12.03.2015

Налоговые форс-мажоры в зоне АТО, или Торгово-промышленная… фискальная служба?

«Достойно ль
смириться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье»…
(У. Шекспир. «Гамлет»)

Несмотря на размытость самого понятия «зона проведения АТО», для тех предприятий, которые в нее попали, все, к сожалению, ясно… Понятно, что каждое такое предприятие «несчастно по-своему»… Поэтому каждое предприятие решает за себя, позволяют ли ему нынешние обстоятельства продолжать работу и главное — сохранить работников, — или настал «алес капут». На языке фискалов этот вопрос звучит так: продолжают ли у налогоплательщика возникать объекты налогообложения? В любом случае ни о ком они не забудут просто так… Как же быть?

Первое. Из чего складываются налоговые обязанности обычного предприятия? Ответ очевиден: свое­временно подавай налоговую отчетность и полной мерой уплачивай налоги — и будешь лучшим! ☺

Второе. Если у любого предприятия — плательщика налогов ввиду воздействия на него обстоятельств непреодолимой силы (т. е. форс-мажора) возникают проблемы то ли с подачей вовремя налоговых деклараций, то ли со своевременной уплатой (или уплатой вообще) своих налоговых обязательств — даже перешедших в статус налогового долга, — то законодательство позволяет ему:

(1) отсрочить подачу налоговых деклараций;

(2) отсрочить (рассрочить) уплату налоговых обязательств (налогового долга);

(3) списать налоговый долг как безнадежный.

Подробнейшее изложение алгоритмов действий предприятия для достижения целей (1) — (3) вы уже имеете в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 100, с. 5. Заметим, что этими алгоритмами может воспользоваться любое предприятие, подвергшееся действию форс-мажора, а не только предприятия из зоны АТО, которым адресована статья. Отличие лишь в том, что в отношении других предприятий не действуют послабления в части получения форс-мажорного сертификата Торгово-промышленной палаты (ТПП). Хотя сам такой сертификат ТПП для них тоже обязателен.

С момента той публикации воды хоть немного, но таки утекло. Поговорим об этом.

Конкретика периода и территории зоны АТО

Напомним, что упомянутые послабления для предприятий из зоны АТО установлены ст. 10 Закона № 1669.

С определением периода, когда такими послаблениями можно воспользоваться, все ясно: начиная с 14.04.2014 г. и заканчивая датой завершения АТО плюс еще полгода.

А вот с привязкой к территории проведения АТО конкретного предприятия ситуация сложная. Проблема в том, что действие утвержденного* было перечня населенных пунктов, относящихся к зоне проведения АТО, вскоре было остановлено**. Однако еще позже — постановлением окружного административного суда г. Киева от 09.02.2015 г. № 826/18330/14 — второе распоряжение КМУ было признано недействующим (см. сноску на с. 5). Так или иначе, но оперативную информацию об этом можно получить непосредственно в штабе АТО (см. об этом на с. 22).

* Распоряжение КМУ от 30.10.2014 г. № 1053-р.

** Распоряжение КМУ от 05.11.2014 г. № 1079-р.

Тем не менее такие сертификаты ТПП Украины таки выдает. «Ибо всякий просящий получает»…

Никто не хотел подавать…

Любому плательщику налогов понятна узловая роль факта подачи налоговой декларации в цепочке: подача декларации — согласование налогового обязательства — уплата налога… ☹

Так вот. Плательщикам из зоны АТО полезно обратить внимание на важную новогоднюю новацию НКУ — изменение редакции п. 49.2 НКУ. Теперь плательщик обязан подавать налоговую декларацию только за тот отчетный период,

в котором возникают объекты налогообложения, или в случае наличия показателей, которые подлежат декларированию

Другими словами, налоговые декларации «с прочерками» подавать уже никто не должен. Кроме НДС-декларации: в подкатегории 101.22 БЗ фискалы разрешают не подавать ее при соблюдении двух условий: 1) плательщик не проводил хоздеятельность в отчетном (налоговом) периоде; 2) отсутствуют подлежащие декларированию показатели, например, «отрицательные значения» прошлых отчетных периодов. В общем, если у всех плательщиков без пустых бумажек просто стало меньше хлопот, то предприятия из зоны АТО это еще и избавило от дополнительной головной боли из-за необходимости оформления отсрочки. Уже легче… ☺

Если же у вас обязанность подавать налоговые декларации осталась, но с этим существуют объективные форс-мажорные проблемы, то возможностью такой отсрочки пренебрегать не стоит.

Еще раз советуем обратиться к «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 100, с. 5. Тем более, что письмо ГФСУ от 07.07.2014 г. № 16042/7/99-99-19-03-02-17 демонстрирует полную готовность этой службы пойти вам навстречу.

Что тут главное?

Во-первых: собственно проведение АТО — это, конечно, форс-мажорное обстоятельство, но для получения отсрочки (которую выше мы обозначили (1), а также для (2) и (3) тоже) вам придется доказать, что именно для вашего предприятия это обстоятельство создало непреодолимые препятствия в выполнении его конкретных налоговых обязанностей.

