* И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев».
Начнем с главного. Поскольку оба контрагента расположены на территории Украины, то их правоотношения регулируются украинским законодательством. Точка.
Известно, что договор — это сделка в результате договоренности как правило двух сторон (ст. 626 ГКУ). Поскольку мы говорим о юридических лицах, договор порождает взаимные хозяйственно-договорные обязательства (ч. 1 ст. 179 ХКУ) и по общему правилу составляется в письменной форме (п. 1 ч. 1 ст. 208 ГКУ, кстати, ч. 7 ст. 179 ХКУ относительно правил заключения хоздоговоров отсылает тоже к ГКУ).
Заметим, что понятие «обязательство» (см. ч. 1 ст. 509 ГКУ) в этом смысле отличается от понятия «дебиторская задолженность»**. Вот смотрите. Например, вы заключили договор на покупку без предоплаты комплектующих для выпуска вашим предприятием изделия, а контрагент поставку так и не выполнил. Дебиторки по нему у вас в балансе ни-ни, а проваленный вами заказ на поставку изделия и санкции со стороны вашего заказчика — да-да… ☹ Так вот. Если такой договор был составлен верно, то его нарушитель может ответить перед вами своими деньгами, чем подсластит горечь от примененных вашим заказчиком санкций к вам…
** Об этом мы писали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 35-36, на с. 28.
В общем, конечно же договор обязателен для его выполнения сторонами (ст. 629 ГКУ, ч. 1 ст. 193 ХКУ).
И если все нормально, то договор завершается, а порожденные им обязательства прекращаются их должным выполнением (ч. 1 ст. 599 ГКУ, ч. 1 ст. 202 и ч. 1 ст. 203 ХКУ). Здесь все ясно, и возвращаться к этой ситуации не будем.
Если же одна из сторон свое обязательство по договору выполнить не может, то из этой проблемной для обеих сторон ситуации есть несколько вариантов выхода. Кстати говоря, юридическую сторону этого вопроса вы узнали из подробного материала в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 28, с. 29. Но давайте разбираться.
Если кто-то не смог…
Итак, сосредоточимся на ситуации, когда одна из сторон хоздоговора не может выполнить свои обязательства по нему.
В принципе, закон допускает прекращение обязательства в случае невозможности его выполнения (ст. 607 ГКУ, ст. 205 ХКУ).
Вообще-то все тонкости прекращения обязательств регулируются гл. 50 ГКУ, к которой также отсылает ч. 3 ст. 202 ХКУ.
Разговор о прекращении обязательств по договору хочется начать с самого лояльного к обязанной стороне варианта. Этот вариант подойдет вам, если прекращение обязательств — скажем прямо, вследствие расторжения хоздоговора — не грозит вам серьезными потерями (и в частности — финансовыми). Или размер потерь позволяет на них наплевать… ☺ Согласно ч. 1 ст. 604 ГКУ (ч. 1 ст. 202 ХКУ) обязательства могут быть прекращены по договоренности сторон. Фактически имеет место отказ от сделки, предусмотренный ч. 2 ст. 214 ГКУ (единственное— что, ч. 3 этой же статьи требует оформлять отказ в такой же форме, как и саму сделку — т. е. в виде письменного соглашения).
Формально же (поскольку мы говорим об уже заключенном договоре) подобный отказ превращается в расторжение договора (подробно о расторжении договоров с точки зрения должника по договору вы читали в «кризисном» «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 35-36, с. 24).
Договор расторгается согласно ч. 1 ст. 651 ГКУ. Интересно, но что касается оформления такого расторжения, то ч. 1 ст. 654 ГКУ разрешает отступить от той формы, в которой был заключен исходный договор, если в нем самом такой другой вариант оформления был предусмотрен. Но это, конечно, вряд ли… Процедура расторжения хоздоговоров довольно подробно описана в ст. 188 ХКУ, но для вас важно вот что (ч. 2 ст. 653 ГКУ):
В случае расторжения договора обязанности сторон прекращаются
Обязаны заметить, что если вы не любите ждать и догонять, то независимо от размера обязанностей вашего контрагента вы, конечно же, вправе прекратить обязательство (читай: мучения) своего должника освобождением (прощением) его долга согласно ч. 1 ст. 605 ГКУ… ☺ С самыми неприятными для вас налоговыми последствиями в части НДС— как будто сделали контрагенту подарок …
Про долг мы заговорили не случайно: ведь сюда могут быть включены не только суммы дебиторской задолженности вашего контрагента (т. е. суммы вашей предоплаты или предпоставки в его адрес), но еще и санкции за невыполнение им обязательства по этому договору. Впрочем, сначала давайте договорим о расторжении договора.
И прежде всего заметим, что если договор (или закон — см. ч. 2 ст. 598 ГКУ) прямо допускает отказ от выполнения обязательства по нему одной из сторон, то ч. 3 ст. 651 ГКУ дает такой стороне карт-бланш на его расторжение.
