому прежде чем использовать «упрощенный» вариант, заручитесь индивидуальной письменной консультацией своей ГНИ.

А вот у налогоплательщиков, которые на начало года основных средств на балансе не имели, никаких альтернатив. Им налоговые расходы в случае ремонта автомобиля в течение года «не светят», потому что у них 10 % «ремонтный» лимит равен нулю. Так что все ремонтные затраты в течение года этим предприятиям придется относить на увеличение первоначальной стоимости автомобиля с последующей амортизацией.

Те же плательщики, у которых с «ремонтным» лимитом полный порядок, затраты на ремонт относят к налоговым расходам в зависимости от направления использования автомобиля. Таким образом, ремонтные расходы в пределах лимита попадут в состав себестоимости произведенных и реализованных товаров, работ, услуг (стр. 05.1 декларации по налогу на прибыль), административных расходов (стр. 06.1 декларации), расходов на сбыт (стр. 06.2 декларации) или прочих расходов (стр. 06.4 декларации). Период отражения таких сумм в декларации определяют в общем порядке согласно пп. 138.4 и 138.5 НКУ.

Помните: расходы на ТО и на ремонты вы вправе учесть в своем налоговом учете только при условии, что:

1) такие расходы подтверждены соответствующими первичными документами (расчетными, платежными и т. п.), обязательность ведения и хранения которых предусмотрена бухгалтерскими правилами (п. 138.2 НКУ);

2) транспортное средство, в отношении которого проводится ТО или ремонт, вы используете в хоздеятельности.

Еще имейте в виду: по требованию п. 23 ­­П(С)­БУ 7, п.п. 145.1.2 и п. 146.2 НКУ при реконструкции, модернизации, достройке, дооборудовании автомобиля следует приостановить его амортизацию. Делают это с месяца, следующего за месяцем, на который приходится начало таких мероприятий. Основанием служат документы, свидетельствующие о выводе данного объекта из эксплуатации.

После окончания работ вы снова введете автомобиль в эксплуатацию. При этом для целей амортизации возьмите амортизируемую стоимость этого объекта на момент вывода из эксплуатации и добавьте к ней сумму «улучшительных» расходов.

Вновь начислять амортизацию по данному объекту вы начнете в месяце, следующем за месяцем обратного ввода в эксплуатацию (п. 146.15 НКУ)

Хотя, если указанные работы вы выполнили быстро — в рамках одного месяца, то приостанавливать начисление амортизации не нужно — продолжайте это делать в обычном порядке. Так же считают и налоговики (см. консультацию в подкатегории 102.09.01 БЗ).

С НДС никаких сюрпризов. Суммы этого налога, уплаченного (начисленного) в составе стоимости работ (материалов) по проведению ТО и ремонтов, предприятие вправе включить в свой налоговый кредит по правилам ст. 198 НКУ. Важно лишь, чтобы в наличии была должным образом оформленная налоговая накладная и автомобиль использовался в налогооблагаемых операциях в рамках хоздеятельности.

Пример 4.1. Предприятие силами СТО заменило неисправную коробку передач на автомобиле, который использует служба сбыта. В результате ремонта восстановлены первоначальные качества автомобиля.

Стоимость ремонтных работ, включая стоимость необходимых узлов, запчастей и деталей, — 9600,00 грн. (в том числе НДС 20 % — 1600,00 грн.).

Неиспользованный 10 % «ремонтный» лимит к моменту осуществления ремонта составил 9000,00 грн.

Кроме того, на СТО выполнены работы по ТО автомобиля, стоимость которых составила 2400,00 грн. (в том числе НДС 20 % — 400,00 грн.).

По условиям п. 3.13 Положения № 102 проведенный ремонт рассматривается как текущий, потому что в данном случае заменен один из базовых агрегатов автомобиля.

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаем следующим образом (см. табл. 4.3 на с. 58):

Таблица 4.3. Учет текущего ремонта и то автомобиля

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Перечислена СТО предоплата за работы по ремонту и ТО автомобиля

371

311

12000,00

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе суммы предоплаты (при наличии налоговой накладной)

641/НДС

644

2000,00

3

Выполнены работы по ремонту автомобиля (подписан акт выполненных работ с СТО)

93

631

8000,00

8000,00*

* В налоговые расходы попадает вся сумма ремонтных затрат, поскольку она «вписывается» в 10 % «ремонтный» лимит.

4

Выполнены работы по ТО автомобиля

93

631

2000,00

2000,00*

* Расходы на ТО в полной сумме включаем в состав расходов периода независимо от наличия или отсутствия «ремонтного» лимита.

