16.07.2015

Сельхозуслуги: признание их спецрежимными

Сельхозпредприятие предоставляет услуги по обработке земли другим предприятиям. Распространяется ли на такие услуги спецрежим обложения НДС?

Претензии контролеров в «сельхозуслужном» вопросе обычно связаны со статусом получателей. В консультации ГФСУ (подкатегория 101.24 БЗ) сделан следующий вывод. Объемы поставки услуг, предоставленных другим субъектам хозяйствования, которые не относятся к сельхозтоваропроизводителям и/или не являются физическими лицами, субъект спецрежима отражает в декларации по НДС по расчетам с бюджетом.

Такой вывод основывается на нормах п.п. «в» п.п. 209.15.2 НКУ и приводит в конечном счете к общей декларации. Смотрите, что выходит: предоставление услуг с использованием сельхозтехники, кроме предоставления ее в финансовую аренду (лизинг), НЕсельхозтоваропроизводителям (юрлицам) и/или НЕфизическим лицам → НЕсельхоздеятельность, а отсюда → НЕспецрежим → НЕспецдекларация.

Но позиция налоговиков не безусловна. Дело в том, что под понятие сельхозтоваропроизводителя налоговики притягивают понятие сельхозпредприятия согласно п. 209.6 НКУ. Как мы понимаем, это вынужденно, поскольку п.п. 14.1.235 НКУ понятие сельхозтоваропроизводителя дано для гл. 1 разд. XIV НКУ. То есть только для целей обложения по единому налогу (ЕН).

Следствием такой подмены, к сожалению, является сужение сферы спецрежима. Выходит, что юридические лица — получатели услуг должны соответствовать всем критериям признания их сельхозпредприятиями. В том числе и соблюдение ими так называемой сельхоздоли не менее 75 %, причем определенной по НДС, а не по ЕН-правилам (они, как известно, разные).

Позиция налоговиков, по нашему мнению, небезгрешна, впрочем, с ней трудно бороться. Безопаснее заручиться подтверждающими документами от получателей сельхозуслуг.