При этом по общему правилу (следует из ч. 1 ст. 651 ГКУ, а также прямо сказано в ч. 7 ст. 193 ХКУ) односторонний отказ от своих обязанностей невозможен, а расторжение договора в одностороннем порядке — кроме случаев, предусмотренных законом или самим договором, — не допускается (ч. 1 ст. 188 ХКУ). Точнее говоря, по инициативе одной из сторон (если другая не согласна) договор таки может быть расторгнут (ч. 2 ст. 651 ГКУ, ч. 4 ст. 188 ХКУ) — но только судом! Понятно, что по этому поводу в суд если кто и пойдет, то только обязанная сторона договора. Например, чтобы, во-первых, прекратить свое обязательство на основании ч. 2 ст. 653 ГКУ, и во-вторых — избежать санкций и/или возврата (на основании ч. 4 ст. 653 ГКУ) вам всего того, что вы передали той стороне в рамках своих обязанностей по договору до момента его расторжения… ☹
За что боролись, на то и напоролись…
Вроде бы стороны договора равны. Но одна таки «ровнее»… ☹ Раньше мы уже привели пример с покупателем комплектующих — согласитесь, что он рискует больше продавца. Смотрите: тот, кто выполняет свою обязанность по договору первым (предоплата, предпоставка), всегда рискует больше. Общеизвестен старый финт бухгалтерии поставщика, которая не выдавала покупателю налоговую накладную, пока от того не поступала оплата. ☹ Подобные действия, конечно же, незаконны, но закон дает сторонам хоздоговоров и вполне легальные возможности уменьшить свои риски от невыполнения другой стороной ее обязанностей в рамках таких договоров. Это называется обеспечением выполнения хозяйственных обязанностей и регулируется ст. 199 ХКУ, отсылающей к ст. 546 — 548 ГКУ (читайте подробности в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 35-36, с. 24).
Идея в том, что виновная сторона теряет в пользу другой (пострадавшей) стороны некие оговоренные ценности или — чаще всего — выплачивает ей некие суммы. Кстати, согласно ч. 3 ст. 193 ХКУ применение таких санкций к виновной стороне не освобождает ее от выполнения собственно обязанностей по договору!
Так вот, если сторона, виновная в невыполнении своего обязательства по договору, докажет, что это обусловлено влиянием на нее обстоятельств непреодолимой силы, то на основании ч. 1 ст. 617 ГКУ (ч. 2 ст. 218 ХКУ) она может быть освобождена от ответственности перед другой стороной за такое нарушение договора. Признаки события непреодолимой силы (чрезвычайность и неотвратимость) определены в п. 1 ч. 1 ст. 263 ГКУ, и, несмотря на споры теоретиков, в народе все такие события называются попросту — форс-мажор. Кстати, юристы-практики настоятельно рекомендуют четко прописывать в хоздоговоре такие три момента:
1) конкретный перечень событий и обстоятельств, которые считаются форс-мажорными и освобождают от ответственности за невыполнение обязанностей (ч. 4 ст. 219 ХКУ);
2) процедуры применения такого освобождения;
3) документы, признаваемые сторонами в качестве подтверждения действия конкретных событий в отношении виновной стороны и их прямую связь с невозможностью выполнения ею обязанностей.
А поскольку мы говорим о виновном контрагенте из зоны АТО, то
сам факт нахождения в зоне АТО не является бесспорным подтверждением форс-мажора: должны быть подтверждены конкретные события, непредсказуемо и непреодолимо помешавшие выполнению его конкретных обязательств
Скорее всего, эти обстоятельства рассмотрит суд… ☹ Главное: если даже суд освободит нарушителя от санкций, то это не значит, что тот автоматически будет освобожден от выполнения обязательств по договору! Если же ваш контрагент из зоны АТО докажет, что из-за форс-мажора он вообще не может выполнить свои обязательства по договору, то суд, вероятно, найдет основания для расторжения последнего согласно ст. 652 ГКУ.
Форс-мажор с печатью
Напомним, что для субъектов из зоны АТО процедура получения сертификата Торгово-промышленной палаты (далее — ТПП) как документа, подтверждающего форс-мажор, упрощена благодаря ст. 10 Закона № 1669. При этом в соответствии с п.п. «б» п.п. 2 п. 4 ст. 11 этого Закона был дополнен новой статьей 141 Закон № 671. В этой статье конкретизированы сроки (7 дней) выдачи сертификата и льготы для субъектов малого предпринимательства (бесплатно), а главное — четко прописан весь перечень форс-мажорных обстоятельств. Кстати, при заключении конкретного договора вы можете выйти за этот перечень!
Все подробности подтверждения АТО-форс-мажора вы уже читали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 88 на с. 15. Единственное серьезное отличие: с тех пор вышло важное письмо ТПП от 09.01.2015 г. № 106/05-5.4, в котором наряду с подробным описанием процедуры и тарифами на выдачу сертификата, прямо указано:
Информацию относительно контролируемой территории силами АТО ежедневно предоставляет штаб АТО
Это важно потому, что позволяет установить факт отнесения к зоне АТО конкретного населенного пункта, в котором расположен ваш контрагент.
И последнее. Очевидно, что рано или поздно вам таки придется обратиться к вопросам учета дебиторской задолженности. Так вот, что касается бухучета, то тут для вас нет ничего нового: П(С)БУ 10 — ваш старый знакомый. ☺ А вот с налоговым учетом дело сложнее. В связи с изменением редакции разд. ІІІ НКУ вам придется разобраться как с новыми, так и с «переходными» нормами (п. 17 подр. 4 разд. ХХ НКУ), но это — предмет отдельного разговора, и к этой теме мы еще обратимся в последующих номерах издания…
Закончим словами неизвестного юриста: «Если вы решили заниматься бизнесом, то вам хоть кому-то придется доверять»…
выводы
-
Закон допускает прекращение обязательства в случае невозможности его выполнения.
-
Обязательства по хоздоговору могут быть прекращены по договоренности сторон. В случае расторжения договора обязанности сторон прекращаются.
-
Если сторона, виновная в невыполнении своего обязательства по договору, докажет, что это обусловлено влиянием на нее обстоятельств непреодолимой силы, то она может быть освобождена от ответственности перед другой стороной за такое нарушение договора. Но она не освобождается автоматически от своих обязательств по нему.
-
Сам факт нахождения в зоне АТО не является бесспорным подтверждением форс-мажора: должны быть подтверждены конкретные события, непредсказуемо и непреодолимо помешавшие выполнению конкретных обязательств должника.