5

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

644

631

2000,00

6

Отражен зачет задолженностей

631

371

12000,00

7

Отнесены на финансовый результат расходы на ремонт и ТО автомобиля

791

93

10000,00

 

4.2. Дооборудование автомобиля

Дооборудованием объекта основных средств можно считать дополнение его новыми (дополнительными, а не взамен уже имеющихся) частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять с ним единое целое, придадут ему новые функции или изменят показатели его работы (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.).

Как дооборудование автомобиля следует рассматривать установку на него дополнительного оборудования, которое не входит в комплектацию согласно инструкции завода-изготовителя. Это, например, газобаллонное оборудование (далее — ГБО), GPS-навигатор, парктроник, автосигнализация, автомагнитола, чехлы на сиденья, брызговики и т. п.

Давайте разберемся, каким образом установку такого дополнительного оборудования нужно отражать в учете предприятия.

 

Устанавливаем газобаллонное оборудование

 

С учетных позиций установка на автомобиль ГБО, несомненно, расценивается как улучшение транспортного средства, так как приводит к увеличению будущих экономических выгод от его использования. Ведь помимо ощутимой экономии и снижения затрат на горючее, автомобиль, оснащенный ГБО, возрастает в своей стоимости, становясь «ценнее» обычного автотранспорта.

Поэтому связанные с этим расходы учитывают как расходы на улучшение основных средств

В бухгалтерском учете расходы на установку ГБО относят на увеличение первоначальной стоимости транспортного средства.

Как уточняет п. 14 П(С)БУ 7, первоначальную стоимость объекта основных средств пополняют, в частности, расходы на его дооборудование. То есть такие расходы в бухучете капитализируют — группируют по дебету субсчета 152, а по завершении дооборудования сумму расходов относят на увеличение первоначальной стоимости автомобиля (Дт 105 — Кт 152).

Хотя предприятие может пойти по альтернативному пути и в бухгалтерском учете отражать расходы на ремонты и улучшения по «налоговым» правилам (п. 14 П(С)БУ 7).

В налоговоприбыльном учете расходы на улучшения отражают по правилам «улучшительно-ремонтных» пп. 146.11 и 146.12 НКУ. А значит, предприятие расходы на установку ГБО:

— в пределах 10 % «ремонтного» лимита включает в состав налоговых расходов (п. 146.12 НКУ);

— в сумме превышения (т. е. сверх 10 % «ремонтного» лимита) — относит на увеличение первоначальной стоимости автомобиля (пп. 146.11 и 144.1 НКУ) с последующей амортизацией.

Напомним, что п. 146.12 НКУ предусматривает отражение налоговых расходов в пределах 10 % лимита по общим правилам. То есть в зависимости от направления использования автомобиля расходы на установку ГБО, вписавшиеся в «ремонтный» лимит, могут быть включены в состав себестоимости изготовленных и реализованных товаров (работ, услуг) (п. 138.8, п.п. «г» п.п. 138.8.5 НКУ), административных (п.п. «в» п.п. 138.10.2 НКУ), сбытовых (п.п. «д» п.п. 138.10.3 НКУ) или прочих операционных расходов (пп. 138.10.4 и 138.12.1 НКУ).

Что касается периода включения таких «ремонтных» расходов в состав налоговых, то мы подробно рассматривали этот вопрос в журнале «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 58, с. 22.

А когда отражать расходы на улучшение автомобиля в таблице 2 приложения АМ к декларации по налогу на прибыль? На наш взгляд, моментом непосредственного использования «ремонтного» лимита (полного или частичного) следует считать момент осуществления расходов на улучшение (т. е. оформление акта об установке ГБО).

Не забудьте, что после переоборудования автомобиля для работы на газовом топливе необходимо обратиться в ГАИ для его перерегистрации (п. 37 Порядка № 1388). Подробнее с вопросами установки ГБО вы можете ознакомиться в журнале «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 80, с. 34.

А теперь приведем пример.

Пример 4.2. Предприятие, обратившись к услугам СТО, оборудовало автомобиль ГБО. Стоимость установки — 6000,00 грн. (в том числе НДС 20 % — 1000,00 грн.). Расходы на перерегистрацию автомобиля в ГАИ составили 400,00 грн. Предположим, в налоговом учете 10 % «ремонтный» лимит уже исчерпан.