Во-вторых: обязательным документом в известной процедуре получения (1) — (3) служит форс-мажорный сертификат ТПП. И хотя в отношении предприятий из зоны АТО сделаны определенные послабления, это не значит, что он выдается «за красивые глаза». Обращаем ваше внимание на письмо ГФСУ от 27.10.2014 г. № 5694/6/99-99-26-01-15 (ср. ), адресованное именно ТПП и формально посвященное выдаче сертификата в процедуре (3), но касающееся, скорее всего, и (1) с (2). В нем фискалы строго инструктируют ТПП, какие документы нужно истребовать от просителя сертификата для подтверждения фактического влияния на него форс-мажорных обстоятельств, а там — от подтверждающих документов провайдера о «полном падении» (у вас) интернета и энергетиков об аварийном отсутствии (у вас) электроснабжения до копии сообщения «Укрпочты» об отсутствии (у вас*) почтовой связи и подписанного представителем ГСЧС протокола инвентаризационной комиссии об уничтожении (вашего) имущества… ☹ Плюс угрожают ТПП за неправомерную выдачу сертификата… Разумеется, все это вам не на руку.

* Извините за повторы — это не издевка, а акцент на «индивидуальном» действии форс-мажора.

В-третьих: форс-мажорный сертификат ТПП не бессрочный, и в упомянутом письме как раз сделан акцент на указании в нем конкретного периода действия непреодолимой силы в отношении конкретного предприятия. Понятно, что такой сертификат работает только «назад», поэтому, чтобы не морочить голову с его получением несколько раз, видимо, имеет смысл в течение действия на ваше предприятие обстоятельств непреодолимой силы (из-за АТО), препятствующих выполнению вами обязанностей налогоплательщика, накапливать документальные подтверждения этого. А потом обратиться к ТПП за форс-мажорным сертификатом. При этом дата выдачи такого сертификата будет датой окончания подтвержденного этим сертификатом срока действия форс-мажора.

В-четвертых: «потом» — это касается только (1). Поскольку с заявлением о продлении предельных сроков подачи налоговых деклараций (а по сути — отсрочки) согласно п. 8.1 Порядка № 1044** вы можете обратиться к фискалам в течение 30 календарных дней, следующих за днем прекращения действия на ваше предприятие обстоятельств непреодолимой силы. Внимание: не днем завершения АТО, а именно днем прекращения действия вашего конкретного форс-мажора!

** Порядок применения норм пунктов 102.6 — 102.7 статьи 102 Налогового кодекса Украины, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1044.

Разумеется, если уж наступил «полный аллес», то откладывать получение сертификата уже нет смысла. ☹

Понятно, что если новые декларации вы подавать не будете, то и согласовывать новые налоговые обязательства — тоже. Поэтому необходимости в (2) и (3) — во всяком случае в отношении новых налоговых обязательств — у вас тоже не возникнет.

Но, как известно, «жизнь кончается не завтра»… И началась она не вчера.

Вольному — воля, прощенному — рай

Вопросам списания безнадежного налогового долга посвящено письмо ГФСУ от 01.07.2014 г. № 15472/7/99-99-25-01-17, близкая к нему по содержанию консультация в подкатегории 138.07 БЗ, а также упомянутое письмо ГФСУ от 27.10.2014 г. № 5694/6/99-26-01-15.

Если ситуация реально безвыходная, обязательно проштудируйте это последнее письмо. Потому что вам придется доказывать придирчивой ТПП по каждой предназначенной вами к списанию сумме всю ее предысторию: от момента подачи декларации и согласования налогового обязательства — через статус налогового долга — вплоть до чрезвычайного и неотвратимого момента лишения вашего предприятия любых возможностей для погашения последнего. Доказывать с документами в руках. Ситуация дополнительно усложняется из-за отсутствия у ТПП опыта налогового администрирования. Смотрите: ТПП обязана самостоятельно (а не путем запроса фискалам) разбираться во всех ваших смертных грехах… Понятно, что кровушки они попьют… ☹

Конечно же, приговаривая сакраментальное: «лишь бы не было войны!»…

Но игра стоит потраченных нервов…

выводы

  • Налоговые декларации «с прочерками» подавать уже не нужно — кроме деклараций по НДС, которые можно не подавать при соблюдении двух условий: 1) плательщик не проводил хоздеятельность в отчетном (налоговом) периоде; 2) отсутствуют подлежащие декларированию показатели, например, «отрицательные значения» прошлых отчетных периодов.

  • Для получения от налоговиков отсрочки нужно доказать, что именно для вашего предприятия это обстоятельство создало непреодолимые препятствия в выполнении его конкретных налоговых обязанностей.

  • Форс-мажорный сертификат ТПП не бессрочный, в нем должен быть указан конкретный период действия непреодолимой силы в отношении конкретного предприятия.

  • С заявлением о продлении предельных сроков подачи налоговых деклараций вы можете обратиться к фискалам в течение 30 календарных дней, следующих за днем прекращения действия на ваше предприятие обстоятельств непреодолимой силы. Не днем завершения АТО, а именно днем прекращения действия вашего конкретного форс-мажора.