В налоговом и бухгалтерском учете расходы на установку ГБО предприятие отражает следующим образом (см. табл. 4.4):

Таблица 4.4. Учет расходов на установку ГБО

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Установлено ГБО на автомобиль

152

631

5000,00

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС (при наличии налоговой накладной)

641/НДС

631

1000,00

3

Перечислена СТО оплата за услуги по установке ГБО

631

311

6000,00

4

Отражены расходы на перерегистрацию автомобиля в ГАИ

377

311

400,00

152

377

400,00

5

Отнесены на увеличение первоначальной стоимости транспортного средства расходы на установку ГБО

105

152

5400,00

—*

* Поскольку 10 % «ремонтный» лимит уже исчерпан, расходы на установку ГБО (5000,00 грн.) и перерегистрацию транспортного средства (400,00 грн.) предприятие относит в налоговом учете на увеличение первоначальной стоимости автомобиля. Эти расходы подлежат дальнейшей амортизации с месяца, следующего за месяцем установки ГБО.

6

Уменьшен остаток на забалансовом счете на сумму капитальных инвестиций

09

5400,00

 

Устанавливаем GPS-навигатор и парктроник

 

Для удобства вождения и управления транспортными средствами выпускают различные вспомогательные устройства, в частности автомобильные GPS-навигаторы и парктроники.

Автомобильный GPS-навигатор помогает определить местоположение при передвижении, увидеть карту местности, проложить оптимальный маршрут, предупреждает обо всех возможных дорожных опасностях на пути (заторах, поворотах, уклонах, ограничениях скорости и прочих дорожных знаках). Тем самым он позволяет быстрее добраться до пункта назначения и в результате сэкономить время и деньги.

Парктроник (парковочный радар или датчик парковки), в свою очередь, — это устанавливаемая на автомобилях вспомогательная парковочная система, которая облегчает процесс парковки в ограниченном пространстве, а также преду­преждает водителя о приближающейся опасности и расстоянии до препятствий. Парковочный радар в значительной мере снижает вероятность повреждения автотранспорта, повышает безопасность движения в плохих погодных условиях, в темное (ночное) время суток, когда видимость ограничена, а также обеспечивает наивысший комфорт при парковке.

С учетной точки зрения, установку навигатора и парктроника на автомобиль можно классифицировать как дооборудование (модернизацию) транспортного средства.

В таком случае и в бухгалтерском, и в налоговом учете данная операция выглядит как улучшение объекта основных средств

То есть расходы на приобретение и установку таких устройств в бухгалтерском учете отражают в соответствии с п. 14 П(С)БУ 7, а в налоговом — по правилам пп. 146.11 и 146.12 НКУ (см. выше).

Разумеется, указанные затраты можно отражать в налоговом учете только при условии, что автомобиль используется в хоздеятельности плательщика и расходы на покупку указанных приборов подтверждены соответствующими первичными документами. Среди таких документов, по мнению налоговиков, должен быть и приказ руководителя предприятия, который обосновывает производственную необходимость установки устройств (см. консультацию в подкатегории 102.07.20 БЗ).

Впрочем, можно поступить и по-другому — расценить приобретение GPS-навигатора и парктроника как покупку отдельных материальных объектов.

В таком случае порядок их учета с оглядкой на критерии основных средств (п. 4 П(С)БУ 7, п.п. 14.1.138 НКУ) будет зависеть от их стоимости*. Так что приобретенное устройство с ожидаемым сроком службы более 1 года предприятие может:

— либо зачислить в «малоценные» объекты (на субсчет 112 «Малоценные необоротные материальные активы» и в одноименную «налоговую» группу 11), если оно дешевле 2500 грн.;

— либо классифицировать как приборы и отнести в состав основных средств (на субсчет 106 «Инструменты, приборы и инвентарь» и соответственно в «налоговую» группу 6 «Инструменты, приборы, инвентарь (мебель)») с последующей амортизацией, если оно дороже 2500 грн.

* Мы рекомендуем в бухгалтерском учете устанавливать такой же стоимостной критерий для включения в состав основных средств, как и в налоговом учете, — 2500 грн.

Суммы «входного» НДС в связи с оборудованием автомобиля дополнительными устройствами предприятие при наличии налоговой накладной включает в налоговый кредит (ст. 198 НКУ). При условии, конечно, что транспортное средство используется в налогооблагаемых операциях в рамках хоздеятельности.

Пример 4.3. Предприятие приобрело автомобильный навигатор стоимостью 960,00 грн. (в том числе НДС 20 % — 160,00 грн.) и парктроник стоимостью 480,00 грн. (в том числе НДС 20 % — 80,00 грн.).

Стоимость услуг СТО по установке оборудования на автомобиль — 300,00 грн. (в том числе НДС 20 % — 50,00 грн.).

Неиспользованный 10 % «ремонтный» лимит на момент установки на автомобиль устройств отсутствует.

В налоговом и бухгалтерском учете расходы на установку GPS-навигатора и парктроника отражаем следующим образом (см. табл. 4.5 на с. 62):

Таблица 4.5. Учет расходов на установку автомобильного навигатора и парктроника

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Получены от поставщика автомобильный навигатор и парктроник (800,00 грн. + 400,00 грн.)

152

631

1200,00

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС (при наличии налоговой накладной)

641/НДС

631

240,00

3

Перечислена поставщику оплата за автомобильный навигатор и парктроник

631

311

1440,00

4

Выполнены СТО работы по установке устройств (подписан акт)

152

631

250,00

5

Отражена сумма налогового кредита по НДС (при наличии налоговой накладной)

641/НДС

631

50,00

6

Перечислена СТО оплата за работы по установке устройств

631

311

300,00

7

Отнесены на увеличение первоначальной стоимости автомобиля расходы на его дооборудование (улучшение) (800,00 грн. + 400,00 грн. + 250,00 грн.)

105

152

1450,00

—*

* Сумму затрат, превышающую 10 % «ремонтный» лимит (1450,00 грн.), относим на увеличение первоначальной стоимости автомобиля. Ее будем амортизировать с месяца, следующего за месяцем проведения улучшений.

8

Уменьшен остаток на забалансовом счете на сумму капитальных инвестиций

09

1450,00

 

Аналогичным образом (как улучшение) отражают и установку на автомобиль автосигнализации. Поэтому не будем повторяться, а рассмотрим более проблемный случай — дооборудование транспортного средства автомагнитолой.

 

Устанавливаем автомагнитолу

 

Опираясь на нормы Положения № 102, можно утверждать, что установка автомагнитолы, равно как и вышеописанных устройств, — это улучшение автомобиля.

В бухгалтерском учете вопросов нет — расходы на приобретение автомагнитолы отражаем согласно п. 14 П(С)БУ 7 (см. с. 59).

А вот чтобы иметь возможность отразить затраты на покупку автомагнитолы в налоговом учете, нужно подтвердить, что эти затраты связаны с хозяйственной деятельностью предприятия.

Это легко сделать субъектам хозяйствования, которые оказывают услуги по перевозке, предоставляют туристические (экскурсионные) и другие услуги. Ведь «музыкальный» фактор зачастую помогает привлечь потенциальных клиентов, поддержать конкурентоспособность предприятия и способствует его благополучной деятельности.

Другие же предприятия доказать связь установки автомагнитолы с хоздеятельностью могут с помощью таких аргументов. Автомагнитола необходима, чтобы водитель и пассажиры посредством радио находились в курсе последних новостей, событий города (к примеру, ярмарок, выставок, презентаций), объявлений (в том числе и рекламных, которые могут заинтересовать предприятие), возникших пробок (перекрытия маршрутов движения). Также с помощью автомагнитолы можно прослушивать в пути важную деловую информацию (к примеру, доклады, отчеты, семинары, конференции, лекции и т. п.), сохраненную на кассетах, дисках и других носителях информации. Не помешает в этом случае приказ руководителя предприятия с обоснованием производственной необходимости установки автомагнитолы.

Если к таким «доказательным» действиям вы готовы, то стоимость автомагнитолы:

— в пределах 10 % «ремонтного» лимита учитывайте в составе налоговых расходов (п. 146.12 НКУ);

— в сумме превышения (т. е. сверх 10 % «ремонтного» лимита) — относите на увеличение первоначальной стоимости автомобиля (пп. 146.11 и 144.1 НКУ) с последующей амортизацией.

Соответственно сумму «входного» НДС по такому устройству вы вправе при наличии налоговой накладной включить в свой налоговый кредит.

 

Приобретаем чехлы на сиденья автомобиля и брызговики

 

Порядок учета расходов на покупку чехлов и брызговиков зависит от того, были они ранее установлены на автомобиле или нет. Если да, то тогда такую операцию следует рассматривать как ТО, поскольку в данном случае речь идет о замене неисправных деталей (п. 3.5 Положения № 102). О текущем ремонте тут говорить нельзя, потому что чехлы и брызговики не являются базовыми агрегатами. А значит, их замену не назовешь ремонтом агрегатов (перечень которых приведен в приложении Г к Положению № 102).

В этом случае расходы на приобретение чехлов и брызговиков в бухгалтерском учете включают в расходы и в зависимости от направления использования автомобиля отражают на счетах 23, 91, 92, 93, 94.

Если же чехлы и брызговики на автомобиль вы устанавливаете впервые, то, по нашему мнению, их следует рассматривать как отдельные объекты учета. В случае, когда предполагаемый срок эксплуатации таких предметов менее года, их приходуют как малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП) с отражением на одноименном счете 22. Тогда при передаче в эксплуатацию предприятие исключает их из состава активов (списывает с баланса) с помощью записи: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 22 (в зависимости от направления использования автомобиля).

Вы предполагаете, что срок службы приобретенных предметов больше года? Значит, их место в составе малоценных необоротных материальных активов (МНМА), ведь стоимость чехлов и брызговиков в большинстве случаев не «дотягивает» до основных средств*.

* В бухучете стоимостный критерий для включения в состав основных средств предприятие определяет самостоятельно в приказе об учетной политике. При этом целесообразно установить его на том же уровне, что и в налоговом учете, — 2500 грн.

В таком случае стоимость приобретения (без НДС) отражают по дебету субсчета 153. При передаче в эксплуатацию объектов, отнесенных к МНМА, делают запись: Дт 112 — Кт 153 с последующим начислением амортизации начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором объекты переданы в эксплуатацию. Причем амортизацию мы рекомендуем начислять методом «100 % в первом месяце использования» (п. 27 П(С)БУ 7).

В налоговом учете стоимость предметов, учитываемых предприятием в качестве МБП, включают непосредственно в налоговые расходы в зависимости от направления использования транспортного средства.

Ценности, которые имеют статус МНМА и с позиции НКУ не считаются основными средствами, подлежат амортизации (п.п. 145.1.6 НКУ). Для синхронизации с бухучетом начислять амортизацию тут стоит также методом «100 % в первом месяце использования».

Ну и конечно же, при условии использования автомобиля в налогооблагаемых операциях в рамках хоздеятельности предприятие вправе отразить налоговый кредит по НДС на основании налоговой накладной, полученной от поставщика чехлов (брызговиков).

 

4.3. Замена шин и аккумуляторов: особенности учета

Чтобы бухгалтер предприятия мог грамотно учесть расходы на замену шин и аккумуляторных батарей, он прежде всего должен правильно классифицировать такие операции. То есть ему нужно определить, к какой категории мероприятий они относятся — к техническому обслуживанию транспортного средства или к его ремонту. На помощь здесь приходит Положение № 102. Смотрите, что в нем по этому поводу сказано.

 

Классифицируем замену шин и аккумуляторов

 

Операции по замене на дорожном транспортном средстве шин и аккумуляторных батарей не относятся к его реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения (п. 3.19 Положения № 102).

Не найдем мы этих мероприятий и в приложениях А, Б и В к Положению № 102, которые содержат примерный перечень операций, относящихся к техническому обслуживанию. Однако данные перечни не являются исчерпывающими. Значит, при определенных обстоятельствах их можно дополнить операциями по замене шин и аккумуляторных батарей.

Сезонную замену шин, на наш взгляд, вполне можно отнести к техническому обслуживанию автомобиля, а точнее к сезонному техническому обслуживанию

Ведь п. 1.3 Положения № 102 под сезонным техническим обслуживанием понимает как раз техническое обслуживание, выполняемое для подготовки изделия к использованию в осенне-­зимних или весенне-летних условиях. Так что фактически это операция по поддержанию работоспособности транспортного средства в изменившихся дорожных условиях.

А что, если заменить шины требуется в межсезонье? Здесь тоже все просто.

После установки на автомобиль пневматические шины должны выработать определенный ресурс. Под ним понимают суммарный пробег (наработку) пневматической шины. Этот показатель рассчитывают с начала эксплуатации шины до перехода в предельное состояние с учетом восстановления пробега после ремонта повреждений и/или углубления рисунка протектора, если это допускает производитель (п. 5 разд. I Правил № 549, п. 2.1 Норм № 488).

В свою очередь, предельное состояние шины — это состояние, при котором:

— либо среднее значение высоты рисунка протектора не превышает минимально допустимой высоты, установленной законодательством;

— либо исчерпан назначенный ресурс шины, определенный производителем самой шины или транспортного средства либо Правилами № 549.

Вполне возможно, что производитель шин или транспортного средства установил (например, в договоре купли-продажи или в эксплуатационной документации) иные нормы среднего ресурса шин, нежели определенные Нормами № 488 и Правилами № 549. В таком случае предприятие должно ориентироваться именно на показатели завода-изготовителя. Это следует из п. 3.8 Норм № 488 и п. 44 разд. V Правил № 549.

Шины, которые выработали установленный ресурс, могут быть заменены. Такую замену относят к техническому обслуживанию транспортного средства

Чаще всего шины списывают, когда их фактический пробег достиг установленных норм. Однако это не обязательное и не единственное условие списания. У резины и до достижения предельного пробега могут проявиться производственные или эксплуатационные дефекты, которые не подлежат устранению или ремонт которых экономически нецелесообразен. При выявлении этих дефектов шины списывают независимо от их пробега (п. 3.2 Норм № 488).

Замену шин в этом случае, по идее, тоже надо рассматривать как техобслуживание автомобиля. Однако контролеры (см. консультацию в подкатегории 102.07.20 БЗ) относят ее к ремонту (улучшению) транспортного средства со всеми вытекающими налоговыми последствиями.

Теперь об аккумуляторных батареях. Они, как и шины, после установки на автомобиль должны выработать свой ресурс. Он определен Нормами № 489 с ориентиром на календарные месяцы использования аккумуляторной батареи (п. 3.10 Норм № 489).

Когда такой ресурс достигает установленной нормы, батарею списывают. Но имейте в виду: сделать это можно только при условии, что батарея достигла предельного состояния. Именно данный факт является решающим для ее списания (см. п. 3.12 Норм № 489).

А что же считать предельным состоянием аккумуляторной батареи? Подсказку нам дает разд. 2 Норм № 489. Там указано, что это состояние, при достижении которого дальнейшая эксплуатация аккумуляторной батареи недопустима или нецелесообразна из-за уменьшения емкости ниже 40 % от номинальной либо восстановление ее исправности невозможно или нецелесообразно.

Получается, что аккумуляторную батарею, которая отслужила установленный срок, но при этом вполне работоспособна, менять рано. А вот если и установленный срок ее использования истек, и рабочее состояние достигло допустимого предела, то заменить ее можно без проблем. Такая замена, по мнению налоговиков, относится к техническому обслуживанию автомобиля (см. консультацию в подкатегории 102.07.20 БЗ).

 

Отражаем в учете расходы на приобретение шин

 

Бухгалтерский учет. «Родные» шины автомобиля, как правило, — летние или всесезонные. Зимние шины автомобилистам приходится приобретать отдельно.

Так вот, «родные» шины (т. е. те, которые находятся на колесах автомобиля при покупке), предприятия отдельно в своем учете не отражают. То же касается и «запаски».

Это связано с тем, что они входят в стоимость приобретенного автомобиля и учитываются вместе с ним в составе основных средств. По ним ведут лишь аналитический учет.

А вот отдельно купленные шины в учете предприятия отражают. При этом в бухгалтерском учете возможны два варианта.

Вариант I. Вновь приобретенные шины предприятие относит в состав запасов и учитывает на субсчете 207 «Запасные части». При передаче шин со склада для установки на автомобиль их стоимость списывают на расходы отчетного периода как расходы, связанные с поддержанием объекта основных средств в рабочем состоянии (п. 15 П(С)БУ 7) с помощь записи: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 207.

В дальнейшем по таким запасам ведут аналитический учет по местам их хранения и в разрезе материально ответственных лиц. Для этого применяют карточку учета пробега (наработки) пневматической шины по форме, приведенной в приложении 5 к Нормам № 488.

Вариант II. Купленные шины также зачисляют в состав запасов и учитывают на субсчете 207 «Запасные части» до момента их списания ввиду непригодности. И только затем стоимость шин попадет в расходы, а не в момент установки на автомобиль. Сторонники этого варианта ссылаются на Инструкцию № 291, согласно которой на субсчете 207 ведется учет, в частности, автомобильных шин в запасе и обороте. Поэтому для учета шин в запасе (на складе) и обороте (на автомобиле в эксплуатации) к субсчету 207 следует открывать отдельные субсчета третьего и четвертого порядка или аналитические счета, например, 2071 «Запасные части на складе и других местах хранения» и 2072 «Запасные части в обороте».

Первый вариант учета шин представляется нам более логичным. Хотя в целях соответствия бухгалтерских расходов налоговым больше подходит второй вариант. И вот почему.

Налоговый учет. Специалисты ГФСУ для отражения в налоговом учете затрат на приобретение шин ориентируют плательщиков на нормы эксплуатационного пробега. Так, если шины «выбегали» установленную норму, их замену контролеры рассматривают как техническое обслуживание транспортного средства. Затраты на приобретение таких шин они предлагают относить к расходам на содержание основных средств (см. консультацию в подкатегории 102.07.20 БЗ). Данные затраты в зависимости от направления использования транспортного средства предприятие может учитывать в составе:

— себестоимости произведенных и реализованных товаров, работ, услуг (п. 138.8, п.п. «г» п.п. 138.8.5 НКУ; стр. 05.1 декларации по налогу на прибыль);

— административных расходов (п.п. «в» п.п. 138.10.2 НКУ; стр. 06.1 декларации);

— расходов на сбыт (п.п. «д» п.п. 138.10.3 НКУ; стр. 06.2 декларации);

— прочих расходов (пп. 138.10.4 и 138.12.1 НКУ; стр. 06.4 декларации).

Как следует из упомянутой консультации, в налоговые расходы такие затраты попадают не сразу при покупке резины, а на дату ее списания в связи с непригодностью (с учетом пп. 138.4 и 138.5 НКУ).

Иначе говоря, стоимость приобретенных шин ни в момент оприходования, ни в момент передачи со склада для установки на автомобиль в налоговом учете предприятие не отражает. А вот когда станет известно, что шины, установленные на автомобиль, выработали назначенный ресурс, затраты на их приобретение попадут в налоговые расходы.

Почерпнуть информацию о фактическом пробеге (наработке) шины предприятие может из соответствующей карточки учета пробега (наработки) пневматической шины.

Такой подход, предлагаемый контролирующим ведомством, как раз соответствует бухучетному варианту II отражения затрат на замену шин. Хотя нам, повторим, ближе вариант I, когда стоимость резины относится к расходам уже на дату передачи ее со склада для установки на автомобиль.

Благо, с НДС все проще. Если предприятие использует автомобиль в налогооблагаемых операциях в рамках хоздеятельности, то суммы «входного» НДС при замене шин оно включает в состав своего налогового кредита на основании ст. 198 НКУ. Происходит это на дату первого из событий (п. 198.2 НКУ):

— либо на дату перечисления средств в оплату шин;

— либо на дату получения шин, что подтверждено налоговой накладной.

Причем право на налоговый кредит возникает независимо от того, переданы шины в эксплуатацию или нет

Пример 4.4. Чтобы подготовить автомобиль к зиме, предприятие купило комплект зимних шин стоимостью 4800,00 грн. (в том числе НДС 20 % — 800,00 грн.). Данный автомобиль использует служба сбыта.

Предположим, что предприятие для отражения в бухучете приобретенных шин применяет вариант II.

Для замены шин привлечена станция тех­обслуживания, которая не является плательщиком НДС. Стоимость ее услуг — 200,00 грн.

Летние шины решено списать, поскольку к этому моменту они выработали установленный ресурс и больше не пригодны для использования. Эти шины ранее предприятие приобрело отдельно. Их балансовая стоимость — 1000,00 грн.

В налоговом и бухгалтерском учете указанные операции отражают следующим образом (см. табл. 4.6):

Таблица 4.6. Порядок учета замены автомобильных шин

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

Приобретение шин

1

Перечислена поставщику предоплата за комплект зимних шин

371

311

4800,00

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе предоплаты (при наличии налоговой накладной)

641/НДС

644

800,00

3

Оприходованы приобретенные зимние шины

2071

631

4000,00

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при оприходовании зимних шин

644

631

800,00

5

Отражен зачет задолженностей

631

371

4800,00

Замена шин

1

Переданы со склада зимние шины для установки на автомобиль вместо летних

2072*

2071*

4000,00

—**

* Для предприятий — сторонников варианта I учета шин бухгалтерская запись в данной ситуации будет такой: Дт 93 — Кт 207.
** В состав налоговых расходов стоимость приобретенных зимних шин попадет лишь после того, как они «выбегают» назначенную норму. Если бы предприятие в бухучете применяло вариант I, то стоимость приобретенных зимних шин оно включило бы в налоговые расходы в момент передачи их со склада для установки на автомобиль.

2

Предоставлены СТО услуги по замене шин (подписан акт)

93

631

200,00

200,00

3

Оплачены услуги СТО по замене шин

631

311

200,00

4

Возвращены на склад летние шины

2071

2072

1000,00

5

Списаны летние шины

93

2071

1000,00

1000,00

6

Отнесены на финансовый результат:

— стоимость услуг по замене шин

791

93

200,00

— стоимость списанных летних шин

791

93

1000,00

 

Учитываем замену шин, не выработавших ресурс

 

На ситуацию с заменой шин, не прошедших установленную норму пробега, налоговики смотрят так. По их мнению (см. консультацию в подкатегории 102.07.20 БЗ, о которой мы говорили выше), такая замена — это уже не техническое обслуживание транспортного средства, а его ремонт (улучшение). Соответственно затраты на приобретение этих шин должны отражаться у предприятия по ремонтным правилам.

То есть сумма осуществленных затрат в пределах 10 % «ремонтного» лимита попадет в налоговые расходы (п. 146.12 НКУ). При этом:

— затраты, попадающие в производственную себестоимость, включаются в налоговые расходы одновременно с признанием дохода от реализации произведенной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг (п. 138.4 НКУ);

— затраты на приобретение шин для автомобиля административного или сбытового назначения включаются в налоговые расходы в периоде их осуществления согласно правилам ведения бух­учета (п. 138.5 НКУ).

Расходы же, превысившие указанный 10 % лимит, увеличат первоначальную стоимость транспортного средства (п. 146.11 НКУ).

 

Отражаем в учете расходы на замену аккумуляторных батарей

 

Выше мы сказали, что замена аккумуляторных батарей не относится к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения транспортных средств. Это установлено п. 3.19 Положения № 102.

С точки зрения налоговиков (см. консультацию в подкатегории 102.07.20 БЗ), замена аккумуляторных батарей, отработавших срок, установленный Нормами № 489, и непригодных к дальнейшей эксплуатации, — это техническое обслуживание автомобиля. Такой же вывод звучал и в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 37, с. 5.

Затраты на замену аккумуляторов в данном случае контролеры позволяют включать в налоговые расходы в том же порядке, что и при замене шин. То есть в зависимости от направления использования автомобиля эти затраты относят в состав себестоимости произведенных и реализованных товаров, работ, услуг (стр. 05.1 декларации), административных расходов (стр. 06.1 декларации), расходов на сбыт (стр. 06.2 декларации) либо прочих расходов (стр. 06.4 декларации).

Полная аналогия здесь и в части НДС — при использовании транспортного средства в налого­облагаемых операциях в рамках хоздеятельности предприятия право на налоговый кредит на суммы «входного» НДС по такой операции ему обеспечено.

В бухгалтерском учете затраты на замену аккумуляторов также относят к расходам в зависимости от направления использования автомобиля. То есть установку аккумулятора на автомобиль отражают записью: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 207.

Пример 4.5. Аккумуляторная батарея на автомобиле предприятия отработала установленный срок, и ее рабочее состояние достигло допустимого предела. Для ее замены приобретена новая аккумуляторная батарея стоимостью 960,00 грн. (в том числе НДС 20 % — 160,00 грн.). Данный автомобиль использует администрация предприятия.

В налоговом и бухгалтерском учете эту операцию отражают так (см. табл. 4.7 на с. 69):

Таблица 4.7. Порядок учета замены аккумуляторной батареи

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Перечислена поставщику предоплата за аккумуляторную батарею

371

311

960,00

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе предоплаты (при наличии налоговой накладной)

641/НДС

644

160,00

3

Получена от поставщика аккумуляторная батарея

207

631

800,00

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при оприходовании аккумуляторной батареи

644

631

160,00

5

Отражен зачет задолженностей

631

371

960,00

6

Передана со склада аккумуляторная батарея для установки на автомобиль вместо отработанной

92

207

800,00

800,00

7

Отнесены на финансовый результат расходы на замену аккумуляторной батареи

791

92

800,00

 

выводы

  • Чтобы разграничить понятия «ремонт» и «техническое обслуживание» в отношении автомобиля, используют его «родную» эксплуатационную документацию и Положение № 102.

  • Затраты на техобслуживание автомобиля предприятие включает в налоговые и бухгалтерские расходы в зависимости от направления использования транспортного средства.

  • Расходы на ремонт/улучшение автомобиля субъект хозяйствования отражает в своем налоговом учете, ориентируясь на 10 % «ремонтный» лимит.

  • С учетной точки зрения, установка на автомобиль ГБО, навигатора, парктроника, автосигнализации, автомагнитолы выглядит как улучшение транспортного средства.

  • Сезонную замену шин, а также замену шин в межсезонье, если они выработали свой ресурс, относят к техническому обслуживанию автомобиля.

  • Замену шин с дефектами, которые не выработали установленный ресурс, контролеры рассматривают как ремонт (улучшение) транспортного средства.

техобслуживание, ремонт, улучшение, автомобиль добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье